г. Краснодар |
|
16 августа 2023 г. |
Дело N А32-22216/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Малыхиной М.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - Лабинской районной организации Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов (ИНН 2314002725, ОГРН 1032335031992) - председателя правления Ляхова В.В., Кацук В.А. (доверенность от 13.04.2023), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Горное" (ИНН 9721146186, ОГРН 1217700475630) - Галченко Ю.Ю. (доверенность от 10.06.2022), от третьего лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Волкова Р.В. (доверенность от 23.01.2023), в отсутствие соответчика - Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов (ИНН 2309022370, ОГРН 1062308033700), надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Лабинской районной организации Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 по делу N А32-22216/2022, установил следующее.
Лабинская районная организация Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов (далее - районная организация) обратилась в арбитражный суд с иском к Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов (далее - краевая организация), ООО "Горное" (далее - общество) о признании недействительной сделки, заключенной ответчиками, по замене стороны охотхозяйственного соглашения от 09.12.2021 (далее - соглашение).
Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемое соглашение существенно нарушает права и законные интересы районной организации, состоящей из 929 жителей Лабинского района Краснодарского края, в том числе правом пользоваться закрепленными за ней охотничьими угодьями и водоемами в целях развития охотничьего и рыболовного спорта, ведения охотничье-рыбоводного хозяйства. Соглашение заключено без учета законных интересов истца и повлекло необоснованное уменьшение существующих охотничьих угодий районной организации. Кроме того, соглашение заключено в пользу общества, не являющегося структурным подразделением краевой организации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Краснодарского края.
Решением от 17.02.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.05.2023, в удовлетворении иска отказано. Суды исходили из того, что истец не обладает правом на оспаривание совершенной сделки, кроме того, не представлено доказательств того, что учредительными документами краевой организации установлены ограничения на совершение оспариваемой сделки.
В кассационной жалобе районная организация просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, по данной сделке краевая организация по согласованию с Министерством природных ресурсов Краснодарского края незаконно распорядилась охотничьими угодьями Лабинского района Краснодарского края, чем существенно нарушила охраняемые законом права и интересы как граждан, проживающих на территории Лабинского района Краснодарского края, так и районной организации. Краевая организация, выступая стороной охотхозяйственного соглашения от 16.04.2012 N 1, фактически приняла обязательства по обеспечению проведения мероприятий на территории Краснодарского края своими структурными подразделениями и получала в связи с этим право городских и районных организаций на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий в разрезе всех территорий МО Краснодарского края. Ответчик совершил сделку, противоречащую уставу организации. При этом истец имеет право на оспаривание спорной сделки, так как краевая организация при ее заключении действовала исключительно в интересах своих структурных подразделений - городских и районных общественных организаций охотников и рыболовов, в соответствии с целями и задачами, определенными уставом краевой организации. Районная организация положительно голосовала на заседании Совета краевой организации только по повестке о том, что в дальнейшем все решения о согласовании или отказе в замене стороны охотхозяйственного соглашении необходимо принимать на очных заседаниях совета краевой организации.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
До рассмотрения кассационной жалобы районная организация заявила ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с обращением истца в суд с заявлением об оспаривании протокола от 01.04.2022 N 1.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд округа считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку в силу части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность суда приостановить производство по делу обусловлена невозможностью рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Объективные препятствия для рассмотрения кассационной жалобы истца по данному делу отсутствуют.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 16.04.2012 краевая организация (охотпользователь) и департамент природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края (уполномоченный орган) заключили охотхозяйственное соглашение по обеспечению проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды обитания и создания охотничьей инфраструктуры с правом на добычу охотничьих ресурсов на территории Краснодарского края, сроком действия соглашения на 49 лет.
Пунктом 2.24.2 указанного охотхозяйственного соглашения установлены границы охотничьих угодий в Лабинском районе Краснодарского края, площадь которых составляла 102,2 тыс. га.
01 января 2014 года и 23 мая 2015 года по заключенным правлением краевой организации и правлением районной организации, осуществляющей деятельность в качестве структурного подразделения краевой организации, договорам о сотрудничестве в целях осуществления деятельности, направленной на выполнение уставных задач в соответствии с Законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов", и создания условий пользования объектами животного мира, служащих им местом обитания на территории Лабинского района, площадь охотугодий в Лабинском районе установлена 102,2 тыс.га.
При этом согласно пунктам 2 заключенных договоров о сотрудничестве районная организация выполняет совместно с правлением краевой организации уставные задачи краевой организации в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 16.04.2012 N 1 без переуступки права пользования объектами животного мира.
09 декабря 2021 года краевая организация (охотпользователь 1) и общество (охотпользователь 2) заключили соглашение, по условиям которого краевая организация уступает, а общество принимает все права и обязанности по заключенному краевой организацией и Министерством природных ресурсов Краснодарского края охотхозяйственному соглашению от 16.04.2012 N 1 в отношении части охотничьего угодья "Первый Лабинский" и охотничьих ресурсов, указанных в пункте 3 соглашения.
Соглашением установлены границы охотугодий:
- северная: от исходной точки с координатами 44.319322° с.ш., 40.881194° в.д. в северо-восточном направлении по прямой линии до границы ст. Каладжинской в точке с координатами 44.319579° с.ш., 40.881618° в.д., далее в восточном направлении по границе ст. Каладжинской, огибая ее с юга, до автомобильной дороги Каладжинская - Новый Мир, далее в восточном направлении по этой дороге до балки Ореховой в точке с координатами 44.324135 с.ш., 41.003260 в.д., далее в восточном направлении по балке Ореховой до границы с. Новый Мир, далее в восточном направлении по границе с. Новый Мир, огибая его с юга, до точки с координатами 44.326027° с.ш., 41.009368° в.д., далее в восточном направлении по прямой линии до лесозащитной полосы в точке с координатами 44.325422° с.ш., 41.017578° в.д., далее в восточном направлении по лесозащитной полосе до р. Чамлык в точке с координатами 44.326995° с.ш., 41.052407° в.д., далее по р. Чамлык вверх по течению до границы Лабинского района в точке с координатами 44.323335° с.ш., 41.054746° в.д.;
- восточная: от точки с координатами 44.323335° с.ш., 41.054746° в.д. в южном направлении по границе Лабинского района до точки с координатами 44.148222° с.ш., 41.163829° в.д.;
- южная: от точки с координатами 44.148222° с.ш., 41.163829° в.д., в юго-западном направлении по прямой линии до границы Лабинского района в точке с координатами 44.137179° с.ш., 41.157560° в.д., далее в юго-западном направлении по границе Лабинского района до р. Большая Лаба в точке с координатами 44.121191° с.ш., 41.035565° в.д.;
- западная: от точки с координатами 44.121191° с.ш., 41.035565° в.д. по р. Большая Лаба вниз по течению до места слияния с р. Малая Лаба и далее по р. Лаба вниз по течению до границы Лабинского района в точке с координатами 44.292301° с.ш., 40.893231° в.д., далее в северном направлении по границе Лабинского района до исходной точки.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края в письме от 21.12.2021 выразило согласие на замену стороны охотхозяйственного соглашения от 16.04.2012 N 1 в отношении части охотничьего угодья "Первый Лабинский" (охотничье угодье "Лабинский 4").
Полагая, что соглашение нарушает законные интересы истца, районная организация обратилась в арбитражный суд с иском.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" и исходили из того, что районная организация не доказала свою легитимацию на оспаривание сделки.
Суды отметили, что районной организации уполномоченным органом права на спорное охотничье угодье не передавались.
Так, 28.02.1986 Государственная охотинспекция при Краснодарском краевом исполнительном комитете народных депутатов и Краснодарское краевое общество охотников и рыболовов заключили генеральный договор на пользование охотничьими угодьями, по условиям которого генеральному охотпользователю (краевая организация) сроком на 10 лет (с 28.02.1986 по 28.02.1995) переданы в пользование охотничьи угодья, расположенные на территории Краснодарского края, площадью 6459,8 тыс. га.
25 апреля 1986 года в целях исполнения пункта 4 решения исполкома Краснодарского крайсовета народных депутатов от 05.02.1986 N 64 и в связи с заключением генерального договора от 28.02.1986 на пользование охотничьими угодьями ответчик и подчиненные районные (городские, межрайонные охотничьи, охотничье-рыболовные хозяйства) заключили субарендные договоры на пользование охотничьими угодьями.
Краевая организация и районная организация заключили субарендный договор от 25.04.1986, на основании которого истцу, как охотпользователю, генеральным охотпользователем переданы в пользование сроком на 10 лет (с 01.05.1986 по 01.05.1995) охотугодья, расположенные на территории Лабинского района Краснодарского края, для организации и ведения охотничьего и охотничье-рыболовного хозяйства, площадью 176,8 тыс. га.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 15.04.1996 N 232-р срок пользования охотничьими угодьями прежними охотпользователями на территории Краснодарского края продлен до выхода нормативных актов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 981 и постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 155.
На основании распоряжения от 15.04.1996 N 232-р генеральный охотпользователь и Управление охотничьего хозяйства администрации Краснодарского края заключили соглашение о продлении срока пользования охотничьими угодьями для ведения охотничьего хозяйства.
Однако соглашения о продлении субарендного договора от 25.04.1986 с истцом не заключалось.
08 июля 2003 года Управление охотничьего хозяйства администрации Краснодарского края и краевая организация заключили соглашение N 29 о продлении срока пользования ранее закрепленными охотничьими угодьями для ведения охотничьего хозяйства. 20 апреля 2006 года краевой организации выдана долгосрочная лицензия серии XX N 3035 на пользование объектами животного мира со сроком действия по 19.04.2031.
В связи с получением долгосрочной лицензии департамент биологических ресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности Краснодарского края и ответчик заключили договор от 19.07.2006 о предоставлении в пользование правлению краевой организации части территории Краснодарского края площадью и в границах согласно приложению к долгосрочной лицензии.
16 апреля 2012 года краевая организация и департамент природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края (в настоящее время - третье лицо) заключили охотхозяйственное соглашение N 1, по условиям которого охотпользователь обязался обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а уполномоченный орган обязался предоставить на срок действия соглашения право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, указанных в разделе II соглашения (в том числе части охотничьего угодья "Первый Лабинский").
Таким образом, в связи с заключением ответчиком и третьим лицом охотхозяйственного соглашения от 16.04.2012 N 1 у истца не возникло прав и обязанностей в отношении предмета охотхозяйственного соглашения и охотничьих угодий.
01 апреля 2022 года на заседании Совета краевой организации единогласно принято решение утвердить замену стороны охотхозяйственного соглашения от 16.04.2012 N 1 в отношении частей участков охотничьих угодий, в том числе 22 301 га охотугодий в Лабинском районе Краснодарского края. По итогам заседания Совета принято постановление от 01.04.2022 N 1, являющееся обязательным к исполнению истцом как структурным подразделением краевой организации. Также из материалов дела видно, что представитель истца принимал участие в заседании Совета краевой организации и проголосовал за утверждение замены стороны в охотхозяйственном соглашении от 16.04.2012 N 1.
При этом положениями законодательства и учредительным документом краевой организации не предусмотрена обязанность по получению предварительного согласия структурных подразделений для заключения сделок.
Как отметил апелляционный суд, само по себе заключение истцом и ответчиком договоров о сотрудничестве от 01.01.2014 и 23.05.2015 не наделяет районную организацию правами стороны в охотхозяйственном соглашении. Районная организация пользовалась указанными угодьями исключительно по воле и праву стороны соглашения в лице краевой организации. Нарушение же краевой организацией обязательств по договорам о сотрудничестве не наделяет районную организацию правом на оспаривание сделки по распоряжению субъективным правом, принадлежащим краевой организации.
Поскольку охотхозяйственное соглашение не наделяло непосредственно районную организацию правом пользования охотничьими угодьями, истец не обладает правом оспаривания сделки по основанию, указанному в пункте 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как нарушающей права и законные интересы третьих лиц.
Не имеется оснований и для признания сделки недействительной по основанию, указанному в статье 173 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку из Устава краевой организации не вытекает, что соглашение о замене стороны в охотхозяйственном соглашении противоречит целям деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах.
Установив названные обстоятельства, суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с судебной оценкой доказательств, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу отказать.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 по делу N А32-22216/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 15.04.1996 N 232-р срок пользования охотничьими угодьями прежними охотпользователями на территории Краснодарского края продлен до выхода нормативных актов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 981 и постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 155.
...
Поскольку охотхозяйственное соглашение не наделяло непосредственно районную организацию правом пользования охотничьими угодьями, истец не обладает правом оспаривания сделки по основанию, указанному в пункте 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как нарушающей права и законные интересы третьих лиц.
Не имеется оснований и для признания сделки недействительной по основанию, указанному в статье 173 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку из Устава краевой организации не вытекает, что соглашение о замене стороны в охотхозяйственном соглашении противоречит целям деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 августа 2023 г. N Ф08-8113/23 по делу N А32-22216/2022