г. Краснодар |
|
25 июля 2023 г. |
Дело N А32-47840/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Остроносовой Натальи Геннадьевны (ИНН 23180297733, ОГРНИП 311236618900015), органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) и третьих лиц - саморегулируемой организации "Профессиональный центр кадастровых инженеров", Янушевича Сергея Геннадьевича, государственного регистратора прав Хостинского отдела города Сочи управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Кропиновой Натальи Николаевны, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу N А32-47840/2022, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Остроносова Наталья Геннадьевна (далее - предприниматель, кадастровый инженер) обратилась в арбитражный суд к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра, регистрирующий орган) с заявлением, в котором просила:
- признать незаконным решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850 от 29.07.2022 N КУВД-001/2022-17068147/3;
- обязать управление Росреестра осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850 в части сведений о местоположении границ и площади согласно межевому плану, изготовленному кадастровым инженером.
Заявление основано на нормах Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ), приказа Минэкономразвития от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (действовал в спорный период; далее - приказ N 921; требования N 921) и мотивировано следующим. Оспариваемое решение управления Росреестра не соответствует закону и нарушает права (интересы) кадастрового инженера, подготовившего в соответствии с установленными требованиями межевой план на основании договора подряда, заключенного с правообладателем земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: саморегулируемая организация "Профессиональный центр кадастровых инженеров"; Янушевич Сергей Геннадьевич; государственный регистратор прав Хостинского отдела г. Сочи управления Росреестра Кропинова Наталья Николаевна
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023, требования предпринимателя удовлетворены. Уведомление управления Росреестра от 29.07.2022 N КУВД-001/2022-17068147/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850 признано незаконным. Суд обязал управление Росреестра осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Якорная Щель, СТ "Черноморье", в части сведений о местоположении границ и площади, согласно межевому плану, изготовленному кадастровым инженером.
Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:1000001:850, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Якорная Щель, СТ "Черноморье", земельный участок N 106, границы которого не установлены, принадлежит на праве собственности Янушевичу С.Г. На основании договора подряда от 19.02.2021 N 19 между предпринимателем (кадастровый инженер) и Стативкиной Е.П. (заказчик, предыдущий собственник земельного участка) проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ участка, по итогам изготовлен межевой план по уточнению местоположения границ земельного участка. Янушевич С.Г. обратился 23.04.2022 в филиал ГАУ КК "МФЦ" в городе Сочи с заявлением N МРС-0507/2022-9437-1 об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850 в части учета изменений, обусловленных изменением площади и описания местоположения границ земельного участка. К заявлению прилагался межевой план от 18.04.2022, подготовленный предпринимателем. Управлением Росреестра 29.04.2022 принято решение (уведомление N КУВД001/2022-17068147/1) о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с пересечением границ земельных участков, обнаружением областей чересполосиц. Также представленный межевой план подготовлен на основании плана земельного участка к свидетельству на право собственности на землю от 14.05.1997 N 0169888. Однако при нанесении координат на кадастровую карту конфигурация (горизонтальное проложение границы 1-н2) не соответствует сведениям о конфигурации данного участка, содержащимся в указанном документе. Янушевич С.Г. обратился 28.05.2022 с заявлением N МРС-0507/2022-12249-1 о представлении дополнительных документов по заявлению от 28.04.2022 N КУВД-001/2022-17068147, к нему прилагался доработанный межевой план от 19.05.2022, подготовленный предпринимателем. Управление Росреестра 30.05.2022 приняло решение о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета (уведомление N КУВД-001/2022-17068147/2). Указано, что представленный межевой план подготовлен на основании плана земельного участка к свидетельству на право собственности на землю от 14.05.1997 N 0169888. Однако при нанесении координат на кадастровую карту конфигурация (горизонтальное проложение границы 1-н2) не соответствует сведениям о конфигурации данного участка, содержащимся в данном документе. Также согласно межевому плану смежным для уточняемого земельного участка является земельный участок с кадастровым номером 23:49:1000001:828. Однако при нанесении координат на кадастровую карту выявлено, что общая граница между земельными участками отсутствует. В разделе "Заключение кадастрового инженера" указано на несоответствие фактического расположения на местности и необходимости исправления координат у земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850. Управлением Росреестра 29.07.2022 принято решение об отказе государственного кадастрового учета, изложенное в уведомлении N КУВД-001/2022-17068147/3 в связи с неустранением причин приостановления государственного кадастрового учета и невыполнение требования регистрирующего органа в установленный срок. Предприниматель, полагая, что решение управления Росреестра об отказе в государственном кадастровом учете не основано на законе и нарушает его права (интересы), оспорил его в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебные инстанции при разрешении спора руководствовались статьями 1, 8, 14, 18, 22, 26, 27, 29 Закона N 218-ФЗ, статьями 27, 39, 40 Закона N 221-ФЗ. Суды учли также разъяснения, приведенные в совместном постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Как следует из материалов дела, в разделе "Исходные данные" межевого плана на земельный участок с кадастровым номером 23:49:1000001:850 содержатся сведения о документах, использовавшихся при подготовке межевого плана. Такими документами являются: выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 25.02.2021 N 99/2021/377439362 и от 15.10.2021 N КУВИ-002/2021-136469475; свидетельство о праве на землю от 14.05.1997 N 0169888; сведения о предоставлении пунктов государственной геодезической сети от 07.03.2017 N 11-296/6864. Согласно разделу "Заключение кадастрового инженера" межевой план подготовлен с целью внесения в ЕГРН сведений об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850. В заключении кадастрового инженера указано, что межевой план подготовлен в результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка и его площади с кадастровым номером 23:49:1000001:850. Площадь земельного участка составляет 489 кв. м, по сведениям ГКН площадь земельного участка - 474 кв. м., что на 15 кв. м больше, но не превышает 10% от площади в правоустанавливающем документе. В качестве документа, определяющего местоположения участка при образовании, использовалось свидетельство на право собственности на землю от 14.05.1997. По проведенным кадастровым работам конфигурация земельного участка приведена в соответствии с фактическим пользованием на местности. По границе А-Б расстояние 17,36 м, земли общего пользования с/т "Черноморье" (не согласовывали на основании выписки ЕГРЮЛ от 07.11.2020 N ЮЭ9965-20-286100795), по проведенным кадастровым работам длина равна 16,49 м. По границе Б-В расстояние равно 37,15 м, по результатам кадастровых работ от 4-1 равны 37,40 м, уточнена граница со смежным земельным участком 23:49:1000001:804, по границе В-Г длина линии равна 10,12 м. Данная граница уточнена. По сведениям ЕГРН участок с кадастровым номером 23:49:1000001:828 не соответствует фактическому пользованию, в связи с чем, граница согласована и уточнена с собственником (Анцуповой Т.А.). По границе Г-А длина линий равна 33,02 м, по проведенным кадастровым работам от н2-н3 равна 33,57 м. Изменение согласовано путем размещения объявления о проведении согласования границ земельного участка в СМИ "Новости Сочи" N 25(3597), N 26(3598) от 27.02.2021. На согласование правообладатели земельного участка не явились, возражения не заявили, в связи с чем, граница земельного участка является согласованной. При проведении кадастровых работ по части границ от 1-н2 земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850 расположен смежный земельный участок с кадастровым номером 23:49:1000001:828, у которого сведения в ЕГРН не соответствуют фактическому расположению на местности. В результате уточнения необходимо будет исправить координаты т. 1 и т. н2 на истинные (существующие на местности) т. н1 и н2. Согласование местоположения границ земельного участка оформлено в форме акта согласования местоположения границ. Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого участка. В оспариваемом отказе управление Росреестра ссылается на то, что согласно межевому плану смежным для уточняемого земельного участка является земельный участок с кадастровым номером 23:49:1000001:828. Однако при нанесении координат на кадастровую карту выявлено, что общая граница между земельными участками отсутствует. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции в судебном заседании 16.01.2023 кадастровый инженер пояснил, что допустил опечатку в кадастровом номере смежного участка. Определение местоположения границ земельного участка является компетенцией кадастрового инженера, нормы части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ устанавливают алгоритм определения местоположения участка при межевании, и правоустанавливающий документ на земельный участок является одним из документов, позволяющих определить местоположение его границ. Позиция управления Росреестра о несоответствии конфигурации земельных участков при проведении кадастровых работ по уточнению границ и исправлению недостоверных сведений в ЕГРН признана необоснованной, поскольку документ, подтверждающий право, содержит достаточные сведения для определения местоположения границ. Раздел "Заключение кадастрового инженера" содержит все необходимые и достаточные сведения, для обоснования местоположения уточненных границ земельного участка. В этой связи судебные инстанции пришли к выводу о недоказанности регистрирующим органом того, что содержание межевого плана, представленного для осуществления кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства либо ущемляет права (законные интересы) смежных правообладателей или иных лиц. Поскольку нарушений положений Закона N 218-ФЗ и Требований N 921 кадастровым инженером не допущено, оспариваемое им решение об отказе в осуществлении учета изменений земельного участка признано не соответствующим закону и нарушающим права (интересы) предпринимателя. По общему правилу устранение нарушения прав и законных интересов заявителя состоит в восстановлении положения, существовавшего до принятия незаконного ненормативного акта или осуществления незаконных действий (бездействия), либо понуждении совершить действия, на которые заявитель был вправе рассчитывать при правильном исполнении уполномоченными органами требований закона. Поэтому суд первой инстанции указал в резолютивной части решения на обязание управления Росреестра осуществить государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850, в части сведений о местоположении границ и площади согласно межевому плану, изготовленному предпринимателем. Апелляционный суд отклонил довод регистрирующего органа о несоответствии решения предъявляемым Кодексом требованиям к его содержанию. В рассматриваемом случае суд первой инстанции принял уточнение в виде устранения опечатки при указании кадастрового номера земельного участка, что по смыслу статьи 49 Кодекса не привело к изменению предмета или основания заявленного требования.
Управление Росреестра обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба обоснована ссылками на нормы Закона N 218-ФЗ, положения требований N 921 и мотивирована следующим. Кадастровый инженер в суде первой инстанции уточнял первоначально заявленные требования. Однако данное обстоятельство не нашло своего отражения в резолютивной части судебного акта, что свидетельствует о необоснованности решения суда первой инстанции, который принял уточненные требования, но удовлетворил, по существу, первоначальные. Кроме того, в рамках настоящего дела суд первой инстанции в любом случае не должен был принимать уточенные требования, поскольку они заявлены в нарушение положений главы 24 Кодекса. Суд первой инстанции самостоятельно в противоречие с имеющимися по делу доказательствами заменил кадастровый номер земельного участка, который был указан в заключении кадастрового инженера. Тем самым суд установил обстоятельство дела, которое не доказывается ни одним из имеющихся в материалах дела документов. Также сам предприниматель пояснил в судебном заседании, что ошибся в кадастровом номере смежного земельного участка, что не может свидетельствовать о незаконности принятого управлением Росреестра решения. При составлении межевого плана кадастровым инженером допущена ошибка, обусловленная неправильным определением им кадастрового номера смежного земельного участка. У земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850 не может быть смежного участка с аналогичным кадастровым номером. К тому же несоответствие сведений, указанных в заключении кадастрового инженера, требованиям закона, состоит в том, что кадастровый инженер ссылается на необходимость в дальнейшем исправления у земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850 координат (т.1 Х=339827.24, У=2181221.9; т.н2 Х=339818.32, У=2181227.18) на истинные (существующие) на местности координаты (н1 Х=339826.38, У=2181220.85; н2 Х=339816.79, У=2181227.06). Исходя из заключения, существующими координатами точек границ участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850 являются: т. 1 Х=339827.24, У=2181221.9; т. н2 Х=339818.32, У=2181227.18. При этом в разделе "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" указаны сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850. В качестве существующих координат указаны: т. 1 Х=339826.37, У=2181220.85; т. н.2 координаты не указаны. Данные обстоятельства позволяют свидетельствовать о наличии противоречия между координатами точек границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850, отраженными в заключении кадастрового инженера и указанными в сведениях об уточняемых земельных участках и их частях. Координаты одних и тех же существующих на местности точек границ земельного участка описываются кадастровым инженером по-разному, что недопустимо, ведь одна и та же точка границы участка, существующая до уточнения, не может иметь различные координаты. Также в заключении кадастрового инженера указана точка н! с координатами Х=339826.38, У=2181220.85, которая в межевом плане нигде не обозначается (не существующая точка). Если кадастровый инженер под точкой н! имел в виду точку 1, координата точки, указанная в заключении и в сведениях о характерных точках границы уточняемого участка различается: координата X в заключении имеет значение 339826.38, а в сведениях о характерных точках границы уточняемого участка - 339826.37. Несмотря на незначительное расхождение, установленная кадастровым инженером координата не может иметь различные значения в одном и том же межевом плане. Причина, препятствующая проведению государственной регистрации, могла быть устранена предпринимателем до истечения срока приостановления, однако до принятия решения об отказе кадастровый инженер решил не принимать мер по устранению выявленных регистрирующим органом противоречий.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу в суд округа не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит достаточных правовых оснований для отмены обжалуемых управлением Росреестра судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 23:49:1000001:850, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Якорная Щель, СТ "Черноморье", земельный участок N 106, границы которого не установлены, принадлежит на праве собственности Янушевичу С.Г.
На основании договора подряда от 19.02.2021 N 19 между предпринимателем (кадастровый инженер) и Стативкиной Е.П. (заказчик, предыдущий собственник земельного участка) проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ участка, по итогам изготовлен межевой план по уточнению местоположения границ земельного участка.
Янушевич С.Г. обратился 23.04.2022 в филиал ГАУ КК "МФЦ" в городе Сочи с заявлением N МРС-0507/2022-9437-1 об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850 в части учета изменений, обусловленных изменением площади и описания местоположения границ земельного участка. К заявлению прилагался межевой план от 18.04.2022, подготовленный предпринимателем.
Управлением Росреестра 29.04.2022 принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета (уведомление N КУВД001/2022-17068147/1) в связи с пересечением границ земельных участков, обнаружением областей чересполосиц. Также представленный межевой план подготовлен на основании плана земельного участка к свидетельству на право собственности на землю от 14.05.1997 N 0169888. Однако при нанесении координат на кадастровую карту конфигурация (горизонтальное проложение границы 1-н2) не соответствует сведениям о конфигурации данного участка, содержащимся в указанном документе.
Янушевич С.Г. обратился 28.05.2022 с заявлением N МРС-0507/2022-12249-1 о представлении дополнительных документов по заявлению от 28.04.2022 N КУВД-001/2022-17068147, к нему прилагался доработанный межевой план от 19.05.2022, подготовленный предпринимателем.
Управление Росреестра 30.05.2022 приняло решение о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета (уведомление N КУВД-001/2022-17068147/2). Указано, что представленный межевой план подготовлен на основании плана земельного участка к свидетельству на право собственности на землю от 14.05.1997 N 0169888. Однако при нанесении координат на кадастровую карту конфигурация (горизонтальное проложение границы 1-н2) не соответствует сведениям о конфигурации данного участка, содержащимся в данном документе. Также согласно межевому плану смежным для уточняемого земельного участка является земельный участок с кадастровым номером 23:49:1000001:828. Однако при нанесении координат на кадастровую карту выявлено, что общая граница между земельными участками отсутствует. В разделе "Заключение кадастрового инженера" указано на несоответствие фактического расположения на местности и необходимости исправления координат у земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850.
Управлением Росреестра 29.07.2022 принято решение об отказе государственного кадастрового учета, изложенное в уведомлении N КУВД-001/2022-17068147/3 в связи с неустранением причин приостановления государственного кадастрового учета и невыполнение требования регистрирующего органа в установленный срок.
Предприниматель, полагая, что решение управления Росреестра об отказе в государственном кадастровом учете не основано на законе и нарушает его права (интересы), оспорил его в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, если иной порядок не предусмотрен данным Кодексом.
Действия регистрирующего органа могут быть оспорены заинтересованным лицом (в том числе, кадастровым инженером) по правилам главы 24 Кодекса.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления такой деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В соответствии со статей 70 Земельного кодекса государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет осуществляется исключительно в ряде случаев, в том числе, в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости (пункт 6 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 29 Закона N 218-ФЗ).
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав предусмотрены статьей 26 Закона N 218-ФЗ.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 1 статьи 27 Закона N 218-ФЗ).
Требования к межевому плану установлены статьей 22 Закона N 218-ФЗ.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (часть 1 статьи 39, статья 40 Закона N 221-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (части 8, 9 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ; действовала в спорный период).
Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда (часть 12 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Приказом N 921, действовавшим в период обращения Янушевича С.Г. в управление Росреестра за совершением регистрационных действий, были утверждены форма и состав сведений межевого плана, а также требования к подготовке кадастровым инженером межевого плана.
Основаниями для приостановления и последующего отказа управления Росреестра в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850 послужило следующее. Представленный межевой план подготовлен на основании плана земельного участка к свидетельству на право собственности на землю от 14.05.1997 N 0169888. Однако при нанесении координат на кадастровую карту конфигурация (горизонтальное проложение границы 1-н2) не соответствует сведениям о конфигурации данного участка, содержащимся в указанном документе. Также согласно межевому плану смежным для уточняемого земельного участка является земельный участок с кадастровым номером 23:49:1000001:828. Однако при нанесении координат на кадастровую карту выявлено, что общая граница между земельными участками отсутствует. В разделе "Заключение кадастрового инженера" говорится о несоответствии фактического расположения на местности и необходимости исправления координат у земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, заявленных кадастровым инженером. Суды при разрешении спора установили, что подготовленный предпринимателем межевой план от 18.04.2022 соответствует требованиям статьи 22 Закона N 218-ФЗ и положениям приказа N 921. Изменение площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:828 и описания местоположения его границ обусловлено их уточнением, поскольку сведения правоустанавливающего документа не соответствуют фактическим местоположению и площади данного участка. Межевой план также содержит акт о согласовании местоположения границы указанного земельного участка с собственниками смежных земельных участков. В суде первой инстанции кадастровый инженер дал пояснения о том, что допустил опечатку в кадастровом номере смежного земельного участка. Представленные документы содержат достаточные сведения для определения местоположения границ. Раздел "Заключение кадастрового инженера" содержит все необходимые и достаточные сведения для обоснования местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе, информацию о документах, указанных части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ. Установив, что межевой план оформлен в соответствии с нормативными требованиями, а также не ущемляет права (интересы) смежных правообладателей, суды признали незаконными оспариваемые решения управления Росреестра, возложив на регистрирующий орган обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Управление Росреестра в кассационной жалобе приводит доводы о недопустимости изменения конфигурации земельного участка при уточнении его границ по отношению к конфигурации, отраженной в свидетельстве от 14.05.1997 N 0169888, непринятии судом первой инстанции процессуального решения по уточненным заявителем требованиям, а также о неправильном указании в межевом плане номера смежного земельного участка. Однако эти доводы приводились регистрирующим органом в возражениях на заявление предпринимателя и в апелляционной жалобе. Данные доводы проверены и мотивированно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, установившими как соответствие подготовленного межевого плана нормативным требованиям, установленным в спорный период, так и достаточности этих сведений для принятия регистрирующим органом решения о кадастровом учете изменений. Податель жалобы, ссылаясь на положения статьи 49 Кодекса, не учитывает разъяснения, приведенные в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Доводы управления Росреестра не опровергают обоснованности выводов судебных инстанций по существу спора. Приведенные в кассационной жалобе доводы не влияют на вывод о полном, объективном и всестороннем рассмотрении судами настоящего дела, которыми исполнена обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Несогласие подателя жалобы с выводами судебных инстанций не может служить достаточным основанием для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу N А32-47840/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, заявленных кадастровым инженером. Суды при разрешении спора установили, что подготовленный предпринимателем межевой план от 18.04.2022 соответствует требованиям статьи 22 Закона N 218-ФЗ и положениям приказа N 921. Изменение площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:828 и описания местоположения его границ обусловлено их уточнением, поскольку сведения правоустанавливающего документа не соответствуют фактическим местоположению и площади данного участка. Межевой план также содержит акт о согласовании местоположения границы указанного земельного участка с собственниками смежных земельных участков. В суде первой инстанции кадастровый инженер дал пояснения о том, что допустил опечатку в кадастровом номере смежного земельного участка. Представленные документы содержат достаточные сведения для определения местоположения границ. Раздел "Заключение кадастрового инженера" содержит все необходимые и достаточные сведения для обоснования местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе, информацию о документах, указанных части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ. Установив, что межевой план оформлен в соответствии с нормативными требованиями, а также не ущемляет права (интересы) смежных правообладателей, суды признали незаконными оспариваемые решения управления Росреестра, возложив на регистрирующий орган обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 23:49:1000001:850."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июля 2023 г. N Ф08-6499/23 по делу N А32-47840/2022