г. Краснодар |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А32-25999/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании представителей истца - Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ИНН 7717151380) - Дорджиева С.В. (доверенность от 10.07.2023), ответчика - индивидуального предпринимателя Емелева Игоря Юрьевича (ИНН 231297443712) - Баженова И.А. (доверенность от 29.05.2023), рассмотрев кассационную жалобу Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023 по делу N А32-25999/2022, установил следующее.
ГК "Автодор" (далее - компания) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края к ИП Емелеву И.Ю. (далее - предприниматель) с исковым заявлением об изъятии для государственных нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 23:40:0301001:362 общей площадью 949 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7948 общей площадью 560 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 23:40:0201073:314 общей площадью 656 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 23:40:0201072:317 общей площадью 154 кв. м, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Революционная; о предоставлении ответчику возмещения за изымаемое для государственных нужд Российской Федерации имущество в размере 4 588 831 рубля и обращении судебного решения к немедленному исполнению.
Решением от 04.05.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.07.2023, иск удовлетворен: у предпринимателя для государственных нужд изъяты: земельный участок с кадастровым номером 23:40:0301001:362 общей площадью 949 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:7948 общей площадью 560 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 23:40:0201073:314 общей площадью 656 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 23:40:0201072:317 общей площадью 154 кв. м, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Революционная; определено возмещение за изъятые земельные участки в размере 18 363 000 рублей, в числе которого рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0301001:362 в размере 7 515 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7948 в размере 4 434 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 23:40:0201073:314 в размере 5 195 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 23:40:0201072:317 в размере 1 219 000 рублей, а также взысканы убытки в размере 700 рублей; решение суда обращено к немедленному исполнению; распределены судебные расходы. При разрешении спора суды исходили из того, что строительство объекта "Автомобильная дорога М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск. Строительство транспортной развязки в разных уровнях на км 1522+200 автомобильной дороги М-4 "Дон", Краснодарский край" имеет статус объекта государственной важности, ввиду чего имеются законные основания для изъятия у предпринимателя названных земельных участков для государственных (федеральных) нужд. Истцом соблюдены требования законодательства, регулирующие процедуру изъятия недвижимого имущества. Спор возник относительно стоимости возмещения за изымаемые земельные участки. Размер возмещения компания определила в соответствии с отчетом ООО "КК "2Б Диалог"" от 14.03.2022 N АВТ/2022-СК-3, который составил 4 588 831 рубль, из них: рыночная стоимость спорных земельных участков - 4 584 831 рубль, размер убытков - 4 тыс. рублей. По ходатайству ответчика назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Краснодарское агентство экспертизы собственности". В соответствии с экспертным заключением от 06.10.2022 N 275/09-22 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0301001:362 округленно составляет 7 515 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7948 - 4 434 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 23:40:0201073:314 - 5 195 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 23:40:0201073:317 - 1 219 000 рублей; размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием указанных участков, округленно составил 551 606 рублей. По ходатайству истца назначена повторная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО "Сити-Консалт". Согласно экспертному заключению от 03.03.2023 N 012323.01 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0301001:362 составила 1 068 252 рубля; земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7948 - 630 370 рублей; земельного участка с кадастровым номером 23:40:0201073:314 - 738 433 рубля; земельного участка с кадастровым номером 23:40:0201073:317 - 173 352 рубля. В качестве надлежащего доказательства размера возмещения за изымаемые земельные участки суды приняли экспертное заключение ООО "Краснодарское агентство экспертизы собственности" от 06.10.2022 N 275/09-22, подчеркнув, что данное экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе нормам Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) и федеральных стандартов оценки, действовавших на момент проведения экспертизы. Выводы, изложенные в экспертном заключении от 06.10.2022 N 275/09-22, документально не опровергнуты, основания сомневаться в достоверности выводов экспертов отсутствуют. Вместе с тем судебные инстанции не усмотрели оснований для установления ответчику возмещения убытков в виде риэлтерских услуг в размере 550 906 рублей. Убытки, связанные с уплатой государственной пошлины за государственную регистрацию прав на земельные участки (за изымаемый участок (участки) и сохраняющийся земельный участок у правообладателя), а также за совершение прочих юридически значимых действий определены в размере 700 рублей.
В кассационной жалобе компания просит решение от 04.05.2023 и постановление апелляционного суда от 14.07.2023 отменить в части определения размера возмещения за изъятие спорных земельных участков и расходов по оплате судебной экспертизы, дело направить в этой части на новое рассмотрение, выразив несогласие с размером выкупной стоимости изымаемых объектов, установленным на основании судебной экспертизы.
По мнению заявителя, экспертное заключение ООО "Краснодарское агентство экспертизы собственности" от 06.10.2022 N 275/09-22 противоречит федеральным стандартам оценки и не может являться относимым, допустимым и достоверным доказательством размера рыночной стоимости изымаемых объектов. Компания полагает, что именно экспертами ООО "Сити-Консалт" правильно определен сегмент рынка, выбраны объекты-аналоги, сопоставимые с объектами исследования по категории и виду разрешенного использования, а также иным характеристикам. Отмечает, что расходы по оплате судебной экспертизы взысканы судом с истца с пользу ответчика без учета удовлетворения исковых требований.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель компании поддерживал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить; представитель предпринимателя возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, с учетом следующего.
Как установлено судами, компания осуществляет деятельность по реализации проекта: "Автомобильная дорога М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск. Строительство транспортной развязки в разных уровнях на км 1522+200 автомобильной дороги М-4 "Дон", Краснодарский край" на основании Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 145-ФЗ), в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"", приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения".
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 20.01.2021 N 52-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта "Автомобильная дорога М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск. Строительство транспортной развязки в разных уровнях на км 1522+200 автомобильной дороги М-4 "Дон", Краснодарский край"" утверждена документация по планировке территории объекта.
В соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства от 20.01.2021 N 52-р, в полосу отвода проектируемого объекта попадает земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:6525 категории земель сельскохозяйственного назначения с площадями изъятия 946 кв. м, 560 кв. м, 656 кв. м, 154 кв. м, соответственно, принадлежащий на праве собственности предпринимателю.
Границы изымаемых частей земельного участка установлены документацией по планировке территории (проект межевания территории), утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 20.01.2021 N 52-р.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 08.04.2021 N 1271-р "Об изъятии для государственных нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Автомобильная дорога М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск. Строительство транспортной развязки на разных уровнях на км 1522+200 автомобильной дороги М-4 "Дон", Краснодарский край"" (далее - распоряжение от 08.04.2021 N 1271-р) оформлено решение об изъятии в установленном порядке для федеральных нужд частей земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:6525 площадями изъятия 946 кв. м, 560 кв. м, 656 кв. м, 154 кв. м, соответственно.
По результатам проведения земельно-кадастровых работ из земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:6525, адрес (местоположение) земельного участка: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Революционная, образованы: земельный участок с кадастровым номером 23:40:0301001:362 общей площадью 949 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:7948 общей площадью 560 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 23:40:0201073:314 общей площадью 656 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 23:40:0201072:317 общей площадью 154 кв. м.
Согласно распоряжению от 08.04.2021 N 1271-р изъятию подлежат: земельный участок с кадастровым номером 23:40:0301001:362 общей площадью 949 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:7948 общей площадью 560 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 23:40:0201073:314 общей площадью 656 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 23:40:0201072:317 общей площадью 154 кв. м.
В адрес предпринимателя компания направила письмо от 21.12.2021 N 4846-КрФ с копией решения об изъятии и перечень необходимых для проведения оценки документов (РПО 35000261274697), полученное адресатом 27.12.2021.
Размер возмещения определен компанией в соответствии с отчетом ООО "КК "2Б Диалог" от 14.03.2022 N АВТ/2022-СК-3 "Об определении рыночной стоимости изымаемых земельных участков, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Революционная", и составил 4 588 831 рубль, в числе которых: рыночная стоимость объектов - 4 584 831 рубль, включая: за земельный участок с кадастровым номером 23:40:0301001:362 - 1 876 242 рубля, за земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:7948 - 1 107 160 рублей, за земельный участок с кадастровым номером 23:40:0201073:314 - 1 296 959 рублей, за земельный участок с кадастровым номером 23:40:0201072:317 - 304 469 рублей, убытки - 4 тыс. рублей.
15 апреля 2022 года в адрес ответчика сопроводительным письмом от 12.04.2022 N 1154 и отчетом об оценке истец направил подписанный проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд в целях строительства объекта.
Недостижение соглашения об изъятии земельных участков и размере возмещения явилось основанием обращения компании с исковым заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Согласно статье 279 Гражданского кодекса принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
По правилам статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов.
На основании пункта 1 статьи 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, таким федеральным органом исполнительной власти является Росавтодор. Согласно пункту 5.4.1.1 названного Положения к полномочиям Росавтодора относится принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства (реконструкции) автомобильных дорог федерального значения.
Статья 56.3 Земельного кодекса (пункт 1) предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В силу норм статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществлять деятельность по строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, входят в перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 442.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункты 2 и 3 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости направляется ряд документов, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых участков, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков (пункт 4 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (пункт 8 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 данной статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, определяемые в соответствии с федеральным законодательством (пункты 1 и 2 статьи 281 Гражданского кодекса).
Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, установленных данной статьей (пункт 1 статьи 56.8 Земельного кодекса).
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8 Земельного кодекса).
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 82 Кодекса).
В связи с наличием у сторон разногласий по размеру возмещения за изымаемые для федеральных нужд земельные участки, с учетом необходимости получения специальных познаний, суд первой инстанции назначил судебную оценочную экспертизу, проведение которой поручил ООО "Краснодарское агентство экспертизы собственности".
Согласно экспертному заключению от 06.10.2022 N 275/09-22 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0301001:362 округленно составила 7 515 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:7948 - 4 434 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 23:40:0201073:314 - 5 195 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 23:40:0201073:317 - 1 219 000 рублей; размер убытков, связанных с изъятием земельных участков, составил 551 606 рублей.
Определением суда от 18.01.2023 по делу назначена дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Сити-Консалт".
Согласно заключению дополнительной экспертизы от 03.03.2023 N 012323.01 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0301001:362 составила 1 068 252 рубля; 23:40:0000000:7948 - 630 370 рублей; 23:40:0201073:314 - 738 433 рубля; 23:40:0201073:317 - 173 352 рубля.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о необходимости определения размера возмещения за изымаемые земельные участки в соответствии с экспертным заключением ООО "Краснодарское агентство экспертизы собственности" от 06.10.2022 N 275/09-22, которое признали надлежащим (достоверным, допустимым и относимым) доказательством. Размер возмещения за изымаемые для государственных (федеральных) нужд земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:0301001:362, 23:40:0000000:7948, 23:40:0201073:314, 23:40:0201072:317 составил в общей сумме 18 363 000 рублей, включающий рыночную стоимость земельных участков, а также убытки в размере 700 рублей в виде государственной пошлины за государственную регистрацию прав на спорные земельные участки.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что заключение судебной экспертизы от 06.10.2022 N 275/09-22 является ненадлежащим доказательством по делу, изучен и отклонен. Несогласие компании с выводами экспертного заключения не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов и по существу свидетельствует о необходимости иной оценки экспертного заключения как доказательства по делу, что в соответствии со статьей 286 Кодекса к компетенции суда кассационной инстанции не относится.
Аргумент компании о неверном распределении судом первой инстанции судебных расходов за проведение судебной экспертизы не принимается. В данном случае, возлагая обязанность по возмещению спорных расходов на истца, суд руководствовался правилами статьи 110 Кодекса.
С учетом изложенного, окружной суд не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023 по делу N А32-25999/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы о том, что заключение судебной экспертизы от 06.10.2022 N 275/09-22 является ненадлежащим доказательством по делу, изучен и отклонен. Несогласие компании с выводами экспертного заключения не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов и по существу свидетельствует о необходимости иной оценки экспертного заключения как доказательства по делу, что в соответствии со статьей 286 Кодекса к компетенции суда кассационной инстанции не относится.
Аргумент компании о неверном распределении судом первой инстанции судебных расходов за проведение судебной экспертизы не принимается. В данном случае, возлагая обязанность по возмещению спорных расходов на истца, суд руководствовался правилами статьи 110 Кодекса.
С учетом изложенного, окружной суд не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 октября 2023 г. N Ф08-10506/23 по делу N А32-25999/2022