г. Краснодар |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А61-2426/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Афониной Е.И. и Коржинек Е.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гайдуковой Н.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Агроторг"" (ИНН 7704537299, ОГРН 1047796863916) - Поляковой КС (доверенность от 10.05.2023), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1515900068, ОГРН 1041501903739), третьих лиц: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия - Алания, Кокоева Алхаза Ахсарбековича, Бзыковой Виктории Николаевны, общества с ограниченной ответственностью "Петрол", временного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Петрол" Джабраилова Шамиля Джабраиловича, Козаевой Залины Тамерлановны, Хетагурова Азамата Робертовича, акционерного общества "Иристонстекло", временного управляющего акционерного общества "Иристонстекло" Саакяна Альберта Гарегиновича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Агроторг"" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.04.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2023 по делу N А61-2426/2022, установил следующее.
ООО "Торговый дом "Агроторг"" (далее - агроторг) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 10.02.2017 N 567 о предстоящем исключении ООО "Баркад" (далее - общество) из ЕГРЮЛ, о признании незаконными действий по внесению записи ГРН 2171513104662 от 05.06.2017 о прекращении деятельности общества в ЕГРЮЛ, об обязании в течение 10 дней после вступления решения в законную силу восстановить запись в ЕГРЮЛ об обществе как о действующем юридическом лице (измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия - Алания; Кокоев Алхаз Ахсарбекович; Бзыкова Виктория Николаевна; ООО "Петрол"; временный управляющий ООО "Петрол" Джабраилов Шамиль Джабраилович; Козаева Залина Тамерлановна; Хетагуров Азамат Робертович; АО "Иристонстекло"; временный управляющий АО "Иристонстекло" Саакян Альберт Гарегинович.
Решением суда от 17.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.07.2023, в удовлетворении требований агроторга отказано. Судебные акты мотивированы тем, что заявитель не доказал совокупность условий, необходимых для признания недействительными оспариваемых действий регистрирующего органа. Кроме того, суды указали на пропуск заявителем установленного законом годичного срока обращения в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ.
В кассационной жалобе агроторг просит отменить решение и постановление, дело - направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя, выводы судов о пропуске срока исковой давности ошибочны, годичный срок на обжалование решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не пропущен в связи с тем, что взыскатель не уведомлен судебными приставами об исключении общества из ЕГРЮЛ. Суды не дали оценки тому, что на момент исключения из ЕГРЮЛ общество являлось действующим юридическим лицом, участвовало в судебных заседаниях в деле о банкротстве ООО "Главспиртторг" (дело N А61-1225/2011).
В судебном заседании представитель агроторга поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить обжалуемые судебные акты.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав предстателя агроторга, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 15.06.2006, единственным учредителем общества и его директором являлся Кокоев А.А. Основной вид деятельности данного общества - торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами.
Налоговый орган, выявив наличие у общества признаков недействующего юридического лица, а именно непредставление им в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также отсутствие в течение последних двенадцати месяцев движения денежных средств по банковским счетам, принял решение от 10.02.2017 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Данная информация опубликована регистрирующим органом в журнале "Вестник государственной регистрации" от 15.02.2017 N 6.
05 июня 2017 года в ЕГРЮЛ внесена запись N 2171513104662 о прекращении деятельности общества.
Агроторг, полагая, что в результате исключения общества из ЕГРЮЛ нарушены его права и законные интересы как субъекта гражданских правоотношений, обратился в арбитражный суд с заявлением.
При разрешении спора суды руководствовались следующим.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ установлено, что при наличии одновременно всех, указанных в пункте 1 статьи 21.1 указанного Закона признаков недействующего юридического лица, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
Статьей 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
В соответствии со статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном данным Законом.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно приказу ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355 "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" указанные решения публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
На основании пункта 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Согласно пункту 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, применив положения статьи 64.2 Гражданского кодекса, статей 21.1 и 22 Закона N 129-ФЗ, принимая во внимание то, что сведения о предстоящем исключении общества были опубликованы в "Вестнике государственной регистрации", заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением общества не поступило, доказательства того, что общество фактически ведет хозяйственную деятельность, отсутствуют, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое заявителем решение инспекции принято в пределах предоставленной ей компетенции с соблюдением положений статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, соответствует требованиям закона и иных нормативных актов, соответственно, не нарушает права заявителя.
Суды отметили, что наличие у юридического лица непогашенных обязательств, о наличии которых в установленном порядке не заявлено, не препятствует завершению процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, что соответствует правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.09.2016 N 1971-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бабицкой Ларисы Георгиевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"", в котором указано, что положение пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации, поскольку направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц.
Суды обеих инстанций верно отметили, что агроторг пропустил годичный срок на обжалование решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, установленный пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ.
Довод заявителя жалобы о том, что годичный срок на обжалование им не пропущен, получил надлежащую оценку судов нижестоящих инстанций. Последние отметили, что течение срока давности начинается с момента официального опубликования решения регистрирующего органа об исключении недействующего юридического лица в журнале "Вестник государственной регистрации", то есть с 15.02.2017. Именно с этого момента лицо должно было узнать о нарушении своего права. С заявлением о признании незаконными решения по внесению в ЕГРЮЛ записи о предстоящем исключении, о признании незаконным записи о прекращении деятельности общества агроторг обратился в суд 19.05.2022, то есть по истечении годичного срока. Суды указали на отсутствие каких-либо обстоятельств, препятствовавших заявителю обратиться в суд в установленный законом срок. Суды также обоснованно отклонили довод агроторга о том, что он узнал о прекращении исполнительного производства в отношении общества только в 2021 году, то есть спустя пять лет с момента окончания исполнительного производства. Лицо, осуществляющее добросовестно свои права, предоставленные ему Федеральным законом от 02.10.2007 N N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", не лишено возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Агроторг, имея возможность знакомиться с материалами соответствующего исполнительного производства, должен был знать о том, что общество исключено из ЕГРЮЛ. Оснований для переоценки вывода судов о пропуске заявителем годичного срока, предусмотренного пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, у суда кассационной инстанции не имеется (пропуск срока на обжалование, предусмотренный пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований).
Предусмотренное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ исключение юридического лица из реестра в административном порядке обусловлено установлением указанных в законе признаков недействующего юридического лица и отсутствием возражений заинтересованных лиц (кредиторов и др.) на опубликованное решение о предстоящем исключении. Данный вывод нашел свое отражение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 309-ЭС15-6999, от 09.10.2015 N 305-КГ15-13122, от 04.04.2016 N 306-ЭС16-2264, от 24.02.2016 N 305-КГ15-19820, от 17.10.2016 N 304-КГ16-14143, от 22.01.2015 N 309-ЭС14-2195, от 04.06.2015 N 309-КГ15-4244, а также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2016 N 356-О. Только наличие одновременно признаков указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ является исчерпывающим основанием для исключения юридического лица из реестра. Инспекция не вправе проверять и устанавливать иные обстоятельства при рассмотрении вопроса об исключении юридического лица из реестра.
Таким образом, поскольку заявителем пропущен срок для обжалования действий налоговой инспекции, а также не представлены доказательства сдачи в налоговый орган документов отчетности либо осуществления хозяйственной деятельности, основания для удовлетворения заявленных требований у судов отсутствовали. Суды, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, правомерно отказали в удовлетворении заявления. Кроме того, при обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица. Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица (пункт 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса). Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2022 N 308-ЭС22-9025, от 15.03.2021 N 302-ЭС20-21772).
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку были предметом рассмотрения апелляционного суда, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, а свидетельствуют о несогласии с исходом судебного разбирательства и сводятся, по сути, к иной оценке доказательств, представленных в материалы дела, однако такими полномочиями суд кассационной инстанции не наделен (статьи 286 и 287 Кодекса).
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.04.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2023 по делу N А61-2426/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предусмотренное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ исключение юридического лица из реестра в административном порядке обусловлено установлением указанных в законе признаков недействующего юридического лица и отсутствием возражений заинтересованных лиц (кредиторов и др.) на опубликованное решение о предстоящем исключении. Данный вывод нашел свое отражение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 309-ЭС15-6999, от 09.10.2015 N 305-КГ15-13122, от 04.04.2016 N 306-ЭС16-2264, от 24.02.2016 N 305-КГ15-19820, от 17.10.2016 N 304-КГ16-14143, от 22.01.2015 N 309-ЭС14-2195, от 04.06.2015 N 309-КГ15-4244, а также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2016 N 356-О. Только наличие одновременно признаков указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ является исчерпывающим основанием для исключения юридического лица из реестра. Инспекция не вправе проверять и устанавливать иные обстоятельства при рассмотрении вопроса об исключении юридического лица из реестра.
Таким образом, поскольку заявителем пропущен срок для обжалования действий налоговой инспекции, а также не представлены доказательства сдачи в налоговый орган документов отчетности либо осуществления хозяйственной деятельности, основания для удовлетворения заявленных требований у судов отсутствовали. Суды, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, правомерно отказали в удовлетворении заявления. Кроме того, при обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица. Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица (пункт 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса). Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2022 N 308-ЭС22-9025, от 15.03.2021 N 302-ЭС20-21772).
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку были предметом рассмотрения апелляционного суда, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, а свидетельствуют о несогласии с исходом судебного разбирательства и сводятся, по сути, к иной оценке доказательств, представленных в материалы дела, однако такими полномочиями суд кассационной инстанции не наделен (статьи 286 и 287 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 сентября 2023 г. N Ф08-9452/23 по делу N А61-2426/2022