г. Краснодар |
|
14 ноября 2023 г. |
Дело N А32-38898/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при ведении протокола помощником судьи Зубко А.Н., с участием в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции, от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СК Синергия" (ИНН 7721384116) - Кадамцевой Л.Ю. (доверенность от 23.05.2023), в отсутствие заинтересованных лиц: департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, администрации муниципального образования город Краснодар, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодара, администрации Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023 по делу N А32-38898/2022, установил следующее.
ООО "СК Синергия" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о признании незаконными решений департамента, изложенных в письмах от 11.04.2022 N 8084/26, 8173/26, от 07.07.2022 N 16563/26, 16561/26 об отказе в заключении договора на размещение объектов: антенная металлическая опора высотой 30 м на земельном участке по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ст. Елизаветинская, ул. Степная, в границах кадастрового квартала 23:43:0131087, площадью 9 кв. м, сроком на 49 лет; антенная металлическая опора высотой 30 м, на земельном участке по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. 30-й Иркутской Дивизии, в границах кадастрового квартала 23:43:0414010, площадью 9 кв. м., сроком на 49 лет; возложении на департамент обязанности в течение десяти рабочих дней со дня вступления в силу решения суда устранить нарушение прав и законных интересов общества путем заключения договоров на размещение объектов в соответствии с поданными заявлениями от 09.12.2021 N СК-509 и от 03.02.2022 N СК-016.
Заявление обосновано ссылками на статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - постановление N 1300) и мотивированы незаконностью оспариваемых решений, нарушающих права (интересы) общества в сфере предпринимательской деятельности.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица (ответчика) привлечена администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация);
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара, администрация Карасунского внутригородского округа г. Краснодара (далее - администрации округов).
Решением от 04.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.07.2023, заявление общества удовлетворено: признаны незаконными как не соответствующие положениям главы V.6 Земельного кодекса решение департамента, выраженное в письме от 11.04.2022 N 8173/26, об отказе обществу в заключении договора на размещение объекта - антенная металлическая опора высотой 30 м, площадью 9 кв. м на земельном участке по адресу: ул. 30-й Иркутской Дивизии в Карасунском внутригородском округе города Краснодара; решение администрации, выраженное в письме от 11.04.2022 N 8084/26, об отказе обществу в заключении договора на размещение объекта - антенная металлическая опора высотой 30 м, площадью 9 кв. м на земельном участке по адресу: г. Краснодар, ст. Елизаветинская, ул. Степная в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара; на администрацию возложена обязанность в течение десяти рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решения о заключении с обществом договоров на размещение на землях или земельных участках, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, следующих объектов: антенная металлическая опора высотой 30 м на земельном участке по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. 30-й Иркутской Дивизии, в границах кадастрового квартала 23:43:0414010, площадью 9 кв. м.; антенная металлическая опора высотой 30 м на земельном участке по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ст. Елизаветинская, ул. Степная, в границах кадастрового квартала 23:43:0131087, площадью 9 кв. м, относящихся к категории объектов: линии связи и сооружения связи, не являющиеся особо опасными, технически сложными объектами связи, а также антенные опоры (мачты и башни) высотой до 50 м, предназначенные для размещения средств связи, в соответствии со схемами границ предполагаемого места размещения объектов от 03.02.2022 и от 09.12.2021, предоставленными обществом с заявлениями от 03.02.2022 N СК-016 и от 09.12.2021 N СК-509 о принятии решения о заключении договора на размещение объектов на землях или земельных участках, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута;
в остальной части заявленных требований отказано; с администрации в пользу общества взыскано 6 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Суды исходили из того, что общество не является оператором связи, владельцем оборудования базовых станций сотовой связи, не занимается размещением базовых станций сотовой связи. Заявитель осуществляет поиск и получение земельных участков для последующего размещения на них антенно-мачтовых сооружений, на которых впоследствии операторы связи могут разместить оборудование базовой станции сотовой связи, для ввода в эксплуатацию которого операторам связи потребуется получение санитарно-эпидемиологического заключения. Документами санитарного законодательства не предусмотрена зависимость выделения земельного участка для размещения антенно-мачтового сооружения от выдачи санитарно-эпидемиологического заключения. Сооружение связи, на которое не распространяется действие положений раздела III санитарных норм и правил СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, устанавливающих гигиенические требования к средствам связи (передающим радиотехническим объектам, создающим электромагнитные поля радиочастотного диапазона), само по себе не является средством связи. Оператор связи до установки средства связи на сооружении связи должен будет самостоятельно разработать соответствующую проектную документацию, а также получить нормативно установленные согласования и разрешения, а после установки и при эксплуатации средства связи - обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований. Бремя содержания передающих радиотехнических объектов, в том числе необходимость получения соответствующих заключений уполномоченных органов для их размещения и эксплуатации на объекте общества, несут операторы связи. Санитарные правила СанПин 2.1.8/2.2.4.1190-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи" неприменимы в отношении размещаемого объекта, поскольку антенно-мачтовое сооружение, планируемое к размещению, не относится к средствам (их элементам) сухопутной подвижной радиосвязи. Такие основания для отказа в выдаче разрешения на размещение опоры связи как несогласие местных жителей, установка опоры в зеленой зоне напротив индивидуальных жилых домов, - не предусмотрены действующим законодательством, не могут служить достаточным основанием для отклонения заявлений общества. Планируемое размещение антенных опор (мачта и башня) высотой до 50 м, предназначенных для размещения средств связи, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных по ул. 30-й Иркутской Дивизии и вблизи земельного участка по адресу: ст. Елизаветинская, ул. Степная, не противоречит документам территориального планирования и градостроительного зонирования на территории муниципального образования город Краснодар. Размещение антенно-мачтового сооружения связи может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в публичной собственности, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования, за исключением случаев, когда такое размещение запрещено правовым режимом определенной категории земель. Действующими документами территориального планирования, градостроительного зонирования, правилами благоустройства территории соответствующий запрет не установлен. Размещение антенно-мачтового сооружения связи в зеленой зоне не противоречит режиму территорий общего пользования, запрета на размещение в порядке главы V.6 Земельного кодекса линейных объектов связи в пределах территорий общего пользования законодательством не установлено. Вне зависимости от установленных градостроительным регламентом ограничений, размещение антенно-мачтового сооружения, для установки которого не требуется разрешение на строительство, допускается в границах любой из существующих зон, что применимо ко всем категориям земель. Администрациями округов и департаментом не предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что размещение антенно-мачтового сооружения приведет к невозможности использования земельных участков или территорий общего пользования. Размещение сооружения связи в порядке главы V.6 Земельного кодекса не предполагает обременения земельного участка или ограничения доступа к нему. В соответствии с актами осмотра земельных участков от 03.03.2022 N 806 и от 31.01.2022 N 255 управления муниципального контроля администрации испрашиваемые обществом земли представляют собой не огражденные земельные участки, свободные от зданий, сооружений. Оспариваемые решения администрации и департамента противоречат требованиям статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса, части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), постановлению N 1300, и нарушают права (интересы) общества в сфере экономической деятельности, что влечет удовлетворение заявленных требований.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 04.05.2023 и постановление апелляционного суда от 17.07.2023 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, настаивая на том, что отказы в размещении объектов сотовой связи не нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, не влекут убытки или ограничение хозяйственной (коммерческой) деятельности, при этом администрацией приняты во внимание позиции администраций округов, направленные на защиту благополучия и здоровья населения муниципального образования город Краснодар. Жители ст. Елизаветинской выразили несогласие с размещением антенной опоры для установки станции сотовой связи, в связи с чем администрацией округа направлено письмо от 08.02.2022 N 749/4 о несогласии с установкой антенной опоры. Основанием для установки станции сотовой связи в соответствии с нормативными документами является санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию, которое вдается на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы. Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации N 135 введены в действие санитарные нормы и правила СанПин 2.2.411383-03, устанавливающие понятие "предельно допустимой плотности потока энергии" для частот, на которых работают станции - ретрансляторы сотовой связи, предельно допустимая плотность потока энергии составляет 0,1 Вт на 1 кв. м. Учитывая плотную застройку на обозначенном участке, установка спорного оборудования может негативно повлиять на здоровье людей. Документы, подтверждающие безопасность электро-магнитного излучения для населения, в материалы дела не представлены.
В отзыве на кассационную жалобу общество выразило мотивированное мнение об отсутствии оснований для ее удовлетворения, указав, что вывод судебных инстанций о незаконности оспариваемых решений, нарушении прав (интересов) общества, основан на нормах действующего законодательства, соответствует материалам дела.
На основании статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебное разбирательство проведено с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель общества, участвовавший в режиме "Онлайн", возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные участвующие в деле лица явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены согласно статьям 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов, ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением от 03.02.2022 N СК-016 о принятии решения о заключении договора на размещение объекта: антенная металлическая опора высотой 30 м на земельном участке по адресу:
г. Краснодар, ул. 30-й Иркутской Дивизии, в границах кадастрового квартала 23643:0414010, площадью 9 кв. м, сроком на 49 лет, объект относится к категории: линии связи и сооружения связи, не являющиеся особо опасными, технически сложными объектами связи, а также антенные опоры (мачты и башни) высотой до 50 м, предназначенные для размещения средств связи, с указанием, что выдача разрешения на строительство в силу пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 м, предназначенных для размещения средств связи. С заявлением общество также представило схему границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане, материалы проектной документации, пояснительную записку (т. 1, л. д. 104, 105).
В письме от 11.04.2022 N 8173/26 департамент отказал в предоставлении муниципальной услуги, сославшись на возражение администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодара в отношении размещения объекта - антенной металлической опоры высотой 30 м, площадью 9 кв. м, на земельном участке по адресу: ул. 30-Иркутской Дивизии в Карасунском внутригородском округе города Краснодара (т. 1, л. д. 102).
Общество обратилось в департамент с заявлением от 09.12.2021 N СК-509 о принятии решения о заключении договора на размещение объекта: антенная металлическая опора высотой 30 м, на земельном участке по адресу: г. Краснодар, ст. Елизаветинская, ул. Степная, в границах кадастрового квартала 23:43:0131087, площадью 9 кв. м, сроком на 49 лет, планируемый к размещению объект: линии связи и сооружения связи, не являющиеся особо опасными, технически сложными объектами связи, а также антенные опоры (мачты и башни) высотой до 50 м, предназначенные для размещения средств связи, с указанием, что выдача разрешения на строительство в силу пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 м, предназначенных для размещения средств связи. С заявлением общество также представило схему границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане, материалы проектной документации, пояснительную записку (т. 1, л. д. 126, 127).
В письме от 11.04.2022 N 8084/26 департамент отказал обществу в предоставлении муниципальной услуги. Отказ мотивирован возражением администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара относительно размещения объекта - антенная металлическая опора высотой 30 м, площадью 9 кв. м, на земельном участке по адресу: г. Краснодар, ст. Елизаветинская, ул. Степная (т. 1, л. д. 124, 125).
Ссылаясь на незаконность решений уполномоченных органов, нарушение прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество оспорило их в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на категории, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса. Эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. При этом виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (далее - приказ N 540), примечанием N 2 к которому предусмотрено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в нем размещения, в том числе, антенно-мачтовых сооружений, если федеральным законом не установлено иное.
В письме Минэкономразвития России от 18.03.2016 N Д23и-1239 разъяснено, что примечание N 2 к приказу N 540 следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в Классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Таким образом, размещение указанных в примечании 2 к приказу N 540 антенно-мачтовых сооружений, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка. Данное положение применимо ко всем категориям земель, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов линейных объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель.
Таким образом, Приказом N 540 допускается размещение отдельных объектов, виды которых указаны в постановлении N 1300, на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка. В частности, речь идет о линейных объектах и антенно-мачтовых сооружениях, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Приведенный подход подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 29.06.2018 N 41-АД18-14, от 08.05.2019 N 46-АД19-7, от 01.07.2019 N 46-АД19-10, а также в определении от 14.06.2018 N 127-КГ18-13.
Главой V.6 Земельного кодекса установлены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута. К таким случаям, в том числе, относится размещение объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса).
В целях реализации указанной нормы Земельного кодекса постановлением N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В данный Перечень включены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
Исходя положений пункта 27 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) под сооружениями связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.
Постановлением главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 N 627 "Об установлении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края" (далее - постановление N 627) утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края (далее - Порядок). Положения Порядка распространяются на земли и земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам (пункт 1.2). Заявление о заключении договора на размещение объекта заявитель подает в уполномоченные исполнительные органы государственной власти Российской Федерации или Краснодарского края или органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (пункт 1.3). Уполномоченными органами на принятие решения о заключении (об отказе в заключении) договора на размещение объекта, заключение договора на размещение объекта являются органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, в собственности которых находятся земли или земельные участки, - в случае размещения объекта на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности (подпункт 3 пункта 1.4 Положения). Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении договора на размещение объекта приведены в пункте 2.13 Порядка.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных частью 17 статьи 51 указанного Кодекса.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства; строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (пункты 2, 3, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Постановлением N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В него включены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса под объектами капитального строительства понимаются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Согласно пункту 10.2 статьи 1 данного кодекса к некапитальным относятся строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
При этом сооружения связи относятся к особо опасным и технически сложным объектам (пункт 3 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса). Проектной документацией указанных объектов предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров (подпункт 14.1 статьи 2 Закона N 126-ФЗ).
Выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи (пункт 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Отношения сторон регулируются правилами статей 39.33 и 39.36 Земельного кодекса, которые регламентируют случаи и основания использования земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Данные нормы предполагают получение заинтересованным лицом разрешения в порядке и на условиях, устанавливаемых нормативными правовыми актами уполномоченных государственных органов.
Исследовав и оценив представленные доказательства, судебные инстанции обоснованно заключили о следующем. Общество не является оператором связи, не является владельцем оборудования базовых станций сотовой связи, не занимается размещением базовых станций сотовой связи. Заявитель осуществляет поиск и получение земельных участков, для последующего размещения на них антенно-мачтовых сооружений, на которых впоследствии операторы связи могут разместить оборудование базовой станции сотовой связи, для ввода в эксплуатацию которого операторам связи потребуется получение санитарно-эпидемиологического заключения. Документами санитарного законодательства не предусмотрена зависимость выделения земельного участка для размещения антенно-мачтового сооружения от выдачи санитарно-эпидемиологического заключения. Сооружение связи само по себе не является средством связи. На сооружение связи не распространяется действие положений раздела III санитарных норм и правил СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, устанавливающих гигиенические требования к средствам связи (передающим радиотехническим объектам, создающим электромагнитные поля радиочастотного диапазона). Оператор связи до установки средства связи на сооружении связи должен будет самостоятельно разработать соответствующую проектную документацию, а также получить нормативно установленные согласования и разрешения, а после установки и при эксплуатации средства связи - обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований. Антенно-мачтовое сооружение связи (опора) само по себе в отсутствие размещенного на ней передающих радиотехнических объектов оператора связи не является источником физических факторов воздействия на человека. Бремя содержания передающих радиотехнических объектов, в том числе необходимость получения соответствующих заключений уполномоченных органов для их размещения и эксплуатации на объекте общества, несут операторы связи. Планируемое размещение антенных опор (мачта и башня) высотой до 50 м, предназначенных для размещения средств связи, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных по ул. 30-й Иркутской Дивизии и вблизи земельного участка по адресу: ст. Елизаветинская, ул. Степная, не противоречит документам территориального планирования и градостроительного зонирования на территории муниципального образования город Краснодар. Размещение антенно-мачтового сооружения связи может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в публичной собственности, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования, за исключением случаев, когда такое размещение запрещено правовым режимом определенной категории земель. Администрации города и внутригородских округов документально не подтвердили невозможность размещения сооружений связи на испрашиваемых обществом местах их размещения. Действующими документами территориального планирования, градостроительного зонирования, правилами благоустройства территории соответствующий запрет не установлен. Размещение антенно-мачтового сооружения связи в зеленой зоне, не противоречит режиму территорий общего пользования, запрета на размещение в порядке главы V.6 Земельного кодекса линейных объектов связи в пределах территорий общего пользования законодательством не установлено. Оспариваемые решения администрации и департамента противоречат положениям требованиям статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса, части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса, постановлению N 1300, и нарушают права (интересы) общества в сфере экономической деятельности, что влечет удовлетворение заявленных требований.
Оснований не согласиться с выводами судов предыдущих инстанций суд округа не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Несогласие с судебными выводами само по себе не может служить основанием, достаточным для отмены решения и апелляционного постановления. Вывод судебных инстанций о незаконности оспариваемого решения администрации, нарушающего права (интересы) общества в сфере предпринимательской деятельности, основан на нормах действующего законодательства и соответствует материалам дела. Суд кассационной инстанции не усматривает противоречий между выводами о применении норм права и установленными судами при рассмотрении дела фактическими обстоятельствами, либо неправильного определения ими характера спорного материального правоотношения.
Таким образом, оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация (орган местного самоуправления) от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы освобождена.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023 по делу N А32-38898/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несогласие с судебными выводами само по себе не может служить основанием, достаточным для отмены решения и апелляционного постановления. Вывод судебных инстанций о незаконности оспариваемого решения администрации, нарушающего права (интересы) общества в сфере предпринимательской деятельности, основан на нормах действующего законодательства и соответствует материалам дела. Суд кассационной инстанции не усматривает противоречий между выводами о применении норм права и установленными судами при рассмотрении дела фактическими обстоятельствами, либо неправильного определения ими характера спорного материального правоотношения.
Таким образом, оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация (орган местного самоуправления) от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы освобождена."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2023 г. N Ф08-10536/23 по делу N А32-38898/2022