г. Краснодар |
|
17 июля 2023 г. |
Дело N А63-10268/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Тамахина А.В., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фесенко А.Г., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем веб-конференции и видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (ИНН 2636803134, ОГРН 1112651035463) - Учайкиной Б.А. (доверенность от 27.06.2023); от ответчика - товарищества собственников жилья "Согласие" (ИНН 2635080517, ОГРН 1052600351396) - председателя Семеновой Т.Л. (выписка из ЕГРЮЛ), Семеновой К.С. (доверенность от 10.11.2022), рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Согласие" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2023 по делу N А63-10268/2022, установил следующее.
ООО "Эко-Сити" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ТСЖ "Согласие" (далее - товарищество) о взыскании 600 818 рублей задолженности за оказанные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с 01.01.2018 по 30.01.2022 и 155 296 рублей 84 копейки неустойки с 13.01.2021 по 31.03.2022.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.09.2022 иск удовлетворен частично: с товарищества в пользу общества взыскано 600 818 рублей задолженности за оказание услуг с 01.01.2018 по 30.01.2022 и 130 760 рублей неустойки с 13.01.2021 по 31.03.2022. В остальной части иска отказано. Распределены расходы по уплате государственной пошлины.
Определением от 23.11.2022 суд апелляционной инстанции в порядке части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением апелляционного суда от 27.03.2023 (с учетом определения от 27.03.2023 об исправлении описок) решение от 16.09.2022 отменено. Исковые требования удовлетворены частично: с товарищества в пользу общества взыскано 420 398 рублей задолженности за оказанные услуги с 27.06.2019 по 30.04.2022 и 107 444 рубля 03 копейки неустойки с 13.01.2021 по 31.03.2022. В остальной части иска отказано. Распределены расходы по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить постановление апелляционного суда и принять по делу новый судебный акт, которым уменьшить размер задолженности, во взыскании неустойки отказать. Податель жалобы указывает, что в спорный период общество не направляло в адрес товарищества счета на оплату и акты об оказании услуг, поэтому ответчик не имел возможности принять оказанные услуги, отразить их в бухгалтерском учете и произвести платежи. Поскольку счета на оплату не выставлялись, то требование о взыскании пеней необоснованно и не подлежит удовлетворению. Информация о количестве собственников, переданная товариществом в феврале 2018 года, не может использоваться для расчетов за оказанные услуги как достоверный источник количества проживающих в течение всего спорного периода. Поскольку с 17.04.2018 приказом МВД России от 31.12.2017 N 984 отменены поквартирные карточки и домовые (поквартирные) книги, постольку товарищество в течение всего спорного периода не располагало и не могло располагать сведениями о количестве проживающих лиц в многоквартирном доме (далее - МКД). В мае 2022 года истец перешел на прямые договоры с собственниками помещений МКД, а в июне 2022 года выставил собственникам квартир квитанции за вывоз ТКО за май 2022 года из расчета 3 человека на каждую квартиру. По требованию суда товарищество произвело контррасчет задолженности исходя из объема контейнеров, расположенных возле МКД, количества вывозов ТКО, подтвержденных данными общества, согласно которому размер задолженности с 01.06.2019 по 30.04.2022 составил 207 980 рублей 76 копеек.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклонило доводы жалобы, ссылаясь на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители товарищества поддержали доводы кассационной жалобы, просили отменить постановление апелляционного суда и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить постановление апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО от 02.06.2017, заключенного обществом и министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, общество с 01.01.2018 приняло выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО на территории Апанасенковского, Грачевского, Красногвардейского, Труновского, Туркменского, Шпаковского муниципальных районов Ставропольского края, Изобильненского, Ипатовского, Новоалександровского, Петровского городских округов, а также города Ставрополя Ставропольского края.
Товарищество осуществляет управление МКД по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, д. 9 А, который находится в зоне обслуживания общества.
Общество во исполнение принятых на себя обязательств с 01.01.2018 по 30.04.2022 оказало товариществу услуги по вывозу ТКО на сумму 600 818 рублей.
Неоплата указанной задолженности явилась основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 195, 196, 199, 200, 309, 310, 330, 432, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" и, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом с учетом заявления товарищества о пропуске истцом срока исковой давности суд взыскал 420 398 рублей задолженности за оказание услуг с 27.06.2019 по 30.04.2022 и 107 444 рубля 03 копейки неустойки с 13.01.2021 по 31.03.2022.
Суд исходил из того, что отсутствие между сторонами заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО не освобождает товарищество от оплаты оказанных обществом услуг.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным.
Согласно пункту 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) Правил N 1156.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Общество разместило типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://ecocity26.ru).
Факт оказания услуг по вывозу ТКО подтвержден сведениями системы ГЛОНАСС с информацией о вывозах по геозоне и маршрутным журналом и товариществом не оспорен.
Заявитель в кассационной жалобе приводит контррасчет задолженности исходя из объема контейнеров, расположенных возле МКД, количества вывозов ТКО, подтвержденных данными общества, согласно которому размер задолженности с 01.06.2019 по 30.04.2022 составил 207 980 рублей 76 копеек.
Ознакомившись с контррасчетом товарищества, суд кассационной инстанции считает его подлежащим отклонению с учетом следующего.
Согласно пункту 148 (28) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору в порядке, определенном Законом N 89-ФЗ. При расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, оказываемую региональным оператором исполнителю, в целях предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям, применяются тарифы (цены) регионального оператора, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Правилами N 354 утверждены формулы расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148 (30) Правил по формуле 9(1).
В соответствии с пунктом 148 (34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148 (36) Правил N 354).
Нормативы накопления ТКО для категории "Многоквартирные жилые дома г. Ставрополь" утвержден приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 N 347 в редакции приказа от 29.08.2018 N 237 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края" и составляет 2,5 куб. м на расчетную единицу (1 проживающего).
Таким образом, апелляционный суд правомерно указал, что плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО должна начисляться исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО.
Из материалов дела видно, что для применения расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО истец руководствовался постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 19.12.2017 N 63 "Об установлении ООО "Эко-Сити" предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2018 год", постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 05.12.2018 N 54/3 "Об установлении ООО "Эко-Сити" предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 - 2021 годы".
Поскольку Региональной тарифной комиссией установлен предельный тариф, то региональный оператор приказом от 28.12.2017 N 87-од установлен тариф, включая НДС 18 %, в размере 480 рублей за 1 куб. м (действие тарифа с 01.01.2018 по 31.07.2018).
Приказом от 20.07.2018 N 2007/1-од установлен тариф, включая НДС 18 %, в размере 480 рублей за 1 куб. м включая НДС (действие тарифа с 01.01.2018 по 31.07.2018).
Приказом от 20.12.2018 N 2012/1-од установлен тариф, включая НДС 20 %, в размере 528 рублей за 1 куб. м (действие тарифа с 01.01.2019 по 31.03.2019).
Приказом от 29.03.2019 N 2903/1-од установлен тариф, включая НДС 20 %, в размере 528 рублей за 1 куб. м (действие тарифа с 01.04.2019 по 31.12.2019).
Приказами от 30.12.2019 N 3012/1-од и 25.03.2020 N 2503/1-од установлен тариф в размере 596 рублей 64 копейки за 1 куб. м (действие тарифа с 01.01.2020 по 31.12.2020); налог на добавленную стоимость не начисляется.
Приказом от 30.12.2020 N 3012/2-од установлен тариф в размере 654 рубля 73 копейки за 1 куб. м (действие тарифа с 01.01.2021 по 31.12.2021); налог на добавленную стоимость не начисляется.
Приказом от 14.12.2021 N 1412/1-од установлен тариф в размере 654 рубля 73 копейки за 1 куб. м (действие тарифа с 01.01.2022); налог на добавленную стоимость не начисляется.
Представленный истцом расчет задолженности проверен судом апелляционной инстанции и признан арифметически и методологически верным в пределах срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком; размер платы рассчитан истцом в соответствии с утвержденными нормативами и тарифами.
Ссылка товарищества на необходимость расчета исходя из объема контейнеров, расположенных возле МКД, и количества вывозов ТКО, подлежит отклонению, поскольку ответчик не доказал согласование сторонами такого способа расчета, договор, предусматривающий данный способ определения объема ТКО ответчиком в материалы дела не представлен.
При этом в соответствии с абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно (на основании объема вывезенных контейнеров).
Вместе с тем ответчик не обосновал наличие правовых оснований для расчета в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354.
Аргумент заявителя жалобы о том, что информация о количестве собственников, переданная товариществом в феврале 2018 года, не может использоваться для расчетов за оказанные услуги, как достоверный источник количества проживающих в течение всего спорного периода, подлежит отклонению, поскольку товарищество в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательства, подтверждающие иное количество проживающих в МКД в спорный период.
Кроме того, количество проживающих потребителей (97) взято истцом из заявки товарищества. В судебном заседании кассационной инстанции представители товарищества пояснили, что указанные сведения предоставлены на основании количества собственников жилых и нежилых помещений в МКД, что не противоречит пункту 148 (36) Правил N 354, согласно которому при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Поэтому доводы ответчика об отсутствии достоверного источника количества проживающих в МКД в спорный период граждан и отсутствии у товарищества обязанности с 17.04.2018 вести поквартирные карточки и домовые (поквартирные) книги подлежит отклонению судом округа.
Ссылка товарищества на необоснованное начисление пеней ввиду того, что обществом не выставлялись счета на оплату, является несостоятельной, так как основанием возникновения обязательства по оплате является факт оказания услуг, а не факт направления счетов.
Доводы жалобы заявителя сводятся, по сути, к иной оценке доказательств, представленных в материалы дела, однако такими полномочиями суд кассационной инстанции не наделен (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Основания для отмены или изменения постановления апелляционного суда по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2023 по делу N А63-10268/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Тамахин |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Аргумент заявителя жалобы о том, что информация о количестве собственников, переданная товариществом в феврале 2018 года, не может использоваться для расчетов за оказанные услуги, как достоверный источник количества проживающих в течение всего спорного периода, подлежит отклонению, поскольку товарищество в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательства, подтверждающие иное количество проживающих в МКД в спорный период.
Кроме того, количество проживающих потребителей (97) взято истцом из заявки товарищества. В судебном заседании кассационной инстанции представители товарищества пояснили, что указанные сведения предоставлены на основании количества собственников жилых и нежилых помещений в МКД, что не противоречит пункту 148 (36) Правил N 354, согласно которому при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Поэтому доводы ответчика об отсутствии достоверного источника количества проживающих в МКД в спорный период граждан и отсутствии у товарищества обязанности с 17.04.2018 вести поквартирные карточки и домовые (поквартирные) книги подлежит отклонению судом округа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июля 2023 г. N Ф08-6431/23 по делу N А63-10268/2022