г. Краснодар |
|
23 августа 2023 г. |
Дело N А53-19759/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Малыхиной М.Н. и Ташу А.Х., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Южная топливная компания" (ИНН 6165137456, ОГРН 1076165003331) - Ершова М.Б. (доверенность от 18.07.2022), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЮг" (ИНН 6150097271, ОГРН 1186196038566) - Бариновой Е.С. (доверенность от 01.02.2023), в отсутствие третьих лиц: открытого акционерного общества "Российские железные дороги", акционерного общества "Гуковпогрузтранс", общества с ограниченной ответственностью "Кватро ПЛ Логистика", извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная топливная компания" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2023 по делу N А53-19759/2022, установил следующее.
ООО "Южная топливная компания" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "ЭкоЮг" (далее - общество) о взыскании 57 200 рублей задолженности по договору от 05.10.2021 N ЮТК/22с-21 за простой вагонов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Российские железные дороги", АО "Гуковпогрузтранс", ООО "Кватро ПЛ Логистика".
Решением от 08.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.04.2023, в иске отказано.
В кассационной жалобе компания, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что факт нарушения обществом принятых на себя обязательств, в соответствии с условиями договора, подтверждается предоставленными в отношении вагонов N 61098745, 61854964, 61805461, 60444270, 60665882, 60050549, 61624862, 61858759, 60439650, 60624012, 60424256, 61104642 данными, полученными из ЭТРАН и ж/д накладными о дате прибытия груженого вагона на станцию назначения и о дате отправки его со станции в порожнем состоянии после выгрузки. Кроме того, по мнению заявителя, суды ошибочно указали на отсутствие вины общества, поскольку ею не представлено доказательств, что ненадлежащее исполнение обществом обязательств вызвано обстоятельствами непреодолимой силы.
В письменных пояснениях АО "Гуковпогрузтранс" поддержало доводы кассационной жалобы компании.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Кватро ПЛ Логистика" просило отменить судебные акты.
В судебном заседании представитель компании поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить судебные акты.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что компания (поставщик) и общество (покупатель) заключили договор от 05.10.2021 N ЮТК/22с-21 (далее - договор), по условиям которого поставщик обязуется передать в собственность покупателя в обусловленные договором сроки энергетические угли (далее - товар), а покупатель обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, согласно пунктам 5.2, 5.3 договора.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 договора от 05.10.2021 N ЮТК/22с-21 поставка товара производится железнодорожным транспортом, на условиях CРТ станция назначения ("Инкотермс-2010").
Поставка товара осуществляется поставщиком путем передачи товара перевозчику (экспедитору) для доставки его до станции назначения грузополучателя, для чего поставщик организует отгрузку товара на ж.д. станцию, заключает с перевозчиком (экспедитором) договор на организацию перевозок товара (в полувагонах ОАО "РЖД" или принадлежащих поставщику, иным лицам на праве собственности или ином вещном праве) и оплачивает провозные платежи по доставке товара.
В силу пункта 6.3 договора от 05.10.2021 N ЮТК/22с-21 поставщик имеет право взыскать с покупателя штраф/сбор в размере штрафа/сбора, предъявленного поставщику владельцем вагонного парка/организатором перевозки в случае допущения покупателем (грузополучателем, указанным покупателем) простоя вагонов на станции выгрузки более 2 (двух) суток.
Срок нахождения вагонов на станции выгрузки исчисляется с даты прибытия на станцию назначения до 24 часов 00 минут даты отправления вагонов со станции назначения. Простой вагонов свыше установленного срока исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные. Штраф начисляется за каждые сутки простоя до даты отправления.
Дата отправления определяется по данным, указанным в электронном пакете документов в системе "ЭТРАН" ОАО "РЖД" либо по штемпелю в перевозочном документе относительно отправления вагона.
В случае несогласия со временем простоя, покупатель предоставляет поставщику заверенные покупателем копии опровергающих документов (ж/д накладные/памятки приемосдатчика/ведомости подачи-уборки вагонов и т.п.).
В случае получения грузополучателем отказа железнодорожной станции от принятия у него вагонов по причине отсутствия инструкций по заполнению перевозочных документов на порожний рейс вагонов при их возврате после окончания грузовой операции - выгрузка, покупатель (грузополучатель) в кратчайшие сроки направляет на электронный адрес поставщика: sekretar@utkr.ru и грузоотправителя: compaN y@gptraN s.ru уведомление (заявку) о необходимости оформления железнодорожных накладных на порожний рейс в системе ЭТРАН, либо на предоставление грузополучателю инструкций по заполнению перевозочных документов на порожний рейс вагонов при их возврате.
В силу пункта 6.5 договора от 05.10.2021 N ЮТК/22с-21 убытки, подтвержденные документально, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением настоящего договора, подлежат возмещению виновной стороной в полном размере.
Приложением N 5 от 01.02.2022 стороны согласовали условия поставки количества и ассортимента товара, грузополучателя, станции назначения.
Общество (пользователь) и ОАО "РЖД" (перевозчик) заключили договор от 10.06.2019 N 126/1 на подачу и уборку вагонов для общества при станции Несветай Северо-Кавказской железной дороги, по условиям которого перевозчик принял на себя обязательства подавать вагоны на места выгрузки и убирать вагоны с железнодорожных путей необщего пользование локомотивом перевозчика, уведомлять пользователя о подаче вагонов, а пользователь принял на себя обязательство уведомлять перевозчика о готовности вагонов к уборке (сдаче) по телефону и с последующим письменным подтверждением.
Для выполнения своих обязательств по договору поставки компания поручила экспедитору - АО "Гуковпогрузтранс" организовать перевозку грузов компании в рамках исполнения обязательств сторон по договору транспортной экспедиции от 16.11.2017 N ГПТ-1.
По указанному договору от 16.11.2017 N ГПТ-1 компания (клиент) обязалось возместить АО "Гуковпогрузтранс" (экспедитор) штрафы и/или сборы, а также пени, возникающие по вине клиента, уплачиваемые экспедитором за клиента в соответствии с расценками (тарифами) третьих лиц (перевозчиков), в том числе по причине нарушения грузополучателями нормативных сроков нахождения вагонов под выгрузкой на станции назначения.
В свою очередь, АО "Гуковпогрузтранс" (заказчик) привлекло к исполнению обязанности по организации железнодорожной перевозки ООО "Кватро ПЛ Логистика" (исполнитель) по договору на оказание услуг от 01.07.2017 N КПЛГПТ/07/2017.
По договору на оказание услуг от 01.07.2017 N КПЛ-ГПТ/07/2017 (в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2022) АО "Гуковпогрузтранс" обязалось уплатить исполнителю 2600 рублей штрафа за сверхнормативное пользование вагонами свыше 3-х суток на станции выгрузки.
В претензии от 31.03.2022 N 474 ООО "Кватро ПЛ Логистика" потребовало от АО "Гуковпогрузтранс" оплатить штраф за сверхнормативный простой вагонов на станции назначения Несветай из расчета 2600 рублей на сутки простоя за один вагон.
В расчете к претензии ООО "Кватро ПЛ Логистика" указало на общий период простоя вагонов продолжительностью в 5 дней (с 08.02.2022 по 13.02.2022 - вагоны N N 60439650, 60624012, 61104642, 60424256; с 10.02.2022 по 15.02.2022 - вагоны NN 61098745, 60444270, 60665882, 60050549, 61624862, 60424256, 61854964) и на период простоя вагонов NN 61854964 и 61805461 продолжительностью в 4 дня (с 11.02.2022 по 15.02.2022).
С учетом льготного периода продолжительностью в 3 дня штраф рассчитан за простой в период: с 12.02.2022 по 13.02.2022 вагонов N N 60439650, 60624012, 61104642, 60424256; с 14.02.2022 по 15.02.22 вагонов NN 61098745, 60444270, 60665882, 60050549, 61624862, 60424256, 61854964; 15.02.2022 вагонов NN 61854964 и 61805461.
За простой указанных вагонов начислено 57 200 рублей штрафа.
АО "Гуковпогрузтранс", сославшись на условия договора от 16.11.2017 N ГПТ-1, потребовало от компании, компенсировать его расходы на уплату штрафа в сумме 57 200 рублей (претензия от 14.04.2022 N 20-12/259).
Руководствуясь пунктом 6.3 договора от 05.10.2021 N ЮТК/22с-21, заключенного сторонами спора, истец направило обществу претензию от 28.04.2022 N 202 с требованием о погашении задолженности в сумме 57 200 рублей в добровольном порядке.
Согласно расчету компании вагоны простаивали на станции выгрузки 5 дней (начислен штраф за 2 дня простоя - 12.02.2022 и 13.02.2022 по вагонам N N 60439650, 60624012, 61104642, 60424256; 14.02.2022 и 15.02.22 по вагонам NN 61098745, 60444270, 60665882, 60050549, 61624862, 60424256, 61854964), а вагоны NN 61854964, 61805461 простаивали 4 дня (начислен штраф за один день простоя - 15.02.2022).
Письмом от 24.05.2022 N 16 общество направило компании ответ с отказом возместить штраф, указав на то, что вина общества в простое вагонов отсутствует, выгрузка вагонов завершена своевременно, ОАО "РЖД" уведомлено о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке.
Общество также указывает, что договором не предусмотрена обязанность покупателя отправить порожние вагоны после выгрузки груза к перевозке, следовательно, пользование вагонами прекратилось в момент завершения выгрузки вагонов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суды руководствовались положениями статей 15, 329, 393, 785, 792, 793, 1079, 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), а также разъяснениями постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" и от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 25).
Как следует из положений пункта 12 постановления N 25 по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса).
В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в порядке статьи 99 Устава.
Уставом на владельца вагонов, указанного в транспортной железнодорожной накладной (или по указанию владельца вагонов на грузополучателя) возложена обязанность по обеспечению уборки не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов с мест общего пользования (статья 44). Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузополучателя при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, должны удостоверяться актами общей формы (статья 119).
Утвержденным АО "РЖД" 09.10.2008 N 44 Порядком взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью, определена технология взаимодействия АО "РЖД" как перевозчика с собственниками вагонов и компаниями-операторами (далее - компании-собственники) при оформлении перевозок принадлежащих им или используемых ими порожних вагонов с использованием электронных документов (пункт 1.1). Получив уведомление о завершении грузовых операций и готовности вагонов к уборке, приемосдатчик вводит в автоматизированную систему номера выгруженных вагонов (пункт 4.1), оформляет памятку приемосдатчика на уборку вагонов (пункт 4.6) и завершает процедуру его отправки во взаимодействии с компанией-собственником. Компания-собственник во взаимодействии с перевозчиком обладает содержащейся в автоматизированной системе информацией, позволяющей установить момент завершения грузовой операции и своевременно распорядиться порожним вагоном (пункты 4.13, 4.14).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон с учетом изложенных норм, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебные инстанции указали, что с момента получения приемосдатчиком ОАО "РЖД" уведомления ответчика (грузополучателя) о завершении грузовых операций его обязанность по возврату вагонов считается исполненной. Ответчик после разгрузки вагонов и передачи их для уборки не имел возможности влиять на их фактическую отправку.
Суды установили, что вагоны:
N N 61098745, 60444270, 60665882, 60050549, 61624862 прибыли на станцию назначения 10.02.2022, поданы третьим лицом на выставочный путь для выгрузки 10.02.2022, общество уведомило ОАО "РЖД" о завершении грузовой операции/возврате на выставочный путь - 12.02.2022 в 17 часов 00 минут, уборка проведена - 15.02.2022;
N N 61854964, 61805461 прибыли на станцию назначения 11.02.2022, переданы на выставочный путь для выгрузки 12.02.2022 в 10 часов 10 минут, общество уведомило третье лицо о завершении грузовой операции/возврате на выставочный путь - 12.02.2022 в 17 часов 00 минут, уборка проведена 15.02.2022;
N N 60624012, 61104642, 60439650, 61858759 прибыли на станцию назначения 08.02.2022, поданы на выставочный путь для выгрузки 08.02.2022 в 22 часов 00 минут и о завершении грузовой операции/возврате на выставочный путь общество уведомило третье лицо (ОАО "РЖД") 10.02.2022 в 16 часов 30 минут, уборка - 13.02.2022;
N 60424256 подан на выставочный путь к выгрузке 08.02.2022 в 22 часов 00 минут, и уведомление о завершении грузовой операции/возврате на выставочный путь оформлено обществом 11.02.2022 в 16 часов 30 минут, уборка - 13.02.2022.
Также из материалов дела следует, что в отношении вагонов составлены акты общей формы N 7628, N 7674, N 7675, согласно которым задержка на подъездном пути вагонов NN 61624862, 61098745, 61854964, 60444270, 60665882, 60050549 с 12.02.2022 по 15.02.2022, вагонов NN 61858759, 60439650, 60624012, 61104642 с 10.02.2022 по 13.02.2022, вагона N 60424256 с 11.02.2022 с 16:30 по 13.02.2022 обусловлена занятостью подъездных путей для вывода вагонов и занятостью маневренного локомотива.
В актах общей формы N N 2119, 2187 обозначено, что простой вагона N 61098745 с 12.02.2022 по 15.02.2022 и вагонов NN, 61858759, 60439650, 61104642, 61858759 с 13.02.2022 по 15.02.2022 произошел по причине зависящей от грузоотправителя - под накоплением технического маршрута по договору. Отправителем в актах обозначено ООО "Кватро ПЛ Логистика".
Доводы заявителя оценены судом апелляционной инстанции, который указал, что нарушение обществом принятых на себя обязательств опровергается материалами дела, которые содержат документы с выгрузкой данных системы "ЭТРАН" на подачу заявок на перевозку, из которых можно сделать вывод, что процедура согласования перевозки порожних вагонов N N 61858759, 60439650, 61104642, следующих на станцию Юбилейная СЮКД, завершена между владельцем вагонов и перевозчиком после даты их сдачи обществу под ответственность перевозчику, а именно в дату их отправления со станции Несветай СКЖД.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и способных опровергнуть выводы судов, кассационная жалоба не содержит в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2023 по делу N А53-19759/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из положений пункта 12 постановления N 25 по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса).
В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в порядке статьи 99 Устава."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 августа 2023 г. N Ф08-6547/23 по делу N А53-19759/2022