Во исполнение части 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)", руководствуясь Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7, приказываю:
1. Утвердить доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) за 2023 год (прилагается).
2. Настоящий приказ опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru)".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области В.Ю. Русинову.
Министр |
Д.М. Мамонтов |
Утвержден
приказом
Министерства природных ресурсов
и экологии Свердловской области
от 04.03.2024 N 245
"Об утверждении программы профилактики
рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям при осуществлении
федерального государственного лесного
контроля (надзора) на 2024 год"
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) за 2023 год
Анализ правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) содержит вопросы правоприменительной практики организации и проведения федерального государственного лесного контроля (надзора) исходя из задач, установленных законодательством Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения.
I. Правоприменительная практика организации и проведения федерального государственного лесного контроля (надзора)
Федеральный государственный лесной контроль (надзор) осуществляется в соответствии со статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации и Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения предметом федерального государственного лесного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, в том числе в области пожарной безопасности в лесах.
Соблюдение требований лесного законодательства Российской Федерации проверяется как при проведении контрольных мероприятий (плановые и внеплановые проверки, инспекционные визиты, рейдовые осмотры, выездные обследования), так и при осуществлении лесной охраны посредством систематического патрулирования лесов (в соответствии со статьей. 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации) подведомственными Министерству государственными казенными учреждениями Свердловской области в области лесных отношений учреждениями (далее - лесничества).
Общее количество должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор) составляет 30 должностных лиц Министерства, лесную охрану - 356 должностных лиц, из них: 30 сотрудников Министерства и 326 сотрудников лесничеств.
В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в 2023 году Министерством проводился анализ деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование лесов. В случае изменения категории риска объекта контроля, в перечни объектов федерального государственного лесного контроля (надзора), утвержденные приказом Министерства от 23.08.2021 N 989 "О внесении изменений в приказ Министерства "Об отнесении объектов федерального государственного лесного контроля (надзора) к категориям риска", вносились соответствующие изменения.
Учет объектов контроля осуществляется путем внесения сведений в единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - единый реестр видов контроля) в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 10 Положения и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)". Реестр категорированных объектов федерального государственного лесного контроля размещен на официальном сайте Министерства и доступен по ссылке https://mprso.midural.ru/activity/567/.
В силу пункта 11 (3) постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336) План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год Министерством не разрабатывался.
С учетом установленных ограничений в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при взаимодействии с контролируемыми лицами Министерством в 2023 году не проводились, проведены 132 выездных обследования без взаимодействия с контролируемыми лицами и принято участие в 45 проверках, проводимых органами прокуратуры и иными органами.
Контрольные (надзорные) мероприятия проведены по следующим основаниям:
в связи с поступлением в Министерство информации о возможных нарушениях требований лесного законодательства - 132 выездных обследования;
запросы об участии специалиста Министерства в проверочных мероприятиях, проводимых органами прокуратуры и иными органами - 45 участие в 45 проверках.
В 2023 году контрольные (надзорные) мероприятия на основании решений о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, разработанных в соответствии со статьей 64 Федерального закона N 248-ФЗ, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" не проводились.
Выездные обследования проведены на основании заданий о проведении выездного обследования. Форма данного документа разработана в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ и утверждена приказом Министерства от 08.12.2021 N 1465 "О типовых формах документов, используемых Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора)".
Задание о проведении контрольного (надзорного) мероприятия (выездного обследования) содержит сведения, установленные статьями 57 и 75 Федерального закона N 248-ФЗ, в том числе: дату, время и место выдачи задания; кем выдано задание; основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия; вид контроля; фамилии, имена, отчества, должности инспекторов; местоположение (адрес), по которому будет проведено обследование;
перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия; сроки проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Также в соответствии с порядком согласования контрольным (надзорным) органом с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, утвержденным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2021 N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Министерством в прокуратуру Свердловской области направлено 1 заявление о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия в виде инспекционного визита.
Данное заявление направлено по результатам проведенного выездного обследования, в ходе которого подтвердились нарушения требований пунктов 26, 27 (б) и 44 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), пунктов 15 и 17 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута", статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации. Нарушение совершено путем оставления в границах охранной зоны линии электропередачи порубочных остатков на лесном участке в границах Невьянского лесничества, примыкающем к стене леса, и складирования заготовленной древесины, которая не собрана в штабеля и не отделена минерализованной полосой.
Кроме того, при анализе причин возникновения пожаров на территории земель лесного фонда установлено, что одной из основных причин возникновения пожаров является нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах, допущенных в охранных зонах линейных объектов. По данным реестра лесных пожаров, возникших в 2023 году на территории земель лесного фонда по причине перехода огня с земель, на которых расположены охранные зоны линейных объектов, количество очагов пожаров составило 53 единицы общей площадью 27 938,78 га.
Неустроение данных нарушений влечет за собой угрозу возникновения пожаров на территории земель лесного фонда с наступлением пожароопасного сезона в 2024 году.
По результатам рассмотрения указанного заявления прокуратурой Свердловской области принято решение об отказе в согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в виде инспекционного визита со следующей формулировкой: не мотивировано наличие непосредственной угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, то есть высокой степени вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольного (надзорного) органа неминуемо влечет наступление негативных последствий.
Учитывая формулировку отказа в проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, при приближении к началу наступления пожароопасного сезона на территории Свердловской области Министерством будет продолжена работа по инициированию внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий по фактам нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, которые создают угрозу возникновения пожаров на территории земель лесного фонда в 2024 году.
Также, в рамках осуществления лесной охраны в соответствии с приказом Минприроды России от 15.12.2021 N 955 "Об утверждении Порядка и Нормативов осуществления лесной охраны" проведены 21234 патрулирования лесов, из них 2940 при участии должностных лиц органов внутренних дел и прокуратуры.
В 2023 году в ходе осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны усилена профилактическая работа как с контролируемыми лицами, так и с местным населением, только в ходе патрулирования лесов проведено более 24 тысяч бесед.
Профилактические мероприятия по пресечению и предотвращению нарушений лесного законодательства проводятся Министерством в соответствии с программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) на 2023 год и планом-графиком проведения мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вред (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора), на 2023 год, утвержденными приказом Министерства от 16.12.2022 N 1485.
В соответствии с планом-графиком на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены следующие сведения:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ссылка: https://mprso.midural.ru/activity/803/);
перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в рамках государственного контроля (надзора) на землях лесного фонда, утвержденный Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации 28.09.2023 (ссылка: https://mprso.midural.ru/activity/ 773/);
проверочный лист, утвержденный приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 31.01.2022 N 29 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральным агентством лесного хозяйства, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, федерального государственного лесного контроля (надзора) в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации" (ссылка: https://mprso.midural.ru/activity/773/);
руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденное Министром природных ресурсов и экологии Свердловской области от 09.02.2021 (ссылка: https://mprso.midural.ru/activity/773/);
программа профилактики рисков причинения вреда, утвержденная приказом Министерства от 16.12.2022 N 1485 "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) на 2023 год" (ссылка: https://mprso.midural.ru/activity/800/);
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица (ссылка: https://mprso.midural.ru/activity/733/);
доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) за 2022 год, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 10.03.2022 N 317 (ссылка: https://mprso.midural.ru/activity/802/);
виджет по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) (ссылка: https://mprso.midural.ru/activity/567/);
памятки о процедуре досудебного обжалования и о профилактическом визите, а также видеоматериалы о моратории на проведение проверок, профилактическом визите, процедуре досудебного обжалования (ссылка: https://mprso.midural.ru/activity/773/).
Доклад об осуществлении федерального государственного лесного надзора за 2022 год как в едином реестр видов контроля размещен, так и на официальном сайте Министерства (ссылка: https://mprso.midural.ru/activity/802/).
Также в рамках самопроверки контролируемое лицо может ответить на вопросы проверочного листа, размещенного на портале по контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области (ссылка: https://knd.egov66.ru/check_lists/232).
За период 2023 года в отношении лиц, осуществляющих использование лесов, объявлено 633 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, также проведено 170 профилактических визитов, 710 консультирований, организовано 301 информирование по вопросам соблюдения обязательных требований лесного законодательства.
Сравнительный анализ проведенных профилактических мероприятий в период за 2022 и 2023 годы представлен ниже в диаграммах 1-3.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Внесение данных в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ФГИС ЕРКНМ) о профилактических мероприятиях осуществлялось в порядке и сроках установленных Правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415"). Также при внесении данных использовалась государственная информационная система "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (далее - ТИС ТОР НКД). По средствам данной системы созданы 37 предостережений о недопустимости обязательных требований лесного законодательства и 197 профилактических визитов, в том числе проведение которых запланировано в 2024 году. В связи с частыми техническими проблемами в ТИС ТОР НКД не представилось возможным завершение часть запланированных мероприятий через портал, внесение данных о результатах проведенных профилактических мероприятий осуществлялось напрямую во ФГИС ЕРКНМ.
Также в течение года велась работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемых законом ценностям.
Обращения граждан поступают в Министерство на телефон доверия, почтой, на сайт Министерства, а также через иные контрольно-надзорные органы и органы власти по компетенции.
Основными поводами обращения граждан служат такие нарушения требований лесного законодательства, как незаконная рубка лесных насаждений, загрязнение и захламление лесов твердыми коммунальными отходами, нарушение правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, правил заготовки древесины, самовольное использование лесных участков.
Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
По результатам рассмотрения обращений граждан принимаются решения о проведении, в случае необходимости, внеплановых проверок, плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, инспекционных визитов и иных контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с полномочиями.
В случае выявления в ходе контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по обращениям граждан, нарушений, материалы направляются в органы внутренних дел, органы прокуратуры для установления виновных лиц и привлечения их к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
В 2023 году в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) рассмотрено 159 обращений граждан, юридических лиц по фактам нарушения обязательных требований.
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований: сведения о мерах, направленных на устранение нарушений, выявленных в ход контрольных мероприятий по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора).
В 2023 году в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) в Министерство поступило 10 ходатайств от контролируемых лиц о продлении сроков исполнения ранее выданных предписаний, по результатам рассмотрения которых в отношении принято 9 решений о продлении срока исполнения предписаний и 1 отказ.
Отказ вынесен по следующим основаниям. В марте 2021 года при проведении внеплановой документарной проверки установлено, что юридическое лицо допустило нарушение обязательных требований лесного законодательства путем самовольного размещения нежилого помещения (далее - Объект) лесном участке Карпинского лесничества. Также вблизи Объекта на лесном участке размещены три деревянных ангара, оборудованных станками для деревообработки, также на лесном участке размещены пиломатериалы, отходы производства, деревообработки. По результатам проверки выдано предписание о необходимости прекратить использование лесного участка без разрешительных документов, оформить правоустанавливающие документы на земельный участок для размещения и эксплуатации Объекта до 01.09.2021.
В октябре 2021 года в ходе инспекционного визита установлено, что нарушение не устранено. Юридическому лицу выдано аналогичное предписание со сроком исполнения до 28.04.2022.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 срок исполнения предписания, выданного в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ продлен на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица до 28.07.2022.
В 2022 году на основании ходатайств Министерство, руководствуясь часть 1 статьи 93, пунктом 2 части 1 статьи 94 Федерального закона N 248-ФЗ, положениями постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336, дважды продлевало исполнение Предписания (со сроком до 26.12.2023).
При рассмотрении очередного ходатайства Министерством установлен факт использования лесного участка путем размещения Объекта, оборудования для переработки древесины (3 пилорамы), древесины, пиломатериалов, отходов деревообработки и лесопиления. Также учтено факт того, что в 2022 году дважды обращалось в Министерство с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка в целях размещения комплекса зданий и сооружений, в том числе Объекта. Основными причинами для отказа явились отсутствие обоснования испрашиваемой площади и несоответствие схемы на кадастровом плане территории установленным требованиям земельного законодательства.
Для исполнения предписания необходимо прекратить использование Участка, в том числе использование пилорам, размещение пиломатериалов, отходов производства, деревообработки, а также оформить право пользования земельным участком исключительно под Объектом, площадь которого однозначно определена, следовательно у лица отсутствуют обстоятельства препятствующие исполнению предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона N 248-ФЗ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения невозможно в установленные сроки, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа может отсрочить исполнение решения на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение. При рассмотрении данного ходатайства такие обстоятельства не установлены и отказано в продлении срока его исполнения.
Также Министерством в 2023 году в рамках осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) без взаимодействия с контролируемыми лицами проведены 132 выездных обследования.
Типичными нарушениями являются незаконные рубки лесных насаждений, самовольное использование лесных участков и нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, выразившиеся в оставлении заготовленной древесины и порубочных остатков у стены леса.
Всего на территории Свердловской области выявлено 370 нарушений лесного законодательства, вследствие которых причинен вред лесам в размере 707 955 тыс. рублей. Из общего числа нарушений зарегистрировано 211 случаев незаконных рубок лесных насаждений общим объемом 26,5 тыс куб. м.
В целом на территории региона в 2023 году отмечено снижение незаконных рубок и самый низкий их объем за последнее десятилетие. Такая динамика обусловлена постепенным увеличением диапазона дистанционного мониторинга на территории области.
Однако доля незаконных рубок, допущенных лесопользователями при заготовке древесины с нарушением требований к отводу и таксации лесосек, остается значительной. На такой вид нарушений приходится 16,5 тысяч кубических метров или 62% общего объема незаконных рубок.
Как правило, это рубки за пределами лесосеки, в объеме, превышающем разрешенный.
Вред от такого вида незаконных рубок взыскивается как в добровольном, так и в судебном порядке. В регионе сформировалась положительная судебная практика, которая устоялась, в том числе, в Верховном Суде Российской Федерации.
К примеру, одному из предпринимателей в Тугулымском лесничестве в передаче в Верховный Суд отказано. Апелляционной и кассационной инстанциями присужден к возмещению вред за рубку с превышением эксплуатационной площади лесосеки: допущена ошибка в ширине лесосеки, которая имеет разницу с указанной в лесной декларации по всей длине на 7-12 м.
Также арендатору лесного участка на территории Сотринского лесничества в 2023 году к возмещению присужден вред 16,6 мил. рублей - это 3 незаконные рубки за пределами отвода лесосеки, выявлены в ходе дистанционного мониторинга.
Одному из арендаторов Ивдельского лесничества к возмещению присужден вред 4 мил. рублей, также за допущенную рубку с превышением эксплуатационной площади и увеличение ширины технологических проездов.
Лесопользователю Невьянского лесничества по 4 исковым производствам присужден вред 2,3 мил. рублей также за рубки с превышением эксплуатационной площади, при этом доводы арендатора о допущенных математических просчетах судом отклонены.
Всего за незаконную рубку лесных насаждений в 2023 году к уголовной ответственности привлечено 23 лица, к административной - 26 лиц с наложением административных штрафов на сумму 185 тыс. рублей.
Анализ динамики незаконных рубок на территории земель лесного фонда Свердловской области показывает существенное снижение объема такого вида нарушений лесного законодательства (представлен в диаграмме 4).
Диаграмма 4
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 раздела III Плана мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 1 октября 2020 года N 9282п-П11, на территории Свердловской области осуществляется межведомственное взаимодействие государственных лесных инспекторов и правоохранительных органов.
Также в 2023 году в Министерство поступали сведения о нарушении контролируемыми лицами обязательных требований лесного законодательства при использовании земель лесного фонда, при рассмотрении которых с учетом имеющихся ограничений должностными лицами Министерства принимались решения об отказах в возбуждении административных производств по следующим основаниям.
В силу пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 в случае выявления признаков административного правонарушения, состав которого включает в себя нарушения обязательных требований, оценка которых отнесена к предмету контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ, должностные лица контрольно-надзорного органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.
Согласно части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2-3.5 данной статьи и статьей 28.6 КоАП РФ.
Из общего числа отказов в возбуждении административных производств основные вынесены по статьям 8.25, 8.27, 8.32 и 19.7 КоАП РФ (диаграмма 5).
Диаграмма 5
К примеру, в 2023 году лесопользователем при заготовке древесины на территории Таборинского лесничества на основании договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, не выполнено содействие естественному возобновлению леса на площади 93,0 га; уход за лесом (проходные рубки) - 4,0 га; уход за молодняками - 10,0 га.
Указанные действия приводят к нарушениям часть 1 статьи 19, части 5 статьи 62, части 2 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 534, подпункта "а" пункта 6 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.12.2021 N 1024.
Таким образом, таким образом юридическим лицом не соблюдены требования лесного законодательства по воспроизводству лесов, что является противоправным деянием, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.27 КоАП РФ.
Еще одним примером нарушения обстоятельных требований лесного законодательства лесопользователями может послужить анализ сведений о действиях контролируемого лица, которое при проведении работ по заготовке древесины на территории Кушвинского лесничества на основании договоров аренды лесных участков, проектов освоения лесов, получивших положительное заключение экспертизы, и лесных деклараций допустило оставление не вывезенной в установленный срок древесины общим объемом 1190 куб. м лесосеках, не произвело своевременную очистку от порубочных остатков на лесосеках.
Указанные действия приводят к нарушению части 3 статьи 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации, подпунктов "з", "к" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 N 993.
Таким образом, лесопользователем не соблюдены требования лесного законодательства по заготовке древесины, что является противоправным деянием, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
Отдельным блоком нарушений лесного законодательства лесопользования является размещения древесины в местах, не предусмотренных для ее складирования. Данное правонарушение - самовольное использование лесов, и предусматривает административную ответственность статьей 7.9 КоАП РФ.
Вместе с тем Министерством отказано в возбуждении административных производств по вышеназванным правонарушениям в отношении контролируемых лиц в связи с ограничениями установленными пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336.
В 2023 году рамках осуществления федерального государственного лесного контроля приоритетным направлением реализации соблюдения обязательных требований является профилактика.
В ходе осуществления профилактической работы с лицами, осуществляющими использование лесов, проведено более 1000 информирований и консультирований, объявлено 633 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований лесного законодательства, в том числе 163 о недопустимости нарушения требований пожарной безопасности в лесах.
Также следует отметить, что в 2023 году статьей 1 Федерального закона от 04 августа 2023 года N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено право контролируемого лица обратиться в контрольный (надзорный) орган с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита.
В 2023 году из общего числа профилактических визитов 97 проведено на обязательной основе, 73 по инициативе контролируемых лиц.
В целях проведения оценки практики применения Федерального закона N 248-ФЗ, в частности, о проведенных инспекторами профилактических визитов, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - портал Госуслуг) реализован формат взаимодействия и получения обратной связи от бизнеса. В личном кабинете лесопользователя на портале Госулуг реализована возможность направления отказа от профилактического визита и оставления отзыва по результатам его проведения.
Предприниматель может оценить работу инспектора Министерства через анкетирование, которое занимает менее 5 минут (состоит из 10 вопросов).
Профилактика рисков причинения вреда направлена на доведение максимально доступным способом информации об обязательных требованиях до контролируемых лиц и снижение административной нагрузки на бизнес.
III. Взыскание вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства
В 2023 году по результатам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также лесной охраны (патрулирование лесов, дистанционный мониторинг) в 2023 году на территории земель лесного фонда Свердловской области выявлено 370 нарушений лесного законодательства, вследствие которых причинен вред лесам в размере 707 955 тыс. рублей.
Из общего числа нарушений лесного законодательства 211 случай приходится на незаконные рубки лесных насаждений общим объемом 26,5 тыс. куб. м., общий вред лесам от которых составил 4711,7 млн. рублей.
В счет возмещения вреда, в том числе по незаконным рубкам прошлых лет, в добровольном и судебном порядках в местные бюджеты Свердловской области поступило 86,5 млн. рублей, что на 20,4% превышает показатель 2022 года (71,8 млн. рублей).
В диаграмме 6 представлен анализ динамики взыскания вреда от незаконных рубок в период с 2015 по 2023 годы.
Взыскание вреда от незаконных рубок в период с 2015 по 2023 годы
Диаграмма 6
IV. Сведения о направлении в правоохранительные органы материалов по нарушениям, совершенным на землях лесного фонда, содержащие признаки уголовного преступления
В правоохранительные органы в 2023 году передано 198 материалов о лесонарушениях, содержащие признаки уголовного преступления по фактам незаконной рубки лесных насаждений.
По результатам рассмотрения правоохранительными органами данных материалов, а также материалов о незаконных рубках прошлых лет:
возбуждено 117 уголовных дел;
отказано в возбуждении уголовных дел по 143 материалам.
Также в 2023 году получено 4 отказа в возбуждении уголовных дел по фактам загрязнения или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором.
К уголовной ответственности по статье 260 Уголовного кодекса Российской Федерации привлечено 23 лица.
V. Сведения о производстве по делам об административных правонарушениях за нарушения лесного законодательства
В рамках административного производства возбуждено 112 дел об административном правонарушении.
Из органов внутренних дел и прокуратуры поступило на рассмотрение 105 дел об административных правонарушениях.
К административной ответственности привлечено 191 лицо, из них по 21 делу вынесены предупреждения, по 170 делам вынесены постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 4565,2 тыс. рублей.
Из всех наложенных административных штрафов:
на граждан 117 штрафов на сумму 2851,2 тыс. рублей;
на должностных лиц 51 штраф на сумму 1464,0 тыс. рублей;
на юридических лиц 2 штрафа на сумму 250 тыс. рублей.
В рамках административного производства внесено 60 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Основная доля административных правонарушений нарушений требований лесного законодательства приходится:
на нарушение Правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32 КоАП РФ) - 54,1%;
на незаконные рубки, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников. лиан (статья 8.28 КоАП РФ) - 15,3%;
на нарушение правил санитарной безопасности в лесах (статья 8.31 КоАП РФ) - 12,9%.
В сравнении с прошлым годом на 51% снизилось число лиц, привлеченных к административной ответственности. Данное снижение обусловлено, принятыми решениями об отказе возбуждения дел об административных правонарушениях в соответствии с ограничениями, введенными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336.
Вместе с тем следует отметить, что из указанного числа привлеченных к ответственности лиц только 69 являются контролируемыми лицами, привлечены к ответственности на основании материалов, поступивших из правоохранительных органов и органов прокуратуры.
Из наложенных 170 административных штрафов взыскано 133 штрафа на общую сумму 3117,2 тыс. рублей, что составляет 78,2% от общего количества наложенных административных штрафов и 68,3% от общей суммы наложенных штрафов. Наибольшая задолженность в размере 810 тыс. рублей имеется по административным штрафам, наложенным по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
В 2023 году в целях возбуждения исполнительного производства в Федеральную службу судебных приставов направлены соответствующие документ по 26 делам для взыскания административных штрафов на общую сумму 747,5 тыс. рублей, на конец года в Министерство поступили сведения о возбуждении 9 исполнительных производств.
На 31.12.2023 судебными приставами взыскано 7 административных штрафов на общую сумму 183,3 тыс. рублей.
Распределение количества и суммы наложенных административных штрафов по статьям КоАП РФ (по сведениям отчета по форме 8-ОИП, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.03.2022 N 144) показано в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Назначено административных штрафов |
||
на физических лиц |
на должностных лиц |
на юридических лиц |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего административных правонарушений |
ед. |
117 |
51 |
2 |
тыс. руб. |
2851,2 |
1464,0 |
250,0 |
|
в том числе: Самовольное занятие лесных участков (статья 7.9 КоАП РФ) |
ед. |
6 |
5 |
1 |
тыс. руб. |
80,0 |
250,0 |
200,0 |
|
нарушение правил использования лесов (статья 8.25 КоАП РФ) |
ед. |
3 |
2 |
1 |
тыс. руб. |
2,2 |
20 |
50,0 |
|
в том числе: нарушение правил заготовки древесины (часть 1 статьи 8.25 КоАПРФ) |
ед. |
2 |
2 |
1 |
тыс. руб. |
2,0 |
20,0 |
50,0 |
|
нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений (часть 3 статьи 8.25 КоАП РФ) |
ед. |
1 |
|
|
тыс. руб. |
0,2 |
|
|
|
самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (статья 8.26 КоАП РФ) |
ед. |
2 |
|
|
тыс. руб. |
1,0 |
|
|
|
самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов (часть 2 статьи 8.26 КоАП РФ) |
ед. |
2 |
|
|
тыс. руб. |
1,0 |
|
|
|
нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению (статья 8.27 КоАП РФ) |
ед. |
|
3 |
|
тыс. руб. |
|
15,0 |
|
|
незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (статья 8.28 КоАП РФ) |
ед. |
22 |
4 |
|
тыс. руб. |
75,0 |
110,0 |
|
|
незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (часть 1 статьи 8.28 КоАП РФ) |
ед. |
13 |
3 |
|
тыс. руб. |
39,0 |
60,0 |
|
|
незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 2 статьи 8.28 КоАП РФ) |
ед. |
9 |
|
|
тыс. руб. |
36,0 |
|
|
|
приобретение, хранение, перевозку или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (часть 3 статьи 8.28 КоАП РФ) |
ед. |
|
1 |
|
тыс. руб. |
|
50,0 |
|
|
нарушение правил санитарной безопасности в лесах (статья 8.31 КоАП РФ) |
ед. |
13 |
9 |
|
тыс. руб. |
7,0 |
9,0 |
|
|
нарушение правил санитарной безопасности в лесах (часть 1 статьи 8.31 КоАП РФ) |
ед. |
3 |
9 |
|
тыс. руб. |
7,0 |
9,0 |
|
|
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32 КоАП РФ) |
ед. |
64 |
28 |
|
тыс. руб. |
2360,0 |
1060,0 |
|
|
в том числе: нарушение правил пожарной безопасности в лесах (часть 1 статьи 8.32 КоАП РФ) |
ед. |
4 |
20 |
|
тыс. руб. |
60,0 |
600,0 |
|
|
нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима (часть 3 статьи 8.32 КоАП РФ) |
ед. |
58 |
8 |
|
тыс. руб. |
2200,0 |
460,0 |
|
|
нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (часть 4 статьи 8.32 КоАП РФ) |
ед. |
2 |
|
|
тыс. руб. |
100,0 |
|
|
|
Уклонение от исполнения административного наказания (часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ) |
ед. |
7 |
|
|
тыс. руб. |
326,0 |
|
|
VI. Предложения по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
Федеральный закон N 248-ФЗ предусматривает основные направления реформирования государственного и муниципального контроля, однако, в ходе реализации положений закона нами были выявлены некоторые противоречия.
Федеральным законом N 248-ФЗ предусмотрено 9 видов контрольно-надзорных мероприятий: 7 мероприятий со взаимодействием с контролируемыми лицами (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка) и 2 мероприятия без взаимодействия (наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование).
Перечень видов контрольных (надзорных) мероприятий, которые применяются при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора), установлен Положением.
Между тем, Положением не предусмотрено проведение на внеплановой основе документарных проверок (пункт 35 Положения), что в ряде случаев делает невозможным проверку предписаний (например, если в ходе проверки исполнения предписания требуется лишь рассмотрение документов без выезда на лесной участок путем направления соответствующего запроса контролируемому лицу).
В силу специфики осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора), а именно, удаленности и труднодоступности расположения предмета контроля (лесных участков), государственный лесной инспектор практически лишен возможности реализации части 5 статьи 70 Федерального закона N 248-ФЗ, согласно которой срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день. Кроме того, сведения о составлении документов по итогам контрольных (надзорных) действий должны быть внесены в Единый реестр контрольных и надзорных мероприятий в течение суток с момента осуществления действия (постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415").
Полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в статью 70 Федерального закона N 248-ФЗ, в части установления возможности составления акта инспекционного визита в течение одного рабочего дня со дня проведения мероприятия.
Соответствующие изменения необходимо внести в вышеназванные Правила.
Следует отметить, что при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, таких как инструментальное обследование, осмотр, досмотр, отбор проб и образцов требуется обязательное применение видеозаписи, однако отсутствует порядок хранения видеозаписи.
В связи с активной цифровизацией контрольной (надзорной) деятельности существует острая необходимость повышения квалификации должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор). Программы обучения с учетом цифровизации области должны быть включены в образовательные программы высших учебных заведений.
В целях снижения незаконных рубок лесных насаждений, существует необходимость установления дополнительной санкции за правонарушения, предусмотренные за нарушения правил использования лесов (статьями 8.25, 8.28 КоАП РФ) в виде административного приостановление деятельности.
Также в рамках осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) в настоящее время отсутствует возможность возбуждения дел об административных правонарушении, предусмотренных статьей 8.32 КоАП РФ, без проведения соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия.
Частью 3.1 статьи 28.1 КоАП предусмотрено, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2-3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 "О государственном лесном контроле (надзоре)" предусмотрено, что при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора), предметом которого является пресечение и выявление нарушений требований лесного законодательства, в том числе требований пожарной безопасности в лесах, при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка.
В соответствии со статьями 70, 71, 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" внеплановые инспекционный визит, рейдовый осмотр, выездная проверка могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона.
Таким образом, организация внепланового контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом при выявлении нарушений требований правил пожарной безопасности в лесах предполагает определенные временные затраты, в то время как принятие соответствующих мер по обеспечению пожарной безопасности в лесах является безотлагательным.
К одной из действенных мер, в данном случае, относится привлечение лица, допустившего нарушение требований пожарной безопасности в лесах, к административной ответственности с применением и наказания, и внесения представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушения.
В связи с этим, считаем целесообразным дополнить статью 28.1 КоАП частью 3.6, изложив в следующей редакции: "3.6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.32 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выявлены в ходе мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, связанных с причинением вреда лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения требований пожарной безопасности в лесах, разрешение которых отнесено к компетенции органов, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор).".
Возможность возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.32 настоящего Кодекса, без проведения контрольных (надзорных) мероприятий при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, выявленных в ходе мероприятий по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, позволит пресечь нарушения требований пожарной безопасности в лесах, имеющие угрозу возникновения пожарной опасности, такие как:
несвоевременное выполнение или невыполнение лицами, осуществляющими
использование лесов (арендаторами лесных участков), мероприятий по противопожарному обустройству лесов и обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров;
несвоевременное проведение или некачественное проведение очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков;
несоблюдение требований при складировании заготовленной древесины;
несоблюдение требований при устройстве мест отдыха, туристских стоянок и проведении других массовых мероприятий;
несоблюдение требований по содержанию полос отвода автомобильных дорог, полос отвода и охранных зон вдоль трубопроводов и линейных объектов, проходящих через лесные массивы;
несоблюдение требований по содержанию территорий, отведенных под буровые скважины и другие сооружения при выполнении работ по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых.
Кроме того, считаем необходимым увеличить срок давности привлечения к административной ответственности и обеспечения возможности проведения административного расследования в рамках производства по делам об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны собственности, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.
Объективными причинами, обосновывающими необходимость увеличения срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ, являются сложность при сборе доказательной базы, в том числе установления личности виновного лица, требующее значительных временных затрат, а также сложность при обжаловании решений, вынесенных судами общей юрисдикции при пересмотре постановлений о назначении административных наказаний в связи с тем, что суды прекращают производство по делу по истечении сроков давности привлечения к ответственности.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ составляет 60 календарных дней со дня совершения административного правонарушения.
Для установления факта нарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, необходимы процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, в том числе получение данных о лице, производящем работы на самовольно занятом и используемом лесном участке.
При анализе данных о рассмотрении дел об административных правонарушениях по статье 7.9 КоАП РФ установлено, что в период с 2018 по 2023 годы в отношении 27% дел вынесены решения о прекращении административных производств в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, а по 7% - отказано в возбуждении по тем же основаниям.
Также для проведения оценки практики применения Федерального закона N 248-ФЗ, в частности, о проведенных инспекторами контрольных (надзорных) органов профилактических визитов, на портале Госуслуг реализован формат взаимодействия и получения обратной связи от бизнеса. Вместе с тем, контрольный надзорный не получает данную обратную связь. Получение такой обезличенной информации позволит Министерству выявить положительные и отрицательные отзывы об осуществлении федерального государственного лесного контроля и внести соответствующие коррективы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 4 марта 2024 г. N 245 "Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) за 2023 год"
Вступает в силу с 4 марта 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (http://mprso.midural.ru) 4 марта 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 5 марта 2024 г.