г. Краснодар |
|
24 августа 2023 г. |
Дело N А01-915/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании представителя заявителя - индивидуального предпринимателя Схатума Адама Махмудовича (ИНН 010600229247) - Константинова А.А. (доверенность от 17.08.2023), в отсутствие заинтересованного лица - администрации муниципального образования "Энемское городское поселение", третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Киракосяна В.А., Киракосяна О.В., Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Адыгея", администрации муниципального образования "Тахтамукайский район", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Схатума Адама Махмудовича на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 по делу N А01-915/2022, установил следующее.
ИП Схатум А.М. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к администрации муниципального образования "Энемское городское поселение" (далее - администрация поселения) о признании незаконным решения администрации поселения, изложенного в письме от 30.12.2021 N 6247, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории: местоположение: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, земли бывшего к/за "Дружба", земли бывшего с/за "Адыгейский", площадями 2287 кв. м, 2090 кв. м, 4804 кв. м, 2908 кв. м, 2765 кв. м, 3730 кв. м, 2667 кв. м, 24 141 кв. м, 40 338 кв. м, 41 398 кв. м, 5926 кв. м, 18 917 кв. м, 3116 кв. м, 9685 кв. м, 4292 кв. м, 2920 кв. м, 2624 кв. м, 4637 кв. м, 3041 кв. м, 7133 кв. м, 2428 кв. м, 5189 кв. м для последующего получения их в аренду для сенокошения; признании недействительными распоряжений администрации поселения от 30.12.2021 N 648-р, от 30.12.2021 N 651-р, от 04.03.2022 N 107-р, от 05.03.2022 N 127-р; возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее - управление Росреестра) обязанности по аннулированию записи о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "овощеводство" (1.3), с кадастровым номером 01:05:3116002:1419 площадью 159 282 кв. м в территориальной зоне СХ-2 "Зона объектов сельскохозяйственного назначения" по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Адыгейский" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики); снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 01:05:3116002:1419 площадью 159 282 кв. м, из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "овощеводство", расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Адыгейский" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики); снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 01:05:3116002:1105 площадью 49 492 кв. м, из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "общее пользование территорий", расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Дружба" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики); снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 01:05:3116002:1099 площадью 56 356 кв. м из категории "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "общее пользование территорий", расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Дружба" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики); возложении на администрацию поселения обязанности по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, земли бывшего к/за "Дружба", земли бывшего с/за "Адыгейский", площадями 2287 кв. м, 2090 кв. м, 4804 кв. м, 2908 кв. м, 2765 кв. м, 3730 кв. м, 2667 кв. м, 24 141 кв. м, 40 338 кв. м, 41 398 кв. м, 5926 кв. м, 18 917 кв. м, 3116 кв. м, 9685 кв. м, 4292 кв. м, 2920 кв. м, 2624 кв. м, 4637 кв. м, 3041 кв. м, 7133 кв. м, 2428 кв. м, 5189 кв. м в течение 10 дней с даты вступления судебного акта в законную силу (с учетом изменения предмета заявленных требований - т. 4, л. д. 56 - 59).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Адыгея" (далее - управление мелиорации), администрация муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - администрация района), управление Росреестра, Киракосян О.В., Киракосян В.А.
Решением от 10.03.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.05.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что испрашиваемые земельные участки зарезервированы для муниципальных нужд. Судебные инстанции установили, что администрация района издала распоряжение от 07.09.2010 N 1321 о формировании земельного участка площадью 174,4 га, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Дружба" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики), а также распоряжение от 07.09.2010 N 1322 о формировании земельного участка площадью 40,9 га, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Адыгейский" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики) в целях использования для муниципальных нужд. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), в действовавшей до 01.03.2015 редакции, полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделялись органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом. Таким образом, администрация поселения стала уполномоченным органом по распоряжению неразграниченными землями на территории муниципального образования. Распоряжением администрации поселения от 30.12.2021 N 648-р для муниципальных нужд зарезервирован земельный участок из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "овощеводство" (1.3), площадью 159 282 кв. м в кадастровом квартале 01:05:3116002 в территориальной зоне СХ-2 "Зона объектов сельскохозяйственного назначения" по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Адыгейский" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики). Распоряжением администрации поселения от 30.12.2021 N 649-р для муниципальных нужд зарезервирован земельный участок из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "общее пользование территорий" (12.0), площадью 144 741 кв. м в кадастровом квартале 01:05:3116001 в территориальной зоне СХ-3 "Зона сельскохозяйственного использования" по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Дружба" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики). В дальнейшем распоряжением администрации поселения от 30.12.2021 N 657-р отменено распоряжение от 30.12.2021 N 649-р, издано распоряжение от 30.12.2021 N 651-р, которым для муниципальных нужд зарезервированы земельные участки площадью 56 356 кв. м и площадью 49 492 кв. м из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "общее пользование территорий" (12.0), в кадастровом квартале 01:05:3116001 в территориальной зоне СХ-3 "Зона сельскохозяйственного использования" по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Дружба" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики). Распоряжением администрации поселения от 04.03.2022 N 107-р внесены изменения в распоряжение от 30.12.2021 N 651-р в части указания категории земель. На основании распоряжения администрации поселения от 05.03.2022 N 127-р за муниципальным образованием "Энемское городское поселение" зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "овощеводство" (1.3), площадью 159 282 кв. м с кадастровым номером 01:05:3116002:1419 в территориальной зоне СХ-2 "Зона объектов сельскохозяйственного назначения" по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Адыгейский" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики). Таким образом, спорные земельные участки, по сути, являются чеками, расположены в кадастровых кварталах 01:05:3116001 и 01:05:3116002, состоящих из рисовых чеков (образованных земельных участков). В этой связи предоставление испрашиваемых земельных участков предпринимателю (для сенокошения) приведет к нарушению запрета, установленного статьей 12 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Закон N 4-ФЗ), согласно которой мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью; и подпункту 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). В 2020 году внесены изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования "Энемское городское поселение", в результате которых спорные земельные участки исключены из черты населенного пункта и отнесены к территориальной зоне СХ-3 - "Зона сельскохозяйственного назначения". Данные изменения обусловлены Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.12.2018 N 286 во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.04.2020 N 1043-р "Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Адыгея на период до 2024 года"; в целях реализации масштабного проекта республиканского значения "Индустриальный парк". Строительство объекта ведется на земельных участках в непосредственной близости от спорных земельных участков, согласно проектной документации, предусматривающей сброс сточных вод в Шапсугское водохранилище, для которого планируется прокладка трубопроводов через спорные земельные участки.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение от 10.03.2023 и постановление апелляционного суда от 17.05.2023 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, настаивая на том, что спорные участки сформированы в нарушение норм действующего законодательства, без согласования с собственниками смежных участков. На момент оспариваемого отказа заявитель не был проинформирован о том, что на испрашиваемых земельных участках будет располагаться территория, необходимая для обслуживания промышленного объекта республиканского значения "Индустриальный парк". Сведений, подтверждающих наличие инженерных, оросительных систем на спорных участках, не имеется; основания для резервирования данных земель не подтверждены. В оспариваемых распоряжениях не указаны цели резервирования земельных участков для муниципальных нужд. Передача полномочий по распоряжению землями в силу закона не обязывает администрацию поселения исполнять распоряжения администрации района от 07.09.2010 N 1321 и от 07.09.2010 N 1322, которые не исполнялись на протяжении 5 лет. Кроме того, в данные распоряжения не внесены изменения, касающиеся полномочий по исполнению. Ссылка администрации поселения в качестве основания для отказа на распоряжения администрации района от 07.09.2010 N 1321 и от 07.09.2010 N 1322 неправомерна.
Администрация поселения в отзыве указала на несостоятельность доводов жалобы, а также законность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении кассационной жалобы настаивал. От управления Росреестра и управления мелиорации поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей.
Иные участвующие в деле лица явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом в силу статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Представитель подателя жалобы заявил ходатайство об объявлении перерыва для уточнения правовой позиции доверителя.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 163 Кодекса арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании.
В то же время суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов исходя из материалов дела, содержания судебных актов и доводов, приведенных в жалобе (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Обсудив заявленное ходатайство, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения, поскольку заявитель, располагающий предоставленным ему Кодексом временем для изложения всех аргументов в кассационной жалобе, не обосновал наличия объективных и непреодолимых препятствий для формирования в письменном виде своих доводов в установленный законом срок.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установили суды, 22.12.2021 предприниматель обратился в администрацию поселения с заявлениями по вопросу предварительного согласования предоставления земельных участков и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, земли бывшего к/за "Дружба", земли бывшего с/за "Адыгейский", имеющих площади 2287 кв. м, 2090 кв. м, 4804 кв. м, 2908 кв. м, 2765 кв. м, 3730 кв. м, 2667 кв. м, 24 141 кв. м, 40 338 кв. м, 41 398 кв. м, 5926 кв. м, 18 917 кв. м, 3116 кв. м, 9685 кв. м, 4292 кв. м, 2920 кв. м, 2624 кв. м, 4637 кв. м, 3041 кв. м, 7133 кв. м, 2428 кв. м, 5189 кв. м для последующего получения в аренду для сенокошения.
Письмом от 30.12.2021 N 6297 администрация поселения отказала заявителю в предварительном согласовании предоставления и утверждении схем расположения испрашиваемых земельных участков, мотивируя тем, что согласно распоряжениям администрации поселения от 30.12.2021 N 648-р и от 30.12.2021 N 649-р о формировании земельных участков, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение" земли бывшего колхоза "Дружба" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики), эти участки зарезервированы для муниципальных нужд.
Считая отказ администрации поселения не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
По смыслу положений главы 24 Кодекса удовлетворение требования о признании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным возможно при установлении его несоответствия нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Кодекса). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200 Кодекса).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса. Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении такого участка регламентирована в статье 39.17 данного кодекса.
Согласно статье 39.14 Земельного кодекса этот порядок включает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 1 пункта 1); подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать (подпункт 2 пункта 1); принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.14 данного кодекса).
В пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса указаны основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса (подпункт 1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22, 23 статьи 39.16 данного кодекса (подпункт 2).
Согласно пункту 17 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017) указано, что по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
По итогам исследования обстоятельств спора и представленных доказательств (статья 71 Кодекса) судебные инстанции отказали в удовлетворении заявления, указав, что испрашиваемые предпринимателем для сенокошения земельные участки расположены в кадастровых кварталах 01:05:3116001 и 01:05:3116002, фактически являются рисовыми чеками. В этой связи предоставление спорных земельных участков предпринимателю (для сенокошения) приведет к нарушению статьи 12 Закона N 4-ФЗ, подпункта 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса. Кроме того, спорные земельные участки зарезервированы для реализации масштабного проекта республиканского значения "Индустриальный парк", что также свидетельствует о невозможности их предоставления заявителю для испрашиваемой цели и о законности оспариваемого отказа администрации поселения.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора и нормам права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены состоявшихся судебных актов, суд округа не установил.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении ходатайства заявителя об объявлении перерыва отказать.
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 по делу N А01-915/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По итогам исследования обстоятельств спора и представленных доказательств (статья 71 Кодекса) судебные инстанции отказали в удовлетворении заявления, указав, что испрашиваемые предпринимателем для сенокошения земельные участки расположены в кадастровых кварталах 01:05:3116001 и 01:05:3116002, фактически являются рисовыми чеками. В этой связи предоставление спорных земельных участков предпринимателю (для сенокошения) приведет к нарушению статьи 12 Закона N 4-ФЗ, подпункта 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса. Кроме того, спорные земельные участки зарезервированы для реализации масштабного проекта республиканского значения "Индустриальный парк", что также свидетельствует о невозможности их предоставления заявителю для испрашиваемой цели и о законности оспариваемого отказа администрации поселения.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора и нормам права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены состоявшихся судебных актов, суд округа не установил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 августа 2023 г. N Ф08-8052/23 по делу N А01-915/2022