г. Краснодар |
|
28 июля 2023 г. |
Дело N А20-1325/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Андреевой Е.В. и Денека И.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зориным А.Л., при участии в судебном заседании, проводимом с применением систем видео-конференц-связи Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики (судья Цыраева Ф.А.) от Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике - Хажкасимова И.Х. (доверенность от 27.12.2022), в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Риал-Эгида"" (ИНН 0716002062, ОГРН 1020701191378), надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике на определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 3 апреля 2023 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2023 года по делу N А20-1325/2023, установил следующее.
Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - уполномоченный орган) обратилось в суд с заявлением о признании ООО "Охранное предприятие "Риал-Эгида"" (далее - должник) несостоятельным (банкротом), включить во вторую очередь реестра требований кредиторов должника 2 162 660 рублей 07 копеек задолженности по НДФЛ и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в третью очередь: 710 884 рубля 74 копейки задолженности по основному долгу, 1 072 256 рублей 11 копеек пени, 419 311 рублей 13 копеек штрафов; утвердить арбитражного управляющего из числа членов НП "Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса".
Определением суда от 3 апреля 2023 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24 мая 2023 года, заявление уполномоченного органа возвращено заявителю.
В кассационной жалобе уполномоченный орган просит отменить судебные акты и удовлетворить требования. По мнению заявителя, за должником числится транспортное средство ВАЗ 21101 с государственным регистрационным знаком А975ВА07, за счет которого могут быть погашены расходы по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и суды установили, что по состоянию на 29.03.2023 должник имеет задолженность по уплате обязательных платежей в размере 4 365 112 рублей 68 копеек, из которых 2 873 545 рублей 44 копейки основного долга, 1 072 256 рублей 11 копеек пени, 419 311 рублей 13 копеек штрафа.
Основанием образования данной задолженности является неуплата задолженности по представленным декларациям.
В соответствии с данными регистрирующих органов за должником числится транспортное средство ВАЗ 21101, государственный регистрационный знак А 975 ВА 07, 2006 года выпуска; иное имущество у должника отсутствует.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, уполномоченный орган обратился в суд с заявлением.
Возвращая заявление уполномоченного органа, суды руководствовались следующим.
В силу пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) арбитражный суд принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом о банкротстве.
Исходя из пункта 3 статьи 59 Закона о банкротстве в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов по делу о банкротстве, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.
Применительно к указанному положению для заявлений уполномоченного органа в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" даны разъяснения, в соответствии с которыми поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве к заявлению уполномоченного органа должны быть приложены доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
В силу разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2019 N 14-П, процедура банкротства, осуществляемая в специальном судебном порядке, не должна возбуждаться лишь для формальной реализации функции уполномоченного органа по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Подобное понимание компетенции уполномоченного органа приводило бы к необоснованному, заведомо неэффективному использованию судебных механизмов, к бесперспективному расходованию значительных временных, трудовых и материальных ресурсов без реальной цели достичь экономических результатов, оправдывающих такие затраты, к бесполезному задействованию столь сложного инструмента, как банкротство.
Применительно к указанной позиции, предоставленное уполномоченному органу право принять решение об инициировании процедуры банкротства должно быть принято им на основании совокупной оценки всех существенных обстоятельств с учетом критериев обоснованности и целесообразности, экономической оправданности исполняемых мероприятий, в условиях бережного и экономного отношения к расходованию бюджетных средств. Возбуждение процедуры банкротства в отсутствие вероятности обнаружения имущества, позволяющего частично погасить кредиторскую задолженность, не отвечает задачам и смыслу производства по делу о банкротстве должника, а также влечет необоснованное расходование бюджетных средств.
В рассматриваемом случае, уполномоченный орган в своем заявлении, на основании имеющихся у него документов, указал на отсутствие у должника имущества и средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедуры банкротства; также уполномоченный орган заявил о невозможности финансирования процедуры банкротства из средств федерального бюджета и отсутствие возможности покрыть судебные расходы в деле о банкротстве.
Поскольку уполномоченный орган отказался нести расходы на финансирование процедуры банкротства, суд первой инстанции применительно к статье 44 Закона о банкротстве и разъяснениям пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" обоснованно возвратил заявление уполномоченного органа.
Все доводы и доказательства сторон спора являлись предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 3 апреля 2023 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2023 года по делу N А20-1325/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2019 N 14-П, процедура банкротства, осуществляемая в специальном судебном порядке, не должна возбуждаться лишь для формальной реализации функции уполномоченного органа по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Подобное понимание компетенции уполномоченного органа приводило бы к необоснованному, заведомо неэффективному использованию судебных механизмов, к бесперспективному расходованию значительных временных, трудовых и материальных ресурсов без реальной цели достичь экономических результатов, оправдывающих такие затраты, к бесполезному задействованию столь сложного инструмента, как банкротство.
...
Поскольку уполномоченный орган отказался нести расходы на финансирование процедуры банкротства, суд первой инстанции применительно к статье 44 Закона о банкротстве и разъяснениям пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" обоснованно возвратил заявление уполномоченного органа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 июля 2023 г. N Ф08-7234/23 по делу N А20-1325/2023