Регламент (ЕС) 2023/988 Европейского Парламента и Совета ЕС от 10 мая 2023 г.
"Об общей безопасности продукции, о внесении изменений в Регламент (ЕС) 1025/2012 Европейского Парламента и Совета ЕС и в Директиву (ЕС) 2020/1828 Европейского Парламента и Совета ЕС, а также об отмене Директивы 2001/95/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС и Директивы 87/357/ЕЭС Совета ЕС*(1)"
(Страсбург, 10 мая 2023 г.)
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза и, в частности, Статьей 114 указанного Договора,
Принимая во внимание предложение Европейской Комиссии,
После передачи проекта законодательного акта национальным парламентам,
Руководствуясь заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(2),
Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой*(3),
Принимая во внимание, что:
(1) Директива 2001/95/EC Европейского Парламента и Совета ЕС*(4) устанавливает требование о том, что потребительские товары должны быть безопасными и что органы по надзору за рынком государств-членов ЕС должны принимать меры в отношении опасной продукции, а также должны обмениваться информацией об этом через Систему быстрого оповещения Союза (RAPEX).
(2) Директива 2001/95/EC нуждается в пересмотре и обновлении в свете событий, связанных с новыми технологиями и онлайн-продажами, для обеспечения соответствия изменениям в законодательстве Союза о гармонизации и в законодательстве о стандартизации, для обеспечения более эффективного функционирования системы отзыва продукции в целях безопасности, а также для обеспечения более четких правовых рамок для фальсифицированной пищевой продукции, представляющей угрозу для здоровья и безопасности потребителей, которые до сих пор устанавливались Директивой 87/357/ЕЭС Совета ЕС*(5). В интересах ясности Директивы 2001/95/EC и 87/357/ЕЭС должны быть отменены и заменены настоящим Регламентом.
(3) Регламент является надлежащим правовым актом, поскольку он устанавливает четкие и подробные правила, которые не оставляют возможностей для разночтений, которые могут возникнуть при преобразовании государствами-членами ЕС директивы в национальное право. Выбор Регламента вместо Директивы также позволяет лучше достичь цели обеспечения согласованности с законодательной базой по надзору за рынком за продукцией, подпадающей под действие законодательства Союза о гармонизации, где применимым правовым актом также является регламент, а именно Регламент (ЕС) 2019/1020 Европейского Парламента и Совета ЕС*(6). Наконец, такой выбор еще больше снизит бремя нормативно-правового соответствия за счет последовательного применения правил безопасности продукции по всему Союзу.
(4) Целью настоящего Регламента является содействие достижению целей, указанных в Статье 169 Договора о функционировании Европейского союза (TFEU*(7)). В частности, он должен быть направлен на обеспечение здоровья и безопасности потребителей и функционирования внутреннего рынка в отношении продукции, предназначенной для потребителей.
(5) Настоящий Регламент должен быть направлен на защиту потребителей и их безопасность в качестве одного из основных принципов правовых рамок Союза, как закреплено в Хартии Европейского Союза об основных правах (далее - Хартия). Опасная продукция может иметь очень негативные последствия для потребителей и граждан. Все потребители, включая наиболее уязвимых, таких как дети, пожилые люди или инвалиды, имеют право на безопасную продукцию. Потребители должны иметь в своем распоряжении достаточные средства для обеспечения соблюдения указанного права, а государства-члены ЕС должны иметь в своем распоряжении адекватные инструменты и меры для обеспечения соблюдения настоящего Регламента.
(6) Несмотря на разработку отраслевого законодательства Союза по гармонизации, которое касается аспектов безопасности конкретной продукции или категорий продукции, практически невозможно принять законодательство Союза для всех потребительских товаров, которые существуют или могут быть разработаны. Следовательно, существует необходимость в широких законодательных рамках горизонтального характера для заполнения пробелов и дополнения положений существующего или готовящегося к принятию отраслевого законодательства о гармонизации Союза и обеспечения защиты потребителей, которая иным образом не обеспечивается таким законодательством, в частности, с целью достижения высокого уровня защиты здоровья и безопасности потребителей, как того требуют Статьи 114 и 169 TFEU.
(7) В то же время в отношении продукции, на которую распространяется отраслевое законодательство Союза о гармонизации, сфера применения различных частей настоящего Регламента должна быть четко определена, чтобы избежать дублирования положений и обеспечить четкие правовые рамки.
(8) В то время как некоторые положения настоящего Регламента, такие как большинство обязательств экономических операторов, не должны применяться к продукции, подпадающей под действие законодательства Союза о гармонизации, некоторые другие положения настоящего Регламента дополняют законодательство Союза о гармонизации и, следовательно, должны применяться к такой продукции. В частности, общие требования к безопасности продукции и связанные с ними положения должны применяться к потребительским товарам, подпадающим под действие законодательства Союза о гармонизации, когда определенные виды рисков не охватываются указанным законодательством Союза о гармонизации. Положения настоящего Регламента, касающиеся обязательств поставщиков электронных торговых площадок, обязательств экономических операторов при инцидентах, прав потребителей на информацию и средства правовой защиты, а также положения, касающиеся отзыва продукции в связи с безопасностью, должны применяться к продукции, подпадающей под действие законодательства Союза о гармонизации, в той мере, в которой в нем отсутствуют конкретные положения, имеющие те же цели в законодательстве о гармонизации Союза. Аналогичным образом RAPEX уже используется для целей законодательства Союза о гармонизации, как указано в Статье 20 Регламента (ЕС) 2019/1020, следовательно, положения настоящего Регламента, регулирующие работу информационного портала Safety Gate*(8), должны применяться к продукции, подпадающей под действие законодательства Союза о гармонизации.
(9) Продукция, предназначенная исключительно для профессионального использования, но которая впоследствии попала на потребительский рынок, должна подпадать под действие настоящего Регламента, поскольку она может представлять опасность для здоровья и безопасности потребителей при использовании в разумно предсказуемых условиях.
(10) Лекарственные средства подлежат предпродажной оценке, которая включает в себя конкретный анализ соотношения риска и пользы. В этой связи указанная продукция должна быть исключена из сферы действия настоящего Регламента.
(11) Законодательство Союза о пищевых продуктах, кормах и смежных областях устанавливает особую систему, обеспечивающую безопасность продукции, под действие которого она подпадает. Действительно, пищевые продукты и комбикорма имеют особые правовые рамки, установленные, в частности, Регламентом (ЕС) 178/2002 Европейского Парламента и Совета ЕС*(9). Кроме того, отношения, связанные с пищевыми продуктами и комбикормами, также регулируются Регламентом (ЕС) 2017/625 Европейского Парламента и Совета ЕС*(10), который обеспечивает согласованный подход в отношении официального контроля для проверки соблюдения законодательства о кормах и пищевых продуктах, правил, касающихся здоровья и благосостояния животных. Следовательно, пищевые продукты и комбикорма должны быть исключены из сферы действия настоящего Регламента, за исключением материалов и изделий, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами, поскольку речь идет о рисках, которые не охватываются Регламентом (ЕС) 1935/2004 Европейского Парламента и Совета ЕС*(11) или другими нормативными актами, которые касаются конкретных пищевых продуктов и которые охватывают только химические и биологические риски, связанные с пищевыми продуктами.
(12) На живые растения распространяются особые правовые рамки, предусмотренные, в частности, Регламентом (ЕС) 2016/2031 Европейского Парламента и Совета ЕС*(12), который учитывает специфику такой продукции для обеспечения безопасности потребителей.
(13) Субпродукты животного происхождения - это материалы животного происхождения, не предназначенные для потребления человеком. На такую продукцию, как корма, распространяются особые правовые рамки, предусмотренные, в частности, Регламентом (ЕС) 1069/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС*(13).
(14) Продукция для защиты растений, также называемая пестицидами, подпадает под действие специальных положений об их разрешении на национальном уровне, основанных на Регламенте (ЕС) 1107/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС*(14), и поэтому также должна быть исключена из сферы действия настоящего Регламента.
(15) Воздушные суда, указанные в пункте (d) Статьи 2(3) Регламента (ЕС) 2018/1139 Европейского Парламента и Совета ЕС*(15), подлежат контролю со стороны регулирующих органов государств-членов ЕС в свете их ограниченного риска для безопасности гражданской авиации. В этой связи указанные воздушные суда должны быть исключены из сферы действия настоящего Регламента.
(16) Требования, установленные в настоящем Регламенте, должны применяться к подержанным товарам или продукции, которые отремонтированы, восстановлены или переработаны и вновь поступают в систему поставок в ходе коммерческой деятельности, за исключением такой продукции, в отношении которой потребитель не может обоснованно ожидать, что она соответствует современным требованиям стандартов безопасности, как например продукция, которая явно представлена как подлежащая ремонту или восстановлению или которая представлена на рынке в качестве предметов коллекционирования, имеющих историческое значение.
(17) Услуги не должны подпадать под действие настоящего Регламента. Однако в целях защиты здоровья и безопасности потребителей продукция, которая поставляется или становится доступной потребителям в ходе предоставления услуг, включая продукцию, с которой потребители непосредственно взаимодействуют во время предоставления услуги, должна подпадать под действие настоящего Регламента. Однако оборудование, на котором передвигаются или путешествуют потребители, если такое оборудование непосредственно эксплуатируется поставщиком услуг в ходе предоставления транспортных услуг, должно быть исключено из сферы действия настоящего Регламента, поскольку оно должно рассматриваться в сочетании с требованиями к безопасности предоставляемой услуги.
(18) Предметы антиквариата, такие как произведения искусства или предметы коллекционирования, относятся к особым категориям продукции, применительно к которой нельзя ожидать соответствия требованиям безопасности, установленным настоящим Регламентом, и поэтому они должны быть исключены из сферы его применения. Однако для того, чтобы другая продукция не была ошибочно отнесена к таким категориям, необходимо принимать во внимание, что произведения искусства - это изделия, созданные исключительно в художественных целях, что предметы коллекционирования представляют достаточную редкость и исторический или научный интерес, чтобы оправдать их коллекционирование и сохранение, и что предметы антиквариата, если они уже не являются произведениями искусства или предметами коллекционирования, или и тем, и другим одновременно, созданы много лет назад. При оценке того, является ли изделие предметом антиквариата, например произведением искусства или предметом коллекционирования, можно было бы принять во внимание Приложение IX к Директиве 2006/112/EC Совета ЕС*(16).
(19) Всемирная организация здравоохранения определяет "здоровье" как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
(20) Дистанционные продажи, включая онлайн-продажи, также должны подпадать под действие настоящего Регламента. Онлайн-продажи росли последовательно и неуклонно, создавая новые бизнес-модели, новые вызовы, касающиеся безопасности продукции, и новых участников рынка, таких как поставщики электронных торговых площадок.
(21) Если продукция выставлена на продажу онлайн или с помощью других средств дистанционной продажи, продукцию следует считать выпущенной на рынок, если предложение о продаже предназначено для потребителей в Союзе. В соответствии с применимыми правилами Союза по международному частному праву следует проводить анализ каждого конкретного случая, чтобы установить, предназначено ли предложение для потребителей в Союзе. Предложение о продаже следует рассматривать как предназначенное для потребителей в Союзе, если деятельность соответствующего экономического оператора каким-либо образом ориентирована на государство-член ЕС. Для анализа каждого конкретного случая следует учитывать соответствующие факторы, такие как географические районы, в которые возможна отправка, доступные языки, используемые для предложения или заказа, средства оплаты, использование валюты государства-члена ЕС или доменное имя, зарегистрированное в одном из государств-членов ЕС. В случае онлайн-продаж недостаточно простого факта доступности интерфейса экономических операторов или поставщиков электронных торговых площадок в государстве-члене ЕС, в котором зарегистрирован или проживает потребитель.
(22) В соответствии с общими требованиями безопасности, установленными в настоящем Регламенте, экономические операторы должны размещать на рынке только безопасную продукцию. Такой высокий уровень безопасности должен быть достигнут в первую очередь за счет конструкции и характеристик продукта, принимая во внимание предполагаемое и прогнозируемое использование и условия использования продукта. Остальные риски, если таковые имеются, должны быть снижены с помощью определенных мер предосторожности, таких как предупреждения и инструкции.
(23) Безопасность продукта должна оцениваться с учетом всех соответствующих аспектов продукта, в частности его характеристик, таких как физические, механические и химические характеристики, и товарный вид, а также с учетом конкретных потребностей и рисков, которые продукт представляет для определенных категорий потребителей, которые, вероятно, будут использовать указанную продукцию, в частности для детей, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями. Указанные риски могут также включать экологический риск в той мере, в которой он представляет угрозу для здоровья и безопасности потребителей. Такая оценка должна учитывать риск для здоровья, создаваемый цифровой продукцией, включая риск для психического здоровья, особенно для уязвимой категории потребителей, в частности для детей. В этой связи при оценке безопасности цифровой продукции, которая может оказывать влияние на детей, производители должны гарантировать, что продукция, которую они выпускают на рынок, соответствует самым высоким стандартам безопасности и неприкосновенности частной жизни, в интересах детей. Кроме того, если для обеспечения безопасности продукции для определенной категории лиц необходима конкретная информация, при оценке безопасности продукции следует также учитывать наличие такой информации и ее доступность. Безопасность всей продукции должна оцениваться с учетом необходимости обеспечения безопасности продукции в течение всего срока ее использования.
(24) Предметы, которые соединяются с другими предметами или не встроенные предметы, влияющие на работу других предметов, могут представлять угрозу для безопасности продукта. Данному аспекту следует уделить должное внимание как потенциальному риску. Связи и взаимосвязь, которые предмет может иметь с внешними предметами, не должны ставить под угрозу его сохранность.
(25) Новые технологии могут создавать новые риски для здоровья и безопасности потребителей или изменять способ реализации существующих рисков, таких как внешнее вмешательство, взлом продукта или изменение его характеристик. Новые технологии могут существенно модифицировать исходный продукт, например, путем обновления программного обеспечения, которое затем должно быть подвергнуто новой оценке риска, если эта существенная модификация окажет влияние на безопасность продукта.
(26) Конкретные риски кибербезопасности, влияющие на безопасность потребителей, а также протоколы и сертификаты, могут регулироваться отраслевым законодательством. Однако следует обеспечить, чтобы в случаях, когда такое отраслевое законодательство не применяется, соответствующие экономические операторы и национальные органы власти учитывали риски, связанные с новыми технологиями, при разработке продукции и ее соответствующей оценке, чтобы гарантировать, что изменения, вносимые в продукцию, не ставят под угрозу ее безопасность.
(27) Для содействия эффективному и последовательному применению общих требований безопасности, установленных в настоящем Регламенте, важно использовать европейские стандарты, охватывающие определенную продукцию и риски. Европейские стандарты, ссылки на которые были опубликованы в соответствии с Директивой 2001/95/EC, должны по-прежнему обеспечивать презумпцию соответствия общим требованиям безопасности, установленным в настоящем Регламенте. Запросы о стандартизации, направленные Европейской Комиссией в соответствии с Директивой 2001/95/EC, должны рассматриваться как запросы о стандартизации, направленные в соответствии с настоящим Регламентом. В случае, если различные риски или категории рисков охватываются одним и тем же стандартом, соответствие продукции той части стандарта, которая охватывает соответствующий риск или категорию риска, также предоставляет собой презумпцию безопасности продукции применительно к соответствующему риску или категории риска.
(28) Если Европейская Комиссия определяет, что необходим европейский стандарт, обеспечивающий соответствие определенной продукции общим требованиям безопасности, установленным в настоящем Регламенте, ей следует применять соответствующие положения Регламента (ЕС) 1025/2012 Европейского Парламента и Совета ЕС*(17), чтобы обратиться к одной или нескольким европейским организациям по стандартизации с просьбой разработать или определить стандарт, который подходит для обеспечения того, чтобы соответствующая продукция считалась безопасной.
(29) Продукция может представлять различные риски для представителей разных полов, и мероприятия по стандартизации должны учитывать это, чтобы избежать расхождений в плане безопасности и, следовательно, гендерного разрыва в безопасности. В Декларации Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций о стандартах, учитывающих гендерные аспекты, установлен ряд действий, которые национальные органы по стандартизации и организации, разрабатывающие стандарты, должны включить в свой план действий по разработке стандартов, учитывающих гендерные аспекты, с целью достижения гендерно сбалансированных, репрезентативных и инклюзивных стандартов.
(30) Вместе с принятием Регламента (ЕС) 1025/2012 должна быть введена специальная процедура принятия конкретных требований безопасности при содействии специализированного комитета, предусмотренная настоящим Регламентом.
(31) В отсутствие европейских стандартов национальное законодательство государства-члена ЕС, в котором продукт представлен на рынке, устанавливающее требования к охране здоровья и безопасности, должно соответствовать законодательству Союза, в частности Статьям 34 и 36 TFEU.
(32) Экономические операторы должны иметь пропорциональные обязательства в отношении безопасности продукции согласно их соответствующим ролям в системе поставок, чтобы обеспечить высокий уровень защиты здоровья и безопасности потребителей, а также эффективное функционирование внутреннего рынка. Все экономические операторы, участвующие в системе поставок и дистрибуции, должны принимать надлежащие меры для обеспечения того, чтобы они выпускали на рынок только такую продукцию, которая является безопасной и соответствует настоящему Регламенту. Необходимо обеспечить четкое и пропорциональное распределение обязанностей, соответствующее роли каждого оператора в процессе поставок и дистрибуции. Например, при проверке того, выполнил ли производитель и, в соответствующих случаях, импортер свои обязательства, от дистрибьютора следует требовать только проведения фактических проверок, а не оценки предоставленной информации производителем или импортером. Информация об идентификации продукта и экономических операторов, а также инструкции и информация по технике безопасности могут быть дополнительно предоставлены экономическими операторами в цифровой форме с помощью электронных решений, таких как QR-код или код матрицы данных.
(33) В отношении продукции, которую производители размещают на рынке, они должны составлять техническую документацию, содержащую необходимую информацию, подтверждающую безопасность такой продукции. Техническая документация должна основываться на внутреннем анализе рисков, проведенном производителем. Объем информации, подлежащей включению в технической документации, должен быть пропорционален сложности продукта и возможным рискам, выявленным производителем. В частности, производители должны предоставить общее описание продукта и элементы, необходимые для оценки его безопасности. В случае сложной продукции или продукции, представляющей возможные риски, может потребоваться более подробное описание продукции в предоставляемой информации. В указанных случаях также должен быть включен анализ указанных рисков и технических средств, используемых для смягчения или устранения рисков. В тех случаях, когда продукт соответствует европейским стандартам или другим элементам, применяемым в целях соблюдения общих требований безопасности, установленных в настоящем Регламенте, также должен быть указан перечень соответствующих европейских стандартов или других элементов.
(34) Любое физическое или юридическое лицо, которое размещает продукцию на рынке под своим собственным именем или торговой маркой либо существенно модифицирует продукцию таким образом, что это может повлиять на соответствие требованиям настоящего Регламента, должно рассматриваться как производитель и должно принимать на себя обязательства производителя.
(35) Модификация продукта физическими или цифровыми средствами может повлиять на природу и характеристики продукта таким образом, который не был предусмотрен при первоначальной оценке риска продукта и который может поставить под угрозу безопасность продукта. Таким образом, такая модификация должна рассматриваться как существенная модификация и, если она не произведена потребителем или от его имени, должна привести к тому, что продукт будет рассматриваться как новый продукт другого производителя. Для обеспечения соблюдения общих требований безопасности, установленных в настоящем Регламенте, лицо, осуществляющее такую существенную модификацию, должно рассматриваться в качестве производителя и нести те же обязательства. Такое требование должно применяться только в отношении модифицированной части продукта при условии, что модификация не влияет на продукт в целом. Для того чтобы избежать ненужной и непропорциональной нагрузки, от лица, осуществляющего существенную модификацию, не следует требовать повторных испытаний и подготовки новой документации в отношении аспектов продукта, на которые модификация не повлияла. Лицо, осуществляющее существенную модификацию, должно продемонстрировать, что модификация не оказывает влияния на продукт в целом.
(36) Внутренние процедуры соответствия, с помощью которых экономические операторы обеспечивают эффективное и быстрое выполнение своих обязательств, а также условия для своевременного реагирования в случае обнаружения опасной продукции, должны быть внедрены самими экономическими операторами.
(37) Для того чтобы предотвратить попадание на рынок опасной продукции, экономические операторы должны в обязательном порядке включать в свою производственную или маркетинговую деятельность внутренние процессы, обеспечивающие соблюдение соответствующих требований настоящего Регламента. Такие внутренние процессы должны определяться самими экономическими операторами в зависимости от их роли в системе поставок и типа соответствующей продукции и могут основываться, например, на организационных процедурах, руководящих принципах, стандартах или на назначении специального менеджера. Установление и формат таких внутренних процессов должны оставаться исключительной ответственностью соответствующих экономических операторов.
(38) Сотрудничество всех экономических операторов и поставщиков электронных торговых площадок с органами надзора за рынком с целью устранения или смягчения рисков для соответствующей продукции, представленной на рынке, имеет большое значение. Однако запросы, направляемые им органами по надзору за рынком, должны составляться с учетом той роли, которую они играют в системе поставок, и их соответствующих правовых обязательств.
(39) Прямые онлайн-продажи экономическими операторами, созданными за пределами Союза, затрудняют работу органов по надзору за рынком по борьбе с опасной продукцией в Союзе, поскольку во многих случаях экономические операторы не могут быть созданы или иметь законного представителя в Союзе. В этой связи необходимо обеспечить, чтобы органы по надзору за рынком обладали достаточными полномочиями и средствами для эффективного пресечения онлайн-продаж опасной продукции. Для того чтобы обеспечить эффективное применение настоящего Регламента, обязательство, установленное в Статьях 4(1), (2) и (3) Регламента (ЕС) 2019/1020, должно быть распространено на продукцию, на которую не распространяется законодательство Союза о гармонизации, чтобы гарантировать, что в Союзе создан ответственный экономический оператор, на который в отношении такой продукции возложены задачи по предоставлению органам по надзору за рынком посредника, и при необходимости, по своевременному выполнению конкретных задач для обеспечения безопасности продукции в отношении связанных с ней возможных рисков. Такие конкретные задачи должны включать регулярные проверки на соответствие технической документации информации о продукции и производителе, инструкций и информации по технике безопасности.
(40) Контактная информация экономического оператора, учрежденного в Союзе и ответственного за продукцию, подпадающую под действие настоящего Регламента, должна быть предоставлена вместе с продукцией, чтобы облегчить проверки по всей системе поставок.
(41) Для того чтобы экономические операторы, которые являются малыми и средними предприятиями (SMEs*(18)), включая микропредприятия, могли выполнять новые обязательства, возложенные настоящим Регламентом, Европейская Комиссия должна предоставить практические рекомендации и индивидуальные рекомендации, например, прямой канал связи с экспертами в случае возникновения вопросов, принимая во внимание необходимость упрощения и ограничения их административного бремени.
(42) Обеспечение идентификации продукта и предоставление информации о производителе и других соответствующих экономических операторах по всей системе поставок помогает идентифицировать экономических операторов и, где это применимо, принимать эффективные и соразмерные корректирующие меры в отношении опасной продукции, такие как целенаправленный отзыв. Идентификация продукта и предоставление информации о производителе и других соответствующих экономических операторах, таким образом, гарантирует, что потребители, включая лиц с ограниченными возможностями, и органы по надзору за рынком получат точную информацию об опасной продукции, что повышает доверие к рынку и позволяет избежать ненужных сбоев в торговле. В этой связи продукция должна содержать информацию, позволяющую ее идентифицировать, а также идентифицировать производителя и, где это применимо, импортера и других соответствующих экономических операторов. Указанные требования могли бы быть ужесточены для определенных видов продукции, которая, вероятно, представляет серьезный риск для здоровья и безопасности потребителей, с помощью системы сбора и хранения данных, позволяющей, помимо идентификации продукции, идентифицировать ее компоненты или экономических операторов, участвующих в системе поставок. Это не должно наносить ущерб информационным требованиям, установленным Директивой 2011/83/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(19), касающейся основных характеристик товаров, в той мере, в которой это соответствует среде и характеру товаров. Рисунок должен рассматриваться как фотография, иллюстрация или другой пиктографический элемент, который легко позволяет идентифицировать продукт или потенциальный продукт.
(43) Обеспечение того, чтобы производители уведомляли об инцидентах, вызванных продуктом, который они выпустили на рынок, улучшит качество информации, доступной органам по надзору за рынком, и позволит лучше идентифицировать потенциально опасные категории продукции. Правила ответственности экономических операторов за дефектную продукцию установлены специальным законодательством Союза, и поэтому такое уведомление и сбор данных не должны рассматриваться как признание ответственности за дефектную продукцию или как подтверждение ответственности согласно соответствующему законодательству Союза или национальному законодательству.
(44) Для того чтобы иметь возможность своевременно выявлять возникающие новые риски и другие рыночные тенденции, связанные с безопасностью продукции, всем заинтересованным сторонам, включая потребительские или коммерческие организации, следует рекомендовать сообщать органам по надзору за рынком и Европейской Комиссии имеющуюся у них информацию для выявления и расследования нарушений настоящего Регламента.
(45) Поставщики электронных торговых площадок, позволяя экономическим операторам охватить большее число потребителей, играют решающую роль в системе поставок, а следовательно, и в системе безопасности продукции.
(46) В соответствии с новыми сложными бизнес-моделями, связанными с онлайн-продажами, одна и та же организация может предоставлять различные услуги. В зависимости от характера услуг, предоставляемых для данного продукта, одна и та же организация может подпадать под различные категории бизнес-моделей в соответствии с настоящим Регламентом. Если организация предоставляет только посреднические услуги в онлайн-формате для данного продукта, то такая организация будет квалифицироваться только как поставщик электронной торговой площадки для данного продукта. В случае, если одна и та же организация предоставляет услуги электронной торговой площадки для продажи определенного продукта, а также выступает в качестве экономического оператора в соответствии с настоящим Регламентом, она также будет квалифицироваться как соответствующий экономический оператор. Следовательно, в таком случае организация, о которой идет речь, должна была бы соблюдать обязательства, применимые к соответствующему экономическому оператору. Например, если поставщик электронной торговой площадки также распространяет продукцию, то в отношении продажи распространяемой продукции он будет считаться дистрибьютором. Аналогичным образом, если рассматриваемая организация продает продукцию под собственной торговой маркой, она будет выступать в качестве производителя и, таким образом, должна будет соблюдать требования, применимые к производителям. Кроме того, некоторые организации могут квалифицироваться как поставщики услуг, если они предлагают услуги. Таким образом, такие случаи необходимо было бы оценивать на индивидуальной основе.
(47) Учитывая важную роль, которую в процессе продажи продукции играют поставщики электронных торговых площадок, выступая посредниками между продавцами и потребителями, такие субъекты должны нести больше ответственности в сфере борьбы с онлайн-продажами опасной продукции. Директива 2000/31/EC Европейского Парламента и Совета ЕС*(20) устанавливает общие рамки для электронной коммерции и устанавливает определенные обязательства для онлайн-платформ. Регламент (ЕС) 2022/2065 Европейского Парламента и Совета ЕС*(21) регулирует ответственность поставщиков посреднических онлайн-услуг в отношении незаконного контента, включая опасную продукцию. Настоящий Регламент применяется без ущерба для правил, установленных законодательством Союза о защите прав потребителей и безопасности продукции. Соответственно, основываясь на горизонтальных правовых рамках, предусмотренных указанным Регламентом, следует ввести конкретные требования, необходимые для эффективного решения проблемы онлайн-продаж опасной продукции в соответствии с пунктом (f) Статьи 2(4) указанного Регламента. В той мере, в которой настоящий Регламент определяет требования в отношении безопасности продукции, которым должны соответствовать поставщики электронных торговых площадок для обеспечения соответствия определенным положениям Регламента (ЕС) 2022/2065, такие требования не должны влиять на применение Регламента (ЕС) 2022/2065, который продолжает применяться к указанным поставщикам электронных торговых площадок.
(48) Документ "Гарантии безопасности продукции", впервые подписанный в 2018 году, к которому с тех пор присоединились ряд поставщиков электронных торговых площадок, предусматривает ряд добровольных обязательств по безопасности продукции. Документ "Гарантии безопасности продукции"доказал свою обоснованность в усилении защиты потребителей от опасной продукции, продаваемой онлайн. В целях усиления защиты потребителей путем предотвращения ущерба их жизни, здоровью и безопасности и обеспечения честной конкуренции на внутреннем рынке поставщикам электронных торговых площадок рекомендуется взять на себя указанные добровольные обязательства по предотвращению повторного появления списков опасных продуктов, которые уже изъяты из обращения. Использование технологий и цифровых процессов, а также усовершенствование систем оповещения, в частности портала Safety Gate, могут обеспечить автоматическую идентификацию и передачу уведомлений об опасной продукции, а также проведение автоматических выборочных проверок на портале Safety Gate.
(49) Поставщики электронных торговых площадок должны действовать с должной осторожностью в отношении контента, размещенного на их онлайн-интерфейсах, который касается безопасности продукции, в соответствии с конкретными обязательствами, установленными в настоящем Регламенте. Соответственно, настоящий Регламент должен устанавливать обязательства по должной осмотрительности для всех поставщиков электронных торговых площадок в отношении контента, размещенного на их онлайн-интерфейсах, который касается безопасности продукции.
(50) Кроме того, в целях эффективного надзора за рынком поставщики электронных торговых площадок должны зарегистрироваться на портале Safety Gate и указать на портале Safety Gate информацию, касающуюся их единого контактного лица, для облегчения передачи информации по вопросам безопасности продукции. Европейская Комиссия должна обеспечить, чтобы регистрация была простой и удобной для пользователя. Единый контактный центр в соответствии с настоящим Регламентом может быть таким же, как и контактный центр в соответствии со Статьей 11 Регламента (ЕС) 2022/2065, без ущерба для цели оперативного и конкретного решения вопросов, связанных с безопасностью продукции.
(51) Поставщики электронных торговых площадок должны назначить единый контактный центр для потребителей. Такой единый контактный центр должен служить единым окном для обмена информацией с потребителями по вопросам безопасности продукции, которая затем может быть перенаправлена в соответствующее сервисное подразделение электронной торговой площадки. Это не должно препятствовать предоставлению потребителям дополнительных контактных точек для получения конкретных услуг. Единый контактный центр в соответствии с настоящим Регламентом может быть таким же, как и контактный центр в соответствии со Статьей 12 Регламента (ЕС) 2022/2065.
(52) Для того чтобы иметь возможность выполнять свои обязательства в соответствии с настоящим Регламентом, в частности в отношении своевременного и эффективного выполнения распоряжений государственных органов, обработки уведомлений других третьих лиц и сотрудничества с органами по надзору за рынком в контексте принятия их по запросу корректирующих мер, поставщики электронных торговых площадок должны иметь внутренний механизм для решения вопросов, связанных с безопасностью продукции.
(53) Статья 14(4) Регламента (ЕС) 2019/1020 предоставляет органам по надзору за рынком полномочия, при отсутствии других эффективных средств для устранения серьезного риска, требовать удаления контента, относящегося к соответствующим продуктам, из онлайн-интерфейса или требовать явного отображения предупреждения конечным пользователям, когда они получают доступ к онлайн-интерфейсу. Полномочия, возложенные на органы по надзору за рынком статьей 14(4) Регламента (ЕС) 2019/1020, также должны применяться к настоящему Регламенту. Для эффективного надзора за рынком в соответствии с настоящим Регламентом и во избежание присутствия опасной продукции на рынке Союза данные полномочия должны применяться во всех необходимых и соразмерных случаях, а также в отношении продукции, представляющей менее серьезный риск. Важно, чтобы поставщики электронных торговых площадок выполняли такие распоряжения в срочном порядке. Следовательно, настоящий Регламент должен ввести обязательные временные ограничения в этом отношении. Указанные полномочия должны осуществляться в соответствии со статьей 9 Регламента (ЕС) 2022/2065.
(54) Распоряжения, которые также требуют от поставщика электронной торговой площадки удалить из своего онлайн-интерфейса весь идентичный контент, относящийся к предложению опасной продукции, указанной в распоряжении, должны содержать элементы, которые будут определять и позволять поставщику электронной торговой площадки удалять идентичные предложения, основываясь на информации, отображаемой трейдерами, в той мере, в которой поставщик электронной торговой площадки не обязан проводить независимую оценку такого контента.
(55) В тех случаях, когда информация из системы быстрого оповещения Safety Gate не содержит точного единообразного указания ресурса (URL) и, при необходимости, дополнительной информации, позволяющей идентифицировать контент, относящийся к предложению опасного продукта, поставщики электронных торговых площадок, тем не менее, должны принимать во внимание передаваемую информацию, такую как идентификаторы продукции, если это возможно, и другую информацию об отслеживаемости в контексте любых мер, принятых поставщиками электронных торговых площадок по их собственной инициативе, направленных на обнаружение, идентификацию, удаление или отключение доступа к таким предложениям опасной продукции в их онлайн-интерфейсе, где это применимо. Тем не менее портал Safety Gate должен быть модернизирован и обновлен, чтобы облегчить поставщикам электронных торговых площадок обнаружение небезопасной продукции, и с этой целью должна быть возможность реализовать положения настоящего Регламента об удалении контента, ссылающегося на предложение опасной продукции из онлайн-интерфейсов путем средств системы оповещения, спроектированной и разработанной в рамках портала Safety Gate.
(56) Обязательства, возлагаемые настоящим Регламентом на поставщиков электронных торговых площадок, не должны сводиться к общему обязательству отслеживать информацию, которую они передают или хранят, и не должны требовать от поставщиков электронных торговых площадок активного поиска фактов или обстоятельств, указывающих на незаконную деятельность, такую как онлайн-продажа опасной продукции. Тем не менее, чтобы воспользоваться освобождением от ответственности за услуги хостинга в соответствии с Директивой 2000/31/EC и Регламентом (ЕС) 2022/2065, поставщики электронных торговых площадок должны оперативно удалять контент, ссылающийся на предложение опасного продукта, из своих онлайн-интерфейсов, после получения фактической информации или, в случае претензий о возмещении ущерба, когда становится известно о контенте, относящемся к предложению опасного продукта, в частности, в случаях, когда поставщику электронной торговой площадки стало известно о фактах или обстоятельствах, на основании которых добросовестный экономический оператор должен был выявить незаконность данных действий. Поставщики электронных торговых площадок должны обрабатывать уведомления, касающиеся контента, относящегося к предложению опасного продукта, полученные в соответствии со Статьей 16 Регламента (ЕС) 2022/2065, в течение дополнительных сроков, установленных настоящим Регламентом. Кроме того, поставщикам электронных торговых площадок рекомендуется проверять продукцию на портале Safety Gate, прежде чем размещать ее на своем интерфейсе.
(57) Для целей Статьи 22 Регламента (ЕС) 2022/2065, касающейся безопасности продукции, продаваемой онлайн, Координатор цифровых услуг должен рассматривать, в частности, потребительские организации и ассоциации, представляющие интересы потребителей, и другие соответствующие заинтересованные стороны, по их запросу, в качестве надежных поставщиков, при условии соблюдения условий, предусмотренных в указанной Статье.
(58) Прослеживаемость продукции имеет основополагающее значение для эффективного надзора за рынком опасной продукции и принятия корректирующих мер. Потребители также должны быть защищены от опасной продукции в равной степени при онлайн-продажах и продажах в магазинах, в том числе при покупке товаров на электронных торговых площадках. Основываясь на положениях Регламента (ЕС) 2022/2065, касающихся прослеживаемости трейдеров, поставщики электронных торговых площадок не должны разрешать размещать на своих платформах предложение конкретной продукции, если трейдер не предоставил всю информацию, связанную с безопасностью и прослеживаемостью продукции, как указано в настоящем Регламенте. Такая информация должна отображаться вместе со списком товаров, чтобы потребители могли воспользоваться одной и той же информацией, доступной в онлайн- и офлайн-формате. Однако поставщики электронных торговых площадок не должны нести ответственность за проверку полноты, правильности и достоверности самой информации, поскольку обязанность по обеспечению прослеживаемости продукции лежит на соответствующем трейдере.
(59) Также важно, чтобы поставщики электронных торговых площадок тесно сотрудничали с органами по надзору за рынком, с трейдерами и соответствующими экономическими операторами по вопросам безопасности продукции. Статья 7(2) Регламента (ЕС) 2019/1020 налагает на поставщиков услуг информационного общества обязательство сотрудничать с органами по надзору за рынком в отношении продукции, подпадающей под действие настоящего Регламента. В этой связи такое обязательство следует распространить на все потребительские товары. Например, органы по надзору за рынком постоянно совершенствуют технологические инструменты, которые они используют в режиме онлайн для надзора за рынком, чтобы выявлять опасную продукцию, продаваемую онлайн. Для того чтобы такие инструменты реализовывались, поставщики электронных торговых площадок должны предоставить доступ к своим интерфейсам. Более того, в целях обеспечения безопасности продукции органы по надзору за рынком также должны иметь возможность извлекать данные из онлайн-интерфейса по мотивированному запросу в случае технических препятствий, создаваемых поставщиками электронных торговых площадок или продавцами, реализующими товары онлайн. Поставщики электронных торговых площадок также должны сотрудничать в вопросах отзыва продукции и отчетности об инцидентах.
(60) Правовые рамки для надзора за рынком продукции, подпадающей под действие законодательства о гармонизации Союза и установленные в Регламенте (ЕС) 2019/1020, и правовая база для надзора за рынком продукции, подпадающей под действие настоящего Регламента, должны быть как можно более согласованными. В этой связи в том, что касается деятельности по надзору за рынком, обязательств, полномочий, мер и сотрудничества между органами по надзору за рынком, необходимо согласовать два набора положений. С этой целью Статья 10, Статьи 11(1)-(7), Статьи 12-15, Статьи 16(1)-(5), Статьи 18 и 19 и Статьи 21-24 Регламента (ЕС) 2019/1020 должны применяться также к продукции, подпадающей под действие настоящего Регламента.
(61) В соответствии с Регламентом (ЕС) 952/2013 Европейского Парламента и Совета ЕС*(22) (Таможенный кодекс Союза) товары из третьих стран, предназначенные для продажи на рынке Союза или предназначенные для частного использования или потребления на таможенной территории Союза, помещаются под таможенную процедуру "выпуск в свободное обращение". Данная процедура направлена на выполнение формальностей, установленных в отношении импорта товаров, включая обеспечение соблюдения применимых положений законодательства Союза, с тем чтобы такие товары могли быть доступны на рынке Союза, как и любая продукция, произведенная в Союзе. Что касается безопасности потребителей, то такая продукция должна соответствовать настоящему Регламенту и, в частности, общим требованиям безопасности, установленным в настоящем Регламенте.
(62) Глава VII Регламента (ЕС) 2019/1020, устанавливающая правила контроля за продукцией, поступающей на рынок Союза, уже непосредственно применима к продукции, подпадающей под действие настоящего Регламента. Органы, ответственные за указанные меры контроля, должны осуществлять их на основе анализа рисков, как указано в Статьях 46 и 47 Регламента (ЕС) 952/2013, имплементирующего законодательство и соответствующие руководящие указания. Таким образом, настоящий Регламент никоим образом не изменяет главу VII Регламента (ЕС) 2019/1020 и способ организации и осуществления своей деятельности органами, ответственными за контроль за продукцией, поступающей на рынок Союза.
(63) Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы к любым мерам, принимаемым их компетентными органами в соответствии с настоящим Регламентом, применялись эффективные средства судебной защиты в соответствии со Статьей 47 Хартии.
(64) Национальные органы власти должны иметь возможность в дополнение к традиционной деятельности по надзору за рынком, направленной на безопасность продукции, осуществлять деятельность по надзору за рынком, направленную на соблюдение внутренних процедур соответствия, установленных экономическими операторами для обеспечения безопасности продукции. Органы по надзору за рынком должны иметь возможность требовать от производителя указания того, подвержена ли такому же риску какая-то еще продукция, произведенная по той же процедуре или содержащая те компоненты, которые считаются представляющими риск, или входящие в состав той же производственной партии.
(65) Государствам-членам ЕС следует также обеспечить, чтобы органы по надзору за рынком обладали достаточным опытом и ресурсами для всей своей правоприменительной деятельности.
(66) Обмен информацией между государствами-членами ЕС и Европейской Комиссией относительно применения настоящего Регламента должен устанавливаться на основе выходных показателей, которые позволили бы оценить эффективность законодательства Союза о безопасности продукции.
(67) Должен осуществляться эффективный, оперативный и точный обмен информацией об опасной продукции, чтобы гарантировать принятие надлежащих мер в отношении такой продукции и, таким образом, защитить здоровье и безопасность потребителей.
(68) RAPEX следует модернизировать, чтобы обеспечить возможность принятия более эффективных корректирующих мер по всему Союзу в отношении продукции, представляющей риск за пределами территории одного государства-члена ЕС. Целесообразно изменить сокращенное название с RAPEX на Safety Gate для большей ясности и лучшего охвата потребителей. Safety Gate включает три элемента: во-первых, систему быстрого оповещения об опасной непродовольственной продукции, с помощью данной системы национальные органы власти и Европейская Комиссия могут обмениваться информацией о такой продукции (система быстрого оповещения Safety Gate); во-вторых, веб-портал для информирования общественности и предоставления ей возможности подавать жалобы (портал Safety Gate); и, в-третьих, веб-портал, позволяющий предприятиям выполнять свои обязательства по информированию органов власти и потребителей об опасной продукции и инцидентах (портал Safety Business Gateway). Между различными элементами Safety Gate должны существовать интерфейсы. Система быстрого оповещения Safety Gate - это внутренняя система, посредством которой органы власти и Европейская Комиссия обмениваются информацией о мерах, касающихся опасной продукции, и которая может содержать конфиденциальную информацию. Выдержка из предупреждений должна быть опубликована на портале Safety Gate, чтобы информировать общественность об опасной продукции. Safety Business Gateway - это веб-портал, через который предприятия информируют органы по надзору за рынком государств-членов ЕС об опасной продукции и инцидентах. Европейская Комиссия должна разработать техническое решение, гарантирующее, что информация, предоставляемая предприятиями через портал Safety Business Gateway и предназначенная для оповещения потребителей, была доступна потребителям на портале Safety Gate без необоснованного промедления. Кроме того, Европейская Комиссия должна разработать совместимый интерфейс, позволяющий поставщикам электронных торговых площадок легко, быстро и надежно связывать свои интерфейсы с порталом Safety Gate.
(69) Государства-члены ЕС должны уведомлять в системе быстрого оповещения Safety Gate об обязательных и о добровольных корректирующих мерах, которые предотвращают, ограничивают или налагают особые условия на возможный сбыт продукции из-за серьезного риска для здоровья и безопасности потребителей или в случае продукции, подпадающей под действие Регламента (ЕС) 2019/1020, также из-за риска для других соответствующих общественных интересов конечных пользователей.
(70) В соответствии со Статьей 34 Регламента (ЕС) 2019/1020 органы власти государств-членов ЕС должны уведомлять о мерах, принятых в отношении продукции, подпадающей под действие указанного Регламента, представляющей менее серьезный риск, через информационно-коммуникационную систему, указанную в данной статье, в то время как уведомление о корректирующих мерах, принятых в отношении подпадающей под действие настоящего Регламента продукции, представляющей менее серьезный риск, также можно направлять через систему быстрого оповещения Safety Gate. Государства-члены ЕС и Европейская Комиссия должны предоставлять общественности информацию, касающуюся создаваемых продукцией рисков для здоровья и безопасности потребителей. Для потребителей и предприятий было бы целесообразно, чтобы вся информация о корректирующих мерах, принимаемых в отношении продукции, представляющих серьезный риск, содержалась в системе быстрого оповещения Safety Gate, позволяя предоставлять общественности соответствующую информацию об опасной продукции через портал Safety Gate. Важно обеспечить, чтобы вся указанная информация была доступна на официальном языке (языках) государства-члена ЕС, в котором проживает потребитель, и чтобы информация была представлена в ясной и понятной форме. В этой связи государствам-членам ЕС рекомендуется уведомлять в системе быстрого оповещения Safety Gate обо всех корректирующих мерах в отношении продукции, представляющей риск для здоровья и безопасности потребителей.
(71) В случае, если уведомление должно быть передано в информационно-коммуникационную систему в соответствии с Регламентом (ЕС) 2019/1020, существует возможность отправки таких уведомлений непосредственно в систему быстрого оповещения Safety Gate или возможность генерировать такие уведомления из информационно-коммуникационной системы надзора за рынком, предусмотренной в Статье 34 Регламента (ЕС) 2019/1020. С этой целью Европейской Комиссии следует поддерживать и развивать интерфейс, который был создан для передачи информации между указанной информационно-коммуникационной системой и системой быстрого оповещения Safety Gate, чтобы избежать двойного ввода данных и облегчить такую передачу данных.
(72) Европейской Комиссии следует поддерживать и развивать портал Safety Business Gateway, позволяющий экономическим операторам выполнять свои обязательства по информированию органов по надзору за рынком и потребителей об опасной продукции, которую они выпустили на рынок. Это должно обеспечить быстрый и эффективный обмен информацией между экономическими операторами и национальными органами власти, а также облегчить предоставление экономическими операторами информации потребителям.
(73) Могут возникнуть случаи, когда возникает серьезный риск на уровне Союза и когда риск не может быть надлежащим образом локализован с помощью мер, принятых соответствующим государством-членом ЕС, или с помощью любой другой процедуры в соответствии с законодательством Союза. Это может, в частности, происходить в случае возникновения новых рисков или тех исков, которые затрагивают уязвимые категории потребителей. По данной причине Европейская Комиссия должна иметь возможность принимать меры по своей собственной инициативе либо по запросу государств-членов ЕС. Такие меры должны приниматься с учетом серьезности и безотлагательности ситуации. Кроме того, необходимо предусмотреть адекватный механизм, с помощью которого Европейская Комиссия могла бы немедленно принять необходимые временные меры.
(74) Определение связанного с продукцией риска и его уровня основано на оценке риска, проведенной соответствующими субъектами. Государства-члены ЕС, проводя такую оценку риска, могут прийти к различным выводам относительно наличия риска или его уровня. Это может поставить под угрозу правильное функционирование внутреннего рынка и равные условия для потребителей и для экономических операторов. В этой связи следует создать механизм, позволяющий Европейской Комиссии выносить заключение по спорному вопросу.
(75) Европейская Комиссия должна составлять периодический отчет о применении механизма в соответствии со Статьей 29, который должен быть представлен Европейской сети органов государств-членов ЕС, компетентных в области безопасности продукции в соответствии с настоящим Регламентом ("Сеть безопасности потребителей"). В таком отчете должны быть определены основные критерии, применяемые государствами-членами ЕС для оценки рисков, и их влияние на внутренний рынок и на равный уровень защиты потребителей, с целью предоставления государствам-членам ЕС и Европейской Комиссии возможности согласовать подходы и критерии оценки рисков.
(76) Сеть защиты прав потребителей расширяет сотрудничество между государствами-членами ЕС в области обеспечения безопасности продукции. В частности, это облегчает деятельность по обмену информацией, организации совместных мероприятий по надзору за рынком и обмену опытом и передовой практикой. Это также должно способствовать гармонизации методологий сбора данных о безопасности продукции, а также повышению функциональной совместимости между региональными, отраслевыми, национальными и европейскими информационными системами безопасности продукции. Сеть защиты прав потребителей должна быть надлежащим образом представлена и участвовать в деятельности по координации и сотрудничеству Сети соответствия продукции Союза, предусмотренной Регламентом (ЕС) 2019/1020, каждый раз, когда координация деятельности, подпадающей под действие обоих Регламентов, необходима для обеспечения их эффективности.
(77) Для того чтобы сохранить согласованность правовых рамок по надзору за рынком и в то же время обеспечить эффективное сотрудничество между Сетью защиты прав потребителей и Сетью соответствия продукции Союза, направленное на структурированную координацию и сотрудничество между правоохранительными органами государств-членов ЕС и Европейской Комиссией, предусмотренное Регламентом (ЕС) 2019/1020, необходимо: связать Сеть защиты прав потребителей с Сетью соответствия продукции Союза в рамках деятельности, указанной в Статьях 11, 12, 13 и 21 Регламента (ЕС) 2019/1020.
(78) Органы по надзору за рынком должны проводить совместные мероприятия с другими органами власти или организациями, представляющими экономических операторов или потребителей, с целью повышения безопасности продукции и выявления опасной продукции, в том числе той, которая продается онлайн. При этом органы по надзору за рынком и Европейская Комиссия, в зависимости от обстоятельств, должны обеспечить, чтобы выбор продукции и производителей, а также осуществляемая деятельность не создавали ситуаций, которые могли бы повлиять на конкуренцию или на объективность, независимость и беспристрастность сторон. Органы по надзору за рынком должны как можно скорее опубликовать для общественности соглашения о совместной деятельности при условии, что такие публикации не ставят под угрозу эффективность планируемой деятельности.
(79) Европейской Комиссии следует организовать на регулярной основе совместную деятельность, в рамках которой органы по надзору за рынком должны проводить проверки продукции, приобретенной под вымышленным именем онлайн или в магазинах, в частности той продукции, о которой чаще всего сообщается в рамках системы Safety Gate.
(80) Одновременные скоординированные контрольные действия ("рейды") - это конкретные меры воздействия действия, которые могут еще больше повысить безопасность продукции и, следовательно, должны проводиться для выявления нарушений настоящего Регламента при продажах онлайн или в магазинах. В частности, следует проводить рейды в тех случаях, когда рыночные тенденции, жалобы потребителей или другие признаки указывают на то, что определенная продукция или категории продукции часто представляют серьезный риск.
(81) По общему правилу, следует обеспечить доступ общественности к имеющейся у органов власти информации о безопасности продукции. Однако при предоставлении общественности информации о безопасности продукции профессиональная тайна, указанная в Статье 339 TFEU, должна быть защищена таким образом, который совместим с необходимостью обеспечения эффективности деятельности по надзору за рынком и мер защиты.
(82) Жалобы важны с точки зрения повышения осведомленности национальных органов власти в отношении безопасности и эффективности мероприятий по надзору и контролю, связанных с опасной продукцией. В этой связи государства-члены ЕС должны предоставить потребителям и другим заинтересованным сторонам, таким как ассоциации потребителей и экономические операторы, возможность подавать такие жалобы.
(83) Общедоступный интерфейс системы быстрого оповещения Safety Gate, портал Safety Gate, позволяет широкой общественности, включая потребителей, экономических операторов и поставщиков электронных торговых площадок, получать информацию о корректирующих мерах, принимаемых в отношении опасной продукции, присутствующей на рынке Союза. Отдельный раздел портала Safety Gate позволяет потребителям информировать Европейскую Комиссию о продукции, обнаруженной на рынке и представляющей риск для здоровья и безопасности потребителей. Если необходимо, Европейская Комиссия должна обеспечить принятие надлежащих последующих мер, в частности, путем передачи такой информации соответствующим национальным органам власти. База данных и веб-сайт Safety Gate должны быть легкодоступны для людей с ограниченными возможностями.
(84) После проверки точности информации, полученной от потребителей и других заинтересованных сторон, Европейская Комиссия должна обеспечить надлежащие последующие действия. В частности, Европейская Комиссия должна направить информацию соответствующим государствам-членам ЕС, чтобы компетентный орган по надзору за рынком при необходимости мог действовать надлежащим образом. Важно, чтобы потребители и другие заинтересованные стороны были должным образом проинформированы о действиях Европейской Комиссии.
(85) Когда продукт, уже проданный потребителям, оказывается опасным, возможно, потребуется отозвать его для защиты потребителей в Союзе. Потребители могут не знать, что у них есть отозванный продукт. В этой связи для повышения эффективности отзыва важно охватить наибольшее количество заинтересованных потребителей. Прямой контакт - наиболее эффективный метод повышения осведомленности потребителей об отзывах и побуждения к действиям. Это также предпочтительный канал коммуникации для всех групп потребителей. Для обеспечения безопасности потребителей важно, чтобы они были проинформированы быстрым и надежным способом. В этой связи экономические операторы и, где это применимо, поставщики электронных торговых площадок должны использовать имеющиеся в их распоряжении данные о клиентах для информирования потребителей об отзывах и предупреждениях о безопасности, связанных с приобретенной ими продукцией Следовательно, необходимо правовое обязательство требовать от экономических операторов и поставщиков электронных торговых площадок использовать любые данные клиентов, уже имеющиеся в их распоряжении, для информирования потребителей об отзывах и предупреждениях о безопасности. Для этого экономические операторы и поставщики электронных торговых площадок должны обеспечить включение условия о возможности прямого контакта с клиентами в случае отзыва соответствующей продукции или предупреждения о безопасности продукции, в существующие программы лояльности клиентов и системы регистрации продуктов, с помощью которых клиентов просят после покупки продукта сообщать производителям на добровольной основе определенную информацию, такую как их имя, контактная информация, модель продукта или серийный номер. Сам факт того, что отзыв ориентирован на потребителей, не должен препятствовать экономическим операторам и поставщикам электронных торговых площадок информировать всех клиентов об уведомлении об отзыве продукта или предлагать средства правовой защиты другим конечным пользователям. Следует побуждать экономических операторов и поставщиков электронных торговых площадок к таким действиям, особенно в случае микро- и малых предприятий, действующих в качестве потребителей.
(86) Следует побуждать потребителей регистрировать продукцию, чтобы получать информацию об отзывах и предупреждениях о безопасности. Европейская Комиссия должна быть уполномочена принимать имплементационные акты, чтобы указать, что для некоторой конкретной продукции или категорий продукции потребители всегда должны иметь возможность зарегистрировать приобретенный ими продукт, чтобы получать прямое уведомление об отзыве или предупреждении о безопасности, связанном с таким продуктом. При определении конкретной продукции или категорий продукции, подпадающей под действие такого требования, следует должным образом учитывать жизненный цикл продукции или категорий продукции, о которых идет речь, а также риски, которые представляет продукция, частоту отзывов и категорию пользователей продукции, в частности уязвимых потребителей.
(87) Треть потребителей продолжают использовать опасную продукцию, несмотря на то, что видят уведомление об отзыве, особенно потому, что уведомления об отзыве составлены сложным образом или принижают риск, о котором идет речь. В этой связи уведомление об отзыве должно быть ясным, прозрачным и четко описывать риск, о котором идет речь, избегая любых терминов, выражений или других элементов, которые могут снизить восприятие риска потребителями. Потребители также должны иметь возможность получить дополнительную информацию, при необходимости, по бесплатному телефонному номеру или с помощью иного интерактивного инструмента.
(88) Для того чтобы стимулировать реакцию потребителей на отзыв, также важно, чтобы действия, требуемые от потребителей, были как можно более простыми, а предлагаемые средства правовой защиты - эффективными, бесплатными и своевременными. Директива (ЕС) 2019/771 Европейского Парламента и Совета ЕС*(23) предоставляет потребителям предусмотренные договором средства правовой защиты в случае несоответствия физических товаров, которое существовало на момент поставки и стало очевидным в течение срока ответственности, установленного законодательством государств-членов ЕС в соответствии со статьей 10(3) указанной Директивы. Статья 14 Директивы (ЕС) 2019/770 Европейского Парламента и Совета ЕС*(24) также применяется в отношении материальных носителей, таких как DVD, компакт-диски, USB-накопители и карты памяти, используемые для передачи цифрового контента. Однако ситуации, когда опасная продукция отзывается с рынка, оправдывают наличие определенного набора правил, которые следует применять без ущерба для договорных средств правовой защиты, поскольку их цели различны. В то время как предусмотренные договором средства правовой защиты
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент (ЕС) 2023/988 Европейского Парламента и Совета ЕС от 10 мая 2023 г. "Об общей безопасности продукции, о внесении изменений в Регламент (ЕС) 1025/2012 Европейского Парламента и Совета ЕС и в Директиву (ЕС) 2020/1828 Европейского Парламента и Совета ЕС, а также об отмене Директивы 2001/95/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС и Директивы 87/357/ЕЭС Совета ЕС" (Страсбург, 10 мая 2023 г.)
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Вступает в силу на двадцатый день после его опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза
Вступает в силу с 13 декабря 2024 г.
Переводчик - Пантелеева Д.В.
Опубликование:
-