город Ростов-на-Дону |
|
17 мая 2023 г. |
дело N А01-915/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.Н. Мисника, Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобровой М.Ю.,
при участии:
от истца: Дрегля Г.М. по доверенности от 02.09.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Схатума Адама Махмудовича
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 10.03.2023 по делу N А01-915/2022
по иску индивидуального предпринимателя Схатума Адама Махмудовича
к Администрации муниципального образования Энемское городское поселение,
при участии третьих лиц: Киракосяна Оганеса Вачагановича; Киракосяна Вачагана Арамаисовича; ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Адыгея"; Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район"; Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Схатум Адам Махмудович (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Администрации муниципального образования Энемское городское поселение (далее - заинтересованное лицо, администрация), в котором просил:
- признать незаконным отказ администрации от 30.12.2021 N 6247 в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории: местоположение - Республика Адыгея, Тахтамукайский район, земли бывшего к/за Дружба, земли бывшего с/за Адыгейский, площадью 2287 кв.м, 2090 кв.м, 4804 кв.м, 2908 кв.м, 2765 кв.м, 3730 кв.м, 2667 кв.м, 24141 кв.м, 40338 кв.м, 41398 кв.м, 5926 кв.м, 18917 кв.м, 3116 кв.м, 9685 кв.м, 4292 кв.м, 2920 кв.м, 2624 кв.м, 4637 кв.м, 3041 кв.м, 7133 кв.м, 2428 кв.м, 5189 кв.м, для последующего получения их в аренду для сенокошения;
- признать распоряжения администрации от 30.12.2021 N 648-р, от 30.12.2021 N 651р, от 04.03.2022 N 107р, от 05.03.2022 N 127р недействительными и незаконными;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (Росреестр) аннулировать запись регистрации права муниципальной собственности на земельный участок из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования - "овощеводство" (1.3), площадью 159282 кв.м. с кадастровым номером 01:05:3116002:1419 в территориальной зоне СХ-2 "Зона объектов сельскохозяйственного назначения" по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Адыгейский" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики);
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии но Республике Адыгея (Росреестр) снять с кадастрового учета земельный участок, площадью 159282 кв.м. с кадастровым номером 01:05:3116002:1419, из категории земель земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования - "овощеводство", расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Адыгейский" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики);
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (Росреестр) снять с кадастрового учета земельный участок, площадью 49492 кв.м, с кадастровым номером 01:05:3116002:1105, из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования - "Общее, пользование территорий", расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Дружба" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики);
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (Росреестр) снять с кадастрового учета земельный участок, площадью 56356 кв.м, с кадастровым номером 01:05:3116002:1099, из категории земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования -- "общее пользование территорий", расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Дружба" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики);
- обязать администрацию утвердить схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Местоположение: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, земли бывшего к/за Дружба, земли бывшего с/за Адыгейский, площадью 2287 кв.м, 2090 кв.м, 4804 кв.м, 2908 кв.м, 2765 кв.м, 3730 кв.м, 2667 кв.м, 24141 кв.м, 40338 кв.м, 41398 кв.м, 5926 кв.м, 18917 кв.м, 3116 кв.м, 9685 кв.м, 4292 кв.м, 2920 кв.м, 2624 кв.м, 4637 кв.м, 3041 кв.м, 7133 кв.м, 2428 кв.м, 5189 кв.м, поданные индивидуальным предпринимателем Схатум Адамом Махмудовичем, в течение 10 дней с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Киракосян Оганес Вачаганович, Киракосян Вачаган Арамаисович, ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Адыгея", Администрация муниципального образования "Тахтамукайский район", Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 10.03.2023 в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемого отказа, поскольку испрашиваемые земельные участки зарезервированы для муниципальных нужд.
Индивидуальный предприниматель обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на незаконность решения:
- спорные земельные участки сформированы в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации, без учета местоположения смежных земельных участков, без согласования с собственниками граничащих с ними земельных участков;
- в представленном администрацией в суд отзыве содержатся сведения, о которых заявитель при предоставлении отказа проинформирован не был, а именно о том, что на сформированных земельных участках будет располагаться территория, необходимая для обслуживания промышленного объекта республиканского значения (Индустриальный парк);
- основания для резервирования земель ничем не подтверждены, в оспариваемых распоряжениях не указано, в каких целях зарезервированы спорные земельного участка для муниципальных нужд;
- распоряжения администрации N N 1321 и 1322 от 07.09.2010 исполнены не были;
- заявителем в судебном заседании приведен ряд фактов, которые прямо указывали на незаконность действий администрации, однако эти факты и доказательства судом приняты не были;
- администрация не только превысила полномочия при разрешении заявлений ИП Схатум А.М., но и ввела суд в заблуждение относительно представленных доказательств.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя истца, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22.12.2021 Схатум Адам Махмудович, обратился в администрацию с заявлениями по вопросу предварительного согласования предоставления земельных участков и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, земли бывшего к/за Дружба, земли бывшего с/за Адыгейский, имеющих площади соответственно 2287 кв.м, 2090 кв.м, 4804 кв.м, 2908 кв.м, 2765 кв.м, 3730 кв.м, 2667 кв.м. 24141 кв.м. 40338 кв.м, 41398 кв.м, 5926 кв.м, 18917 кв.м, 3116 кв.м, 9685 кв.м, 4292 кв.м, 2920 кв.м, 2624 кв.м, 4637 кв.м, 3041 кв.м, 7133 кв.м, 2428 кв.м, 5189 кв.м для последующего получения их в аренду для сенокошения в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории: Местоположение: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, земли бывшего к/за Дружба, земли бывшего с/за Адыгейский, площадью 2287 кв.м, 2090 кв.м, 4804 кв.м, 2908 кв.м, 2765 кв.м, 3730 кв.м, 2667 кв.м, 24141 кв.м, 40338 кв.м, 41398 кв.м. 5926 кв.м, 18 917 кв.м, 3 116 кв.м, 9685 кв.м, 4292 кв.м, 2920 кв.м, 2624 кв.м, 4637 кв.м, 3 041 кв.м, 7133 кв.м, 2428 кв.м, 5189 кв.м для последующею получения их в аренду для сенокошения, письмом от 30.12.2021 N 6297 отказала.
По мнению индивидуального предпринимателя отказ в утверждении схемы расположения земельного участка является незаконным.
Изложенное послужило основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела усматривается, что отказ администрации в предоставлении заявителю земельных участков мотивирован тем, что предварительное согласование предоставления земельных участков и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории для последующего получения их в аренду для сенокошения не представляется возможным в связи с принятыми распоряжениями главы администрации муниципального образование "Энемское городское поселение" N 648-р от 30.12.2021 и N 649-р от 30.12.2021 о формировании земельных участков расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образования "Энемское городское поселение" земли бывшего колхоза "Дружба" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики) в целях использования для муниципальных нужд.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации этот порядок включает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 1 пункта 1); подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать (подпункт 2 пункта 1); принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22, 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 2).
В частности, в соответствии с пунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017) указано, что по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из положений статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
По смыслу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
По результатам исследования обстоятельств настоящего спора и представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции установлен и материалами дела подтвержден факт нахождения испрашиваемых земельных участков в соответствии с документами территориального планирования в границах планируемого размещения крупномасштабного объекта республиканского значения "Индустриальный парк".
Как установлено судом, 07.09.2010 администрацией муниципального образования "Тахтамукайский район" принято распоряжение N 1321 о формировании земельного участка площадью 174,4 га, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Дружба" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики) в целях использования для муниципальных нужд.
07.09.2010 администрацией муниципального образования "Тахтамукайский район" принято распоряжение N 1322 о формировании земельного участка площадью 40,9 га, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Адыгейский" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики) в целях использования для муниципальных нужд.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в действовавшей до 01.03.2015 редакции полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделялись органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что администрация муниципального образования "Энемское городское поселение" стала уполномоченным органом по распоряжению неразграниченными землями на территории муниципального образования.
30.12.2021 администрацией принято распоряжение N 648-р, которым утверждена схема расположения границ земельного участка и зарезервирован для муниципальных нужд земельный участок из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "овощеводство" (1.3), площадью 159282 кв.м в кадастровом квартале 01:05:3116002 в территориальной зоне СХ-2 "Зона объектов сельскохозяйственного назначения" по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Адыгейский" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики).
30.12.2021 администрацией принято распоряжение N 649-р, которым утверждена схема расположения границ земельного участка и зарезервирован для муниципальных нужд земельный участок из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "Общее пользование территорий" (12,0), площадью 144741 кв.м в кадастровом квартале 01:05:3116001 в территориальной зоне СХ-3 "Зона сельскохозяйственного использования" по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Дружба" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики).
В дальнейшем распоряжением администрации муниципального образования "Энемское городское поселение" от 30.12.2021 N 657-р отменено распоряжение N 649-р от 30.12.2021
Вместе с тем, 30.12.2021 администрацией принято распоряжение N 651-р. согласно которому утверждены схемы расположения границ земельных участков и зарезервированы для муниципальных нужд земельные участки площадью 56356 кв.м и площадью 49492 кв.м из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "общее пользование территорий" (12.0), в кадастровом квартале 01:05:3116001 в территориальной зоне СХ-3 "Зона сельскохозяйственного использования" по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Дружба" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики).
04.03.2022 N 107-р внесены изменения в распоряжение от 30.12.2021 N 651-р в части указания категории земли.
Во исполнение требований пункта 7 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" решения о резервировании указанных выше земельных участков размещены на официальном сайте органа местного самоуправления.
На основании распоряжения администрации от 05.03.2022 N 127-р за муниципальным образованием "Энемское городское поселение" зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "овощеводство" (1.3), площадью 159282 кв.м с кадастровым номером 01:05:3116002:1419 в территориальной зоне СХ-2 "Зона объектов сельскохозяйственного назначения" по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Энемское городское поселение", земли бывшего колхоза "Адыгейский" (оросительные и сбросные каналы, межкартовые дороги, межчековые валики), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель указывает, что оспариваемые распоряжения приняты администрацией после обращения заявителя 22.12.2021 с заявлениями по вопросу предварительного согласования предоставления земельных участков и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, распоряжения от 07.09.2010 N N 1321 и 1322 не исполнялись более пяти лет.
Как пояснило заинтересованное лицо, несвоевременное исполнений распоряжений от 07.09.2010 N 1321, от 07.09.2010 N 1322 органами местного самоуправления обусловлено рядом объективных причин, в числе которых отсутствие достаточного финансирования, передача полномочий по распоряжению земельными участками органам местного самоуправления городских поселений.
В подтверждение начала проведения работ по изготовлению схем расположения земельных участков администрация представила договор на проведение работ от 20.08.2020, согласно которому индивидуальный предприниматель Хагур А.С. взял на себя обязанность обеспечить изготовление схем размещения земельных участков, в том числе межчековых валиков бывшего колхоза "Адыгейский" и "Дружба". По акту от 27.12.2021 года работы приняты заказчиком-администрацией муниципального образования "Энемское городское поселение".
При таких обстоятельствах довод заявителя о том, что работы по разработке схем расположения спорных участков совершены после его обращения к администрации, обоснованно не принят во внимание судом первой инстанции.
Суд первой инстанции, проанализировав формирование земельного участка, также пришел к выводу, что спорные земельные участки представляют собой межчековые валики, устроенные по периметру земельных участков, принадлежавших ранее заявителю на праве собственности и впоследствии отчужденные третьим лицам. Земельные участки, по сути, являются чеками, расположены в кадастровых кварталах 01;05:3116001 и 01:05:3116002. Указанные кадастровые кварталы состоят из рисовых чеков (образованных земельных участков). К принадлежавшим заявителю участкам со всех сторон прилегают оросительные, сбросные каналы, в отношении которых администрацией приняты решения о их резервировании для муниципальных нужд.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что к ограниченным в обороте землям относятся, в том числе, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные под объектами гидротехнических сооружений (подпункт 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" определяет понятие мелиоративных систем как комплексов взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
Оросительная система представляет собой земельную территорию с расположенными на ней гидротехническими (водозаборные и водонапорные сооружения, каналы и трубопроводы и др.) и эксплуатационными (дороги, мосты и др.) сооружениями, обеспечивающими ее орошение. Рисовая оросительная система, предназначенная для орошения риса и сопутствующих культур севооборота, состоит из каналов оросительной и водоотводной сети, поливных карт (разделенных на чеки валами), сооружений (водозаборов, насосных станций, отстойников), сети дорог, лесополос, оборудования и построек для нужд эксплуатации.
В состав оросительной системы входят оросительная, водосборно-сбросная и дренажная сети. Оросительная система должна включать комплекс взаимосвязанных сооружений, зданий и устройств, обеспечивающий в условиях недостаточного естественного увлажнения поддержание в корнеобитаемом слое почвы орошаемого массива оптимального водно-солевого режима для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур.
На основании изложенного предоставление земельных участков индивидуальному предпринимателю приведет к нарушению запрета, установленного статьей 12 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель", согласно которой мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью, и подпунктом 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
При оценке ссылок заявителя на распоряжение администрации от 04.03.2022 N 107-р, которым внесены изменения в распоряжение от 30.12.2021 N 651-р в связи с допущенной технической ошибкой в части указания категории земли, и на совершенный администрацией в нарушении земельного законодательства перевод земельного участка из одной категории в другую судом первой инстанции учтено, что при проведении в 2014 году работ по внесению изменений в Генеральный план муниципального образования "Энемское городское поселение", утвержденный решением Совета народных депутатов МО "Энемское городское поселение" от 01.11.2011 N 37-13, 133 земельных участка включены в черту населенного пункта пос. Дружный. Перечень земельных участков, подлежащих включению в границы населенного пункта приведен в таб. 10 пояснительной записки к проекту генерального плана муниципального образования "Энемское городское поселение", а также отображены в графической части проекта (Карта планируемого размещения объектов местного значения. Карта границы населенного пункта. Карта функциональных зон М 1_5000). Данные материалы находятся в общем доступе, на сайте ФГИС ТП Министерства экономического развития РФ (https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/4938). Вид разрешенного использования данных земельных участков по генеральному плану муниципального образования "Энемское городское поселение" предполагался "под жилую застройку многоквартирными домами и объектами общественного назначения".
При внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Энемское городское поселение" в 2020 году данные участки были исключены из черты населенного пункта и отнесены к территориальной зоне СХ-3 - зона сельскохозяйственного назначения. Проект внесения генерального плана муниципального образования "Энемское городское поселение" прошел необходимые согласования с профильными министерствами, после распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.12.2020 N 429-р "О заключении о согласовании проекта изменений в генеральный план муниципального образования "Энемское городское поселение" проект изменений в генеральный план МО "Энемское городское поселение" согласован, а в последствии утвержден решением Совета народных депутатов муниципального образования "Энемское городское поселение" от 25.12.2020 N 32-3.
Исключение из черты населенного пункта и изменение территориальной зоны на зону СХ-3 - зона сельскохозяйственного назначения обусловлено Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.12.2018 N 286 и распоряжением Правительства РФ от 16.04.2020 N 1043-р "Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Адыгея на период до 2024 года", поскольку генеральным планом муниципального образования "Энемское городское поселение" предусмотрено размещение крупномасштабного объекта республиканского значения под названием "Индустриальный парк" на основании схемы территориального планирования Республики Адыгея, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 29.12.2016 N 244 "О внесении изменений в схему территориального планирования Республики Адыгея". Строительство данного объекта ведется на земельных участках в непосредственной близости от спорных участков. Разработана проектная документация об инженерной инфраструктуре, предусматривающая сброс сточных вод от "Индустриального парка" в Шапсугское водохранилище. Для отвода стоков от "Индустриального парка" в Шапсугское водохранилище планируется проложить трубопроводы через зарезервированные спорные участки.
Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о нахождении испрашиваемых земельных участков в соответствии с документами территориального планирования в границах планируемого размещения объекта республиканского значения "Индустриальный парк", суд первой инстанции на основании пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вопреки позиции заявителя апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции являются верными, оснований для иной оценки значимых для правильного разрешения настоящего дела обстоятельств судом апелляционной инстанции не установлено.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению в полном объеме, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих предоставление в собственность земельных участков, применительно к обстоятельствам данного дела.
С учетом изложенного, заявителем не доказана совокупность обстоятельств для признания оспариваемого отказа и распоряжений незаконными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 10.03.2023 по делу N А01-915/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-915/2022
Истец: ИП Схатум Адам Махмудович, Схатум Адам Махмудович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЭНЕМСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Тахтамукайский район", Киракосян Вачаган Арамаисович, Киракосян Оганес Вачаганович, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея, ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Адыгея", Администрация мунициального образования "Тахтамукайский район", ФГБУ "Управление "Адыгеямелиоводхоз"