г. Краснодар |
|
19 июля 2023 г. |
Дело N А32-48715/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Драбо Т.Н. и Епифанова В.Е. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титаренко Ю.Н., при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции от истца - акционерного общества "Почта России" (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000) - Качашкиной Н.А. (доверенность от 04.08.2022), в отсутствие представителей ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023 по делу N А32-48715/2022, установил следующее.
Акционерное общество "Почта России" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление Росимущества) о внесении изменений в договор от 16.08.2010 N 7700001589 аренды земельного участка площадью 43 026 кв. м с кадастровым номером 23:40:0202003:11, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, 11, относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для размещения пансионата отдыха (далее - договор аренды, земельный участок) с указанием в пункте 3.1 ежегодной арендной платы с 01.01.2021 в размере 1 086 843 рубля 64 копейки с расчетом в виде произведения кадастровой стоимости 135 855 455 рублей 52 копейки и ставки земельного налога 0,8%.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы изменением кадастровой стоимости земельного участка, являющейся частью методики расчета арендной платы, и уклонением управления Росимущества от внесения соответствующих изменений в договор аренды.
Управление Росимущества, обжаловав решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), привело следующие основания проверки законности судебных актов. Бездействие управления Росимущества не подтверждено. В ответах на письма общества управление Росимущества указывало на проведение ряда мероприятий, направленных на установление всех необходимых для изменения размера арендной платы обстоятельств. Ответы управления Росимущества не содержали отказ обществу во внесении изменений в договор аренды. Удовлетворение требований общества не привело к восстановлению его прав. Возложив обязанность по внесению изменений в договор аренды, суд фактически исполнил административную функцию органа, уполномоченного на распоряжение земельным участком.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на необоснованность ее доводов, наличие оснований для изменения размера арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что управление Росимущества (арендодатель) и общество (арендатор) 16.08.2010 заключили договор аренды земельного участка до 20.07.2059. Расчет арендной платы произведен в соответствии с Принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (пункт 3.2 договора аренды в редакции дополнительного соглашения от 12.03.2020). Размер ежегодной арендной платы с 01.10.2019 установлен в размере 2 777 342 рублей 07 копеек и рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 347 167 758 рублей 54 копеек и ставка земельного налога в размере 0,8% (пункт 3.1 договора аренды в редакции дополнительного соглашения от 12.03.2020). Размер арендной платы может пересматриваться путем заключения дополнительных соглашений к договору в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка (пункт 3.4 договора аренды в редакции дополнительного соглашения от 12.03.2020).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.10.2020 N 1882 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края. Кадастровая стоимость земельного участка, определенная по результатам проведения государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2020, составила 135 855 455 рублей 52 копейки и подлежит применению с 01.01.2021, что нашло отражение в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.10.2021 N КУВИ-002/2021-141683179.
Общество в письмах от 12.02.2021 N Пчт-02/5, от 02.06.2021 N Пчт-02/34, от 13.09.2021 N Пчт-02/58, от 12.11.2021 N Пчт-02/74, от 28.06.2022 N Пчт-02/76 просило управление Росимущества пересмотреть размер арендной платы и заключить дополнительное соглашение к договору аренды. В письмах от 02.04.2021 N 23-РД-09/6038, от 22.07.2021 N 23-09/14407, от 29.10.2021 N 23-09/21290, от 27.04.2022 N 23-АА-09/8932 управление Росимущества сообщило обществу о том, что проект дополнительного соглашения проходит процедуру внутреннего согласования, запрошена информация в отношении лица, подписавшего дополнительное соглашение, а также проверяется изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) определен принцип свободы договора (статьи 1, 2). Условия договора устанавливаются по усмотрению сторон и должны соответствовать обязательным для сторон нормативным правилам (статьи 421, 422). При толковании этих условий принимается во внимание буквальное значение содержащихся в договоре слов и выражений, действительная общая воля сторон с учетом цели договора (статья 431).
В предусмотренных законом случаях арендная плата может устанавливаться или регулироваться уполномоченным органом (статьи 424 Гражданского кодекса).
По требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса).
Положениями Гражданского кодекса установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606). Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1 статьи 611). В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (пункт 1 статьи 614).
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными и региональными законами (подпункт 7 пункта 1 статьи 1). Размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды (пункт 4 статьи 22). Одной из форм платы за использование земли является арендная плата (статья 65). Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в публичной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1, подпункт 1 пункта 3 статьи 39.7).
В пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума N 73) разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
При этом стороны не лишены права требовать внесения в заключенный ими договор аренды изменений, обусловленных изменениями законодательства (пункт 16 постановления Пленума N 73, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09).
Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (пункт 3 статьи 129 Гражданского кодекса). Ограничены в обороте земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, их предоставление в частную собственность запрещено (пункты 2, 5 статьи 27 Земельного кодекса).
До вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (30.12.2013; далее - Закон N 406-ФЗ) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов включались в перечень земель особо охраняемых природных территорий (статья 95 Земельного кодекса и статья 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а курорт определялся как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория (статья 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
Статьями 2, 6 Закона N 406-ФЗ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из перечня земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - из категорий особо охраняемых природных территорий. Вместе с тем, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до 30.12.2013, сохранились в границах, определенных соответствующими уполномоченными органами в порядке, установленном до указанной даты (часть 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены основные Принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, вступившим в силу 12.08.2017, постановление от 16.07.2009 N 582 дополнено принципом учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации допускается производить расчет размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков (подпункт "а" пункта 2).
В случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством, размер арендной платы не может превышать размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют (пункт 5(1)). При заключении договора аренды такого участка необходимо предусматривать возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости (пункт 9).
Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 22.04.2008 N 68 "О земельном налоге на территории муниципального образования город-курорт Геленджик" утверждено Положение о земельном налоге на территории муниципального образования город-курорт Геленджик. В отношении земельных участков из земель особо охраняемых территорий и объектов, предназначенных для туристического обслуживания, санаторной деятельности, ставка земельного налога установлена в размере 0,8 % от кадастровой стоимости такого участка.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив приведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Условиями договора аренды земельного участка предусмотрено изменение размера арендной платы путем заключения дополнительных соглашений в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка, являющаяся элементом методики расчета арендной платы, изменена. Арендная плата за земельный участок относится к категории регулируемых цен и подлежит определению исходя из кадастровой стоимости участка по состоянию на 01.01.2020 в размере 135 855 455 рублей 52 копеек и ставки земельного налога в размере 0,8 процента. Общество вправе требовать внесения соответствующих изменений в договор аренды. Управление Росимущества относительно расчета арендной платы не возражает.
Удовлетворив требование о внесении изменений в договор аренды земельного участка, суд не признал незаконным коке-либо бездействие управления Росимущества, не подменил собой орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, не исполнил его административную функцию. Обжалуемыми судебными актами исключена неопределенность относительно одного из существенных условий договора аренды, обеспечены соблюдение принципа процессуальной экономии и своевременная судебная защита прав заявителя.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023 по делу N А32-48715/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации допускается производить расчет размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков (подпункт "а" пункта 2).
...
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июля 2023 г. N Ф08-6896/23 по делу N А32-48715/2022