г. Краснодар |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А32-25948/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от истца - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Хромцовой Н.В. (доверенность от 30.12.2022), от ответчика - непубличного акционерного общества "Красная поляна" (ИНН 2320102816, ОГРН 102302937062) - Соколовой М.С. (доверенность от 01.01.2023), в отсутствие третьих лиц: межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу N А32-25948/2018, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к НАО "Красная поляна" (далее - общество) о внесении изменений в договор аренды от 10.02.2011 N 4900000119 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0420021:1066, 23:49:0420021:1067, 23:49:0420021:1068, 23:49:0420021:1069, 23:49:0420021:1070.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023, в удовлетворении искового заявления отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-23545/2020 установлено, что передача спорных участков из федеральной собственности в собственность Краснодарского края представляет собой недействительную (ничтожную) сделку. Следовательно, Краснодарский край в договор от 10.02.2011 N 4900000119 не вступил и не может требовать изменения его условий.
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить судебные акты и удовлетворить исковое заявление. Податель жалобы указывает, что спорные земельные участки находятся в составе игорной зоны "Красная поляна", созданной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.08.2016 N 1697-р. Суды не приняли во внимание положения части 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ). Расчет размера арендной платы должен производиться в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 марта 2016 года N 121 "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов" на основании отчетов от 17.10.2017.
Общество представило отзыв, в котором указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В заседании представитель департамента на удовлетворении жалобы настаивал. Представитель общества поддержал доводы отзыва.
Суд округа объявлял перерыв в заседании до 16 часов 30 минут 24 октября 2023 года.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (арендодатель) и государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (арендатор) заключили договор аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, от 10.02.2011 N 0000000119/991-910/177, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендатору в целях размещения олимпийских объектов предоставлены земельные участки общей площадью 18 930 кв. м. Расчет размера арендной платы произведен от кадастровой стоимости участков с применением ставки в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 10.09.2008 N 270 (т. 1, л. д. 18, 23, 24).
На основании договора от 01.03.2011 государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта передала, а общество приняло в права и обязанности арендатора земельных участков по договору от 10.02.2011 (т. 1, л. д. 75 - 77).
Дополнительным соглашением от 29.03.2012 N 1 в договор аренды внесены изменения в части кадастровых номеров земельных участков, в качестве объекта аренды названы, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0420021:1066, 23:49:0420021:1067, 23:49:0420021:1068, 23:49:0420021:1069, 23:49:0420021:1070.
На основании дополнительного соглашения от 20.10.2014 N 3 в связи с прекращением с 1 января 2014 года полномочий Краснодарского края как арендодателя в отношении федеральных земельных участков, переданных в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае приняло на себя права и обязанности арендодателя по договору от 10.02.2011 (т. 1, л. д. 73, 74)
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.08.2016 N 1697-р создана игорная зона "Красная поляна", расположенная в пределах Краснополянского поселкового округа Адлерского района города-курорта Сочи.
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 24.05.2017 N 422-р "О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края" произведена государственная регистрации права собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0420021:1066, 23:49:0420021:1067, 23:49:0420021:1068, 23:49:0420021:1069, 23:49:0420021:1070.
Департамент, указывая на изменение арендодателя названных участков, вида их разрешенного использования, а также размера арендной платы, направил в адрес общества дополнительное соглашение к договору аренды.
Поскольку соглашения о внесении изменений в договор аренды стороны не достигли, департамент обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (часть 1 статьи 446 Гражданского кодекса).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса, статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.
В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено следующее. К договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 указано, что, несмотря на то, что новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, стороны договора не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
В данном случае департамент, ссылаясь на необходимость изменения методики расчета арендной платы, указывает на включение спорных земельных участков в границы территории игорной зоны, влекущее изменение арендодателя и вида разрешенного использования участков.
Возникшие у сторон разногласия относительно применимого размера регулируемой арендной платы в отношении указанных истцом земельных участков судебные инстанции не разрешили.
Ссылаясь на признание недействительным распоряжения о передаче участков в собственность Краснодарского края (дело N А32-23545/2020), суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.08.2016 N 1697-р создана игорная зона "Красная поляна", расположенная в пределах Краснополянского поселкового округа Адлерского района города-курорта Сочи.
Согласно части 3 статьи 12 Закона N 244-ФЗ в игорной зоне, создаваемой в соответствии с частью 4.2 статьи 9 данного Закона, в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения, финансирование и строительство которых не осуществлялись за счет бюджетных ассигнований или средств корпорации, права и обязанности арендодателя указанных земельных участков переходят к органам управления игорными зонами со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о создании такой зоны.
На основании Положения о департаменте, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, по управлению игорной зоной, созданной на территории Краснодарского края.
Приведенные положения Закона N 244-ФЗ суд первой инстанции не принял во внимание, соответствующие обстоятельства применительно к спорным земельным участкам не установил. Суд апелляционной инстанции отклонил доводы жалобы департамента без учета мотивов, по которым суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Суды также не обсудили вопрос о необходимости привлечения к участию в деле в качестве соответчика территориального органа Росимущества с учетом того, что исковые требования заявлены в отношении определенных земельных участков, названных в договоре аренды от 10.02.2011 N 4900000119 (т. 1, л. д. 1, 3, 9).
Поскольку судебные инстанции не установили обстоятельства, требуемые для правильного разрешения возникшего спора, а суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Кодекса не обладает полномочиями по исследованию доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, решение и постановление следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую оценку доводам департамента о наличии оснований для изменения условий договора аренды (в том числе с учетом правовой позиции о разрешении подобных споров, приведенной в судебных актах по делу N А32-25902/2018), после чего на основании полного и всестороннего исследования всех представленных сторонами доказательств и приведенных ими доводов разрешить заявленные требования в соответствии с нормами действующего законодательства.
От уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе департамент освобожден.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу N А32-25948/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенные положения Закона N 244-ФЗ суд первой инстанции не принял во внимание, соответствующие обстоятельства применительно к спорным земельным участкам не установил. Суд апелляционной инстанции отклонил доводы жалобы департамента без учета мотивов, по которым суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Суды также не обсудили вопрос о необходимости привлечения к участию в деле в качестве соответчика территориального органа Росимущества с учетом того, что исковые требования заявлены в отношении определенных земельных участков, названных в договоре аренды от 10.02.2011 N 4900000119 (т. 1, л. д. 1, 3, 9).
Поскольку судебные инстанции не установили обстоятельства, требуемые для правильного разрешения возникшего спора, а суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Кодекса не обладает полномочиями по исследованию доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, решение и постановление следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 октября 2023 г. N Ф08-9498/23 по делу N А32-25948/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14862/2024
23.07.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-25948/18
24.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9498/2023
16.06.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8225/2023
27.03.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-25948/18
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-25948/18