г. Краснодар |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А32-38305/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антоновым А.Г. при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) от заявителя - акционерного общества "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект"" (ИНН 2461119562, ОГРН 1052461049431) - Большакова Ю.В. (доверенность от 26.06.2023), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" (ИНН 2308265684, ОГРН 1192375039119)- Бакланова С.А. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, третьих лица, не заявляющих самостоятельны требований относительно предмета спора, -администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2023 по делу N А32-38305/2022, установил следующее.
Акционерное общество "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 04.05.2022 N 284/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд первой инстанции привлек государственное казенное учреждение Краснодарского края "Дирекция государственных закупок"; Администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района; общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер".
Решением суда от 06.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.06.2023, в удовлетворении заявления общества отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что требования конкурсной документации к участникам не противоречат положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции допустил нарушение права заявителя на доступ к правосудию. Не соответствует действительности изложенное в постановлении апелляционной инстанции обстоятельство того, что общество после перерыва в назначенное время не обеспечило подключение к судебному заседанию в режиме веб-конфренции. В назначенное время представитель заявителя предпринял все меры для подключения к веб-конференции, однако после появления сообщения "Онлайн-заседание идет" подключение так и не состоялось, спустя несколько минут появилась информация о завершении судебного заседания и принятия по нему акта. Суд апелляционной инстанции должен был и мог установить факт подключения заявителя и при невозможности подключения должен был вынести определение об отложении судебного заседания или об объявлении перерыва. Суды неверно применили положения пункта 42 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, указав на необходимость лицензирования деятельности общества на выполнение работ согласно извещению N 0818500000822002144. Заявитель осуществлял не геодезическую и картографическую деятельность, а подготовку проекта внесения изменений в генеральный план и отчет о научно-исследовательской работе, не изменял границы и не вносил изменения в соответствующие карты.
В отзыве на кассационную жалобу государственное казенное учреждение Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель государственного казенного учреждения Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
13.04.2022 государственное казенное учреждение Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" на официальном сайте поместило извещение N 0818500000822002144 на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план Туапсинского городского поселения Туапсинского района с подготовкой отчета о научно-исследовательской работе", согласно которому заказчиком выступала Администрация муниципального образования Туапсинский район, начальная (максимальная) цена контракта - 16 853 000 рублей.
Извещение N 0818500000822002144 содержало перечень прикрепленных документов: "Обоснование HMЦK.xls"; "Проект контракта.zip"; "Описание объекта закупки.zip"; "Требования к заявке на участие в конкурсе, инструкция.doсх"; "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. doсх". Результатом работ являлся генеральный план, выполненный и оформленный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В пункте 2.2 извещения N 0818500000822002144 "Требования к содержанию, составу заявки" документации закупки установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии на осуществление геодезической и картографической деятельности.
25.04.2022 в управление поступила жалоба общества о необоснованном требовании к участникам о наличии лицензии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии на осуществление геодезической и картографической деятельности на вид работ - создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов.
Решением комиссии управления от 04.05.2022 N 24/2022 по делу N 023/06/421672/2022 жалоба общества признана необоснованной, в связи с чем комиссия управления отменила приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта по извещению N 0818500000822002144.
Судебные инстанции, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 18, частью 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, частями 1, 1.1, 2, 2.1 и 5 статьи 31, пунктами 1 и 2 части 1, частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, пунктами 1, 2, 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Отклоняются доводы общества о нарушении судом апелляционной инстанции права на судебную защиту.
Согласно общедоступной информации, размещенной в информационной системе "Картотека арбитражных дел", судом апелляционной инстанции удовлетворено ходатайство учреждения об участии его представителя в судебном заседании посредством системы веб-конференции (онлайн-заседание).
Арбитражным апелляционным судом 26.06.2023 после завершения перерыва организовано продолжение онлайн-заседания, однако представитель общества подключение к онлайн-заседанию не обеспечил.
Специфика онлайн-заседания заключается в том, что техническая сторона участия в нем находится в сфере контроля лица, участвующего в деле, которое должно обеспечить наличие оборудования, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, достаточную скорость передачи данных и устойчивость соединения. Соответственно, невозможность участия в судебном заседании подобным образом относится к рискам лица, участвующего в деле, избравшего данный способ. Установив, что средства связи суда апелляционной инстанции воспроизводят видео и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, представителю общества обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не реализована по причинам, находящимся в сфере его контроля (представителем заявителя жалобы не произведено подключение к онлайн-конференции), что приравнивается к последствиям неявки в судебное заседание, апелляционный суд с учетом того, что на телефонный вызов представитель общества не ответил, продолжил рассмотрение апелляционной жалобы в обычном режиме, выслушав представителя государственного казенного учреждения Краснодарского края "Дирекция государственных закупок", подключившегося посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции (онлайн-заседания), который просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание неопровергнутую заявителем кассационной жалобы исправную работу системы веб-конференции в Пятнадцатом арбитражном апелляционном суде, обеспечение подключения к предоставленному каналу связи находилось в зоне контроля и ответственности общества.
Аналогичная проблема (подключение не состоялось после появления сообщения "Онлайн-заседание идет") у представителя общества возникла с подключением в режиме веб-конференции к заседанию кассационной инстанции, которую представитель общества решил самостоятельно путем отключения его оборудования от информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции (онлайн-заседания) и нового подключения посредством использования той же информационной системы.
Согласно пункту 42 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании (в редакции Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ), пункту 1 Положения о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1126 (далее - Положение о лицензировании) и постановлению Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 N 2082 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1126" (далее - постановление N 2082), с 01.03.2022 лицензированию подлежит геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание (обновление) государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации, установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории (далее - геодезическая и картографическая деятельность).
Генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Документы территориального планирования согласно части 4 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации могут служить основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Требования к выполнению данных работ предусмотрены разделом VI Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.01.2018 N 10 (далее - Требования N 10), в пункте 44 раздела VI которых утверждены требования к отображению границ муниципальных образований.
Требования N 10 распространяются на все виды документов территориального планирования, в том числе и на генеральные планы поселения, генеральные планы городских округов.
Как следует из материалов дела, описанием объекта закупки, предусмотрена подготовка обязательного приложения к генеральному плану со сведениями о границах населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), а также подготовка документов, содержащих сведения о границах населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования (пункт 8 Описания объекта закупки).
Кроме этого, по итогам выполнения 3 этапа работ (пункт 12 Описания объекта закупки) исполнитель предоставляет заказчику в электронном виде обобщенную информационную базу об объектах градостроительной деятельность муниципального образования в системе координат, принятой для ведения ЕГРН, содержащую графическую, семантическую информацию, а также текстовые материалы в соответствии с требованиями статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации: о границах поселения; о функциональном зонировании территории; об автомобильных дорогах местного значения; об объектах электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, связи; об объектах социальной инфраструктуры; о границах земельных участков ЕГРН; о наличии объектов культурного наследия, о границах территорий объектов культурного наследия, о зонах охраны объектов культурного наследия: сведения об утвержденных предметах охраны и границах территорий исторических поселений федерального значения и исторических поселений регионального значения; о зонах с особыми условиями использования территорий (в соответствии перечнем, установленным требованиями статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации); о границах особо охраняемых природных территорий федерального, регионального, местного значения; о границах территорий, предназначенных для проведения инженерной защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод; о прочих объектах (по согласованию с заказчиком).
Наряду с этим, в пункте 15 Описания объекта закупки предусмотрены требования к материалам по обоснованию генерального плана, которые также включают в себя карту границ населенных пунктов, входящих в состав Туапсинского городского поселения Туапсинского района.
Таким образом, при выполнении работ по муниципальному контракту, заключаемому по итогам закупки исполнитель:
- отображает в проекте генерального плана границы Туапсинского городского поселения Туапсинского района, установленные Законом Краснодарского края от 02.07.2004 N 745-КЗ "Об установлении границ муниципального образование Туапсинский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городских и сельских поселений и установлении их границ";
- подготавливает информационную базу с использованием сведений о границах муниципального образования (в графической части);
- подготавливает обязательное приложение к генеральному плану со сведениями с границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Следовательно, указанная деятельность, которую исполнитель должен будет осуществить в соответствии с условиями муниципального контракта, заключаемого по итогам закупки направлена, в том числе, на отображение границ Туапсинского городского поселения Туапсинского района, следовательно, в соответствии с пунктом 42 статьи 12 Закона о лицензировании данная деятельность является картографической деятельностью, на осуществление которой требуется наличие соответствующей лицензии.
Таким образом, исходя из комплексного толкования вышеуказанных норм, часть предусмотренных муниципальным контрактом работ согласно описанию объекта закупки, отнесена к лицензируемым видам деятельности. Следовательно, выводы управления о соответствии конкурсной документации требованиям Закона N 44-ФЗ соответствуют имеющимся в деле доказательствам и обществом не опровергнуты.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании и применении нормы права, фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2023 по делу N А32-38305/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наряду с этим, в пункте 15 Описания объекта закупки предусмотрены требования к материалам по обоснованию генерального плана, которые также включают в себя карту границ населенных пунктов, входящих в состав Туапсинского городского поселения Туапсинского района.
Таким образом, при выполнении работ по муниципальному контракту, заключаемому по итогам закупки исполнитель:
- отображает в проекте генерального плана границы Туапсинского городского поселения Туапсинского района, установленные Законом Краснодарского края от 02.07.2004 N 745-КЗ "Об установлении границ муниципального образование Туапсинский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городских и сельских поселений и установлении их границ";
- подготавливает информационную базу с использованием сведений о границах муниципального образования (в графической части);
- подготавливает обязательное приложение к генеральному плану со сведениями с границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Следовательно, указанная деятельность, которую исполнитель должен будет осуществить в соответствии с условиями муниципального контракта, заключаемого по итогам закупки направлена, в том числе, на отображение границ Туапсинского городского поселения Туапсинского района, следовательно, в соответствии с пунктом 42 статьи 12 Закона о лицензировании данная деятельность является картографической деятельностью, на осуществление которой требуется наличие соответствующей лицензии.
Таким образом, исходя из комплексного толкования вышеуказанных норм, часть предусмотренных муниципальным контрактом работ согласно описанию объекта закупки, отнесена к лицензируемым видам деятельности. Следовательно, выводы управления о соответствии конкурсной документации требованиям Закона N 44-ФЗ соответствуют имеющимся в деле доказательствам и обществом не опровергнуты."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 сентября 2023 г. N Ф08-9486/23 по делу N А32-38305/2022