город Ростов-на-Дону |
|
13 июля 2023 г. |
дело N А32-60496/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Попова А.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Петросьян Н.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.05.2023 по делу N А32-60496/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя (главы КФХ) Дерипаска Олега Владимировича (ИНН: 190200291847, ОГРНИП: 304235601400067)
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ИНН: 2308077553, ОГРН: 1022301228399),
при участии третьих лиц: Администрация муниципального образования
Усть-Лабинский район; Администрация Суворовского сельского поселения
Усть-Лабинского района,
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель (глава КФХ) Дерипаска О.В. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар (далее - департамент) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края, изложенное в письме от 07.09.2022 N 52-32-15-37454/22 об отказе в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на новый срок 49 лет с кадастровыми номерами:
23:35:0101000:394, общей площадью 61 920 кв. м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р н Усть-Лабинский.
23:35:0101000:396, обшей площадью 51 934 кв. м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Усть-Лабинский р-н, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Усть-Лабинский. с/о Суворовский.
23:35:0101000:397, общей площадью 142 046 кв. м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Усть-Лабинский.
23:35:0000000:1331, обшей площадью 29 743 кв. м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Усть-Лабинский р-н, с/о Суворовский.
В порядке устранения допущенного нарушения просит обязать департамент в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда подготовить, подписать и направить предпринимателю проекты договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду на срок до принятия решения уполномоченным органом о строительстве на земельных участках в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Суворовского сельского поселения Усть-Лабинского района, но не более 20 лет с кадастровыми номерами: 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:396, 23:35:0101000:397, 23:35:0000000:1331.
(с учётом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - л.д. 162-163).
Заявленные требования мотивированы тем, что арендуемые земельные участки находятся в проектной границе населённого пункта, имеют категорию земель сельскохозяйственного назначения и вид разрешённого использования - для сельскохозяйственного производства. В настоящее время строительство на земельных участках не планируется, как и размещение функциональной зоны "зелёные насаждения рекреационной зоны общего пользования санитарно-защитного и водоохранного назначения". Планирование в дальнейшем размещения в долгосрочной перспективе объектов местного назначения не может служить причиной отказа в предоставлении их в аренду.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Усть-Лабинский район; Администрация Суворовского сельского поселения Усть-Лабинского района.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.05.2023 заявленные предпринимателем требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что все спорные земельные участки стоят на кадастровом учете с видом разрешенного использования; для сельскохозяйственного производства и имеют категорию: земли сельскохозяйственного назначения. С учётом отсутствия планируемого строительства на земельных участках суд определил срок аренды - на срок до принятия решения уполномоченным органом о дальнейшей судьбе земельных участков.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение отменить, отказать в удовлетворении заявления предпринимателя. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее.
При принятии обжалуемого судебного акта судом не принято во внимание положение пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов том в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд. Суд также не учёл, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394; 23:35:0101000:396, 23:35:0101000:397 расположены в границах функциональной зоны - "зеленые насаждения рекреационной зоны общего пользования санитарно-защитного и водоохранного назначения", то есть относятся к территориям общего пользования.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Просит суд принять во внимание, что земельные участки испрашивались не в собственность, а в аренду. Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие реализацию документов территориального планирования (генерального плана) в части строительства (размещения) объектов местного значения, а также проведение соответствующих мероприятий уполномоченными лицами. 'Функциональная зона "зеленые насаждения рекреационной зоны общего пользования санитарно-защитного и водоохранного назначения" рассчитана на расчетный срок. Согласно Положению о территориальном планировании генерального плана Суворовского сельского поселения при внесении изменений в генеральный план сохраняется расчетный срок генерального плана - 2029 год, долгосрочная перспектива - до 2044 года.
В судебное заседание участвующие в деле лица явку не обеспечили, в том числе, не обеспечили надлежащее подключение к веб-конференции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.06.2017 между ИП главой КФХ Дерипаска О. В. и департаментом имущественных отношений Краснодарского края на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23.06.2017 N 1253 "О предоставлении в аренду без торгов индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Дерипаска Олегу Владимировичу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:35:0000000:59 в муниципальном образовании УстьЛабинский район, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, для сельскохозяйственного производства" заключен договор N 0000005000 аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения от 26.06.2017 сроком на 5 лет.
Пунктом 1.1 договора аренды N 0000005000 установлено, что арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:35:0000000:59, площадью 2502113 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, р-и Усть-Лабинский, с/о Суворовский.
07.07.2017 договор зарегистрирован в установленном законом порядке за N 23:35:0000000:59-23/033/2017-4.
В дальнейшем земельный участок с кадастровым номером 23:35:0000000:59 разделен на девять участков с кадастровыми номерами: 23:35:%000000:1328, 23:350000000:1331, 23:35:0000000:59 (исходный), 23:35:0000000:1329, 23:35:0000000:1330, 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:395, 23:35:0101000:397, 23:35:0101000:396.
06.07.2022, до истечения срока действия договора заявитель направил в департамент имущественных отношений Краснодарского края заявления о предоставлении в аренду на новый срок следующих земельных участков с кадастровыми номерами: 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:396, 23:35:0101000:397, 23:35:0000000:1331, для сельскохозяйственного использования.
Письмом от 07.09.2022 N 52-32-15-37454/22 департамент отказал в предоставлении земельных участков по следующим основаниям:
1. по информации управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Усть-Лабииский район, изложенной в письме от 28.07.2022 N 993, земельные участки с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:396, 23:35:0000000:1331 расположены в границах населенного пункта.
2. согласно генеральному плану Суворовского сельского поселения Усть-Лабинского района, утвержденному решением Совета Суворовского сельского поселения УстьЛабинского района от 29.10.2011 N 2 протокол N 26, земельные участки с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:396, 23:35:0101000:397 расположены в границах функциональной зоны "зеленые насаждения рекреационной зоны общего пользования санитарно-защитного и водоохранного назначения";
3. в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:397 предусмотрено размещение очистных сооружений и канализации, а в границах земельного участка с кадастровым номером 23:35:0101000:396 предусмотрено размещение кладбища традиционного захоронения.
Полагая, что у заинтересованного лица не имелось правовых оснований для отказа в предоставление в аренду спорных земельных участков, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
В силу подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, в случае предоставления участка арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Пунктами 1, 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как указано выше, основанием для отказа в предоставлении спорных земельных участков в аренду на новый срок послужило их нахождение на территории земель общего пользования (в функциональной зоне "зеленые насаждения рекреационной зоны общего пользования санитарно-защитного и водоохранного назначения") либо проектируемого строительства очистных сооружений и канализации, а также размещения кладбища традиционного захоронения.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли используются, в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов являются самостоятельными категориями земель (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования (подпункт 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах представляют собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Оспариваемый отказ мотивирован тем, что по информации управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Усть-Лабииский район испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:396,23:35:0000000:1331 расположены в границах населенного пункта; согласно генеральному плану Суворовского сельского поселения Усть-Лабинского района испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:396, 23:35:0101000:397 расположены в границах функциональной зоны "зеленые насаждения рекреационной зоны общего пользования санитарно-защитного и водоохранного назначения"; в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:397 предусмотрено размещение очистных сооружений и канализации, а в границах земельного участка с кадастровым номером 23:35:0101000:396 предусмотрено размещение кладбища традиционного захоронения.
Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Среди основных принципов законодательства о градостроительной деятельности названы обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, а также осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 1, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительной документацией, содержащей положение о территориальном планировании развития территории, служит генеральный план.
Вместе с тем, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем:
1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;
2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Частью 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
В соответствии с информацией, представленной администрацией Усть-Лабинского района в письме управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 26.10.2022 N 1474, земельные участки с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0000000:1331, 23:35:0101000:396 находятся в проектной границе населенного пункта. При этом все спорные земельные участки имеют категорию земель сельскохозяйственного назначения, и вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства. Информация о планируемой застройке земельных участков администрацией Усть-Лабинского района не подтвердилась.
Согласно выпискам ЕГРН от 24.10.2022 все спорные земельные участки стоят на кадастровом учете с видом разрешенного использования; для сельскохозяйственного производства и имеют категорию: земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с письмом администрации Суворовского сельского поселения Усть-Лабинекого района от 24.10.2022 N 540 на земельных участках с кадастровыми номерами: 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:397, 23:35:0000000:1331 никакого строительства, в том числе размещения очистных сооружений и канализации, также не планируется. Также в письме указано, что администрация Суворовского сельского поселения планирует использовать только часть земельного участка с кадастровым номером 23:35:0101000:396 для размещения кладбища традиционного захоронения.
Мероприятия по формированию кладбища планируются не ранее 2 квартала 2023 года.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства (уполномоченным органом не представлены доказательства), подтверждающие реализацию документов территориального планирования (генерального плана) в части строительства (размещения) объектов местного значения. Вышеуказанными письмами подтверждается, что строительство объектов на спорных участках не запланировано.
Поскольку само по себе утверждение (изменение) генерального плана поселения, городского округа не влечет изменение правового режима земельных участков, при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования, ссылка на пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не может служить единственным основанием для отказа в предоставлении участка в аренду для сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя, в частности градостроительные регламенты (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, доводы департамента об изменении правового режима в части установления новых видов разрешенного использования всех спорных участков не подтверждаются материалами дела.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2020 N 305-ЭС20-12105 указано на возможность заключения договора аренды земельного участка до начала установленной статьями 279 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями главы VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры изъятия объектов недвижимости. При этом, исходя из совокупного толкования пункта 2 статьи 22, пункта 4 статьи 27, пункта 1 статьи 39.20, подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6, подпункта 3 пункта 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, коллегия пришла к выводу, что сами по себе положения пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса не лишают права собственника объектов недвижимости на заключение договоров аренды земельного участка, занятого объектами недвижимости и необходимого для их использования, в аренду без торгов.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 21.04.2021 по делу N А32-39267/2019 в аналогичной правовой ситуации указал на то, что спорные земельные участки не являются изъятыми из оборота, ограниченными в обороте и в отношении этих участков не принималось решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Планирование размещения в долгосрочной перспективе объектов местного значения в границах спорных земельных участков не может служить причиной отказа в их предоставлении в аренду. В случае резервирования земельных участков они могут быть предоставлены в аренду на срок, не превышающий срока резервирования земель. Позиция, избранная департаментом, не позволяет достичь цели рационального и эффективного использования земель, которые возможно использовать под сельскохозяйственное производство до принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшей судьбе земельных участков.
Департамент указывает на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:35:0101000:394, 23:35:0101000:396, 23:35:0101000:397 расположены в границах функциональной зоны "зеленые насаждения рекреационной зоны общего пользования санитарно-защитного и водоохранного назначения".
Функциональная зона "зеленые насаждения рекреационной зоны общего пользования санитарно-защитного и водоохранного назначения" рассчитана на расчетный срок. Согласно Положению о территориальном планировании ГП Суворовского сельского поселения при внесении изменений в генеральный план сохраняется расчетный срок генерального плана - 2029 год, долгосрочная перспектива - до 2044 года.
При принятии решения о заключении нового договора аренды по окончании срока ранее заключенного договора аренды не могут не учитываться изменения градостроительной документации, предусматривающие иное зонирование территории, а также положения земельного законодательства о предоставлении публичных земельных участков.
Вместе с тем, департаментов не было представлено доказательств резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в отношении всех спорных участков изменился правовой режим, не допускающий их дальнейшее использование в целях сельскохозяйственного производства.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В данном случае в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на департамент была возложена процессуальная обязанность доказывать наличие обстоятельств, исходя из которых ДИО КК при принятии обжалуемого решения пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления земельных участков в аренду.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии у ДИО КК правовых оснований для отказа предпринимателю в предоставлении земельных участков в пользование.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Соответственно, положения пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части обязания соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, применяются в случаях указания на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 24.03.2005 N 11, в случае признания действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным, арбитражный суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости (абзац 6 пункта 4 постановления).
C учётом сложившихся правоотношений сторон суд обоснованно обязал департамент подготовить и направить проекты договоров аренды земельных участков на срок до принятия решения уполномоченным органом о дальнейшей судьбе земельных участков.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.05.2023 по делу N А32-60496/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-60496/2022
Истец: Дерипаска Олег Владимирович, индивидуальный предприниматель (главы КФХ) Дерипаска Олег Владимирович
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация муниципального образования Усть-Лабинский район, Администрация Суворовского сельского поселения Усть-Лабинского района, Департамент имущественых отношений КК