г. Краснодар |
|
24 июля 2023 г. |
Дело N А20-303/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" (ИНН 2636032629, ОГРН 1022601940613) - Шадриной Т.А. (доверенность от 01.01.2023), в отсутствие ответчика - местной администрации городского округа Баксан Кабардино- Балкарской Республики (ИНН 0701004155, ОГРН 1020700509170) и третьего лица - Кунашева Азретали Абуевича, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при рассмотрении кассационной жалобы местной администрации городского округа Баксан Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 по делу N А20-303/2022, установил следующее.
ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к местной администрации городского округа Баксан Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация) со следующими требованиями: возложить на администрацию обязанность устранить нарушения охранной зоны (25 метров от оси газопровода с каждой стороны) и зоны минимальных расстояний (150 метров от оси газопровода с каждой стороны) до газопровода-отвода к г. Тырныауз, участок 51 км, на земельном участке с кадастровым номером 07:01:2900000:766, а также на других, прилегающих к его границам земельных участках, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), находящихся по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г Баксан, (бывшие земли ЗАОрНП "Тамбиево") контур N 4-а, путем сноса (демонтажа) за счет администрации объектов, указанных на ситуационном плане-схеме, являющемся приложением к Акту обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 08.11.2022 N 86-1: строения 29,6 x 25,8 м на расстоянии 16,65 м; сооружение 9 x 3,3 м на расстоянии 35,26 м; сооружения 4,1 x 2,3 м на расстоянии 36,71 м; огороженного участка 63,3 кв. м на расстоянии 45,49 м и освобождения указанного земельного участка в зоне минимальных расстояний до газопровода-отвода к г. Тырныауз, от строений, сооружений, ограждений участка; запретить администрации любую хозяйственную деятельность, не совместимую с режимом зон с особыми условиями использования территории газопровода-отвода к г. Тырныауз, 51 км, на земельном участке с кадастровым номером 07:01:2900000:766, а также на других прилегающих к его границам земельных участках, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, находящихся по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Баксан, (бывшие земли ЗАОрНП "Тамбиево") контур N 4-а.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Кунашев Азретали Абуевич.
Решением суда от 23.11.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.03.2023, на администрацию возложена обязанность устранить нарушения охранной зоны (25 метров от оси газопровода с каждой стороны) до газопровода-отвода к г. Тырныауз, участок 51 км, на земельном участке с кадастровым номером 07:01:2900000:766, а также на других, прилегающих к его границам земельных участках, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, находящихся по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Баксан, (бывшие земли ЗАОрНП "Тамбиево") контур N 4-а, путем сноса/демонтажа за счет администрации объектов, указанных на ситуационном плане-схеме, являющемся приложением к Акту обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 08.11.2022 N 86-1: строения 29,6 x 25,8 м 9 (1), расположенного на расстоянии 16,65 м и освобождения указанного земельного участка в охранной зоне до газопровода-отвода к г. Тырныауз, 51 км; администрации запрещена любая хозяйственная деятельность, не совместимая с режимом зон с особыми условиями использования территории газопровода-отвода к г. Тырныауз, 51 км, на земельном участке с кадастровым номером 07:01:2900000:766, а также на других прилегающих к его границам земельных участках, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, находящихся по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Баксан, (бывшие земли ЗАОрНП "Тамбиево") контур N 4-а; с администрации в пользу общества взыскано 6 тыс. рублей судебных расходов; в остальной части в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что выявленное размещение объектов препятствует исполнению обществом требований в области промышленной безопасности, предусмотренных статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), статьей 12 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), поскольку препятствует подъезду транспортных средств к газопроводам-отводам для их обслуживания и проведения ремонтных работ; чрезвычайные ситуации техногенного характера на указанных газопроводах-отводах могут повлечь гибель находящихся там людей.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась администрация с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, производство по делу прекратить. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что границы земельного участка с кадастровым номером 07:01:2900000:766 не установлены, в ЕГРН отсутствует информация о данном участке, газопровод не состоит на кадастровом учете, в связи с чем не представляется возможным определить точные координаты указанного земельного участка и с точностью определить местонахождение газопровода. Администрация не присутствовала при составлении акта обследования охранных зон и минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 08.11.2022 N 86-1. Охранные зоны на территории городского округа Баксан и точное расположение объектов недвижимости, которые препятствуют исполнению обществом требований в области промышленной безопасности, не установлены.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Кунашев Азретали Абуевич не представил в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что решение суда и постановление суда апелляционной инстанции надлежит отменить в части и в отмененной части направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является газотранспортной организацией, осуществляющей эксплуатацию, обслуживание и содержание в надлежащем состоянии объектов магистрального трубопроводного транспорта ПАО "Газпром" на основании договоров аренды имущества.
Общество осуществляет транспортировку газа по объектам магистральных газопроводов ПАО "Газпром" на территории различных субъектов Российской Федерации, в том числе на территории Кабардино-Балкарской Республики, где расположен эксплуатируемый обществом объект газоснабжения - газопровод-отвод к г. Тырныауз диаметром трубы 530 мм с давлением 5,5 МПа, способ прокладки - подземный (далее - ГО Тырныауз), который относится к I классу опасности (свидетельство о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов от 16.01.2020 N А35-01214).
ОАО "Газпром" является собственником ГО Тырныауз, участок 51 км, г. Баксан, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 29.07.2008 серия 07-АВ N 018722 (запись регистрации от 29.07.2008 N 07-07-08/005/2008-449).
В соответствии с договором аренды имущества от 19.11.2021 N 01/1600-Д-14/22 на общество возложены функции по транспортировке газа, оно несет бремя содержания и ответственности за используемое имущество, обязано обеспечивать и осуществлять контроль за безопасностью его эксплуатации.
11 июня 2021 года общество провело обследование в месте расположения ГО Тырныауз (участок 51 км), на земельном участке с кадастровым номером 07:01:2900000:766, а также на других, прилегающих к его границам земельных участках, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, находящихся по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Баксан, в ходе которого установило нарушение зон с особыми условиями использования территории (охранной зоны и зоны минимальных расстояний) до объекта Единой системы газоснабжения - ГО Тырныауз, инвентаризационный номер 10175, участок 51 км, строениями и сооружениями (далее - спорные объекты), указанными на ситуационном плане-схеме, являющемся приложением к акту обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 11.06.2021 N 86. Спорные объекты расположены на следующем расстоянии от оси ГО Тырныауз, участок 51 км: строение 29,6 x 25,8 м (1) - на расстоянии 16,65 м; сооружение 9 x 3,3 м (2) - на расстоянии 35,26 м; сооружение 4,1 x 2,3 м (3) - на расстоянии 36,71 м; огороженный участок 63,3 м (4) - на расстоянии 45,49 м, поилка для скота (бетонная) 32,7 м (5) - на расстоянии 42,22 м; складирование материалов стоянка техники (6) - на оси газопровода. Строения и сооружения находятся на расстоянии менее 50 м друг от друга, на территории складируются материалы, находится сельскохозяйственное оборудование, осуществляется стоянка техники, ведется хозяйственная деятельность.
На земельных участках, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, расположены: строение 29,6 x 25,8 м (1); сооружение 9 x 3,3 м (2); сооружение 4,1 x 2,3 м (3); огороженный участок 63,3 кв. м (4); поилки для скота (бетонная) 32,7 м(5); на земельных участках с кадастровыми номерами 07:01:2900000:746 и 07:01:2900000:595 по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Баксан, (бывшие земли ЗАОрНП "Тамбиево") контур N 4-а, установлено складирование материалов и стоянка техники (6).
Актом обследования от 08.11.2022 N 86-1 установлено, что пользователем земельного участка - Кунашевым А.А. частично устранены нарушения, в результате чего на указанных земельных участках на момент обследования располагаются: строения 29,6 x 25,8 м - на расстоянии 16,65 м; сооружение 9 x 3,3 м - на расстоянии 35,26 м; сооружения 4,1 x 2,3 м - на расстоянии 36,71 м; ограждение участка 63,3 кв. м - на расстоянии 45,49 м; складирование материалов и стоянка техники устранены. Выявлено нарушение требований пункта 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов), подпункта "а" пункта 3 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 (далее - Правила N 1083), пункта 7.15 таблицы 4 СП 36.13330.2012 "Магистральные трубопроводы" (актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы") (далее - СП 36.13330.2012).
Полагая, что объекты возведены в отсутствие разрешения общества как организации, эксплуатирующей газопровод-отвод, представляют собой инфраструктуру для осуществления сельскохозяйственной деятельности и находятся в пределах земельных участков, сведения о правообладателях которых не значатся в ЕГРН, соответственно, ответственность за распоряжение и обеспечение соблюдения требований действующего законодательства лежит на органах местного самоуправления, общество обратилось в арбитражный суд с иском к администрации.
Суды удовлетворили заявленные требования, руководствуясь положениями статей 12, 209, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 45, 46, 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), положениями Закона N 116-ФЗ, Закона N 69-ФЗ, Правилами охраны магистральных трубопроводов, Правилами N 1083, СП 36.13330.2012, Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила N 878).
Как разъяснено в пункте 45 постановления N 10/22, в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Согласно статьям 9 - 11 Закона N 116-ФЗ эксплуатирующая опасный производственный объект организация обязана обеспечить требования промышленной безопасности на опасном производственном объекте, которая определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, предотвращения последствий аварий.
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ охранная зона объектов системы газоснабжения - это территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан, причинения имущественного ущерба третьим лицам, а также выполнения требований промышленной безопасности в соответствии со статьей 28 Закона N 69-ФЗ на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, устанавливаются охранные зоны газопроводов.
В соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих природный газ - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны. В охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению; без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается возводить любые постройки и сооружения, высаживать деревья и кустарники всех видов, сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, производить всякого рода строительные, монтажные работы, планировку грунта.
Предприятие трубопроводного транспорта имеет право приостановить работы, выполняемые с нарушениями минимальных расстояний от трубопровода до объектов различного назначения, установленных действующими строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов.
Согласно пункту 7.15 (таблица 4) СП 36.13330.2012 объекты не могут располагаться ближе, чем 150 м от оси магистрального газопровода диаметром 530 мм с давлением 5,5 МПа.
Установление минимальных расстояний от газопроводов до объектов различного назначения обусловлено тем, что данные объекты относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды.
Минимальные допустимые расстояния от газопроводов до объектов различного назначения призваны обеспечить надежную эксплуатацию газопроводов и безопасность прилегающих объектов и людей.
Вопросы обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных газопроводах, транспортирующих природный газ, урегулированы Правилами N 1083, согласно подпункту "а" пункта 3 которых охранные зоны объектов магистральных газопроводов устанавливаются вдоль линейной части магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от оси магистрального газопровода с каждой стороны.
Согласно подпунктам "к" и "л" Правил N 1083 в охранных зонах запрещается огораживать и перегораживать охранные зоны; размещать какие-либо здания, строения, сооружения, не относящиеся к объектам, указанным в пункте 2 Правил N 1083, за исключением объектов, указанных в подпунктах "д" - "к" и "м" пункта 6 Правил N 1083.
Суды установили, что общество своевременно направило в администрацию информацию о расположении объектов линейной части магистральных газопроводов и газопроводов-отводов на территории Баксанского района, Кабардино-Балкарской Республики для нанесения их на территориальную карту планирования муниципального образования, что подтверждается письмом ГЛПУ магистральных газопроводов от 26.04.2016 N 06-14-601.
Кроме того, общество направило информацию о нарушении 03 и МР ГО Тырныауз, 51 км, что подтверждено письмами Георгиевского ЛПУМГ 20.02.2020 N 06-14-493, от 21.02.2020 N 06-14-513.
Суды установили, что в отношении магистральных газопроводов, которыми владеет общество, не установлены зоны минимально допустимых расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации; сведения о границах охранных зон газопровода внесены в ЕГРН 28.02.2020.
Удовлетворив исковые требования общества, суды указали, что размещение спорных объектов в охранной зоне газопроводов-отводов препятствует исполнению обязанностей общества по соблюдению требований в области промышленной безопасности, предусмотренных статьей 1 Закона N 116-ФЗ, статьей 12 Закона N 69-ФЗ, поскольку препятствует подъезду транспортных средств к газопроводам-отводам для их обслуживания и проведения ремонтных работ, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на указанных газопроводах-отводах могут погибнуть находящиеся там люди.
Отказав в удовлетворении исковых требований в остальной части, суды исходили из того, что в соответствии с частью 38 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до даты внесения в ЕГРН сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), если в отношении таких трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольных построек либо решение о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями) сносу и (или) приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков в связи с нахождением в пределах указанных минимальных расстояний не подлежат.
Как разъяснено в пункте 7 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021, объекты недвижимости, находящиеся в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, сведения о которых не внесены в ЕГРН, сносу не подлежат.
Вместе с тем, удовлетворив исковые требования, суды не учли, что, возложив на администрацию обязанность устранить нарушения охранной зоны (25 метров от оси газопровода с каждой стороны) до газопровода-отвода к г. Тырныауз, участок 51 км, не только на земельном участке с кадастровым номером 07:01:2900000:766, а также на других, прилегающих к его границам земельных участках, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, находящихся по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Баксан, (бывшие земли ЗАОрНП "Тамбиево") контур N 4-а, путем сноса/демонтажа за счет администрации объектов, указанных на ситуационном плане-схеме, являющемся приложением к Акту обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 08.11.2022 N 86-1: строения 29,6 x 25,8 м 9 (1), расположенного на расстоянии 16,65 м, освобождении земельных участков в охранной зоне до газопровода-отвода к г. Тырныауз, 51 км, запретив администрации на земельных участках любую хозяйственную деятельность, не совместимую с режимом зон с особыми условиями использования территории газопровода-отвода к г. Тырныауз, 51 км, суды не конкретизировали названные участки и не учли содержащиеся в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П и от 05.02.2007 N 2-П разъяснения о том, что принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений; судебные акты должны быть исполнимы реально и безусловно.
Таким образом, принятие судебного акта о возложении на администрацию обязанности устранить нарушения охранной зоны на земельных участках, прилегающих к границам земельного участка с кадастровым номером 07:01:2900000:766, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, не согласуется с требованием процессуального законодательства об исполнимости решения суда.
Земельные участки и расположенные на этих участках объекты не названы конкретно, не установлены и не привлечены к участию в деле лица, владеющие на том или ином праве земельными участками и расположенными на этих участках объектами, что свидетельствует о неполноте установления и исследования обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, и при исполнении решения суда от 23.11.2022 по настоящему делу может повлечь существенные затруднения.
Названные недостатки препятствуют признанию обжалуемых судебных актов законными и обоснованными в части возложения на администрацию обязанности устранить нарушения охранной зоны на других земельных участках, прилегающих к границам земельного участка с кадастровым номером 07:01:2900000:766, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, а содержащихся в судебных актах выводов - соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В таком случае суд округа уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд (статья 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценку представленных доказательств и доводов участвующих в деле лиц.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, установить все обстоятельства, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценить представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 по делу N А20-303/2022 оставить без изменения в части обязания местной администрации городского округа Баксан устранить нарушения охранной зоны (25 метров от оси газопровода с каждой стороны) до газопровода-отвода к г. Тырныауз, участок 51 км, на земельном участке с кадастровым номером 07:01:2900000:766 путем сноса/демонтажа за свой счет объектов, указанных на ситуационном плане-схеме, являющемся приложением к Акту обследования охранных зон и минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 08.11.2022 N 6-1, и запрета местной администрации городского округа Баксан любой хозяйственной деятельности, не совместимой с режимом зон с особыми условиями использования территории газопровода-отвода к г. Тырныауз.
В остальной части решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 по делу N А20-303/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 7 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021, объекты недвижимости, находящиеся в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, сведения о которых не внесены в ЕГРН, сносу не подлежат.
Вместе с тем, удовлетворив исковые требования, суды не учли, что, возложив на администрацию обязанность устранить нарушения охранной зоны (25 метров от оси газопровода с каждой стороны) до газопровода-отвода к г. Тырныауз, участок 51 км, не только на земельном участке с кадастровым номером 07:01:2900000:766, а также на других, прилегающих к его границам земельных участках, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, находящихся по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Баксан, (бывшие земли ЗАОрНП "Тамбиево") контур N 4-а, путем сноса/демонтажа за счет администрации объектов, указанных на ситуационном плане-схеме, являющемся приложением к Акту обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 08.11.2022 N 86-1: строения 29,6 x 25,8 м 9 (1), расположенного на расстоянии 16,65 м, освобождении земельных участков в охранной зоне до газопровода-отвода к г. Тырныауз, 51 км, запретив администрации на земельных участках любую хозяйственную деятельность, не совместимую с режимом зон с особыми условиями использования территории газопровода-отвода к г. Тырныауз, 51 км, суды не конкретизировали названные участки и не учли содержащиеся в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П и от 05.02.2007 N 2-П разъяснения о том, что принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений; судебные акты должны быть исполнимы реально и безусловно.
...
Как разъяснено в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценку представленных доказательств и доводов участвующих в деле лиц."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июля 2023 г. N Ф08-6368/23 по делу N А20-303/2022