Во исполнение части 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", руководствуясь Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7, приказываю:
1. Утвердить доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) за 2023 год (прилагается).
2. Настоящий приказ опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области В.Ю. Русинову.
Министр |
Д.М. Мамонтов |
Утвержден
приказом Министерства природных
ресурсов и экологии
Свердловской области
от 29.02.2024 N 234
"Об утверждении доклада о результатах
обобщения правоприменительной практики
Министерства природных ресурсов и экологии
Свердловской области при осуществлении
регионального государственного экологического
контроля (надзора) за 2023 год"
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) за 2023 год
Анализ правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) включает вопросы правоприменительной практики организации и проведения регионального государственного экологического контроля (надзора) и правоприменительной практики соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды.
В настоящем докладе о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) за 2023 год (далее - Доклад) проанализирована и дана оценка деятельности Министерства при осуществлении данного вида контроля (надзора), исходя из задач, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, водного законодательства.
1. В связи с ограничениями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2023 год не составлялся.
2. В анализируемый период проведено 3 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятия (далее - КНМ), в том числе 1 инспекционный визит (по согласованию с прокуратурой Свердловской области) и 2 внеплановые выездные проверки. Основаниями для проведения таких мероприятий являлись:
- поступившие в Министерство материалы из органов полиции, содержащие факты возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде - 1 случай;
- требования органов прокуратуры - 2 случая.
В 2023 году в прокуратуру Свердловской области направлялось 2 заявления о согласовании проведения внепланового выездного КНМ по соблюдению требований в области охраны окружающей среды. В согласовании 1 проверки прокуратурой отказано по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 5 части 8 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном контроле).
3. Разработка и издание приказов о проведении КНМ осуществлялись в строгом соответствии с требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (далее - Приказ N 151).
4. При выборе формы проведения КНМ учитывались основания его проведения, целесообразность присутствия при проведении мероприятия на объектах хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, их характеристика, степень негативного воздействия таких объектов на окружающую среду.
5. Срок проведения плановых КНМ, указываемый в решениях об их проведении, составлял по установленным правилам не более 10-ти рабочих дней, инспекционного визита - 1 день и исчислялся должностными лицами Министерства, проводившими КНМ, в соответствии с требованиями главы 4 постановления Правительства Свердловской области от 16.09.2021 N 597-ПП "О региональном государственном экологическом контроле (надзоре)" (далее - Постановление N 597-ПП).
6. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении КНМ определены положениями статьи 36 Закона о государственном контроле, которые неукоснительно соблюдались должностными лицами Министерства, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Свердловской области.
7. Результаты КНМ оформлялись в виде актов КНМ в соответствии с требованиями, установленными статьей 58 Постановления N 597-ПП, по форме, утвержденной Приказом N 151.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктом 58"
В случае выявления при проведении КНМ, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды принимались меры по их пресечению в рамках установленной компетенции.
К таким мерам относятся:
1) выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
2) направление информации в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы прокуратуры, иные правоохранительные органы;
3) возбуждение производств по делам об административных правонарушениях;
4) рассмотрение дел об административных правонарушениях и вынесение в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), процессуальных решений.
8. В рамках статьи 56 Закона о государственном контроле должностными лицами Министерства проводились выездные обследования земельных участков, акваторий водоемов на основании заданий, выданных в порядке, установленном приказом Министерства от 25.04.2017 N 432 "Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и Порядка оформления результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями".
В соответствии с решением заместителя Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области от 27.03.2023 N 12-06-01/11 "Об утверждении графика проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах, особо охраняемых природных территориях Свердловской области на II - III кварталы 2023 года" проведено 50 выездных обследований.
9. Работа с обращениями граждан, содержащими сведения о нарушениях обязательных требований в области охраны окружающей среды, причинении вреда или угрозе причинения вреда окружающей среде, проводилась в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
Отделами регионального государственного контроля (надзора) в 2023 году рассмотрено 874 обращения, из которых 384 обращения послужили основаниями для проведения КНМ без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с требованиями Закона N 59-ФЗ сроки рассмотрения обращений граждан не превышали 30-ти дней.
10. В 2023 году юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, граждане привлекались Министерством к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области охраны собственности, охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренных главами 7, 8 КоАП РФ. В отношении лиц, допустивших административные правонарушения против порядка управления, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, возбуждались производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главами 19, 20 КоАП РФ.
За указанный период возбуждено 30 дел об административном правонарушении, рассмотрено 909 административных дел с учетом материалов, поступивших из правоохранительных органов, и дел, рассмотренных мировыми судьями. В 333 случаях вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа. В 80 случаях в порядке, установленном статьей 4.1.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Сумма наложенных административных штрафов составила 6115,5 тыс. рублей, в том числе:
- на юридических лиц - 2150,5 тыс. рублей;
- на должностных лиц - 1337,5 тыс. рублей;
- на индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица - 2388,2 тыс. рублей;
- на граждан - 239,3 тыс. рублей.
Общая сумма взысканных штрафов составила 4899,67 тыс. рублей (80,1%).
11. Степень тяжести совершенных правонарушений в области охраны окружающей среды оценивалась, как правило, по количеству составов административных правонарушений, которые содержит одно совершенное действие (бездействие), возможности наступления негативных последствий для природной среды и нанесения ущерба природным ресурсам.
При выборе вида ответственности должностные лица Министерства, рассматривающие дела об административных правонарушениях, руководствовались:
1) общими правилами назначения административного наказания;
2) возможностью квалифицировать допущенное правонарушение как малозначительное;
3) законодательно урегулированной возможностью замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением;
4) обстоятельствами, смягчающими или отягчающими административную ответственность;
5) количеством совершенных административных правонарушений;
6) иными, предусмотренными КоАП РФ, требованиями.
Предложения по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности
Предложения по результатам осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) отсутствуют.
Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
В 2023 году Министерством проведено 1 внеплановое КНМ (инспекционный визит) и 85 профилактических визитов в области обращения с отходами, рассмотрено 446 обращений граждан, организаций, государственных органов, материалов средств массовой информации (далее - СМИ) о фактах нарушений в области обращения с отходами. При рассмотрении поступивших обращений проведено 218 выездных обследований территорий и земельных участков.
По результатам КНМ выявлено 239 нарушений требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, выдано 1 предписание об устранении нарушений, объявлено 286 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области обращения с отходами.
Основное количество нарушений в области обращения с отходами допущено на территории Горнозаводского управленческого округа Свердловской области - 90.
В ходе проведения КНМ, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлено, что типичными нарушениями обязательных требований в области обращения с отходами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являлись:
1) осуществление сброса отходов на почву;
2) отсутствие оборудованных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации мест для накопления отходов I-V классов опасности, в том числе жидких коммунальных отходов;
3) отсутствие договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
За правонарушения в указанной сфере юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели и граждане, в том числе по материалам прокуратур и органов полиции, привлекались к административной ответственности по:
1) части 1 статьи 8.2 КоАП РФ - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, в 289 случаях в виде штрафов на общую сумму 4746,7 тыс. рублей и в 71 случае - в виде предупреждений;
2) части 2 статьи 8.2 КоАП РФ - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, в 1 случае в виде штрафа на сумму 50,0 тыс. рублей;
3) части 3.3 статьи 8.2 КоАП РФ - загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, совершенное с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, в 5 случаях в виде штрафов на общую сумму 210,0 тыс. рублей и в 1 случае - в виде предупреждения.
Также Министерством в 2023 году 45 дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, поступившие из правоохранительных органов и органов прокуратуры, перенаправлялись в городские и районные суды на рассмотрение по подведомственности, в том числе для решения вопроса об административном приостановлении деятельности.
По результатам рассмотренных дел судами в 4 случаях приняты решения об административном приостановлении деятельности, в 17 случаях вынесены наказания в виде штрафов на общую сумму 528,0 тыс. рублей и в 3 случаях - в виде предупреждений.
В 2023 году в прокуратуру Свердловской области направлялось 1 заявление о согласовании проведения внепланового КНМ (инспекционного визита) по соблюдению требований в области охраны окружающей среды, обращения с отходами в отношении индивидуального предпринимателя О.
Результаты указанного КНМ показали следующее.
В ходе проведения внепланового инспекционного визита на основании материалов межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МО МВД России) "Нижнесергинский" в отношении индивидуального предпринимателя О., осуществляющего деятельность по деревообработке на территории Бисертского городского округа Нижнесергинского района Свердловской области, выявлено 1 нарушение в части несоблюдения требований при накоплении отходов опилок натуральной чистой древесины вне специально оборудованной площадки, имеющей твердое покрытие. По результатам КНМ с целью устранения нарушения выдано 1 предписание, индивидуальный предприниматель О. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа на сумму 50,0 тыс. рублей. Штраф оплачен в установленный срок в полном объеме.
Должностные лица Министерства приняли участие в 74 проверках, проводимых органами прокуратуры, полиции.
В 2023 году результаты КНМ без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями показали следующее.
1) Результатами выездного обследования по обращению Администрации Тагилстроевского района г. Нижний Тагил о выгрузке водителем автомобиля с эмблемой АО "Облкоммунэнерго" отходов производства в микрорайоне Рудник им. III Интернационала в районе коллективных садов "Горняк-1" и "Горняк-2" выявлен сброс на рельеф местности древесных отходов. Согласно сведениям отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МУ МВД России) "Нижнетагильское" владельцем грузового транспортного средства являлось АО "Облкоммунэнерго", в адрес которого направлена информация о необходимости ликвидировать указанную свалку.
Письмом филиала "Тагилэнергосети" сообщено о проведении субботника на указанной территории, ее полной очистке. Отходы на городской полигон ООО "Тагилспецтранс" в количестве 12,54 тонны с очищенной территории были переданы водителем грузового транспортного средства Н., допустившим их сброс на рельеф местности.
Также по вышеуказанному факту отделом полиции (далее - ОП) N 19 МУ МВД России "Нижнетагильское" возбуждено дело об административном правонарушении в отношении физического лица Н., по результатам рассмотрения которого Министерством вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 2,0 тыс. рублей.
2) На основании графика проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах, а также ввиду сложившейся пожароопасной ситуации в пос. Сосьва, в период с мая по август 2023 года на территории поселка проведено 6 выездных обследований, из них: 3 - по обращению граждан и администрации Сосьвинского городского округа, 3 - на основании графика проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах. На 6 исследуемых участках выявлены нарушения законодательства в области обращения с отходами:
- в районе бывшего деревообрабатывающего комбината по ул. Ленина, 1 в пос. Сосьва установлено, что свалка отходов деревообработки на площади около 4050 кв. м, выявленная в 2020 году, не ликвидирована по настоящее время. Вывоз отходов на данный земельный участок продолжается. Информация направлена в Администрацию Сосьвинского городского округа (далее - Администрация) для организации работы по сбору и вывозу отходов с загрязненной территории и принятия мер в рамках установленных полномочий, МО МВД России "Серовский" для установления лиц, допустивших сброс отходов на почву и привлечении их к административной ответственности и Серовскую городскую прокуратуру. МО МВД России "Серовский" вынесено определение об отказе в возбуждении административного производства, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ. Информация о принятых мерах из Администрации и Серовской городской прокуратуры в адрес Министерства не поступала;
- на территории земельного участка по ул. Гагарина, между жилыми домами N 10 и 12 и по ул. Виктора Романова 147-150 в пос. Сосьва на площади 5500 кв. метров выявлены отходы горбыля и опила. Информация направлена в Администрацию, МО МВД России "Серовский" и Серовскую городскую прокуратуру. Из поступившей от Администрации информации следует, что ликвидация выявленных отходов не возможна, в связи с отсутствием мест временного их складирования. По факту накопления отходов горбыля по ул. Гагарина, между жилыми домами N 10 и 12 в пос. Сосьва МО МВД России "Серовский" в отношении физического лица возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ. Должностным лицом Министерства в отношении виновного лица вынесено постановление о назначении административного наказания на сумму 2,0 тыс. рублей. Из органов прокуратуры ответ не поступал;
- на территории по направлению на северо-запад от жилого дома 147 по ул. Виктора Романова в пос. Сосьва у забора земельного участка с кадастровым номером 66:23:2001001:443, около кладбища и на противоположной стороне на площади около 2500 кв. м выявлены отходы щепы и опила. Кроме того, на земельном участке по ул. Дорожная в пос. Сосьва (за кафе-гостиницей "Дорожник") установлено, что выявленные в 2022 году отходы деревообработки сгорели при пожаре 25.04.2023. Вместе с тем, зафиксированы свежие навалы отходов горбыля и опила. Информация по указанным фактам направлена в Администрацию, МО МВД России "Серовский" и Серовскую городскую прокуратуру. Администрацией меры по уборке не приняты, информация о принятых мерах из органов полиции и прокуратуры в Министерство не поступала;
- участок грунтовой дороги, соединяющей ул. Пионерская, 149 и ул. Митина, 144а в пос. Сосьва, протяженностью около 557 м, засыпан древесным опилом с примесью коры и обрезков древесины. Материалы обследования направлены в Администрацию, в ОП N 18 МО МВД России "Серовский". Информация о принятых мерах из органов полиции и Администрации не поступала.
В 2023 году обжаловались следующие постановления о назначении административных наказаний, вынесенные должностными лицами Министерства.
1) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденного Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - УМВД России) по г. Екатеринбургу, Министерством в отношении физического лица вынесено постановление о прекращении производства.
Считая постановление незаконным и подлежащим отмене органом полиции на постановление подана жалоба в Кировский районный суд г. Екатеринбурга. Решением суда жалоба удовлетворена, постановление отменено и возвращено на новое рассмотрение. Не согласившись с данным решением Министерством подана жалоба в Свердловский областной суд. Свердловским областным судом решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в районный суд, в связи с тем, что при принятии к производству судьей районного суда жалобы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, были нарушены правила, установленные частью 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ. При повторном рассмотрении Кировским районным судом г. Екатеринбурга жалоба возвращена в УМВД России по г. Екатеринбургу без рассмотрения.
2) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденного ОП N 14 УМВД России по г. Екатеринбургу, физическое лицо за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления отходов (отработанных автомобильных шин и двигателей) вне специально оборудованной площадки с твердым покрытием, защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров, привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным и подлежащим отмене физическим лицом поданы жалобы в Кировский районный суд г. Екатеринбурга, Свердловский областной суд, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции. Решениями судов постановление остановлено без изменения, жалобы - без удовлетворения.
3) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденном МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и пос. Уральский, в 2022 году индивидуальный предприниматель Ш. за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления покрышек автомобильных отработанных вне специально оборудованных мест на открытой площадке непосредственно на почве в отсутствии их укрытия влагостойкими материалами, привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным и подлежащим отмене Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой на указанное постановление в Новоуральский городской суд принесен протест. Материалы дела перенаправлены в Ленинский районный суд г. Нижний Тагил. Решением суда постановление оставлено без изменения, протест - без удовлетворения. На решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил прокуратурой принесен протест. В 2023 году решением Свердловского областного суда постановление Министерства, решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил оставлены без изменения, протест - без удовлетворения.
4) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденном МО МВД России "Невьянский", в 2022 году индивидуальный предприниматель М. за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления опила натуральной чистой древесины вне специально оборудованных мест привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным и подлежащим отмене Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой на указанное постановление в Невьянский городской суд принесен протест. Материалы дела перенаправлены в Ленинский районный суд г. Нижний Тагил. В 2023 году решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил постановление оставлено без изменения, протест - без удовлетворения.
5) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденном МО МВД России "Невьянский", в 2022 году индивидуальный предприниматель X. за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления покрышек автомобильных отработанных вне специально оборудованных мест непосредственно на почве привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным и подлежащим отмене предпринимателем на постановление подана жалоба в Арбитражный суд Свердловской области. Материалы дела перенаправлены в Ленинский районный суд г. Нижний Тагил. В 2023 году решением суда постановление оставлено без изменения, в удовлетворении жалобы отказано.
6) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденном МО МВД России "Невьянский", в 2023 году индивидуальный предприниматель А. за нарушение требований при обращении с отходами накопления прочих несортированных древесных отходов из натуральной чистой древесины без специально оборудованной площадки с твердым покрытием, повлекшее сброс отходов на почву, привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным и подлежащим отмене предпринимателем на постановление подана жалоба вышестоящему должностному лицу. В ходе досудебного обжалования решением вышестоящего должностного лица Министерства постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием доказательств вины в совершении административного правонарушения.
7) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденного МУ МВД России "Нижнетагильское", должностное лицо ООО "Гальянская управляющая компания" за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления шин пневматических автомобильных отработанных привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным должностное лицо подало жалобу в Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила. Определением суда жалоба оставлена без рассмотрения в связи в пропуском срока ее подачи, отсутствием ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
8) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденного МУ МВД России "Нижнетагильское", ООО УК "Жилищно-коммунальное управление" за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления шин пневматических автомобильных отработанных вне специально оборудованных мест на открытой площадке непосредственно на почве привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей. В ходе досудебного обжалования решением вышестоящего должностного лица Министерства постановление оставлено без изменения.
Считая постановление незаконным ООО УК "Жилищно-коммунальное управление" в дальнейшем оспаривало привлечение к административной ответственности в суде. Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила, оставленным без изменения решением Свердловского областного суда, постановление оставлено без изменения, в удовлетворении жалобы отказано.
9) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденного МУ МВД России "Нижнетагильское", ООО Коммунальная служба "Мой дом" за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления шин пневматических автомобильных отработанных вне специально оборудованных мест на открытой площадке непосредственно на почве привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным ООО Коммунальная служба "Мой дом" оспаривало привлечение к административной ответственности в суде. Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила постановление оставлено без изменения, в удовлетворении жалобы отказано. На решение суда обществом подана жалоба в Свердловский областной суд. По состоянию на 31 декабря 2023 года материалы дела находятся на рассмотрении в суде.
10) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденного МУ МВД России "Нижнетагильское", ООО "Управляющая компания "ЖЭУ N 1" за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления шин пневматических автомобильных отработанных вне специально оборудованных мест на открытой площадке непосредственно на почве привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным ООО "Управляющая компания "ЖЭУ N 1" подало жалобу в Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила. Решением суда постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения. На решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил обществом подана жалоба. Определением Свердловского областного суда производство по жалобе прекращено в связи с нарушением требований процессуального законодательства при ее подаче.
11) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденного МУ МВД России "Нижнетагильское", ООО "Управляющая компания СтройСервис" за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления шин пневматических автомобильных отработанных вне специально оборудованных мест на открытой площадке непосредственно на почве привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным ООО "Управляющая компания СтройСервис" оспаривало привлечение к административной ответственности в суде. Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила, оставленным без изменения решением Свердловского областного суда, постановление оставлено без изменения, в удовлетворении жалобы отказано.
12) Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой в Ленинский районный суда г. Нижнего Тагила принесен протест на определение должностного лица Министерства о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и материалов дела по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя В. для устранения недостатков. Определением суда определение оставлено без изменения, протест - без удовлетворения.
13) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденного Прокуратурой ЗАТО г. Лесной, в отношении индивидуального предпринимателя Т. за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления автомобильных шин производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.2 КоАП РФ.
Считая постановление незаконным и подлежащим отмене Прокуратурой ЗАТО г. Лесной на указанное постановление в городской суд г. Лесного суд принесен протест.
Материалы дела перенаправлены в Ленинский районный суд г. Нижний Тагил. Решением суда постановление оставлено без изменения, протест - без удовлетворения.
14) По материалам дел об административных правонарушениях, возбужденных МУ МВД России "Нижнетагильское", должностное лицо ООО УК "Жилищно-коммунальное управление" за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления шин пневматических автомобильных отработанных привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафов на общую сумму в размере 60,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным должностное лицо подало жалобу в Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила. По состоянию на 31 декабря 2023 года материалы дела находятся на рассмотрении в суде.
15) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденного МУ МВД России "Нижнетагильское", ООО Управляющая компания "Дружба" за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления шин пневматических автомобильных отработанных вне специально оборудованных мест на открытой площадке непосредственно на почве привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным ООО Управляющая компания "Дружба" направлена жалоба в Ленинский районный суд г. Нижнего Тагил. По состоянию на 31 декабря 2023 года материалы дела находятся на рассмотрении суда.
16) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденного МУ МВД России "Нижнетагильское", индивидуальный предприниматель С. за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления шин пневматических автомобильных отработанных вне специально оборудованных мест на открытой площадке непосредственно на почве привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным предпринимателем направлена жалоба в Ленинский районный суд г. Нижнего Тагил. По состоянию на 31 декабря 2023 года материалы дела находятся на рассмотрении суда.
17) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденного
МУ МВД России "Нижнетагильское", ООО Коммунальная служба "Мой дом" за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления шин пневматических автомобильных отработанных вне специально оборудованных мест на открытой площадке непосредственно на почве привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,1 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным ООО Коммунальная служба "Мой дом" оспаривало привлечение к административной ответственности в суде. Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила постановление оставлено без изменения, в удовлетворении жалобы отказано. На решение суда обществом подана жалоба в Свердловский областной суд. По состоянию на 31 декабря 2023 года материалы дела находятся на рассмотрении в суде.
18) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденного МУ МВД России "Нижнетагильское", ООО "Управляющая компания Содружество" за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления шин пневматических автомобильных отработанных вне специально оборудованных мест на открытой площадке непосредственно на почве привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным ООО "Управляющая компания Содружество" направлена жалоба в Ленинский районный суд г. Нижнего Тагил. По состоянию на 31 декабря 2023 года материалы дела находятся на рассмотрении суда.
19) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденного МУ МВД России "Нижнетагильское", должностное лицо товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) "Красноармейская 84" за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления шин пневматических автомобильных отработанных вне специально оборудованных мест на открытой площадке непосредственно на почве привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10.0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным должностным лицом ТСЖ "Красноармейская 84" направлена жалоба в Ленинский районный суд г. Нижнего Тагил. По состоянию на 31 декабря 2023 года материалы дела находятся на рассмотрении в суде.
20) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденного МУ МВД России "Нижнетагильское", ООО "Управляющая компания "ПРОдвижение" за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления шин пневматических автомобильных отработанных вне специально оборудованных мест на открытой площадке непосредственно на почве привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным ООО "Управляющая компания "ПРОдвижение" направлена жалоба в Ленинский районный суд г. Нижнего Тагил. По состоянию на 31 декабря 2023 года материалы дела находятся на рассмотрении в суде.
21) По материалам МО МВД России "Байкаловский" должностное лицо ГАУЗ СО "Байкаловская центральная районная больница" за нарушение требований при обращении с отходами в части сброса (слива) жидких бытовых отходов на почву с использованием ассенизаторской автоцистерны вне специализированного объекта размещения отходов, внесенного в государственный реестр объектов размещения отходов, привлечено к административной ответственности по части 3.3 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 60.0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным и необоснованным должностное лицо обратилось с жалобой в Ирбитский районный суд Свердловской области. Решением Ирбитского районного суда жалоба должностного лица удовлетворена, постановление должностного лица Министерства изменено в части суммы административного штрафа на 30,0 тыс. рублей.
22) По материалам МО МВД России по Талицкому району индивидуальный предприниматель Д. за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления (складирования) отходов производства на почве в отсутствии обустроенной площадки привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным и необоснованным индивидуальный предприниматель обратился с жалобой в Ирбитский районный суд Свердловской области. Решением суда постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
23) По материалам Артемовской городской прокуратуры должностное лицо - Глава Артемовского городского округа, за нарушение требований при обращении с отходами в части несанкционированного размещения твердых бытовых отходов в водоохранной зоне реки Бобровка привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным и подлежащим отмене должностное лицо обратилось с жалобой в Ирбитский районный суд Свердловской области. Решением Ирбитского районного суда, оставленным без изменения решением Свердловского областного суда, постановление оставлено без изменения, в удовлетворении жалобы отказано. Решением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции постановление и решения нижестоящих судов отставлены без изменений, жалоба - без удовлетворения.
24) По материалам прокуратуры Туринского района в отношении должностного лица - Главы Туринского городского округа, за нарушение требований при обращении с отходами в части отсутствия заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с кладбищ с региональным оператором вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Считая постановление незаконным и необоснованным прокурором внесен протест в Ирбитский районный суд Свердловской области в части отмены вынесенного постановления и направления дела на новое рассмотрение. Ирбитским районным судом усмотрено, что в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении не дана правовая оценка бездействию Главы Туринского городского округа, не обеспечившего финансирование сельских управлений в целях заключения договоров с региональным оператором на оказание услуг по обращению с отходами. Решением Ирбитского районного суда протест прокуратуры Туринского района удовлетворен, постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Министерство. Не согласившись с решением Ирбитского районного суда должностным лицом Министерства, а также Главой Администрации Туринского городского округа поданы апелляционные жалобы на решение районного суда в Свердловский областной суд. Решением Свердловского областного суда решение Ирбитского районного суда оставлено без изменения, жалобы - без удовлетворения. Материалы административного дела направлены на новое рассмотрение в Министерство. При повторном рассмотрении материалов дела в отношении должностного лица - Главы Туринского городского округа, по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ должностным лицом Министерства вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
25) По материалам, поступившим из МО МВД России "Краснотурьинский", индивидуальный предприниматель за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления отходов натуральной чистой древесины вне отведенных и оборудованных в соответствии с действующим законодательством местах, привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным, предприниматель обратился с жалобой в суд. Решением Краснотурьинского городского суда постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
26) При рассмотрении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя, поступившего из Серовской городской прокуратуры, принято решение о направлении постановления и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности в Серовский районный суд для решения вопроса об административном приостановлении деятельности.
Постановлением судьи Серовского районного суда предприниматель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения. Усмотрев в постановлении суда нарушение процессуальных требований при назначении наказания, Министерством направлена жалоба в Свердловский областной суд, по результатам рассмотрения которой постановление районного суда отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд. При повторном рассмотрении Серовским районным судом предприниматель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
27) По материалам, поступившим из МО МВД России "Серовский", индивидуальный предприниматель за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления отходов натуральной чистой древесины вне отведенных и оборудованных в соответствии с действующим законодательством местах, привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным, предприниматель обратился с жалобой в суд. Решением Краснотурьинского городского суда, оставленным без изменения решением Свердловского областного суда, постановление оставлено без изменения, в удовлетворении жалобы отказано.
28) По материалам ОП N 32 МО МВД России "Краснотурьинский" должностное лицо - директор ООО "ЛесСервис" за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления отходов натуральной чистой древесины вне отведенных и оборудованных в соответствии с действующим законодательством местах, привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Считая постановление незаконным и подлежащим отмене прокурором города Карпинска на указанное постановление в Краснотурьинский городской суд принесен протест с ходатайством о восстановлении пропущенного срока для обжалования. Определением суда ходатайство прокурора оставлено без удовлетворения. В дальнейшем Свердловским областным судом определение городского суда отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
По результатам нового рассмотрения решением Краснотурьинского городского суда постановление Министерства отменено с прекращением производства. На вынесенное решение Министерством направлена жалоба в Свердловский областной суд, по результатам рассмотрения которой решение городского суда отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
Решением Краснотурьинского городского суда постановление должностного лица Министерства оставлено без изменения, протест прокурора - без удовлетворения. На решение Краснотурьинского суда прокурором направлена жалоба в Свердловский областной суд, по результатам рассмотрения которой постановление Министерства и решение городского суда оставлены без изменения, в удовлетворении жалобы отказано.
В 2023 году произведено 2 расчета размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения почвы отходами, на общую сумму 7917.52 тыс. рублей:
1) за загрязнение почвы отходами от деревообработки на земельном участке в районе деревни Гилева Белоярского городского округа в отношении ООО "ЖелДорПуть" произведен расчет размера вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, который составил 4810,0 тыс. рублей. Размер вреда в добровольном порядке юридическим лицом не оплачен. Министерством ведется исковая работа о взыскании суммы вреда в судебном порядке;
2) за загрязнение почвы мусором от сноса и разборки зданий несортированным на земельном участке в районе садового участка N 183 садоводческого некоммерческого товарищества "Шахтер" в г. Нижний Тагил в отношении гражданина Р. произведен расчет размера вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, который составил 3107.52 тыс. рублей. Министерством ведется работа о взыскании суммы вреда в добровольном порядке.
В 2023 году предписания об устранении выявленных нарушений законодательства в области обращения с отходами производства и потребления не обжаловались. Возражения на акты проверок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не подавались.
Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
В течение 2023 года плановые и внеплановые КНМ с взаимодействием с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (плановые и внеплановые проверки, инспекционные визиты) не проводились.
Рассмотрено 186 обращений граждан, государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц с информацией о нарушениях в области охраны атмосферного воздуха. В ходе рассмотрения обращений проведено 38 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в виде выездных обследований.
По результатам КНМ выявлено 14 нарушений требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, предписаний об устранении нарушений не выдавалось, объявлено 227 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха.
За 2023 год проведено 80 профилактических мероприятий в виде профилактических визитов.
Основное количество нарушений в области охраны атмосферного воздуха выявлено на территориях Южного и Восточного управленческих округов Свердловской области -12.
По результатам КНМ без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установлено, что типичными нарушениями обязательных требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха являлись:
1) отсутствие разработанных и согласованных Министерством мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ);
2) не проведение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период действия НМУ.
За указанные нарушения юридические лица и их должностные лица, индивидуальные предприниматели привлекались к административной ответственности по:
1) статье 8.1 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, в 1 случае в виде штрафа на сумму 2,0 тыс. рублей, в 3 случаях назначено наказание в виде предупреждения;
2) части 3 статьи 8.21 КоАП РФ - нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, в 1 случае в виде штрафа на сумму 1,0 тыс. рублей.
3) статье 8.46 КоАП РФ - невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, в 4 случаях назначено наказание в виде штрафа на общую сумму 45,0 тыс. рублей.
В 2023 году в прокуратуру Свердловской области заявления о согласовании внеплановых КНМ по соблюдению обязательных требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха не направлялись.
В 2023 году должностными лицами Министерство принято участие в 8 проверках, проводимых прокуратурой г. Асбеста, по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды в отношении ООО "Экоменеджмент". По участию в проверках составлялись справки и направлялись в органы прокуратуры.
В 2023 году оспаривалось 2 постановления о назначении административного наказания:
1) по материалам Белоярской межрайонной прокуратуры в отношении ООО "ЖелДорПуть" по статье 8.1 КоАП РФ в декабре 2022 года должностным лицом Министерства вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20,0 тыс. рублей.
Считая административный штраф завышенным, ООО "ЖелДорПуть" обратился с жалобой на постановление в Ирбитский районный суд Свердловской области. Решением Ирбитского районного суда жалоба юридического лица удовлетворена, постановление должностного лица Министерства изменено в части суммы административного штрафа до 15,0 тыс. рублей.
2) в отношении индивидуального предпринимателя Ч. по статье 8.46 КоАП РФ вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным и необоснованным, предприниматель обжаловал постановление. Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил постановление должностного лица Министерства изменено в части места совершения правонарушения, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения. Решением Свердловского областного суда вышеуказанное решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил оставлено в силе.
В 2023 году в Министерство поступило 21 обращение с информацией о загрязнении атмосферного воздуха в результате хозяйственной деятельности АО "Агростроительная промышленная компания (далее - АПК) "Кушвинский щебзавод", в ходе рассмотрения которых проведено 7 выездных обследований с привлечением отдела технологического лабораторного контроля за источниками загрязнения ГКУ СО "Центр экологического мониторинга и контроля". Превышение гигиенического норматива содержания взвешенных веществ в атмосферном воздухе выявлено однократно в период неблагоприятных метеорологических условий на территории, расположенной в зоне влияния АО "АПК "Кушвинский щебзавод". В целях предупреждения нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, в адрес АО "АПК "Кушвинский щебзавод" вынесено 2 предостережения, проведено 3 профилактических визита, в ходе которых АО "АПК "Кушвинский щебзавод" проинформировано об обязательных требованиях законодательства, предъявляемых к осуществляемой деятельности и принадлежащим предприятию объектам контроля. Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проверки с участием специалистов Министерства возбуждены административные дела в отношении должностного лица АО "АПК "Кушвинский щебзавод" по части 3 статьи 8.21, статье 8.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых вынесены постановления о назначении административных наказаний в виде штрафов на общую сумму 3,0 тыс. рублей.
В 2023 году из поступивших обращений 24 содержали информацию о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на стационарных постах наблюдений за загрязнением атмосферы (далее - ПНЗ) на территории г. Нижний Тагил. В целях предупреждения нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, Министерством в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в зоне охвата ПНЗ, объявлено 20 предостережений, проведено 4 профилактических визита.
Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований водного законодательства
В 2023 году проведено 2 КНМ (внеплановые выездные проверки) по соблюдению водного законодательства, в ходе которых выявлено 7 нарушений, выдано 6 предписаний об их устранении. Проведено 47 профилактических визитов, рассмотрено 329 обращений граждан, государственных органов и юридических лиц с информацией о нарушениях обязательных требований в области водного законодательства. При рассмотрении поступивших обращений проведено 141 выездное обследование.
В соответствии с решением Заместителя Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области от 27.03.2023 N 12-06-01/11 "Об утверждении графика проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах, особо охраняемых природных территориях Свердловской области на II - III кварталы 2023 года" в 2023 году проведено 50 плановых рейдовых обследований.
По результатам КНМ выявлено 123 нарушения требований водного законодательства, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям объявлено 244 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований водного законодательства.
По результатам КНМ, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлено, что типичными нарушениями обязательных требований являлись:
1) сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты с превышением установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты и показателей, установленных в решениях о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод;
2) самовольное занятие водного объекта, пользование водным объектом без соответствующих разрешительных документов (решения о предоставлении водного объекта в пользование и договора водопользования) либо использование водного объекта с нарушением установленных условий;
3) нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (эксплуатация водопроводных и канализационных сетей с нарушением требований нормативно-технических документов, сброс неочищенных канализационных вод на рельеф местности);
4) использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности (движение и стоянка транспортных средств в границах водоохранных зон водных объектов, размещение отвалов размываемых грунтов в границах прибрежных защитных полос водных объектов, распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных);
5) ограничение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
6) непредставление отчетности при осуществлении пользования водными объектами в уполномоченные органы в установленном порядке;
7) невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
За указанные нарушения юридические лица, их должностные лица и граждане привлекались к административной ответственности по:
1) статье 7.6 КоАП РФ - самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, в 2 случаях в виде штрафа на общую сумму 100,0 тыс. рублей;
2) статье 8.1 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, в 1 случае в виде штрафа на сумму 2,0 тыс. рублей;
3) части 4 статьи 8.13 КоАП РФ - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, в 2 случаях в виде штрафа на сумму 180,00 тыс. рублей, в 1 случае в виде предупреждения;
4) части 1 статьи 8.42 КоАП РФ - использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, в 7 случаях в виде штрафов на общую сумму 320,0 тыс. рублей, в 1 случае в виде предупреждения;
5) статье 8.46 КоАП РФ - невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в 1 случае в виде административного штрафа на сумму 30.0 тыс. рублей;
6) части 1 статьи 8.50 КоАП РФ - неосуществление мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в 1 случае в виде административного штрафа на сумму 30,0 тыс. рублей.
В 2023 году оспаривалось 1 постановление о назначении административного наказания:
1) В отчетном году по итогам проведения выездного обследования акватории и водоохранной зоны реки Бобровка с целью проверки исполнения предписания, выданного ООО "Экология", установлено, что предписание не выполнено, предприятием допускается сброс загрязняющих веществ со сточными водами в реку Бобровка с превышением установленных нормативов допустимого сброса. За невыполнение предписания юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 38 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100.0 тыс. рублей.
Считая административный штраф завышенным, юридическое лицо обратилось с жалобой на постановление в Арбитражный суд Свердловской области. По состоянию на 31.12.2023 жалоба не рассмотрена и находится на рассмотрении в Арбитражном суде Свердловской области.
В 2023 году в прокуратуру Свердловской области направлялось 1 заявление о согласовании проведения внепланового выездного КНМ по соблюдению требований в области охраны окружающей среды и водного законодательства. В согласовании проверки прокуратурой отказано по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 части 8 статьи 66 Закона о государственном контроле.
В отчетном периоде 2023 года произведено 2 расчета размера вреда, причиненного водным объектам, на общую сумму 160 129,48 тыс. рублей.
1) По результатам внеплановой выездной проверки в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 (далее - Методика), произведены исчисления размеров вреда, причиненных водным объектам - озеру Малый Таватуй, Невьянскому водохранилищу, а также почвам вследствие нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства на общую сумму 1157,95 тыс. рублей. В адрес юридического лица направлены письма с предложением в добровольном порядке произвести оплату размеров вреда. По состоянию на 31 декабря 2023 года срок оплаты не истек.
2) В 2022 году при рассмотрении обращения, поступившего в Министерство, установлено, что ООО "Тепловодоканал" в период с 2021 по 2022 годы осуществляло сброс сточных вод с превышением установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Министерством в 2022 году, в соответствии с Методикой, с учетом представленных данных произведен расчет размера вреда, причиненного водному объекту вышеуказанным предприятием, который составил 158 971,53 тыс. рублей. В добровольном порядке в установленный срок вред, причиненный водному объекту, ООО "Тепловодоканал" не возмещен. В связи с этим Министерством заявлены исковые требования о компенсации вреда, причиненного водному объекту, в Арбитражный суд Свердловской области, решением которого отказано в удовлетворении иска. Не согласившись с решением Арбитражного суда Свердловской области Министерством подана апелляционная жалоба в Семнадцатый Арбитражный Апелляционный суд, решением которого отменено решение Арбитражного суда Свердловской области, исковые требования удовлетворены. Юридическим лицом подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Уральского округа. По состоянию на 31 декабря 2023 года кассационная жалоба ООО "Тепловодоканал" находится на рассмотрении в суде.
В 2023 году жалобы о несоблюдении должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) по соблюдению обязательных требований в области использования и охраны водных объектов, не поступали.
В отчетном периоде в ходе внеплановой выездной проверки МУП "Территория" Невьянского городского округа, основанием для которой послужило требование прокуратуры Свердловской области, выявлено 8 нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, в том числе 5 водного законодательства (самовольное пользование водным объектом для сброса сточных вод в поверхностный водный объект без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью; нарушение требований к охране водных объектов вследствие сброса в водный объект сточных вод, содержание загрязняющих веществ в которых превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты; эксплуатация очистных сооружений с нарушением правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений; сброс сточных вод в границах водоохранной зоны водного объекта; порча земель вследствие сброса сточных вод на рельеф местности; невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет очистных сооружений, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду).
По результатам выездной проверки юридическому лицу выдано 7 предписаний об устранении выявленных нарушений, возбуждены 6 дел об административных правонарушениях по статьям 7.6, 8.15, 8.46, части 4 статьи 8.13, части 1 статьи 8.42, части 2 статьи 8.6 КоАП РФ. Юридическое лицо привлечено к ответственности в виде административных штрафов на общую сумму 430,0 тыс. рублей.
По результатам рассмотрения обращения в 2023 году хозяйствующими субъектами береговые полосы оз. Песчаного, Зеленоборского водохранилища освобождены от ранее установленных ограждений, обеспечен свободный доступ к водным объектам.
По заявлению Министерства Свердловским межрайонным природоохранным прокурором в Ревдинский городской суд Свердловской области направлено исковое заявление о признании недействительным образования двух земельных участков, находящихся в береговой полосе Ново-Мариинского водохранилища, исключении из государственного кадастра недвижимости записей относительно земельных участков, признании права собственности отсутствующим. В настоящее время материалы находятся на рассмотрении в суде.
МО МВД России "Ревдинский" при рассмотрении материалов Министерства о размещении отвала размываемых грунтов в водоохранной зоне р. Емелина в отношении физического лица составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ - использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности и направил его на рассмотрение в Министерство. Данное лицо привлечено к административной ответственности и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3,0 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 29 февраля 2024 г. N 234 "Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) за 2023 год"
Вступает в силу с 29 февраля 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 5 марта 2024 г.