Во исполнение части 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", руководствуясь Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7, приказываю:
1. Утвердить доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий за 2023 год (прилагается).
2. Настоящий приказ опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области В.Ю. Русинову.
Министр |
Д.М. Мамонтов |
Утвержден
приказом
Министерства природных
ресурсов и экологии
Свердловской области
от 29.02.2024 N 235
"Об утверждении доклада о результатах
обобщения правоприменительной практики
Министерства природных ресурсов и экологии
Свердловской области при осуществлении
регионального государственного контроля
(надзора) в сфере охраны и использования
особо охраняемых природных
территорий за 2023 год"
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий за 2023 год
Анализ правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) включает вопросы правоприменительной практики организации и проведения регионального государственного контроля (надзора) в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий и правоприменительной практики соблюдения обязательных требований в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
В настоящем докладе о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий за 2023 год (далее - Доклад) проанализирована и дана оценка деятельности Министерства при реализации полномочий по контролю (надзору), исходя из задач, установленных законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
1. В связи с ограничениями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", должностными лицами Министерства в 2023 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ) по соблюдению требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях не проводилось.
2. В 2023 году в прокуратуру Свердловской области Министерством заявления о согласовании проведения внеплановых выездных КНМ по соблюдению обязательных требований в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий не направлялись.
В отчетном периоде жалобы о несоблюдении требований законодательства должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) по соблюдению обязательных требований в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий, не поступали. Возражения на акты проверок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не подавались.
3. В рамках статьи 56 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном контроле) должностными лицами Министерства проводились выездные обследования особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) на основании заданий, выданных в порядке, установленном приказом Министерства от 25.04.2017 N 432 "Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и Порядка оформления результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями".
4. Работа с обращениями граждан, содержащими сведения о нарушениях обязательных требований в сфере охраны и использования ООПТ, проводилась в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ). В соответствии с требованиями Закона N 59-ФЗ сроки рассмотрения обращений граждан не превышали 30-ти дней.
5. В 2023 году юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, граждане не привлекались Министерством к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренных главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
6. Степень тяжести совершенных правонарушений в сфере охраны и использования ООПТ оценивалась, как правило, по возможности наступления негативных последствий для природной среды и нанесения ущерба природным ресурсам.
Предложения по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности
Предложения по результатам осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий:
- актуализировать паспорта и охранные обязательства на памятники природы, утвержденные постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2001 N 41-ПП "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий областного значения, расположенных в Свердловской области, и установлении режима особой охраны особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк".
Правоприменительная практика организации и проведения регионального государственного контроля (надзора) в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий
В отчетный период 2023 года юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями возражения на акты проверок не подавались, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об ООПТ не обжаловались.
На основании графика проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах, особо охраняемых природных территориях Свердловской области на II - III кварталы 2023 года, утвержденного решением Заместителя Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области, проведено 28 выездных обследований в области охраны и использования ООПТ, в результате которых выявлено 7 нарушений режима ООПТ.
В 2023 году рассмотрено 94 обращения граждан, государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц с информацией о нарушениях законодательства Российской Федерации об ООПТ. При рассмотрении поступивших обращений проведено 25 выездных обследований, в ходе которых выявлено 16 нарушений режима ООПТ.
Типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации об ООПТ являются нарушения установленного режима или иных правил охраны ООПТ областного значения в виде:
1) движения механизированных транспортных средств вне дорог общего назначения;
2) загрязнения природной среды (места несанкционированного размещения отходов).
Дела об административных правонарушениях по статье 8.39 КоАП РФ - нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы на юридических, должностных и физических лиц не возбуждались и не рассматривались.
В 2023 году постановления о назначении административных наказаний в судебном порядке не обжаловались.
В отчетном периоде юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям объявлено 62 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации об ООПТ.
В 2023 году в прокуратуру Свердловской области заявления о согласовании проведения внеплановых выездных КНМ по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации об ООПТ не направлялись.
В отчетном периоде должностные лица Министерства приняли участие в 8 проверках, проводимых прокуратурами Свердловской области и органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации об ООПТ.
Результаты выездных обследований по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации об ООПТ показали следующее.
1) В связи с большим количеством обращений граждан и повышенным резонансом в средствах массовой информации по фактам несанкционированного размещения отходов вне специально установленных мест на арендованных Благотворительным фондом "Содружество" земельных участках с кадастровыми номерами 66:41:0503011:6 и 66:41:0503011:7 в границах ООПТ областного значения "Карасье-Озерский лесной парк" (далее - ООПТ "Карасье-Озерский лесной парк") неоднократно проводились выездные обследования указанных земельных участков с целью пресечения возможных нарушений требований законодательства об особо охраняемых природных территориях.
В ходе выездных обследований земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0503011:6 и 66:41:0503011:7 многократно выявлялись факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления в границах ООПТ "Карасье-Озерский лесной парк". В дальнейшем Благотворительным Фондом "Содружество" в Министерство представлены материалы, подтверждающие принятие мер по очистке арендованных земельных (лесных) участков. С учетом принятых мер, необходимости снижения административного давления на бизнес и увеличения числа профилактических мероприятий, в адрес Благотворительного Фонда "Содружество" направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
2) На основании постановления Правительства Свердловской области 06.04.2023 N 248-ПП "Об установлении особого противопожарного режима на территории Свердловской области" проведены обследования ООПТ областного значения, в ходе которых проведены беседы с гражданами о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности в лесах на ООПТ областного значения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 29 февраля 2024 г. N 235 "Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий за 2023 год"
Вступает в силу с 29 февраля 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 5 марта 2024 г.