г. Ессентуки |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А63-10268/202227 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27.03.2023 года.
Судья Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда Сулейманов З.М., при ведении протокола судебного заседания Наниковым Д.А., при участии в судебном заседании представителей товарищества собственников жилья "Согласие" Семеновой Т.Л. (председатель), Семеновой К.С. (доверенность от 10.11.2022), представителя общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" Учайкиной Б.А. (доверенность от 04.07.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, дело N А63-10268/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити", ОГРН 1112651035463, ИНН 2636803134, х. Нижнерусский, Шпаковского района, Ставропольского края к Товариществу собственников жилья "Согласие", ОГРН 1052600351396, ИНН 2635080517, г. Ставрополь о взыскании 600 818 руб. задолженности за оказание услуг за период с 01.01.2018 по 30.01.2022, 155 296 руб. 84 коп. неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Согласие" (далее - ответчик, товарищество) о взыскании 600 818 руб. задолженности за оказание услуг за период с 01.01.2018 по 30.01.2022, 155 296 руб. 84 коп. неустойки.
Определением суда от 28.06.2022 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства без вызова сторон согласно статье 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.09.2022 (оформленным резолютивной частью) исковые требования удовлетворены частично. Суд пришел к выводу, что факт оказания услуг по вывозу ТКО подтвержден сведениями системы ГЛОНАСС. Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, ответчиком не представлено. В связи с просрочкой исполнения обязательства к ответчику применена ответственность в виде взыскания неустойки.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, товарищество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить. Апеллянт указывает, что суд первой инстанции надлежащим образом не известил товарищество о времени и месте судебного заседания, тем самым лишил общество права на участие в судебном заседании.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением от 23.11.2022 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 121 и части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания путем направления копии судебного акта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее, чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При применении указанных положений следует исходить из того, что арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 28.06.2022 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства без вызова сторон согласно статье 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, первым судебным актом в настоящем деле является определение суда от 28.06.2022.
Вместе с тем, доказательств извещения ответчика о месте, дате, времени рассмотрения спора в суде первой инстанции в материалы дела не представлено.
В материалах дела имеется почтовое уведомление направленное ответчику по адресу г. Ставрополь, ул. Р. Люксембург д. 59, пом. 526, в то время как согласно выписке из ЕГРЮЛ юридическим адресом товарищества собственников жилья "Согласие" является г. Ставрополь, ул. Тухачевского д. 9 к. "а", данная выписка приложена к исковому заявлению.
Доказательств направления определения суда по юридическому адресу ответчика материалы дела не содержат.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2021 N 302-ЭС21-3164, в силу закрепленного в статье 8 АПК РФ принципа равноправия сторон суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон, должен оказывать содействие в реализации их прав, создавать условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Судопроизводство в Российской Федерации согласно статье 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что предполагает предоставление участвующим в судебном разбирательстве сторонам равных процессуальных возможностей по отстаиванию своих прав и законных интересов без каких-либо изъятий и дискриминации (статья 19, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации). Необходимой гарантией права на судебную защиту и права на справедливое судебное разбирательство - как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации - служит равно предоставляемый сторонам доступ к правосудию, включая реальную возможность довести свою позицию относительно всех аспектов дела до сведения суда (постановления от 14.02.2000 N 2-П, от 17.11.2005 N 11-П, от 06.04.2006 N 3-П, от 25.03.2008 N 6-П и др.).
Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий. На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции на основании 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В отзыве на исковое заявление ответчик просит отказать в удовлетворении иска.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru// в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Эко-Сити" поддержал исковое заявление.
Представитель ТСЖ "Согласие" возражал против удовлетворения искового заявления.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Согласие" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРИП) с присвоением ОГРН 1052600351396 от 15.06.2005.
Товарищество, осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, д. 9 А. Данный объект находятся в зоне обслуживания ООО "Эко-Сити" - регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов с 01.01.2018.
В связи с уклонением от заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов с региональным оператором, ООО "Эко-Сити" на основании типового договора начислило ответчику задолженность по вывозу ТКО за период с 01.01.2018 по 30.04.2022 в размере 600 818 руб.
06.05.2022 общество направило претензию N исх. П000044522 с требованием добровольно исполнить обязательства по оплате долга.
Указанная претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее по тексту - Правила N 1156), установив факт оказания компанией услуг в заявленном объеме, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска.
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьи 309, 310 ГК РФ предусматривают, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. Гражданское законодательство не допускает односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов"), к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые", а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к твердым коммунальным отходам.
Статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", на основании конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ.
На основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 02.06.2017, заключенного между ООО "Эко-Сити" и министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, истец с 01.01.2018 принял на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Апанасенковского, Грачевского, Красногвардейского, Труновского, Туркменского, Шпаковского муниципальных районов, а также Изобильненского, Ипатовского, Новоалександровского, Петровского городских округов и городского округа г. Ставрополь.
В соответствии со статьей 24.9 Закона N 89-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641" (далее - правила N 1156), данные правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
Пункт 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ гласит, что запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В свою очередь, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, в соответствии с законодательством, любой субъект хозяйственной деятельности наделен обязанностью организовать обращение с твердыми коммунальными отходами, вырабатываемыми в результате его хозяйственной деятельности, посредством заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту осуществления хозяйственной деятельности.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае (далее - территориальная схема) утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 01.10.2018 N 425-п "О внесении изменения в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае, утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 22.09.2016 N 408-п".
В настоящее время на территории Ставропольского края действует Региональная программа "Обращение производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае" (далее - региональная программа), утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от 02.11.2017 N 430-п. Территориальная схема и региональная программа устанавливают конкретные конечные места размещения отходов.
Согласно части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 8 (1) правил обращения с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся, в том числе в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах, и на земельных участках, с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку и документы в соответствии с пунктами 8 (5) и 8 (7) правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) и 8 (16) правил.
Пунктом 8 (5) правил определено, что заявка потребителя может направляться региональному оператору, начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) названных правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8 (18) правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Если судом установлено, что потребитель услуг не обращался к региональному оператору с соответствующей заявкой на заключение договора, договор считается заключенным на условиях типового.
Факт оказания услуг по вывозу ТКО может быть подтвержден региональным оператором сведениями системы ГЛОНАСС с информацией о вывозах по геозоне, с учетом требований Закона N 89-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
Следует также иметь в виду, что целью установки системы ГЛОНАСС и мониторинга маршрута движения мусоровоза является не определение объемов перевезенных отходов, а контроль за сдачей отходов конкретно на полигон, а не в несанкционированные места.
Содержание представленных сведений соотносится с содержанием графика вывоза ТКО. Указанные данные позволяют установить, что обязанности, возложенные на регионального оператора, выполнены в отношении потребителя.
Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения.
Невозможен возврат уплаченной абонентской платы в случае не востребования исполнения в соответствующий период, так как данная плата вносится не за услуги непосредственно, а за право их затребовать в необходимом абоненту объеме (пункт 2 статьи 429.4 ГК РФ, пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Согласно части 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждена типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 6 типового договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона об отходах, пунктами 5 и 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Договор ответчиком с истцом не заключен, что не оспаривается сторонами.
Объект ответчика расположен по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, д.9А.
Данный объект находится в зоне обслуживания ООО "Эко-Сити", регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов.
Норматив накопления ТКО для категории "11.1.1. МКД г. Ставрополь" установлен приказами МинЖКХ Ставропольского края N 347 от 26.12.2017, N 237 от 29.08.2018 года в размере 2,5 куб.м. на расчетную единицу (1 проживающего).
Количество расчетных единиц было указано ответчиком в заявке на заключение договора.
Как следует из материалов дела, для применения расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, истец руководствовался Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 19 декабря 2017 г. N 63 "Об установлении ООО "Эко-Сити" предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2018 год", постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края N 54/3 от 05.12.2018 года "Об установлении ООО "Эко-Сити" предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019-2021 годы".
Поскольку Региональной тарифной комиссией был установлен предельный тариф, то региональный оператор приказом 87-од от 28.12.2017 г. установлен тариф включая НДС 18% в размере 480 руб. за 1мз (период действия тарифа с 01.01.2018 по 31.07.2018).
Приказом 2007/1-од от 20.07.2018 г. установлен тариф включая НДС 18 % в размере 480 руб. за 1 мз включая НДС (период действия тарифа с 01.01.2018 по 31.07.2018).
Приказом от 20.12.2018 N 2012/1-од установлен тариф включая НДС 20% в размере 528 руб. за 1мз (период действия тарифа с 01.01.2019 по 31.03.2019).
Приказом N 2903/1-од от 29.03.2019 установлен тариф включая НДС 20 % в размере 528 руб. за 1 м3 (период действия, тарифа с 01.04.2019 г. по 31.12.2019 г.).
Приказами N 3012/1-од от 30.12.2019 г. и N2503/1-од от 25.03.2020 установлен тариф в размере 596,64 руб. за 1м3 (период действия тарифа с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г.). Налог на добавленную стоимость не начисляется.
Приказом N 3012/2-од от 30.12.2020 установлен тариф в размере 654,73 руб. за 1м3 (период действия, тарифа с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г.). Налог на добавленную стоимость не начисляется.
Приказом N 1412/1-од от 14.12.2021 установлен тариф в размере 654,73 руб. за 1м3 (период действия, тарифа с 01.01.2022 ). Налог на добавленную стоимость не начисляется.
Расчет стоимости услуг производится в соответствии с пунктом 148 (38) Правил N 354 согласно которому размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в МКД, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения N 2 к Правилам.
Расчет платы по договору произведен исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов "Домовладения. г. Ставрополь. Многоквартирные жилые дома", установленного приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края N 347 от 26.12.2017 в редакции от 29.08.2018 N 237 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края".
Судом установлено, что 17.08.2021 апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции по делу N 66а-1044/2021 признан недействующим приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 N 347 в редакции от 29.08.2018 N 237 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края" в части установления годового норматива накопления по категориям объектов" в части установления годового норматива накопления по категориям объектов: продовольственные магазины - 1,5 куб. м, промтоварные магазины - 0,8 куб. м, рынки продовольственные - 1,21 куб. м, рынки промтоварные - 1,09 куб. м, административные, офисные учреждения - 0,09 куб. м, супермаркеты (универмаги) - 0,7 куб. м. со дня вступления решения суда в законную силу. Суды общей юрисдикции по результатам судебного разбирательства пришли к выводу о том, что нормативы накопления ТКО установлены при существенном нарушении Правил N 269 и Методических рекомендаций N 524/пр.
21.07.2022 решением Ставропольского краевого суда по делу N 3а-257/2022 признан недействующим приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021 N 190 "Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Ставропольского края" в части установления годового норматива накопления по категориям объектов: Продовольственные магазины - 1,26 м3, промтоварные магазины - 0,695 м3, рынки продовольственные - 0,845 м3, рынки, промтоварные - 0,705 м3, супермаркеты (универмаги) - 0,594 со дня вступления решения суда в законную силу.
В расчете стоимости услуг по обращению с ТКО истец не применяет отмененные годовые нормативы накопления твердых коммунальных отходов, так как ТСЖ "Согласие" в течение спорного периода осуществлял деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: Ставропольский край, Ставрополь г., Тухачевского ул., дом 9А. Для такого вида деятельности применяется годовой норматив накопления для категории объектов "Домовладения. г. Ставрополь. Многоквартирные жилые дома", утвержденный приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 N 347 в редакции от 29.08.2018 N 237 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края", на расчетную единицу (1 проживающего).
Утвержденный норматив накопления ТКО в Ставропольском крае в отношении категории объектов "Домовладения. г. Ставрополь. Многоквартирные жилые дома" является действующим и не оспорен ответчиком в предусмотренном законодательством порядке.
Данные истца ответчиком также не опровергнуты, доказательства накопления объема ТКО, отличного от объема, рассчитанного по утвержденному нормативу накопления ТКО, не представлены.
Согласно расчету ООО "Эко-Сити", задолженность ТСЖ "Согласие" по объекту (многоквартирному дому) по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, д. 9А, составляет 600 818 руб. за период 01.01.2018-30.01.2022.
Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности.
Проверив заявление ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску истца, право которого нарушено.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Из части 1 статьи 200 ГК РФ следует, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
Истцом предъявлено требование о взыскании задолженности за период с 01.01.2018 по 30.01.2022.
Истец обратился в суд с настоящим иском 27.06.2022 г.
Исходя из изложенного, трехлетний срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности за период с 01.01.2018 по 26.06.2019 истек, в связи с чем в части взыскания задолженности в указанный период в размере 180 420 руб. исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Сумма основного долга с учетом истечения срока исковой давности по части требований (за период с 01.01.2018 по 26.06.2019) составляет 420 398 руб. (600 818 - 180 420).
В связи с изложенным начисление неустойки на указанную задолженность является неправомерным и подлежит пересчету.
Согласно пунктам 21-22 за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате договора истец вправе потребовать от ответчика уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Таким образом, региональный оператор в случае, когда договор считается заключенным на условиях типового (даже при отсутствии заключенного с собственником ТКО отдельного письменного договора), при просрочке исполнения потребителем обязательств по оплате оказанных услуг, имеет право требовать уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году" начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 г.(9,5 % ключевая ставка ЦБ РФ).
По смыслу статьи 330 ГК РФ взыскание неустойки направлено на компенсацию потерь кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником своих обязательств, при расчете неустойки должна быть применена ставка, позволяющая максимальным образом обеспечить защиту прав кредитора и покрыть его инфляционные и иные потери.
В связи с этим не имеется оснований при отсутствии прямого указания в законе или договоре при расчете неустойки учитывать соответствующие периоды действия ставок рефинансирования (ключевой ставки) в течение периода просрочки.
Истцом расчет пеней произведен с применением ставки ЦБ РФ 9,5%.
Между тем, на момент оглашения судом резолютивной части постановления от 20.03.2023 ключевая ставка Банка России равна 7,5%, в связи с чем судом произведен перерасчет неустойки на задолженность в размере 420 398 руб. за период с 13.01.2021 по 31.03.2022, которая составляет 107 444,03 руб.
Согласно постановлению Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ). Неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика. Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Судом самостоятельно произведен расчет неустойки на задолженность в размере 420 398 руб., за период с 13.01.2021 по 31.03.2022, который равняется 107 444,03 руб.
Доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства суду не представлены. В соответствии с позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 11680/10, уменьшение неустойки судом в рамках своих полномочий не должно допускаться, так как это вступает в противоречие с принципом осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Кодекса), а также с принципом состязательности (статья 9 АПК РФ). Кроме того, необоснованное уменьшение неустойки судами с экономической точки зрения позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что в целом может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам и вызывать крайне негативные макроэкономические последствия. Неисполнение должником денежного обязательства позволяет ему пользоваться чужими денежными средствами. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
Ответчик ходатайство о снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ не заявил.
При изложенных обстоятельствах, исковое заявление общества подлежит удовлетворению в части взыскания с товарищества 420 398 руб. задолженности за оказание услуг за период с 27.06.2019 по 30.04.2022, 107 444,03 руб. неустойки за период с 13.01.2021 по 31.03.2022. В остальной части иска надлежит отказать в связи с истечением срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела по правилам первой инстанции суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
В данном случае судом первой инстанции допущены процессуальные нарушения, в связи с чем на основании ст. 270 АПК РФ решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.09.2022 по делу N А63-10268/2022 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.09.2022 по делу N А63- 10268/2022 отменить.
Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с ТСЖ "СОГЛАСИЕ" (ОГРН 1052600351396, ИНН 2635080517) г. Ставрополь в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (ОГРН 1112651035463, ИНН 2636803134) х. Нижнерусский Шпаковского района Ставропольского края 420 398 руб. задолженности за оказание услуг за период с 27.06.2019 по 30.04.2022, 107 444,03 руб. неустойки за период с 13.01.2021 по 31.03.2022.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ТСЖ "СОГЛАСИЕ" (ОГРН 1052600351396, ИНН 2635080517) г. Ставрополь в доход бюджета Российской Федерации 12 649,16 руб. госпошлины по иску.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (ОГРН 1112651035463, ИНН 2636803134) х. Нижнерусский Шпаковского района Ставропольского края в доход бюджета Российской Федерации 5 472,84 руб. госпошлины по иску.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
З.М. Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10268/2022
Истец: ООО "ЭКО-СИТИ"
Ответчик: ТСЖ "СОГЛАСИЕ"
Третье лицо: Бурняшев Дмитрий Викторович