г. Краснодар |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А32-50466/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Прокофьевой Т.В., Л.А. Черных, в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства труда и социального развития Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2023 по делу N А32-50466/2022, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Оленин Н.Н. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к Министерству труда и социального развития Краснодарского края (далее - министерство), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - отделение фонда), ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в городе-курорте Анапе, ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Динском районе, ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Северском районе, ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Курганинском районе о возложении обязанности произвести выплату компенсации в размере 4 000 700 рублей за установку надгробий соответствующего образца на могилах Героев социалистического труда. Исковое заявление мотивировано неправомерным отказом в выплатах компенсаций за установку надгробных памятников Героям труда; критерием установки памятника за счет федерального бюджета является наличие у умершего статуса Героя труда и отсутствие надгробного памятника постоянного образца, вне зависимости от даты его смерти (до вступления в силу Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Груда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы") или после.
Решением от 16.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.06.2023, суд обязал министерство, ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в городе-курорте Анапе, отделение фонда произвести выплату компенсации предпринимателю в размере 385 800 рублей за установку надгробия соответствующего образца на могиле Героя Социалистического Труда Лакомовой А.В. Суд обязал министерство, ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Динском районе, отделение фонда произвести выплату компенсации предпринимателю в размере 473 200 рублей за установку надгробия соответствующего образца на могиле Героя Социалистического Труда Мирошник А.Н. Суд обязал министерство, ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Северском районе, отделение фонда произвести выплату компенсации предпринимателю в размере 1 163 700 рублей за установку надгробий соответствующего образца на могилах Героев Социалистического Труда Лотникова М.Д, Худыны Г.А. Суд обязал министерство, ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Курганинском районе, отделение фонда произвести выплату компенсации предпринимателю в размере 1978 тыс. рублей за установку надгробий соответствующего образца на могилах Героев Социалистического Труда Балашовой Н.Г., Гоптарева Н.С., Калининой А.Б., Конаревой Н.Н.
В кассационной жалобе министерство просит принятые судебные акты отменить и отказать в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, судебные акты являются недостаточно мотивированными, принятыми при неправильном применении норм материального права; решения управлений социальной защиты населения в городе-курорте Анапе, Динском, Северском и Курганинском районах об отказе в предоставлении субсидии предпринимателю приняты в 2019 - 2022 годах в строгом соответствии с положениями Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг (выполнением работ) гражданам, проживающим на территории Краснодарского края, имеющим право на льготы, установленные Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", утвержденным приказом министерства от 12.07.2017 N 985 (далее - Порядок N 985).
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит отказать в ее удовлетворении.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприниматель (исполнитель) и родственники Героев Социалистического Труда (заказчики) заключили договоры, в соответствии с пунктом 1.1 которых исполнитель обязуется за счет средств федерального бюджета оказать услуги и выполнить работы по установке надгробий на могилах умерших Героев Социалистического Труда: от 15.02.2019 N 125 на установку надгробия Герою Лакомовой А.В. (30.04.1915 - 15.01.1986, захоронена на кладбище п. Виноградный Анапского района Краснодарского края), заказчик Подкина Н.И.; от 10.01.2020 N 257 на установку надгробия Герою Мирошник А.Н. (02.06.1922 - 26.11.2005, захоронена на кладбище ст. Динская Динского района Краснодарского края), заказчик Финаева Л.А.;
от 01.10.2020 N 281 на установку надгробия Герою Лотникову М.Д.
(18.09.1903 - 04.10.1967, захоронен на кладбище с. Львовское Северского района Краснодарского края), заказчик Рубаненко Н.М.; от 01.10.2020 N 282 на установку надгробия Герою Худыне Г.А. (08.04.1911 - 14.05.1982, захоронен на кладбище ст. Северская Северского района Краснодарского края), заказчик Ананьева Н.Ю.;
от 03.10.2020 N 289 на установку надгробия Герою Балашовой Н.Г.
(01.01.1926 - 09.11.2007, захоронена на кладбище ст. Петропавловская Курганинского района Краснодарского края), заказчик Балашова Н.И.; от 04.10.2020 N 295 на установку надгробия Герою Гоптареву Н.С. (10.02.1898 - 09.01.1974, захоронен на кладбище ст. Михайловская Курганинского района Краснодарского края), заказчик Корниенко В.И.; от 04.10.2020 N 296 на установку надгробия Герою Калининой А.Б.
(29.04.1926 - 25.11.2015, захоронена на кладбище ст. Михайловская Курганинского района Краснодарского края), заказчик Бадьянов Н.А.; от 04.10.2020 N 297 на установку надгробия Герою Конаревой Н.Н. (02.08.1920 - 24.07.2000, захоронена на кладбище г. Курганинска Курганинского района Краснодарского края), заказчик Конарев А.А.
Установка надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда осуществляется в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета" (пункт 1.2 договоров).
Согласно пункту 3.1 договора от 15.02.2019 N 125 стоимость работ и услуг по договору составляет 385 800 рублей. Согласно пункту 3.1 договора от 10.01.2020 N 257 стоимость работ и услуг по договору составляет 473 200 рублей. Согласно пункту 3.1 договора от 01.10.2020 N 281 стоимость работ и услуг по договору составляет 685 900 рублей. Согласно пункту 3.1 договора от 01.10.2020 N 282 стоимость работ и услуг по договору составляет 477 800 рублей. Согласно пункту 3.1 договора от 03.10.2020 N 289 стоимость работ и услуг по договору составляет 491 300 рублей. Согласно пункту 3.1 договора от 04.10.2020 N 295 стоимость работ и услуг по договору составляет 496 700 рублей. Согласно пункту 3.1 договора от 04.10.2020 N 296 стоимость работ и услуг по договору составляет 496 700 рублей. Согласно пункту 3.1 договора от 04.10.2020 N 297 стоимость работ и услуг по договору составляет 493 300 рублей.
Заказчик передает исполнителю право требования компенсации стоимости изготовления и установки надгробия в размере, указанном в пункте 3.1 договоров, у министерства (пункт 3.5 всех договоров).
В качестве доказательств выполнения работ по изготовлению и установке надгробий на могилах Героев Социалистического Труда представлены акты приемки выполненных работ, пописанные заказчиками: от 02.04.2019 по договору N 125; от 09.12.2020 по договору N 257; от 17.03.2021 по договору N 281; от 19.03.2021 по договору N 282; от 12.04.2021 по договору N 289; от 16.03.2021 по договору N 295; от 17.03.2021 по договору N 296; от 13.04.2021 по договору N 297.
Полагая, что расходы на изготовление и установку надгробного памятника в силу положений действующего законодательства подлежат возмещению из федерального бюджета, предприниматель обратился в министерство с заявлениями о возмещении понесенных расходов.
Решением от 29.05.2019 N 3649 министерство (в лице УСЗН в городе-курорте Анапе) отказало предпринимателю в выплате компенсации, сославшись на расхождение имени Героя Лакомовой Агафьи (Агафии) Владимировны в представленных документах.
Уведомлением от 02.02.2021 N 033733/2105 министерство (в лице УСЗН в Динском районе) отказало предпринимателю в выплате компенсации, сославшись на расхождение имени Героя Мирошник (Мирошниковой) Антонины Николаевны в представленных документах - удостоверении Героя и свидетельстве о смерти.
Уведомлениями от 20.05.2022 N 1401175/2204 и от 21.10.2021 N 2941616/2104 министерство (в лице ГКУ КК - УСЗН в Северском районе) отказало предпринимателю в выплате компенсации, сославшись на расхождение имен Героев Лотникова (Лотника) Михаила Демьяновича и Худыны Гавриила (Гаврила) Андреевича соответственно.
В письмах от 12.10.2021 N 2538, 2539, 2541, 2543 УСЗН в Курганинском районе указало на разночтение в документах имен и дат рождения Героев Балашовой Нины Гаврииловны (Гавриловны) 1928 (1926) года рождения, Гоптарева Николая Семеновича 1898 (1899) года рождения, Калининой Александры Борисовны 1925 (1926) года рождения, Конаревой Натальи (Наталии) Никитичны, а также в связи с неподтвержденим факта отсутствия постоянных надгробий на могилах по состоянию на 01.01.2006.
Данные отказы в компенсации расходов послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суди иском к ответчикам о возложении обязанности произвести выплату компенсации в размере 4 000 700 рублей за установку надгробий соответствующего образца на могилах Героев Социалистического Труда.
Удовлетворяя заявление, суды сослались на положения статьей 2, 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статей 6.1, 7 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Закон N 5-ФЗ), статей 5, 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), статей 1, 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера Ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета" (далее - постановление N 740), Порядком N 985. Судебные акты мотивированы подтверждением материалами дела расходов предпринимателя по установке надгробий, наличием у государственных органов обязанности по компенсации расходов по изготовлению и установке надгробий, недоказанностью завышения компенсации, подтверждением идентичности личностей, которым установлены надгробия. При названных обстоятельствах суды сделали вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
Между тем суды не учли следующего.
Согласно части 1 статьи 168 Кодекса при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу. Аналогичные требования предъявляются к судебному акту апелляционного суда в соответствии с частью 2 статьи 271 Кодекса.
В соответствии со статьей 15 Кодекса принимаемые арбитражным судом решение и постановление должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В соответствии со статьей 6.1 Закона N 5-ФЗ сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 7 Закона N 5-ФЗ и постановлением N 740 расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 указанного Закона, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации. Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации. Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Закона N 5-ФЗ. Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок N 985 устанавливает цели, условия и порядок предоставления за счет средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям (далее соответственно - получатели субсидии, субсидии). В соответствии с пунктом 1.2 Порядка N 985 целью предоставления субсидии является возмещение недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг получателями субсидий гражданам, проживающим на территории Краснодарского края, имеющим право на льготы, указанные в пункте 3 статьи 1 (в части оплаты эксплуатации помещений и коммунальных услуг), пункте 3 статьи 4, абзаце первом пункта 1, пунктах 5, 7 (в части бесплатного оборудования жилых помещений средствами вневедомственной охранной сигнализации) статьи 5, пунктах 1, 4 статьи 6, пунктах 1, 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", частях 1, 2 (за исключением компенсации расходов на оплату пользования телефоном) статьи 3, частях 1, 4 статьи 4, статье 6.1 Закона N 5-ФЗ. Согласно пункту 1.3 Порядка N 985 субсидии предоставляются получателями бюджетных средств -управлениями социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в муниципальных образованиях, которым доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год. Пунктом 1.4 Порядка N 985 установлено, что получатели субсидии должны соответствовать следующим критериям: получателем субсидии не может быть государственное (муниципальное) учреждение; получатель субсидии выполнил работу, оказал услугу гражданину, указанному в пункте 1.2 Порядка, проживающему на территории Краснодарского края, не распространяется на случаи выполнения работ (оказания услуг), связанных с захоронением и сооружением на могиле умершего (погибшего) надгробия); получателем субсидии не дополучены доходы (понесены затраты) в связи с сооружением на могиле умершего (погибшего) Героя, полного кавалера ордена Славы надгробия, установленного Правительством Российской Федерации образца; сооружением на могиле умершего (погибшего) Героя Труда, полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия, установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца (подпункт в). В соответствии с пунктом 2.14 Порядка N 985 (в соответствующей редакции) указаны основания для отказа получателю в предоставлении субсидии.
Согласно пункту 5 постановления N 740 надгробие сооружается на могиле Героя Социалистического Труда, если на 01.01.2006 не было установлено постоянное надгробие другого образца. Суды указали, что установка надгробных памятников постоянного образца ранее не производилась ни на одном из захоронений.
Вместе с тем имеющиеся в материалах дела справки с достоверной точностью не подтверждают, что на могилах Героев ранее не производилась установка надгробных памятников постоянного образца, данные справки не отражают период, на который запрашивалась и предоставлена соответствующая информация, в отдельных справках указанная информация отображена рукописно ниже основного текста. Так, согласно справке от 09.04.2019 N 483, выданной администрацией Виноградного сельского округа администрации муниципального образования город-курорт Анапа, установка надгробного памятника постоянного образца умершей Лакомовой А.В. ранее не производилась (т. 1, л. д. 24). Согласно справке от 04.02.2020, выданной начальником отдела по вопросам ЖКХ, транспорта и связи, памятник постоянного образца умершей Мирошник А.Н. ранее не устанавливался (т. 1, л. д. 37). В справке от 22.03.2021 N 95, выданной администрацией Львовского сельского поселения Северского района, отсутствует информация об установке памятника постоянного образца умершего Лотника (Лотникова) М.Д. (т. 1, л. д. 49). В справке от 26.01.2021 N 1, выданной МКУ "По Охо администрации Северского с/п", информация о том, что установка надгробного памятника постоянного образца похороненного Худыны Г.А. ранее не производилась, размещена ниже основного текста справки, выполнена рукописно (т. 1, л. д. 63). Согласно справке от 04.02.2021, выданной администрацией Петропавловского сельского поселения Курганинского района, установка надгробного памятника постоянного образца умершей Балашовой Н.Г. ранее не производилась (т. 1, л. д. 77). Согласно справке от 08.02.2021, выданной администрацией Михайловского сельского поселения Курганинского района, установка надгробного памятника постоянного образца умершего Гоптарева Н.С. ранее не производилась (т. 1, л. д. 88). Согласно справке от 05.04.2021, выданной администрацией Михайловского сельского поселения Курганинского района, установка надгробного памятника постоянного образца умершего Калининой А.Б. не производилась (т. 1, л. д. 98). В справке от 09.02.2021 N 92, выданной МУП "Благоустройство", информация о том, что установка надгробного памятника постоянного образца умершей Конаревой Н.Н. не производилась 09.02.2021, размещена ниже основного текста справки, выполнена рукописно (т. 1, л. д. 109).
В отказах истцу о выдаче субсидий на установку памятников части Героев министерство указывало на то, что ответы администраций об отсутствии надгробных памятников на могилах умерших Героев не подтверждаются документальными доказательствами, поскольку даны: администрацией Михайловского сельского поселения Курганинского района на основании похозяйственной книги N 19 за 1991-1996 годы, похозяйственной книги N 25 за 2018-2021 годы, МУП "Благоустройство" на основании записи книги регистрации умерших N 509 за 2000 год, администрацией Петропавловского сельского поселения Курганинского района на основании похозяйственной книги N 25 за 2002-2007 годы, что не подтверждает отсутствие постоянного надгробия на дату заключения договоров с истцом, учитывая даты смерти героев 2015 год (л. д. 100, т. 1), 2000 год (л. д. 108, т. 1), 1974 год (л. д. 87, т. 1), 2007 год (л. д. 76, т. 1). Суды не указали мотивы, по которым отклонили данные доводы.
В деле отсутствуют акты осмотра и фотографии с мест захоронения героев ни до работ, выполненных Олениным Н.Н., ни после установки памятников. Кроме актов выполненных работ, у суда отсутствует возможность проверки реального установления памятников на могилах Героев.
Кроме того, стоимость услуг по договорам составляет 385 800 рублей, 473 200 рублей, 477 800 рублей, 491 300 рублей, 493 300 рублей, 496 700 рублей и 685 900 рублей. Согласно смете на работы и услуги по надгробию на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда за счет федерального бюджета к договору от 15.02.2019 N 125 вертикальная плита, цоколь и цветник изготовлены из гранита (т. 1, л. д. 19). Согласно смете на работы и услуги по надгробию на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда за счет федерального бюджета к договору от 10.01.2020 N 257 вертикальная плита, цоколь и цветник изготовлены из гранита (т. 1, л. д. 32). Согласно смете на работы и услуги по надгробию на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда за счет федерального бюджета к договору от 01.10.2020 N 281 вертикальная плита, цоколь и цветник изготовлены из гранита (т. 1, л. д. 44) Согласно смете на работы и услуги по надгробию на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда за счет федерального бюджета к договору от 01.10.2020 N 282 вертикальная плита, цоколь и цветник изготовлены из гранита (т. 1, л. д. 59). Согласно смете на работы и услуги по надгробию на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда за счет федерального бюджета к договору от 03.10.2020 N 289 вертикальная плита, цоколь и цветник изготовлены из гранита (т. 1, л. д. 73). Согласно смете на работы и услуги по надгробию на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда за счет федерального бюджета к договору от 04.10.2020 N 295 вертикальная плита, цоколь и цветник изготовлены из гранита (т. 1, л. д. 84). Согласно смете на работы и услуги по надгробию на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда за счет федерального бюджета к договору от 04.10.2020 N 296 вертикальная плита, цоколь и цветник изготовлены из гранита (т. 1, л. д. 94). Согласно смете на работы и услуги по надгробию на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда за счет федерального бюджета к договору от 04.10.2020 N 297 вертикальная плита, цоколь и цветник изготовлены из гранита (т. 1, л. д. 105).
В данном случае существенное варьирование ценового диапазона стоимости аналогичных услуг и материалов по договорам оказания услуг и выполнения работ по установке надгробий на могилах умерших Героев Социалистического Труда от 385 800 рублей до 685 900 рублей не мотивировано. Предприниматель не обосновал, а суды не выяснили причины значительного расхождения стоимости услуг по аналогичным договорам. Кроме того, предприниматель не пояснил, чем обусловлен выбор материала, а именно гранита для изготовления надгробий, не обосновал невозможность использования в работе иных (возможно, с меньшей стоимостью) материалов, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета" предусмотрена возможность сооружения памятника не только из гранита, но и из мрамора, стоимость которого ниже стоимости памятника из гранита. Предприниматель документально не подтвердил несение расходов по указанным сметам на закупку материалов, на транспортные расходы, а также по установке памятника. Стоимость понесенных расходов подтверждается только сметами и актами выполненных работ, которые ответчики не подписывали.
При названных обстоятельствах выводы судов о том, что размер компенсации понесенных предпринимателем расходов на изготовление и установку спорных надгробий документально обоснован и не является завышенным, преждевременные.
Как указали суды, порядок возмещения затрат, связанных с изготовлением и установкой надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя законом четко не определен. Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти Героев, носит компенсационный характер и по факту является социальной льготой Героев, освобождающих их родственников от несения соответствующих затрат. Право требовать компенсации понесенных расходов на изготовление и установку надгробия возникает в силу закона. Предприниматель, принявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов. Закон N 5-ФЗ и Закон N 8-ФЗ не связывает право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Право на компенсацию расходов по установке памятников Героям имеют родственники умерших Героев Социалистического Труда. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что договоры на изготовление и установку предпринимателем надгробий заключены с родственниками умерших Героев Социалистического Труда.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Кодекса подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать и оценить имеющиеся в деле доказательства, выяснить обстоятельства, имеющие значение для дела, после чего принять судебный акт при правильном применении норм материального и соблюдении норм процессуального права, в котором указать мотивы, по которым суд согласился с доводами и возражениями участвующих в деле лиц или отклонил их, со ссылкой на нормы права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2023 по делу N А32-50466/2022 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указали суды, порядок возмещения затрат, связанных с изготовлением и установкой надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя законом четко не определен. Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти Героев, носит компенсационный характер и по факту является социальной льготой Героев, освобождающих их родственников от несения соответствующих затрат. Право требовать компенсации понесенных расходов на изготовление и установку надгробия возникает в силу закона. Предприниматель, принявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов. Закон N 5-ФЗ и Закон N 8-ФЗ не связывает право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 сентября 2023 г. N Ф08-9302/23 по делу N А32-50466/2022
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11721/2024
10.06.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50466/2022
28.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9302/2023
10.06.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6528/2023
16.03.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50466/2022