г. Краснодар |
|
28 августа 2023 г. |
Дело N А32-50589/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Терехова М.В. (доверенность от 05.07.2023), в отсутствие представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - торговой площадки акционерного общества "Сбербанк-АСТ", акционерного общества "Адыгеятурист", Клюшникова Александра Анатольевича, индивидуального предпринимателя Татлок Жанеты Муардовны, Тлиш Замиры Аскеровны, индивидуального предпринимателя Тутаришевой Беллы Вячеславовны, Шевчук Натальи Викторовны, общества с ограниченной ответственностью "Гранит", Ногайлиевой Фатимы Курмановны, Дмитренко Максима Александровича, Сараны Сергея Михайловича, Киселева Александра Сергеевича, Дарбиняна Хнагианоса Арамовича, Крячока Руслана Олеговича, Асеева Василия Николаевича, Меликяна Роберта Аванесовича, Черепивского Дмитрия Сергеевича, общества с ограниченной ответственностью "Кадровое консалтинговое бюро "Развитие", общества с ограниченной ответственностью "Арт.Проек", Бородиной Натальи Ивановны, Лобанова Валерия Анатольевича, общества с ограниченной ответственностью "Синергия", общества с ограниченной ответственностью "Бриз-М", Матяско Ирины Михайловны, индивидуального предпринимателя Соколова Александра Владимировича, Трухановой Татьяны Сергеевны, общества с ограниченной ответственностью "Юг-5", Симашкевича Андрея Владимировича, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 по делу N А32-50589/2022, установил следующее.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным предписания от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021, определения от 13.08.2022 об установлении новых сроков исполнения предписания N 023/10/18.1-5576/2021 от 16.12.2021, определения от 22.09.2022 об исправлении технической описки в определении от 13.08.2022 об установлении новых сроков исполнения предписания от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021.
Решением от 05.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.06.2023, суд отказал в удовлетворении требований. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемые ненормативные акты управления являются законными, приняты в рамках имеющихся у управления полномочий в соответствии с установленным фактом неисполнения министерством требований антимонопольного законодательства и направлены на устранение нарушений порядка проведения торгов.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Министерство полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению министерства, судами не дана оценка действиям управления, обязавшим министерство внести изменения в аукционную документацию в отношении лотов N 2, N 8, по которым аукцион признан несостоявшимся и договоры, соответственно, не заключены. По мнению министерства, суды не исследовали тот факт, что земельного участка с кадастровым номером 23:40:1104040:682, в отношении которого управление обязало министерство совершить определенные действия, не существует. Оспариваемым предписанием управление обязало министерство совершить определенные действия в отношении предмета аукциона, на который другим судебным актом приняты обеспечительные меры.
В отзыве на кассационную жалобу акционерное общество "Адыгеятурист" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и установленными по данному делу обстоятельствами.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя министерства, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, управлением рассмотрена жалоба общества на действия организатора торгов при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, из состава земель лесного фонда на территории Краснодарского края (извещение N 261021/1041801/02, лот N 1, лот N 2, лот N 8; опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru).
По результатам рассмотрения жалобы общества управление приняло решение от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021, которым жалоба общества на действия министерства при организации и проведении аукциона на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, из состава земель лесного фонда на территории Краснодарского края (извещение N 261021/1041801/02, лот N 1, лот N 2, лот N 8 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru), признана обоснованной.
16 декабря 2021 года управление выдало министерству предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов N 023/10/18.1-5576/2021. Организатору торгов (министерству) предписано в срок до 25.01.2022 совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения торгов: внести изменения в аукционную документацию по торговой процедуре N 261021/1041801/02 с учетом решения управления от 16.12.2021 по делу N 023/10/18.1-5576/2021; продлить срок приема заявок в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 9 части 15 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации; в срок до 28.01.2022 представить подтверждение исполнения предписания в письменном виде.
Определением от 13.08.2022 управление, в связи с неисполнением министерством предписания от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021, установило новый срок его исполнения - до 13.10.2022.
Определением от 22.09.2022 об исправлении технической описки, допущенной в определения от 13.08.2022 об установлении новых сроков исполнения предписания от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021, управление исправило техническую ошибку, указав: в тексте определения от 13.09.2022 об установлении новых сроков исполнения предписания от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021 на страницах 1, 2, 3 в исправленной редакции читать "13 сентября 2022" и "Министерству природных ресурсов Краснодарского края исполнить предписание от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021 до 13.10.2022" "Министерству природных ресурсов Краснодарского края исполнить предписание N 023/10/18.1-5576/2021 от 16.12.2021 до 13.10.2022", "Министерству природных ресурсов Краснодарского края в срок до 18.10.2022 представить в Краснодарское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде".
Не согласившись с вынесенными управлением предписанием от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021 и определениями от 13.08.2022 и 22.09.2022, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства, оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса, статьями 22, 39, 18.1, 49 - 51.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), статьями 6, 7, 72, 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), пунктом 7 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пунктом 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 года, обоснованно отказали министерству в удовлетворении заявленных требований.
Судебные инстанции установили, что согласно размещенному на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет www torgi. gov. ru. извещению о проведении торгов от 29.10.2021 N 261021/1041801/02 реализуется: лот N 1 - право заключения договора аренды лесного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:689, расположенного по адресу: Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал 62 Б, часть выдела 41, площадью 0,1335 га, начальная цена - 19 738 рублей, размер задатка - 19 738 рублей, шаг аукциона - 986, 90 рублей; лот N 2 - право заключения договора аренды лесного участка с кадастровым номером 23:40:0305000:931, расположенного по адресу: Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 44Б, части выделов 3,4,25, площадью 0,0809 га, начальная цена - 9 496 рублей, размер задатка - 9 496 рублей, шаг аукциона - 474, 80 рублей; лот N 8 - право заключения договора аренды лесного участка с кадастровым номером 23:40:1104040:682, расположенного по адресу: Апшеронском лесничестве, Гуамском участковом лесничестве, квартал 62Б части выделов 36,38,43, выдел 37, общей площадью 11,0517 га начальная цена - 2 463 354 рублей, размер задатка - 2 463 354 рублей, шаг аукциона - 123 167, 70 рублей.
При рассмотрении данного дела, суды установили, что, согласно поступившей в управление жалобе общества, Арбитражным судом Краснодарского края принято к рассмотрению заявление общества к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об исправлении ошибки в реестровой записи и уточнении границ лесного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:2478, а также смежного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:27, расположенного по адресу: Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал 59 Б, части выделов 41, 42, 46, 51, 52, квартал 62 Б и смежного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:28, расположенного по адресу: Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал 62 Б, части выделов 36, 38, 43, выдел 37, поэтому лесные участки, составляющие предмет аукциона по лотам N 1 и N 8 не могут быть реализованы на публичных торгах, в связи с возможным последующим уточнением их границ. Не приняв данный довод общества, сославшись на статью 72 Лесного кодекса, управление указало, что лесные участки, составляющие предмет аукциона по лотам N 1 и N 8, находятся в государственной собственности и прошли государственный кадастровый учет, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.11.2020 N 99/2020/357776344 и выпиской из ЕГРН от 14.07.2021 N 99/2021/404956927, при этом лесным законодательством Российской Федерации не установлены иные ограничения по передаче лесных участков по договору аренды.
Общество в жалобе указало, что извещение по лоту N 2 содержит разночтения в части месторасположения лесного участка, что не позволяет потенциальным участникам аукциона определить расположение и порядок осмотра лесного участка, кроме того, извещение и документация о проведении аукциона содержат неверную информацию о категории земель предмета аукциона по лоту N 2. Данный довод управление признало обоснованным, установив, что в разделе изображение лота, организатором торгов подкреплена схема расположения квартала 62 А, расположенного в Апшеронском лесничестве, что не соответствует расположению предмета аукциона по лоту N 2; согласно выписке из ЕГРН от 05.11.2020 N 99/2020/358249426 лесной участок с кадастровым номером 23:40:0305000:931 относится к категории земель - земли лесного фонда, тогда как согласно информации карточки торгов, категория земель указанного участка - земли сельскохозяйственного назначения. Как установили суды, доказательства иного в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.
В поданной обществом управлению жалобе, указано на отсутствие в аукционной документации формы заявки на участие в аукционе, тогда как согласно извещению, заявка подаётся на каждый лот отдельно по форме, прилагаемой к документации. Управление при рассмотрении жалобы установило, что форма заявки, а также инструкция по её заполнению, отсутствуют в составе документации.
Управление также установило, что основания для отказа в допуске к участию в аукционе, установленные извещением, не соответствуют основаниям, установленным частью 18 статьи 78 Лесного кодекса.
Судебные инстанции оценили доводы общества и управления относительно несоответствия положений извещения части 18 статьи 78 Лесного кодекса, а также несоответствии извещения о проведении аукциона требованиям части 15 статьи 78 Лесного кодекса (извещение не содержит сведения, предусмотренные пунктами 3, 4, 5, 7, 11 части 15 статьи 78 Лесного кодекса) и представленные в подтверждение данного довода материалы дела и пришли к выводу о законности принятого управлением решения от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021, которым жалоба общества признана обоснованной. Документально данный вывод министерство не опровергло, решение управления от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021 не оспаривало.
Таким образом, сделав вывод о наличии в действиях министерства нарушений требований частей 15, 16 статьи 78 Лесного кодекса и законности принятого управлением решения от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021, на основании которого министерству выдано предписания от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021 об устранении выявленных нарушений, суды обоснованно отказали министерству в удовлетворении требования о признании недействительным указанного предписания.
Судебные инстанции проверили довод министерства о неисполнимости выданного ему предписания, ввиду принятия арбитражным судом в рамках арбитражного дела N А32-55429/2020 обеспечительных мер в виде наложения ареста на лесные участки, право на заключение договоров аренды которых является предметом спорных торгов и, установив, что определением арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2021 по названному делу суд принял обеспечительные меры в виде наложения ареста на лесные участки с кадастровыми номерами 23:02:1104040:689, 23:02:1104040:682, 23:02:1104040:688, при этом министерство не представило, и в материалах дела отсутствуют доказательства существования каких-либо ограничений в отношении лесного участка с кадастровым номером 23:40:0305000:931, право заключения аренды которого являлось лотом N 2 на торгах, а также доказательства принятия судом обеспечительных мер в отношении этого лесного участка (лот N 2), сославшись на статью 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что у управления имелись достаточные правовые основания для выдачи министерству оспариваемого им предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства, допущенных при проведении торгов (внесении изменений в аукционную документацию, продлении срока приема заявок) и отсутствии оснований для признания предписания неисполнимым.
При этом суд кассационной инстанции учитывает, что вступившим в законную силу определением арбитражного суда от 14.10.2022 по делу N А32-50589/2022 министерству отказано в приостановлении исполнения предписания от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021, определения от 13.08.2022 об установлении новых сроков исполнения предписания N 023/10/18.1-5576/2021 от 16.12.2021, определения от 22.09.2022 об исправлении технической описки в определении от 13.08.2022 об установлении новых сроков исполнения предписания от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021. Судебные инстанции указали, что согласно предписывающей части оспариваемого предписания, исходя из его буквального и логического анализа не установлена связь доводов министерства о необходимости принятия обеспечительных мер по заявленному требованию ввиду наличия арестов, наложенных арбитражным судом по делу N А32-55429/2020 на земельные участки с кадастровыми номерами 23:02:1104040:689, 23:02:1104040:682, 23:02:1104040:688, с предметом заявленного требования об оспаривании предписания от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021, определения от 13.08.2022 об установлении новых сроков исполнения предписания N 023/10/18.1-5576/2021 от 16.12.2021, определения от 22.09.2022 об исправлении технической описки в определении от 13.08.2022 об установлении новых сроков исполнения предписания от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021; наличие принятых обеспечительных мер по делу N А32-55429/2020 само по себе не свидетельствует об отсутствии у заявителя возможности по исполнению предписания от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021.
Судебные инстанции установили, что предписанием от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021 организатору торгов предписано в срок до 25.01.2022 совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения торгов (внести изменения в аукционную документацию по торговой процедуре N 261021/1041801/02 с учетом решения управления от 16.12.2021; продлить срок приема заявок в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 9 части 15 статьи 78 Лесного кодекса; в срок до 28.01.2022 представить подтверждение исполнения предписания в письменном виде.
В связи с неисполнением в установленный срок указанного предписания, постановлением управления от 13.09.2022 министерство привлечено к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 13.09.2022 (с учетом определения от 22.09.2022 об исправлении технической описки) управление установили новый срок исполнения предписания от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021 - до 13.10.2022.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства относительно вынесения управлением оспариваемых министерством определений управления, положения норм Закона о защите конкуренции, обоснованно указав, что закон связывает необходимость установления новых сроков исполнения предписания с фактом привлечения лица, в отношении которого антимонопольным органом выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, к административной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания, а, соответственно, с самим фактом невыполнения предписания, установление нового срока исполнения предписания направлено исключительно на выполнение законного предписания управления, сделали правильный вывод о том, что в данном случае у управления имелись основания для установления новых сроков для исполнения предписания в порядке части 7 статьи 51 Закона о защите конкуренции, в связи с чем принятое управлением определение от 13.09.2022 об установлении новых сроков исполнения предписания от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021 является законным и обоснованным.
Судебные инстанции, рассмотрев требование министерства о признании недействительным определения от 22.09.2022 об исправлении технической описки в определении от 13.08.2022 и, установив, что применительно к положениям статьи 51.1 Закона о защите конкуренции управлением исправлены допущенные технические ошибки и текст определения от 13.09.2022 об установлении новых сроков исполнения предписания от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021 надлежит читать в исправленной редакции, министерством не представлены надлежащие и относимые доказательства, определенно указывающие, какие конкретно неблагоприятные последствия повлекло для него оспариваемое определение антимонопольного органа от 22.09.2022, обоснованно отказали министерству в признании недействительным определения от 22.09.2022.
С учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств и правильного применения норм права к установленным обстоятельствам, судебные инстанции сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных министерством требований.
Доводы министерства были предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 по делу N А32-50589/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства относительно вынесения управлением оспариваемых министерством определений управления, положения норм Закона о защите конкуренции, обоснованно указав, что закон связывает необходимость установления новых сроков исполнения предписания с фактом привлечения лица, в отношении которого антимонопольным органом выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, к административной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания, а, соответственно, с самим фактом невыполнения предписания, установление нового срока исполнения предписания направлено исключительно на выполнение законного предписания управления, сделали правильный вывод о том, что в данном случае у управления имелись основания для установления новых сроков для исполнения предписания в порядке части 7 статьи 51 Закона о защите конкуренции, в связи с чем принятое управлением определение от 13.09.2022 об установлении новых сроков исполнения предписания от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021 является законным и обоснованным.
Судебные инстанции, рассмотрев требование министерства о признании недействительным определения от 22.09.2022 об исправлении технической описки в определении от 13.08.2022 и, установив, что применительно к положениям статьи 51.1 Закона о защите конкуренции управлением исправлены допущенные технические ошибки и текст определения от 13.09.2022 об установлении новых сроков исполнения предписания от 16.12.2021 N 023/10/18.1-5576/2021 надлежит читать в исправленной редакции, министерством не представлены надлежащие и относимые доказательства, определенно указывающие, какие конкретно неблагоприятные последствия повлекло для него оспариваемое определение антимонопольного органа от 22.09.2022, обоснованно отказали министерству в признании недействительным определения от 22.09.2022."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 августа 2023 г. N Ф08-8051/23 по делу N А32-50589/2022
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8051/2023
19.06.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8248/2023
05.04.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50589/2022
31.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14986/2022
01.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20520/2022