г. Краснодар |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А32-8329/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Калуцких Р.Г. при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Кубанская марка" (ИНН 2311011513, ОГРН 1022301977730) - Алексеенко Д.Ю. (доверенность от 31.01.2022), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057) - Рудь К.А. (доверенность от 25.05.2023), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Шапаренко Н.О. (доверенность от 15.12.2022), департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края (ИНН 2308119700, ОГРН 1062308021511) - Сартр Ю.Н. (доверенность от 11.01.2023), рассмотрев кассационные жалобы администрации муниципального образования город-курорт Анапа, департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 по делу N А32-8329/2022, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Кубанская марка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Анапа (далее - администрация, городской округ) о признании недействительным постановления от 30.04.2021 N 1240 об утверждении приведенного в приложении N 1 Перечня земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа, использование которых возможно для виноградных насаждений, (далее - Перечень) в части земельных участков общей площадью 284 га с кадастровыми номерами 23:37:0801000:1325, 23:37:0801000:1338, 23:37:0801000:1339, 23:37:0801000:1346, 23:37:0801000:1886, 23:37:0000000:2661 23:37:0801000:1326, 23:37:0801000:1327, 23:37:0801000:1328, 23:37:0801000:1329, 23:37:0801000:1337, 23:37:0801000:1340, 23:37:0801000:1332, 23:37:0801000:1343, 23:37:0801000:1882, 23:37:0801000:1890, 23:37:0000000:3197, 23:37:0801000:1889, 23:37:0801000:1331, 23:37:0801000:1888, 23:37:0801000:1330, 23:37:0801000:1334, 23:37:0801000:1336, 23:37:0801000:1342, 23:37:0801000:1345, 23:37:0000000:3196, 23:37:0801000:1884, 23:37:0801000:1883, 23:37:0801000:1333, 23:37:0801000:1335, 23:37:0801000:1341, 23:37:0801000:1885, 23:37:0801000:1344, 23:37:0801000:1887 (далее - земельные участки), о понуждении к исключению земельных участков из утвержденного постановлением от 30.04.2021 N 1240 Перечня. Предмет заявления изменен в порядке, определенном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент имущественных отношений Краснодарского края и департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края (далее - департаменты).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023, признаны незаконными действия администрации, выразившиеся в признании земельных участков виноградопригодными землями, в их включении в Перечень и в издании постановления от 30.04.2021 N 1240 в соответствующей части, а также само постановление от 30.04.2021 N 1240 в этой части. Земельные участки исключены из утвержденного постановлением от 30.04.2021 N 1240 Перечня.
Суды исходили из того, что у администрации отсутствовали полномочия по признанию земельных участков виноградопригодными землями, их инвентаризации и включению в реестр виноградопригодных земель городского округа. Постановление от 30.04.2021 N 1240 в части, касающейся земельных участков, издано администрацией незаконно. Ведение реестра виноградопригодных земель и включение в него конкретных земельных участков относятся исключительно к компетенции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз). Региональные органы, в том числе департаменты также не могли уполномочить администрацию на совершение оспариваемых действий. Администрация не наделена законом отдельными государственными полномочиями в области виноградарства и виноделия. Оспариваемым актом органа местного самоуправления нарушены права и законные интересы общества. Постановление от 30.04.2021 N 1240 послужило единственным основанием отклонения замечаний общества на запроектированную корректировку генерального плана городского округа, в результате которой земельные участки выведены за границы села Супсех (далее - сельский населенный пункт). Органы местного самоуправления в данной сфере не могут действовать в рамках своей общей компетенции или поручения иных органов, а должны быть прямо наделены законом отдельными государственными полномочиями в области виноградарства и виноделия. Экономический интерес общества в использовании земельных участков утрачен в связи с принятием администрацией постановления от 30.04.2021 N 1240. Результатами судебного разбирательства не затронуты права и интересы Минсельхоза и министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, необходимость в их привлечении к участию в деле отсутствует.
Администрация и департаменты, обжаловав решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, привели следующие основания проверки законности судебных актов.
Администрация настаивает на наличии у нее полномочий по утверждению Перечня. Оспариваемый акт принят во исполнение поручения регионального исполнительного органа в целях инвентаризации виноградопригодных земель и информирования уполномоченного органа об их составе в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Утвержденный постановлением от 30.04.2021 N 1240 Перечень не препятствует Минсельхозу в реализации им своей функции по признанию земельных участков виноградопригодными землями. Создание условий для развития сельскохозяйственного производства относится к вопросам местного значения городского округа. В функции межведомственной комиссии по инвентаризации виноградопригодных земель городского округа входит выявление земельных участков, которые могут быть признаны виноградопригодными землями. В ходе ее работы использовались поконтурные ведомости территорий с данными об их виноградопригодности и бонитете почв, учитывались природно-климатические факторы и физикохимические свойства почвы. Региональным законодательством администрации предоставлено право на издание муниципальных правовых актов с нормами о виноградарстве и виноделии. Ранее земельные участки представляли собой сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения и были безосновательно переведены в категорию земель населенных пунктов. Их использование для строительства противоречит нормам законодательства независимо от факта отнесения земельных участков к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых для других целей недопустимо. Принадлежность земельных участков обществу на праве собственности и их разрешенное использование для жилой застройки не свидетельствуют о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя. Ограничения в использовании земельных участков для строительства связаны с внесенными в генеральный план городского округа изменениями, но не с оспариваемым постановлением. Само по себе постановление от 30.04.2021 N 1240 не являлось единственным основанием отклонения замечаний общества на запроектированную корректировку генерального плана городского округа, в результате которой земельные участки выведены за границы сельского населенного пункта. Подготовленное по результатам общественных обсуждений мотивированное заключение комиссии по землепользованию и застройке городского округа с рекомендациями относительно названных замечаний со ссылкой на постановление от 30.04.2021 N 1240 носило рекомендательный характер и на права общества не повлияло. Режим использования земельных участков изменен откорректированными генеральным планом городского округа, правилами землепользования и застройки. Законодательный запрет на осуществление строительства на сельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения не умаляет право собственности общества на земельные участки. Общество вправе использовать земельные участки в предусмотренных законодательством целях. Оспариваемым постановлением утверждены исходные информационные материалы, которые необходимы для принятия региональных правовых актов в целях учета и охраны виноградопригодных земель.
Суду первой инстанции следовало привлечь к участию в деле Минсельхоз как орган, уполномоченный на признание земельных участков виноградопригодными землями.
Поддерживающие позицию администрации департаменты дополнительно указали на то, что основным направлением развития агропромышленного комплекса в городском округе является увеличение площадей посадок и производства винограда. Администрация во исполнение данного ей поручения должна была направить в департаменты утвержденные реестры данных о виноградопригодных землях с пояснительной запиской. Оспариваемым постановлением земельные участки не признаны виноградопригодными землями, а лишь закреплены результаты инвентаризации таких земель. Нормативными положениями установлена возможность запроса уполномоченным органом сведений о земельных участках в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Суды не учли исторически сложившуюся относимость земельных участков к ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, их использование под фруктовыми садами и недопустимость использования для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством.
В отзыве на кассационные жалобы общество фактически выражает согласие с выводами, содержащимися в обжалуемых судебных актах. В судебном заседании представители администрации, департаментов поддержали доводы кассационных жалоб, а представитель общества возражал против их удовлетворения по изложенным в отзыве основаниям.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, заслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что исходный земельный участок площадью 2 844 885 кв. м с кадастровым номером 23:37:0801000:318, расположенный по адресу: Краснодарский край, Анапский район, восточная часть села Супсех, 170 м от пересечения ул. Жолоба и ул. Серебряной, примыкает к западной границе с. Бужор, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (далее - исходный земельный участок) принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования Государственному научному учреждению "Северо-Кавказский зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства Россельхозакадемии". По распоряжению Территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю от 12.04.2011 N 155-Р названное право постоянного (бессрочного) пользования прекращено. Исходный земельный участок передан закрытому акционерному обществу ОПХ "Анапа" в аренду по договору от 27.04.2011 N 7700001700.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2014 N 402-р в утвержденный распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.02.2006 N 153-р Перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города-курорта Анапа, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, внесены изменения. Исходный земельный участок исключен из особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории городского округа в связи с его квалификацией как участка, не представляющего такой ценности.
Акционерное общество ОПХ "Анапа" приватизировало исходный земельный участок на основании заключенного с Территориальным управлением Росимущества по Краснодарскому краю договора купли-продажи от 12.12.2014 N 01-09/535. В момент приватизации исходный земельный участок относился к категории земель сельскохозяйственного назначения и имел разрешенное использование для сельскохозяйственного производства.
Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 22.12.2016 N 145 в генеральный план городского округа внесены изменения, в результате чего исходный земельный участок полностью включен в границы сельского населенного пункта. Данное обстоятельство послужило основанием отнесения его к категории земель населенных пунктов с сохранением прежнего разрешенного использования.
В договоре купли-продажи от 13.03.2019, на основании которого общество приобрело исходный земельный участок в собственность, нашли отражение его относимость к категории земель населенных пунктов и разрешенное использование для сельскохозяйственного производства.
Целью приобретения исходного земельного участка являлось осуществление комплексной жилой застройки с размещением объектов социального назначения, транспортной и инженерной инфраструктуры. По инициативе общества в результате раздела исходного земельного участка в 2019-2020 годах образованы земельные участки. Осуществлена государственная регистрация права собственности общества на них.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, по данным генерального плана, правил землепользования и застройки городского округа земельные участки находились в границах входящего в городской округ сельского населенного пункта, относились к категории земель населенных пунктов и функциональной зоне жилищного строительства. Их разрешенным использованием являлось сельскохозяйственное производство.
Постановлением администрации от 27.01.2020 N 98 обществу разрешена подготовка документации по планировке территории (проектов планировки и межевания территории) в целях осуществления на земельных участках комплексной жилой застройки с размещением объектов социального назначения, транспортной и инженерной инфраструктуры. Обществом обеспечены проведение археологических изысканий и определение границ объектов археологии и территорий, подверженных возможным затоплениям в результате выпадения обильных осадков на прилегающей гористой местности, проведение инженерно-геологических изысканий и определение возможности создания собственных источников по инженерному обеспечению планируемой застройки и прилегающей городской территории.
По инициативе общества разработана схема зонирования территории, предусматривающая помимо прочего зоны размещения шести детских дошкольных учреждений, четырех школ и поликлиники, парков (рекреационная), улично-дорожной сети, жилой застройки. Разрешенное использование одного из земельных участков (с кадастровым номером 23:37:0801000:1341) изменено на индивидуальное жилищное строительство и другого (с кадастровым номером 23:37:0801000:1887) - на дошкольное, начальное и среднее общее образование.
Постановлением администрации от 30.04.2021 N 1240 утвержден Перечень, в который принадлежащие обществу земельные участки включены как участки, расположенные на виноградопригодных территориях городского округа, использование которых возможно для виноградных насаждений. Управлению архитектуры и градостроительства администрации поручено учесть сведения Перечня с целью предотвращения их застройки и раздела на участки малой площади, не пригодные для виноградарства.
Администрация, не отрицая включение принадлежащих обществу земельных участков в утвержденный постановлением от 30.04.2021 N 1240 Перечень, настаивает на том, что оспариваемый акт издан во исполнение решения, принятого по результатам проведенного 26.03.2021 в администрации Краснодарского края с участием департаментов совещания (протокол от 26.03.2021 N СБ-7). Администрации предписано утвердить результаты инвентаризации земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях, муниципальным актом, содержащим перечень кадастровых номеров таких участков, и направить его с пояснительной запиской в департаменты.
Доказательства использования территории, составлявшей исходный земельный участок в целях возделывания виноградных насаждений в течении пяти лет за последние 50 лет администрация не представила. По сведениям акционерного общества ОПХ "Анапа" ранее на всей территории располагались черешневый, сливовый и яблоневый сады. В 2002-2003 годах осуществлена раскорчевка сливового и яблоневого садов, а также частично черешневого сада. До настоящего времени черешневый сад из приблизительно 1800 деревьев сохранился на площади 5,6 га. Остальная площадь в 2013-2014 годах подвергалась рекультивации, в 2015, 2017, 2019, 2021 годах засевалась озимой пшеницей и яровым ячменем, в 2016 году - техническим подсолнечником, в 2018 году - яровой горчицей, в 2020 году - яровым горохом.
Постановлением администрации от 31.08.2021 N 2341 назначены общественные обсуждения по проекту, предусматривающему внесение изменений в генеральный план городского округа. В комиссию по землепользованию и застройке городского округа, в управление архитектуры и градостроительства городского округа 22.09.2021 и 09.11.2021 поступили замечания и повторные замечания общества на названный проект. Общество просило сохранить расположение земельных участков в границах сельского населенного пункта и обеспечить их нахождение в функциональной зоне застройки многоэтажными жилыми домами.
Результаты общественных обсуждений отражены в протоколе заседания комиссии по землепользованию и застройке городского округа от 18.11.2021 и в виде ее заключения, утвержденного 19.11.2021, опубликованы на официальном сайте администрации 30.11.2021. Замечания общества на проект, предусматривающий внесение изменений в генеральный план городского округа, отклонены по причине отнесения земельных участков к виноградопригодным землям на основании постановления администрации от 30.04.2021 N 1240 об утверждении Перечня (пункт 84 заключения).
Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021 N 262 в генеральный план городского округа внесены изменения, в результате чего принадлежащие обществу земельные участки полностью оказались за границами сельского населенного пункта. В информационную систему обеспечения градостроительной деятельности городского округа внесены сведения о расположении земельных участков за границами населенных пунктов и об их относимости к функциональной зоне сельскохозяйственных угодий и к виноградопригодным землям.
Поскольку постановление от 30.04.2021 N 1240 не было надлежащим образом опубликовано в официальном печатном издании - газете "Анапское Черноморье" и на официальном сайте администрации, общество обратилось в администрацию с заявлением от 09.12.2021 о предоставлении копии ненормативного правового акта.
В ответном письме от 15.12.2021 администрация подтвердила отсутствие у постановления от 30.04.2021 N 1240 признаков нормативного правового акта и отказала в предоставлении его копии в связи с наличием персональных данных иных лиц. Общество 20.12.2021 повторно запросило выписку из постановления от 30.04.2021 N 1240, касающуюся принадлежащих заявителю земельных участков. Ответ от администрации не поступил.
Данные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
По смыслу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса удовлетворение требования о признании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным возможно при установлении несоответствия этого решения нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200).
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в качестве одного из основных принципов земельного законодательства определен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (подпункт 2 пункт 1 статьи 1). Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, в том числе земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), имеющие приоритет в использовании и подлежащие особой охране (пункты 1, 2 статьи 77, пункт 1 статьи 79).
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса). Изменение черты населенных пунктов является исключительным случаем, при котором допускается перевод земельных участков в составе земель сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Включение (исключение) земельных участков в границы (из границ) населенных пунктов является соответствующим переводом таких участков из категории в категорию (пункт 3 части 1 статьи 7, часть 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Федеральным законом от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (далее - Закон N 468-ФЗ) определены цели реализации государственной политики в области виноградарства и виноделия и меры по ее реализации, а также полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в этой области виноградарства и виноделия. Органы местного самоуправления управомочены на издание муниципальных правовых актов, содержащих нормы о виноградарстве и виноделии, только в пределах их компетенции и в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами как федерального, так и регионального уровня (пункты 2, 4 части 1, часть 4 статьи 1). Виноградопригодными землями признаются земли или земельные участки, географические и почвенно-климатические характеристики которых предоставляют возможность для их использования в целях возделывания виноградных насаждений, в том числе земли или земельные участки, которые использовались для указанной цели не менее пяти лет в течение последних пятидесяти лет (пункт 20 статьи 3), а федеральному реестру виноградопригодных земель придан статус соответствующей единой государственной информационной системы (пункт 75 статьи 3). Возделывание виноградных насаждений признается одним из наиболее экономически эффективных направлений сельскохозяйственной деятельности, а рационализация землепользования, направленная на повышение полезного использования земельного фонда для такого возделывания, является одной из основных целей государственной политики в области виноградарства и виноделия (пункт 5 части 2 статьи 4).
Федеральные органы государственной власти уполномочены на разработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере отношений с виноградопригодными землями, а также на ведение федерального реестра виноградопригодных земель. Региональные органы государственной власти разрабатывают и реализуют региональные государственные программы по развитию виноградарства и виноделия. Органы местного самоуправления также могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области виноградарства и виноделия, но только законом и только в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункты 2, 15 статьи 6 пункт 4 части 1 статьи 7 статья 8 Закона N 468-ФЗ).
Земельные участки могут быть признаны виноградопригодными землями уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлению собственника или иного законного правообладателя земельного участка или Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России. Основанием для этого служат результаты исследования их географических и почвенно-климатических характеристик, а безусловным основанием - факт их использования для возделывания виноградников не менее пяти лет в течение последних пятидесяти лет (часть 1 статьи 10 Закона N 468-ФЗ).
Во исполнение нормы части 2 статьи 10 Закона N 468-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 31.12.2020 N 2422 утвердило Положение о порядке ведения федерального реестра виноградопригодных земель, определившее как порядок ведения такого реестра, так и уполномоченный на это орган - Минсельхоз (пункт 2). Правительством продублированы критерии и основания отнесения земельных участков к виноградопригодным землям, в том числе сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения о ведении федерального реестра виноградных насаждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2016 N 1195, возможность принятия соответствующего решения только уполномоченным органом и только по заявлениям конкретных лиц (пункты 3, 4, 8).
Полномочия Минсельхоза по признанию земельных участков виноградопригодными землями и ведению федерального реестра виноградопригодных земель закреплены в пунктах 5.5.42, 5.6.11 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения суды первой и апелляционной инстанций вправе были заключить о следующем.
Признание земельных участков виноградопригодными землями и включение их в федеральный реестр виноградопригодных земель отнесено к исключительной компетенции Минсельхоза. Постановление администрации от 30.04.2021 N 1240, которым принадлежащим обществу земельным участкам фактически придан статус виноградопригодных земель, исключивший возможность их разрешенного использования, противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принято администрацией за пределами ее компетенции. Администрация, ссылаясь в кассационной жалобе на региональные и муниципальные акты, принятое на проведенном в краевой администрации совещании решение, не подтвердила наличие закона, которым ей делегированы полномочия на признание земельных участков виноградопригодными землями.
Положениями Закона Краснодарского края от 09.12.2020 N 4377-КЗ "О развитии виноградарства и виноделия на территории Краснодарского края" такое делегирование не предусмотрено, а органам местного самоуправления в пределах их компетенции предоставлено право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы о виноградарстве и виноделии, в соответствии с Законом N 468-ФЗ, законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края (часть 2 статьи 6).
Право собственности общества на земельные участки в установленном (исковом порядке) не оспорено. Земельные участки для федеральных, региональных или муниципальных нужд у их собственника не изъяты. Участники проведенного 26.03.2021 в краевой администрации совещания, в том числе департаменты и администрация не являются собственниками или иными законными правообладателями земельных участков, то есть они не отнесены Законом N 468-ФЗ к числу лиц, по заявлениям которых такие участки, принадлежащие обществу на праве собственности, могли быть признаны виноградопригодными землями.
Постановление администрации от 30.04.2021 N 1240 нарушает права и законные интересы общества, поскольку послужило единственным обоснованием внесения изменений в градостроительную документацию, приведших к выведению земельных участков за границы сельского населенного пункта и их включению в функциональную зону сельскохозяйственных угодий и виноградопригодных земель, исключивших возможность использования земельных участков обществом в соответствии с режимом ранее установленной зоны жилищного строительства.
Доказательства использования территории, ранее составлявшей исходный земельный участок и составляющей земельные участки, в целях возделывания виноградных насаждений в течении пяти лет за последние 50 лет администрация также не представила. Администрацией не подтвержден и факт того, что земельные участки исторически имеют почвенные характеристики, необходимые для выращивания винограда. Земельные участки, используемые под фруктовыми садами и подвергшиеся рекультивации, выводились в 2014 году из состава особо ценных сельскохозяйственных угодий в связи с их непригодностью для осуществления сельскохозяйственного производства.
Необходимость привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, федерального и регионального министерств сельского хозяйства отсутствовала. Обжалуемыми судебными актами права и обязанности данных органов не затронуты.
Доводы кассационных жалоб названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационных жалобах, исключают возможность их удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 по делу N А32-8329/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право собственности общества на земельные участки в установленном (исковом порядке) не оспорено. Земельные участки для федеральных, региональных или муниципальных нужд у их собственника не изъяты. Участники проведенного 26.03.2021 в краевой администрации совещания, в том числе департаменты и администрация не являются собственниками или иными законными правообладателями земельных участков, то есть они не отнесены Законом N 468-ФЗ к числу лиц, по заявлениям которых такие участки, принадлежащие обществу на праве собственности, могли быть признаны виноградопригодными землями.
...
Доводы кассационных жалоб названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 октября 2023 г. N Ф08-9266/23 по делу N А32-8329/2022