г. Краснодар |
|
24 августа 2023 г. |
Дело N А32-56653/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., в отсутствие заявителя - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), заинтересованного лица - муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Россия" (ИНН 2317015049, ОГРН 1022302719119) - правопреемника государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Россия", третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу N А32-56653/2022, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к муниципальному унитарному сельскохозяйственному предприятию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Россия" (далее - предприятие) о взыскании задолженности по перечислению в бюджет части прибыли по итогам работы за I и II кварталы 2022 года в размере 44 618 рублей 03 копеек и 696 761 рубля 46 копеек, а также 12 762 рублей 46 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда первой инстанции от 09.02.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.06.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с расчетами подлежащей уплате в бюджет Краснодарского края части прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам работы за I и II кварталы 2022 года, к начислению в краевой бюджет по состоянию на 31.03.2022 составила сумма в размере 44 618 рублей 03 копеек, по состоянию на 30.06.2022 - 696 761 рубля 46 копеек.
Письмом от 17.08.2022 N 52-24-15-34071/22 департамент обратился в адрес предприятия с требованием о погашении задолженности и уплате процентов.
В связи с неисполнением предприятием указанного требования о перечислении денежных средств департамент обратился в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом уплаты налога на прибыль организаций признается календарный год.
Согласно статье 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 постановления главы администрации Краснодарского края от 18.03.2005 N 238 "Об утверждении правил разработки и утверждения программ деятельности государственных унитарных предприятий Краснодарского края" в целях пополнения доходной части краевого бюджета органам исполнительной власти определять размер части прибыли, остающейся в распоряжении подведомственных государственных унитарных предприятий Краснодарского края после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей зачислению в краевой бюджет, не менее 30 процентов.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке исчисления и уплаты в краевой бюджет государственными унитарными предприятиями Краснодарского края части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 11.04.2006 N 248 (далее - Положение), исчисление подлежащих перечислению в краевой бюджет сумм части прибыли государственных унитарных предприятий Краснодарского края производится по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября.
Согласно пункту 3.1 Положения перечисление части прибыли осуществляется государственными унитарными предприятиями Краснодарского края в краевой бюджет в следующие сроки: по итогам работы за 1 квартал - не позднее 5 мая, по итогам работы за 1 полугодие - не позднее 5 августа, по итогам работы за 9 месяцев - не позднее 5 ноября, по итогам работы за год - не позднее 5 апреля года, следующего за отчетным.
Судебные инстанции, правильно применив положения абзаца 2 пункта 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 17 Федерального закона N 161-ФЗ, установили, что предприятие является организацией, функции учредителя которого осуществляет департамент, в связи с чем оно обязано перечислять в бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Судебные инстанции указали, что федеральным законодательством определена периодичность перечисления в местный бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении муниципальных унитарных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, один раз в год в отношении прибыли за прошедший год, при этом органы местного самоуправления не наделены полномочиями по изменению указанной периодичности.
В этой связи судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что установленный в Положении порядок перечисления государственным унитарным предприятием части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, противоречит нормам федерального законодательства.
На основании изложенного, учитывая положения Налогового кодекса Российской Федерации, имеющего большую юридическую силу, суды обоснованно указали, что чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подлежала исчислению по итогам налогового периода.
Указанный правовой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2021 N 308-ЭС21-20245.
Исходя из этого, судебными инстанциями сделан обоснованный вывод об отсутствии достаточных правовых оснований для удовлетворения требований департамента.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу N А32-56653/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции, правильно применив положения абзаца 2 пункта 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 17 Федерального закона N 161-ФЗ, установили, что предприятие является организацией, функции учредителя которого осуществляет департамент, в связи с чем оно обязано перечислять в бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Судебные инстанции указали, что федеральным законодательством определена периодичность перечисления в местный бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении муниципальных унитарных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, один раз в год в отношении прибыли за прошедший год, при этом органы местного самоуправления не наделены полномочиями по изменению указанной периодичности.
В этой связи судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что установленный в Положении порядок перечисления государственным унитарным предприятием части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, противоречит нормам федерального законодательства.
На основании изложенного, учитывая положения Налогового кодекса Российской Федерации, имеющего большую юридическую силу, суды обоснованно указали, что чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подлежала исчислению по итогам налогового периода."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 августа 2023 г. N Ф08-7786/23 по делу N А32-56653/2022