г. Краснодар |
|
21 июля 2023 г. |
Дело N А63-14374/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Твердого А.А., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чуминой К.С., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края, от истца - Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (ИНН 2635329994, ОГРН 1042600329991) - Горушкина М.В. (доверенность от 27.06.2023), в отсутствие ответчика - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462), третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023 по делу N А63-14374/2022, установил следующее.
УФНС России по Ставропольскому краю (далее - налоговая служба) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - управление) о возложении обязанности принять в казну Российской Федерации объекты недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением суда от 30.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.04.2023, исковые требования удовлетворены. Суд обязал управление принять в казну Российской Федерации следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое помещение, 1 и 2 этажи, площадью 99,5 кв. м, кадастровый номер 26:19:090511:181, РНФИ П13280048485, расположенное по адресу ул. Новоселицкая, 206, с. Новоселицкое, Новоселицкий район, Ставропольский край;
- нежилое помещение, 2 этаж, площадью 111,9 кв. м, кадастровый номер 26:19:090511:183, РНФИ П13280048431, расположенное по адресу ул. Новоселицкая, 206, с. Новоселицкое, Новоселицкий район, Ставропольский край;
- гараж, площадью 23,2 кв. м, кадастровый номер 26:19:090511:111, РНФИ П13280048485, расположенный по адресу ул. Новоселицкая, 206, с. Новоселицкое, Новоселицкий район, Ставропольский край;
- земельный участок площадью 70+/-2 кв. м, кадастровый номер 26:19:090511:1, РНФИ П11280001285, расположенный по адресу ул. Новоселицкая, 206, с. Новоселицкое, Новоселицкий район, Ставропольский край;
- административное здание, площадью 1149,7 кв. м, кадастровый номер 26:21:030103:87, РНФИ П12280002254, расположенное по адресу ул. Борцов Революции, д. 269, г. Буденновск, Ставропольский край;
- гараж, площадью 139,3 кв. м, кадастровый номер 26:21:030103:88, РНФИ П12280006937, расположенный по адресу ул. Борцов Революции, д. 269, г. Буденновск, Ставропольский край;
- земельный участок, площадью 2008 кв. м, кадастровый номер 26:21:030103:10, РНФИ П12280001239, расположенный по адресу ул. Борцов Революции, д. 269, г. Буденновск, Ставропольский край;
- нежилое помещение, 1 этаж, площадью 22,8 кв. м, кадастровый номер 26:14:010203:1956, РНФИ П13280048436, расположенное по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край;
- нежилое помещение, 1 этаж, площадью 58,6 кв. м, кадастровый номер 26:14:010203:1957, РНФИ П13280048434, расположенное по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край;
- нежилое помещение, 1 этаж, площадью 91,8 кв. м, кадастровый номер 26:14:010203:1958, РНФИ П13280048463, расположенное по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край;
- нежилое помещение, 1 этаж, площадью 22,9 кв. м, кадастровый номер 26:14:010203:1959, РНФИ П13280048442, расположенное по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край;
- нежилое помещение, 1 этаж, площадью 107,8 кв. м, кадастровый номер 26:14:010203:1960, РНФИ П13280048435, расположенное по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край;
- нежилое помещение, 1 этаж, площадью 39,2 кв. м, кадастровый номер 26:14:010203:1961, РНФИ П13280048445, расположенное по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край;
- нежилое помещение, 1 этаж, площадью 5,1 кв. м, кадастровый номер 26:14:010203:1962, РНФИ П13280048447, расположенное по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край;
- нежилое помещение, 1 этаж, площадью 41 кв. м, кадастровый номер 26:14:010203:1963, РНФИ П13280048454, расположенное по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край;
- нежилое помещение, 1 этаж, площадью 30,1 кв. м, кадастровый номер 26:14:010203:1964, РНФИ П13280048437, расположенное по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край;
- нежилое помещение, 2 этаж, площадью 61,6 кв. м, кадастровый номер 26:14:010203:1965, РНФИ П13280048457, расположенное по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край;
- нежилое помещение, 2 этаж, площадью 68,8 кв. м, кадастровый номер 26:14:010203:1966, РНФИ П13280048455, расположенное по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край;
- нежилое помещение, 2 этаж, площадью 87 кв. м, кадастровый номер 26:14:010203:1967, РНФИ П13280048432, расположенное по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край;
- нежилое помещение, этаж 1 и 2, площадью 294 кв. м, кадастровый номер 26:14:010203:1968, РНФИ П13280048451, расположенное по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край;
- нежилое помещение, 2 этаж, площадью 49,9 кв. м, кадастровый номер 26:14:010203:1969, РНФИ П13280048462, расположенное по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край;
- земельный участок, площадью 881+/-5,94 кв. м, кадастровый номер 26:14:010203:1951, РНФИ П11280011287, расположенный по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, судебные акты являются незаконными и необоснованными. Суды не учли, что безусловным основанием для принятия излишнего имущества в казну являются лишь негативные последствия для учреждения при сохранении имущества. Кроме того, в государственной программе "Управление федеральным имуществом" перед Росимуществом и его территориальными органами поставлены задачи по минимизации объектов, составляющих государственную казну. Спорные объекты не является для управления инвестиционно привлекательными.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая служба указала на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель налоговой службы возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что спорные объекты закреплены за налоговой службой на праве оперативного управления, не используются в целях деятельности налоговой службы и ее территориальных органов.
В связи с отсутствием необходимости в использовании объектов, находящихся в оперативном управлении, в целях эффективной и целесообразной эксплуатации имущества, принадлежащего Российской Федерации, налоговой службой получено согласие ФНС России на их изъятие и передачу в казну Российской Федерации (письма от 23.03.2021 N БС-4-10/3756@, от 22.02.2022 N БС-4-10/2098@, от 13.04.2022 N БС-4-10/4493@).
Налоговая служба в письмах от 05.04.2021 N 06-35/007936, от 05.03.2022 N 06-32/005540, от 19.04.2022 N 06-32/009659 неоднократно обращалась к управлению с просьбой изъять объекты.
Как указывает истец, управлением своевременных мер по принятию спорных объектов в казну Российской Федерации не принято, ответы на письма по объектам, расположенным по адресам ул. Новоселицкая, 206, с. Новоселицкое, Новоселицкий район, Ставропольский край и ул. Борцов Революции, д. 269, г. Буденновск, Ставропольский край, налоговой службой не получены.
По объекту недвижимого имущества, расположенного по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край, управление вынесло распоряжение от 23.05.2022 N 26-230-р "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю", согласно которому прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю земельным участком площадью 881 кв. м, с кадастровым номером 26:14:010203:1951.
По объектам недвижимого имущества (нежилых помещений), расположенных на земельном участке площадью 881 кв. м, с кадастровым номером 26:14:010203:1951 по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край, управление письмом от 28.07.2022 N 26-03/4706 сообщено о нецелесообразности принятия имущества в государственную казну Российской Федерации и направлении запросов в адреса федеральных организаций с предложением о возможности использования недвижимого имущества.
Управлением не предприняты меры по принятию в казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке площадью 881 кв. м, с кадастровым номером 26:14:010203:1951 по адресу ул. Комсомольская, 70, с. Левокумское, Левокумский район, Ставропольский край.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения налоговой службы в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 Гражданского кодекса гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
С учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив наличие у налоговой службы права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его управлению по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности отдела, согласование вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества с ФНС России, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, действующему законодательству, а также согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284, от 31.01.2019 N 304-ЭС18-25100, от 25.02.2019 N 304-ЭС19-841, от 10.03.2021 N 306-ЭС21-971.
Ссылки заявителя жалобы на отсутствие потребности федеральных организаций в использовании объектов недвижимого имущества, отсутствие инвестиционной привлекательности объектов недвижимости и нецелесообразность его принятия в казну Российской Федерации, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения при рассмотрении дела с учетом предмета заявленного иска и не отменяют действия приведенных выше положений законодательства, регламентирующих порядок прекращения права оперативного управления.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в частности, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023 по делу N А63-14374/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Твердой |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, действующему законодательству, а также согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284, от 31.01.2019 N 304-ЭС18-25100, от 25.02.2019 N 304-ЭС19-841, от 10.03.2021 N 306-ЭС21-971.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в частности, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июля 2023 г. N Ф08-6682/23 по делу N А63-14374/2022