г. Краснодар |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А32-60496/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Калуцких Р.Г. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дерипаски Олега Владимировича (ИНН 190200291847, ОГРНИП 304235601400067) - Хромовой Н.В. (доверенность от 31.10.2022), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Завгороднего Н.Е. (доверенность от 05.06.2023), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации муниципального образования Усть-Лабинский район (ИНН 2356009874, ОГРН 1032331326191), администрации Суворовского сельского поселения Усть-Лабинского района (ИНН 2356044205, ОГРН 1052331330380), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 по делу N А32-60496/2022, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дерипаска Олег Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными изложенного в письме от 07.09.2022 N 52-32-15-37454/22 решения об отказе в предоставлении в аренду на новый срок земельных участков площадью 61 920 кв. м, 51 934 кв. м, 142 046 кв. м, 29 743 кв. м с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:396, 23:35:0101000:397, 23:35:0000000:1331, расположение которых определено относительно ориентира с почтовым адресом: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, с/о Суворовский, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (далее - земельные участки), о понуждении к подготовке, подписанию и направлению заявителю проектов договоров аренды земельных участков со сроком до принятия уполномоченным органом решения о строительстве на них в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Суворовского сельского поселения Усть-Лабинского района (далее - сельское поселение), но не более 20 лет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Усть-Лабинский район (далее - администрация района), администрация Суворовского сельского поселения Усть-Лабинского района (далее - администрация сельского поселения).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.05.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023, заявление удовлетворено. Судебные акты мотивированы следующим.
По информации администрации района часть земельных участков (с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:396, 23:35:0000000:1331) находятся в проектной границе населенного пункта. По актуальным данным Единого государственного реестра недвижимости все земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют разрешенное использование для сельскохозяйственного производства. Информация о планируемой застройке земельных участков администрацией района не подтверждена. По информации администрации сельского поселения на земельных участках с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:397, 23:35:0000000:1331 какое-либо строительство, в том числе очистных сооружений и канализации, не планируется. На части одного из земельных участков (с кадастровым номером 23:35:0101000:396) запланировано размещение кладбища традиционного захоронения не ранее 2 квартала 2023 года. Создание функциональной зоны зеленых насаждений рекреационной зоны общего пользования санитарно-защитного и водоохранного назначения, в границах которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:396, 23:35:0101000:397, запланировано на расчетный срок генерального плана - 2029 год, а в долгосрочной перспективе - до 2044 года. Часть площадью 1,5 га одного из земельных участков (с кадастровым номером 23:35:0101000:396) понадобится для расширения кладбища только в 2025 году. По первому требованию администраций предприниматель должен освободить этот участок и за свой счет провести кадастровые работы. Избранная департаментом позиция не позволяет достичь цели рационального и эффективного использования земельных участков для сельскохозяйственного производства до принятия органом местного самоуправления решения об их дальнейшей судьбе.
Департамент, обжаловав решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), привел следующие основания проверки законности судебных актов. Предоставлению земельных участков предпринимателю в аренду на новый срок препятствовали расположение части земельных участков (с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:396, 23:35:0000000:1331) в границах населенного пункта, другой части (с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:396, 23:35:0101000:397) в границах функциональной зоны зеленых насаждений рекреационной зоны общего пользования санитарно-защитного и водоохранного назначения, запланированное размещение на земельных участках с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:397 очистных сооружений и канализации, а на земельном участке с кадастровым номером 23:35:0101000:396 - кладбища традиционного захоронения. Предприниматель мог быть ограничен в правах на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется изменить. Зона зеленых насаждений рекреационной зоны общего пользования санитарно-защитного и водоохранного назначения как территория общего пользования не могла быть предоставлена кому-либо в индивидуальное арендное пользование.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель указывает на отсутствие у уполномоченных органов намерения на строительство на земельных участках объектов местного значения, сохранение правового режима земельных участков и их предназначение для сельскохозяйственного производства.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что исходный земельный участок площадью 2 502 113 кв. м с кадастровым номером 23:35:0000000:59, расположение которого установлено относительно ориентира с почтовым адресом: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, с/о Суворовский, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (далее - исходный земельный участок) находился в государственной собственности Краснодарского края. Приказом департамента от 23.06.2017 г. N 1253 исходный земельный участок предоставлен предпринимателю в аренду без проведения торгов. Департамент (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор от 26.06.2017 N 0000005000 аренды исходного земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства на 5 лет. Государственная регистрация договора аренды осуществлена 07.07.2017 (запись с номером регистрации 23:35:0000000:59-23/033/2017-4).
По инициативе предпринимателя исходный земельный участок разделен.
В результате раздела образованы помимо прочих земельные участки с кадастровыми номерами 23:35:0101000:395, 23:35:0101000:396, 23:35:0101000:397, 23:350000000:1331.
До истечения срока договора аренды предприниматель направил в департамент заявления от 06.07.2022 о предоставлении земельных участков в аренду на новый срок для сельскохозяйственного использования. Письмом от 07.09.2022 N 52-32-15-37454/22 департамент уведомил предпринимателя о принятом решении об отказе в предоставлении земельных участков в аренду на новый срок без проведения торов.
В качестве основания такого решения департамент указал на следующие обстоятельства. По приведенной в письме управления архитектуры и градостроительства администрации района от 28.07.2022 N 993 информации земельные участки с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:396, 23:35:0000000:1331 расположены в границах населенного пункта. По данным генерального плана сельского поселения, утвержденного решением Совета Суворовского сельского поселения Усть-Лабинского района от 29.10.2011 N 2 протокол N 26, земельные участки с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:396, 23:35:0101000:397 расположены в границах функциональной зоны зеленых насаждений рекреационной зоны общего пользования санитарно-защитного и водоохранного назначения. В границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:397 предусмотрено размещение очистных сооружений и канализации, а в границах земельного участка с кадастровым номером 23:35:0101000:396 - кладбища традиционного захоронения.
Управление архитектуры и градостроительства администрации района в письме от 26.10.2022 N 1474 указало на нахождение земельных участков с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0000000:1331, 23:35:0101000:396 в проектной границе населенного пункта. Все земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют разрешенное использование для сельскохозяйственного производства. Информация о планируемой застройке земельных участков администрацией района не подтверждена.
По актуальным сведениям Единого государственного реестра недвижимости (выписки от 24.10.2022) все земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют разрешенное использование для сельскохозяйственного производства.
В письме от 24.10.2022 г. N 540 администрация сельского поселения подтверждает факт того, что на земельных участках с кадастровыми номерами: 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:397, 23:35:0000000:1331 никакого строительства, в том числе очистных сооружений и канализации, в ближайшей перспективе не планируется. Администрация сельского поселения планирует использовать только часть земельного участка с кадастровым номером 23:35:0101000:396 для размещения кладбища традиционного захоронения. Проведение мероприятий по формированию кладбища запланировано не ранее 2 квартала 2023 года. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:396, 23:35:0101000:397 расположены в границах рассчитанной на расчетный срок генерального плана - 2029 год и на долгосрочную перспективу - до 2044 года функциональной зоны зеленых насаждения рекреационной зоны общего пользования санитарно-защитного и водоохранного назначения.
В ходе судебного разбирательства глава сельского поселения пояснил, что только часть одного из земельных участков с кадастровым номером 23:35:0101000:396 (1,5 га из 125 га) понадобится в 2025 году для расширения кладбища, а представитель предпринимателя - по первому требованию администрации сельского поселения предприниматель освободит этот участок и проведет за свой счет необходимые кадастровые работы.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения предпринимателя в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно нормам Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6). Без проведения торгов такой договор заключается в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства при использовании такого участка. При этом заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого участка (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6).
Определяющим условием заключения такого договора является разрешенное использование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства, но не относимость к определенной категории земель (пункт 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020).
Уполномоченному органу предписано принять решение об отказе в предоставлении без проведения торгов земельного участка, находящегося в публичной собственности, в случае, если такой участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения и с заявлением о его предоставлении обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в установленном земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности порядке (статья 8 Земельного кодекса, часть 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности отнесены обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, а также осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (статья 2). Установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется путем утверждения или изменения в установленном законодательством порядке генерального плана поселения (статьи 9, 18, 23, 24, 25). Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон само по себе не влечет изменение правового режима земель в границах этих зон (часть 12 статьи 9).
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения соответствующей документации по планировке территории, принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для публичных нужд и о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, создания на основании документации по планировке территории объектов федерального, регионального местного значения (часть 1 статьи 26 Градостроительного кодекса). При реализации генерального плана поселения (городского округа) выполняются мероприятия, предусмотренные утвержденными местной администрацией и осуществляемыми за счет средств местного бюджета программами комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, инвестиционными программами организаций коммунального комплекса (часть 5 статьи 26 Градостроительного кодекса).
Правила землепользования и застройки, разрабатываемые в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, включают в себя градостроительные регламенты. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков (статья 30, часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса).
По смыслу приведенных норм изменение правового режима земельного участка (категории земель и вида разрешенного использования), не предусматривающее дальнейшее использование земельного участка в целях сельскохозяйственного производства, препятствует заключению нового договора аренды этого участка в названных целях. В отсутствие доказательств реализации документов территориального планирования утверждение (изменение) генерального плана поселения, городского округа само по себе не влечет изменение правового режима земельных участков и не может служить единственным основанием для отказа в предоставлении участка в аренду для сельскохозяйственного производства. В таком случае срок аренды может быть ограничен началом предусмотренного документами территориального планирования строительства объектов федерального, регионального или местного значения.
Такой правовой подход сформулирован Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 21.04.2021 N 308-ЭС20-22095 и нашел отражение в пункте 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив приведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций вправе были заключить о следующем.
Относимость земельных участков к определенной категории земель и их разрешенное использование не препятствуют осуществлению сельскохозяйственного производства, указанного предпринимателем в поданных в департамент заявлениях в качестве цели заключения договоров аренды. Застройка земельных участков в ближайшей перспективе не подтверждена. Долгосрочная перспектива размещения на части одного из земельных участков кладбища традиционного захоронения (не ранее 2025 года) и создания функциональной зоны зеленых насаждений рекреационной зоны общего пользования санитарно-защитного и водоохранного назначения (до 2044 года) не препятствовала реализации предпринимателем права на заключение договоров аренды земельных участков на новый срок. Условие о том, что по первому требованию администраций предприниматель должен освободить тот или иной участок и за свой счет провести необходимые кадастровые работы, могло быть включено в договор аренды.
Позиция департамента не способствует рациональному и эффективному использованию земельных участков для сельскохозяйственного производства до принятия органом местного самоуправления решения о начале реализации документов территориального планирования и планировки территории. Предприниматель не мог быть ограничен в правах на заключение договоров аренды до момента фактического изменения правового режима использования территории, на которой расположены земельные участки. Земельные участки не изъяты из оборота. В их границах отсутствуют объекты, препятствующие осуществлению сельскохозяйственного производства. В отношении земельных участков не принималось решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае резервирования земельных участков в целях реализации документов территориального планирования срок аренды должен быть ограничен сроком резервирования. Договорами аренды также мог быть согласован односторонний порядок их расторжения по инициативе арендодателя в случае начала реализации документов территориального планирования, строительства (возведения) объектов местного значения.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 по делу N А32-60496/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенных норм изменение правового режима земельного участка (категории земель и вида разрешенного использования), не предусматривающее дальнейшее использование земельного участка в целях сельскохозяйственного производства, препятствует заключению нового договора аренды этого участка в названных целях. В отсутствие доказательств реализации документов территориального планирования утверждение (изменение) генерального плана поселения, городского округа само по себе не влечет изменение правового режима земельных участков и не может служить единственным основанием для отказа в предоставлении участка в аренду для сельскохозяйственного производства. В таком случае срок аренды может быть ограничен началом предусмотренного документами территориального планирования строительства объектов федерального, регионального или местного значения.
Такой правовой подход сформулирован Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 21.04.2021 N 308-ЭС20-22095 и нашел отражение в пункте 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020.
...
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2023 г. N Ф08-9666/23 по делу N А32-60496/2022