город Ростов-на-Дону |
|
27 июня 2023 г. |
дело N А32-38305/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии:
от Государственного казённого учреждения Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции (после перерыва): представитель Бакланов С.А. по доверенности от 09.01.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Гражданпроект"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2023 по делу N А32-38305/2022
по заявлению акционерного общества "Гражданпроект" (ИНН 2461119562, ОГРН 1052461049431)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное казённое учреждение Краснодарского края "Дирекция государственных закупок"; Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района; общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер"
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Гражданпроект" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Управление) от 04.05.2022 N 284/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Арбитражный суд Краснодарского края привлёк: Государственное казённое учреждение Краснодарского края "Дирекция государственных закупок"; Администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района; общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер".
Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что суд первой инстанции неверно истолковал положения пункта 42 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", указав на необходимость лицензирования геодезической и картографической деятельности при осуществлении градостроительной деятельности.
Суд не оценил доводы Общества, ограничившись общей формулировкой о несоответствии доводов Общества фактическим обстоятельствам дела (абзац 13 страницы 9 оспариваемого решения), в связи с чем пришёл к неверному выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов Общества.
Судом не дана оценка доводу Общества о том, что отображение границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований не является их установлением.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Общества и государственного казённого учреждения Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" об участии их представителей в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
В назначенной время лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество и государственное казённое учреждение Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" в назначенное время не обеспечили подключение к судебному заседания в режиме веб-конфренции.
Общество подало ходатайство о приобщении доказательств направления лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы. Апелляционный суд приобщил доказательства к материалам дела.
19.06.2023 апелляционным судом объявлен перерыв в судебном заседании до 26.06.2023 до 12 час. 50 минут.
После перерыва представитель государственного казённого учреждения Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" просил просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество в назначенное время не обеспечило подключение к судебному заседания в режиме веб-конфренции.
Управление, Общество, Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района, ООО "РТС-тендер", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
13.04.2022 уполномоченным учреждением - государственного казённого учреждения Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" на официальном сайте было размещено извещение N 0818500000822002144 на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план Туапсинского городского поселения Туапсинского района с подготовкой отчета о научно исследовательской работе", согласно которому заказчиком выступала Администрация муниципального образования Туапсинский район, начальная (максимальная) цена контракта составила 16853000 рублей.
Извещение N 0818500000822002144 содержало перечень прикреплённых документов: "Обоснование HMЦK.xls"; "Проект контракта.zip"; "Описание объекта закупки.zip"; "Требования к заявке на участие в конкурсе, инструкция.doсх"; "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. doсх". Результатом работ является генеральный план, выполненный и оформленный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В пункте 2.2 извещения N 0818500000822002144 Требований к содержанию, составу заявки" документации закупки установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии на осуществление геодезической и картографической деятельности.
25.04.2022 в Управление поступила жалоба Общества о необоснованном требовании к участникам о наличии лицензии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии на осуществление геодезической и картографической деятельности на вид работ - создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов.
Решением комиссии Управления от 04.05.2022 N 24/2022 по делу N 023/06/42-1672/2022 жалобу Общества была признана не обоснованной, в связи с чем комиссия Управления отменила приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта по извещению N 0818500000822002144.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Следовательно, при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Вместе с тем включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Из пункта 18 указанного Обзора следует, что государственный (муниципальный) контракт, заключённый с нарушением требований Федерального закона N 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, то есть посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.
Согласно пункту 42 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), пункту 1 Положения о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности" (далее - Положение о лицензировании) (в редакции Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 N 2082 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1126" далее - Постановление N 2082, вступивших в силу с 01.03.2022), лицензированию подлежит геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ, пунктом 1 Положения о лицензировании, лицензированию подлежит геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание (обновление) государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации, установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории (далее - геодезическая и картографическая деятельность).
Генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установление, изменение границ населённых пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу части 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населённых пунктов (графическое и координатное описание).
В соответствии со статьёй 8 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 717-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае" изменение границ муниципального образования осуществляется законом Краснодарского края.
Документы территориального планирования согласно части 4 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации могут служить основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Требования к выполнению данных работ предусмотрены разделом VI Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.01.2018 N 10 "Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 07.12.2016 N 793" (далее - Приказ N 10), в пункте 44 раздела VI которого утверждены требования к отображению границ муниципальных образование.
Требования Приказа N 10 распространяются на все виды документов территориального планирования, в том числе и на генеральные планы поселения, генеральные планы городских округов.
Как следует из материалов дела, описанием объекта закупки, предусмотрена подготовка обязательного приложения к генеральному плану со сведениями о границах населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, которые должны содержать, графическое описание местоположения границ населённых пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН), а также подготовка документов, содержащих сведения о границах населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования (пункт 8 Описания объекта закупки).
Кроме этого, по итогам выполнения 3 этапа работ (пункт 12 Описания объекта закупки) исполнитель предоставляет заказчику обобщенную информационную базу об объектах градостроительной деятельность муниципального образования в электронном виде. Исполнитель представляет Заказчику обобщенную информационную базу, объектах градостроительной деятельности муниципального образования в системе координат, принятой для ведения ЕГРН, содержащую графическую, семантическую информацию, а также текстовые материалы в соответствии с требованиями статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации: о границах поселения; о функциональном зонировании территории; об автомобильных дорогах местного значения; об объектах электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, связи; об объектах социальной инфраструктуры; о границах земельных участков ЕГРН; о наличии объектов культурного наследия, о границах территорий объектов культурного наследия, о зонах охраны объектов культурного наследия: сведения об утвержденных предметах охраны и границах территорий исторических поселений федерального значения и исторических поселений регионального значения; о зонах с особыми условиями использования территорий (в соответствии перечнем, установленным требованиями статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации); о границах особо охраняемых природных территорий федерального, регионального, местного значения; о границах территорий, предназначенных для проведения инженерной защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод; о прочих объектах (по согласованию с Заказчиком).
Наряду с этим, в пункте 15 Описания объекта закупки предусмотрены требования к материалам не обоснованию генерального плана, которые также включают в себя карту границ населенных пунктов, входящих в состав Туапсинского городского поселения Туапсинского района.
Таким образом, при выполнении работ по муниципальному контракту, заключаемому по итогам Закупки, Исполнитель:
- отображает в проекте генерального плана границы Туапсинского городского поселения Туапсинского района, установленные Законом Краснодарского края от 02.07.2004 N 745-КЗ "Об установлении границ муниципального образование Туапсинский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городских и сельских поселений и установлении их границ";
- подготавливает информационную базу с использованием сведений о границах муниципального образования (в графической части);
- подготавливает обязательное приложение к генеральному плану со сведениями с границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Следовательно, указанная деятельность, которую исполнитель должен быдет осуществить в соответствии с условиями муниципального контракта, заключаемого по итогам закупки направлена, в том числе, на корректировку границ Туапсинского городского поселения Туапсинского района, следовательно, в соответствии с пунктом 42 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ, данная деятельность является картографической деятельностью, на осуществление которой требуется наличие соответствующей лицензии.
Таким образом, исходя из комплексного толкования вышеуказанных норм, часть предусмотренных муниципальным контрактом работ согласно описанию объекта закупки, отнесена к лицензируемым видам деятельности. Следовательно, выводы Управления о соответствии конкурсной документации требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, апелляционный суд находит обоснованным.
Доводы Общества о том, что судом первой инстанции не были рассмотрены доводы и доказательства, апелляционный суд находит документально и нормативно необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины в данном случае, составляет 1500 рублей.
Обществом по платёжному поручению от 27.04.2023 N 818 произведена уплата государственной пошлины в размере 3000 рублей.
С учётом изложенного, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб., подлежат отнесению на Общества. При этом, излишне уплаченная по платёжному поручению от 27.04.2023 N 818 государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2023 по делу N А32-38305/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вернуть акционерному обществу "Гражданпроект" (ИНН 2461119562, ОГРН 1052461049431) из федерального бюджета излишне уплаченную по платёжному поручению от 27.04.2023 N 818 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38305/2022
Истец: АО "Гражданпроект", АО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ КРАСНОЯРСКГРАЖДАНПРОЕКТ ГРАЖДАНПРОЕКТ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ТУАПСИНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ, Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КК "ДИРЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК", Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Дирекция государственных закупок", ООО "РТС-тендер", ООО ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ "РТС-ТЕНДЕР", Управление федеральной антимонопольной службы по КК