г. Краснодар |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А63-12456/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Витютневой Е.Д., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края, от заявителя - акционерного общества "Газпром газораспределение Ставрополь" (ИНН 2635014240, ОГРН 1022601966551) - Мальчукова С.А. (доверенность от 02.10.2023), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Колесниковой Ж.В. (доверенность от 20.07.2023), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Крыленко В.А., извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Ставрополь" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.04.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу N А63-12456/2022, установил следующее.
АО "Газпром газораспределение Ставрополь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления управления от 11.07.2022 по делу N 026/04/9.21-872/2022 и признании недействительным и отмене представления управления от 11.07.2022 N 2.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Крыленко В.А.
Решением суда от 11.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.06.2023, в удовлетворении заявления отказано. Суды пришли к выводу о том, что требование заявителя о признании незаконным оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях (далее - КоАП РФ) и недействительным представления управления от 11.07.2022 N 2 являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, заявленные требования - удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суды нарушили нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Общества считает, что в его действиях отсутствует состав и событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Акты от 03.03.2021 и от 19.08.2021 уже являлись предметом рассмотрения Арбитражным судом Ставропольского края по делам N А63-10330/201 и N А63-3543/2022, что носит в себе признаки повторности наказания.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель управления поддержал возражения на жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 10.02.2022 в управление поступила жалоба Крыленко В.А. на действия общества, выразившиеся в нарушении порядка технологического присоединения к газораспределительным сетям путем неисполнения договора от 20.07.2020 N ДП 0033-006313-01-2 и не осуществлении технологического присоединения объекта капитального строительства заявителя. В соответствии с поданной заявкой от 01.06.2020 между обществом и Крыленко В.А. заключен договор о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения от 20.07.2020 N ДП 0033-006313-01 (далее - договор) и выданы технические условия от 20.07.2020 N ТУ0033-006313-01-2. Срок осуществления мероприятий по подключению составил 8 месяцев со дня заключения договора, то есть до 20.03.2021.
Дополнительным соглашением от 09.03.2021 продлен срок подключения объекта капитального строительства по адресу: г. Ставрополь, 3-й Березовый пр-д, д. 19 и технических условий от 20.07.2020 N ТУ0033-006313-01-2 до 20.09.2021.
Уведомлением от 26.02.2021 Крыленко В.А. сообщил обществу о выполнении технических условий. В результате проведенного мониторинга исполнения технических условий составлен акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) (далее - акт) от 03.03.2021 N 460 с указанием выявленных нарушений. Технологическое присоединение не осуществлено.
От Крыленко В.А. 23.08.2021 поступило второе уведомление о выполнении технических условий. По результатам мониторинга составлен акт от 19.08.2021 N 1893 с указанием выявленных нарушений. Технологическое присоединение также не осуществлено.
В связи с чем, общество в письме от 20.09.2021 N 42-ОКС предложило Крыленко В.А. расторгнуть договор с 21.09.2021, в адрес Крыленко В.В. направлено соглашение от 17.09.2021 о расторжении договора.
По результатам рассмотрения жалобы заместителем руководителя управления 28.02.2022 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым решением управления, 25.04.2022 Крыленко В.А. подал жалобу, по результатам рассмотрения которой 04.05.2022 решением руководителя управления определение от 28.02.2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Определением о возбуждении дела об административном правонарушении N 026/04/9.21-872/2022 и проведении административного расследования от 18.05.2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ рассмотрение дела назначено на 08.06.2022 на 10 часов 00 минут. Письмом от 18.05.2022 N ДС/03-5406/2022 общество уведомлено о рассмотрении дела (почтовое отправление 80091172385381 вручено адресату 24.05.2022).
В антимонопольный орган 26.05.2022 поступили возражения общества на определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.05.2022 N 04-14-18/2947.
В присутствии представителя общества посредством системы (программы) TrueConf 08.06.2022 составлен протокол об административном правонарушении N 312, в действиях общества установлено наличие события административного правонарушения и состава, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Рассмотрение дела назначено на 16.06.2022 на 10 часов 10 минут. В присутствии представителя общества посредством системы (программы) TrueConf и потерпевшего Крыленко В.А. 16.06.2022 продлен срок рассмотрения дела до 21.07.2022, рассмотрение дела отложено на 11.07.2022 на 10 часов 30 минут, о чем вынесены соответствующие определения.
Потерпевшим 06.07.2022 подано ходатайство о получении ответов на вопросы по делу N 026/04/9.21-872/2022, в удовлетворении которого определением от 11.07.2022 отказано.
В антимонопольный орган 08.07.2022 поступили возражения общества на протокол об административном правонарушении от 08.07.2022 N 04-14-18/3898.
В присутствии представителя общества посредством системы (программы) TrueConf и потерпевшего Крыленко В.А. 11.07.2022 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в составлении акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) от 19.08.2021 N 1893 и направлению уведомления (претензии) от 20.09.2021; назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 тыс. рублей; по факту составления акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) от 03.03.2021 N 460 дело прекращено.
Антимонопольный орган выдал обществу представление от 11.07.2021 N 2 o принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в части отзыва акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) от 19.08.2021 N 1893 и уведомления (претензии) от 20.09.2021 о расторжении договора о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения от 20.07.2020 N ДП 0033- 006313-01 и принятию мер по проведению мониторинга выполнения заявителем технических условий о присоединении исключительно в соответствии с нормами действующего законодательства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 4, 7, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 9.21, 23.48, 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ, Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Правилами N 1314, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения" (действовавшего в период заключения договора; далее - постановление N 713).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу о том, что действия общества по составлению актов в соответствии с формами, утвержденными постановлением N 713, не соответствуют требованиям Правил N 1314.
На общества как субъекте естественной монополии лежит обязанность по осуществлению технологического присоединения к сетям газопотребления, которая является неотъемлемой частью транспортировки газа по газопроводам.
В ходе проведенных обществом мониторингов выполнения заявителем технических условий о присоединении 03.03.2021 и 19.08.2021 указано о неисполнении Крыленко В.А. ряда пунктов технических условий, в том числе осуществление монтажа сети газопотребления и газоиспользующего оборудования с нарушениями, а именно: несоответствия максимальной нагрузки установленного газоиспользующего оборудования; непредоставления свидетельства об аттестации сварочного оборудования по электросварке, о готовности организации заявителя к использованию аттестованной технологии сварки, удостоверения и протоколов аттестационной комиссии на сварщика, отсутствие строительного паспорта на газопровод; отсутствие испытания газопровода на герметичность; отсутствие сертификатов качества на оборудование и материалы. В связи с наличием указанных в актах обстоятельств общество пришло к выводу о том, что Крыленко В.А. не выполнил мероприятия по подключению в границах его земельного участка.
20 сентября 2021 года общество направило в адрес Крыленко В.А. уведомление (претензии) с предложением расторгнуть договор о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения от 20.07.2020 N ДП 0033-006313-01-2 с 21.09.2021 в связи с неисполнением заявителя условий договора и технических условий. Вместе с тем представленные акты от 03.03.2021 и 19.08.2021 о готовности сети по своему содержанию не соответствуют утвержденной постановлением N 713 форме, а также к замечаниям, отраженным в них, не предусмотрены какие-либо рекомендации, которые потребителю необходимо устранить для осуществления подключения объекта к сетям газоснабжения.
Действия общества, заключающиеся в составлении акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) от 19.08.2021 N 1893 и направлении уведомления (претензии) от 20.09.2021 о расторжении договора о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения от 20.07.2020 N ДП 0033-006313-01-2 содержат нарушение пункта 104 Правил N 1314.
Суды рассмотрели и обоснованно отклонили доводы общества о том, что действия по оформлению документов не по формам, утвержденным постановлением N 713, не являются объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, исходя из того, что форма акта о готовности действует в системной связи с подпунктом "б" пункта 97 Правил N 1314, в связи с чем нарушение формы составления акта о готовности сети является нарушением Правил N 1314, что, в свою очередь, содержит состав и событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.
Виновность общества выразилась в том, что оно не предприняло никаких действий со своей стороны по пресечению и недопущению противоправных действий, посягающих на принципы законности, добропорядочности, разумности, справедливости, хотя такая возможность у него имелась. Доказательства того, что обществом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства, за нарушение которых частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также объективной невозможности исполнения заявителем указанных требований, материалы дела не содержат. В материалы дела не представлены доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении суды не установили. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не выявлены; срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек; доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяет ему выплатить назначенный административный штраф или может повлечь для общества необратимые последствия, в том числе привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности, отсутствуют.
Суды учли, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по факту нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Постановлением о наложении штрафа от 18.05.2021 по делу об административном правонарушении N 026/04/9.21-168/2021 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, назначено административное наказание. Указанное постановление вступило в законную силу 08.12.2021 в соответствии с постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А63-8642/2021.
Суды правомерно отклонили довод общества о том, что акты от 03.03.2021 и от 19.08.2021 являлись предметом рассмотрения по делам N А63-10330/2021 и N А63-3543/2022, как не нашедший своего фактического подтверждения.
Основания для применения статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ суды не установили. Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что возможность применения названных норм является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющих применить в рассматриваемом случае положения указанных статей, с учетом положений статей 286, 287 Кодекса, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Доводы, изложенные в жалобе, не влияют на обоснованность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов, по существу сводятся к несогласию общества с оценкой судами обстоятельств дела. Между тем иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами обстоятельств, а также иное толкование закона не свидетельствуют о нарушении судами норм права и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.04.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу N А63-12456/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 октября 2023 г. N Ф08-9928/23 по делу N А63-12456/2022