г. Краснодар |
|
29 ноября 2023 г. |
Дело N А61-5209/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Денека И.М., судей Калашниковой М.Г. и Сороколетовой Н.А., в отсутствие в судебном заседании Тарасова Сергея Сергеевича, финансового управляющего Романенко Татьяны Владимировны, иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Тарасова Сергея Сергеевича на определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09.06.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023 по делу N А61-5209/2021 (Ф08-11598/2023), установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Тарасова Сергея Сергеевича (далее - должник) в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания обратился должник с заявлением об исключении из конкурсной массы должника денежных средств в размере 379 108 рублей 29 копеек ежемесячно, начиная с марта 2022 года до окончания процедуры реализации имущества, а именно, надбавки за особые условия службы АТТ - 14 030 рублей 52 копейки, денежного вознаграждения за квалификацию - 60 130 рублей 08 копеек, АТТ выплаты по ППРФ - 184 306 рублей, ежемесячной премии - 107 748 рублей 05 копеек, переработки в двойном размере - 4 367 рублей 17 копеек, ночные - 8 525 рублей 03 копеек.
Определением от 09.06.2023, оставленным без изменения постановлением от 30.08.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе должник просит отменить определение и постановление, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленное требование в полном объеме. Податель жалобы считает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Выплаты, осуществляемые должнику, имеют целевой характер, являются социальными выплатами и связаны с особыми условиями труда (службы), и дополнительной нагрузкой должника. На указанные выплаты распространяется исполнительский иммунитет, в силу чего данные выплаты в размере 379 108 рублей 29 копеек не подлежат включению в конкурсную массу должника.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, решением от 01.03.2022 должник признан банкротом, в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим должника утвержден член Союза "Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих" Романенко Татьяна Владимировна.
Сведения о признании должника банкротом опубликованы в официальном издании Газета "КоммерсантЪ" от 12.03.2022 N 42(7243), номер сообщения 38230084545, а также в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 05.09.2022 номер сообщения 8343694.
Должник обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением от 13.02.2023 об исключении из конкурсной массы имущества должника денежных средств в размере 379 108 рублей 29 копеек ежемесячно, начиная с марта 2022 года до окончания процедуры реализации имущества, а именно, надбавки за особые условия службы АТТ -14 030 рублей 52 копеек, денежного вознаграждения за квалификацию - 60 130 рублей 08 копеек, АТТ выплаты по ППРФ 1174 - 184 306 рублей, ежемесячной премии - 107 748 рублей 05 копеек, переработки в двойном размере - 4 367 рублей 17 копеек, ночные - 8 525 рублей 03 копейки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан", по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, суд может дополнительно исключить из конкурсной массы имущество гражданина общей стоимостью не более 10 000 рублей (пункт 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
В исключительных случаях, в целях обеспечения самого должника и лиц, находящихся на его иждивении, средствами, необходимыми для нормального существования, суд по мотивированному ходатайству гражданина вправе дополнительно исключить из конкурсной массы имущество в большем размере (например, если должник или лица, находящиеся на его иждивении, по состоянию здоровья объективно нуждаются в приобретении дорогостоящих лекарственных препаратов или медицинских услуг и исключенной из конкурсной массы суммы недостаточно для покрытия соответствующих расходов). При этом должен соблюдаться баланс интересов должника, лиц, находящихся на его иждивении, с одной стороны, и кредиторов, имеющих право на получение удовлетворения за счет конкурсной массы, с другой стороны.
Перечень имущества, принадлежащего гражданину-должнику на праве собственности, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, приведен в части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу восьмому части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.
Согласно положениям пункта 6 части 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое).
В силу пункта 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" к компенсационным выплатам относятся выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:
а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;
б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;
в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака.
В пункте 39 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" разъяснено, что при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).
Конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
Суды установили, что должник трудоустроен, служит в Федеральном казенном учреждении Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия-Алания и получает заработную плату по месту трудоустройства. В обоснование заявленных требований должник сослался на то, что данные денежные средства являются социальными выплатами и связаны с особыми условиями труда и представил расчетные листы о доходах за период с марта 2022 года по январь 2023 года.
Вместе с тем, в силу пункта 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявленные выплаты не относятся к компенсационным, так как не связаны со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Закон N 306-ФЗ) денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).
В соответствии со статьей 4 Закона N 306-ФЗ при формировании фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сверх суммы средств, направляемых для выплаты окладов по воинской должности и окладов по воинскому званию, предусматриваются средства для следующих выплат (в расчете на год): 1) ежемесячная надбавка за выслугу лет; 2) ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс); 3) ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) ежемесячная надбавка за особые условия военной службы; 5) ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время; 6) ежемесячная надбавка за особые достижения в службе; 7) премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей; 8) ежегодная материальная помощь.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1174 "О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" (далее - постановление N 1174) в абзаце А пункта 4 установлены дополнительные социальные гарантии сотрудникам и военнослужащим, не включенным в состав специальных сил и сил Объединенной группировки, проходящим военную службу в воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также службу в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, органах федеральной фельдъегерской связи, подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подразделениях (органах) войск национальной гвардии Российской Федерации, дислоцированных на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания и Чеченской Республики.
В абзацах а и б пункта 5 постановления N 1174 отмечено, о выплате указанным в пункте 4 настоящего постановления: а) сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, - ежемесячной надбавки к денежному довольствию в размере 1 месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (занимаемой воинской должностью); б) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - окладов по воинским должностям и выплаты в соответствии с частью 8 статьи 2 и частями 6 и 7 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Учитывая вышеизложенное, установив, что правовая природа денежных средств, которые должник просит исключить из конкурсной массы, носит характер стимулирующих выплат к заработной плате, а не компенсационных социальных выплат, в связи с чем на них не распространяется исполнительский иммунитет, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, так как выводов судов не опровергают, не свидетельствуют о допущении судами нарушений норм материального и (или) процессуального права и не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку по своей сути касаются фактических обстоятельств, доказательственной базы по спору и вопросов их оценки, основаны на ином толковании норм права, подлежащих применению при рассмотрении данного спора; доводы заявителя кассационной жалобы тождественны доводам, являвшимся предметом исследования суда первой и апелляционной инстанции и получившим надлежащую правовую оценку с подробным изложением мотивов их отклонения.
Нормы права при разрешении спора применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09.06.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023 по делу N А61-5209/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.М. Денека |
Судьи |
М.Г. Калашникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В абзацах а и б пункта 5 постановления N 1174 отмечено, о выплате указанным в пункте 4 настоящего постановления: а) сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, - ежемесячной надбавки к денежному довольствию в размере 1 месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (занимаемой воинской должностью); б) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - окладов по воинским должностям и выплаты в соответствии с частью 8 статьи 2 и частями 6 и 7 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
...
Приведенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, так как выводов судов не опровергают, не свидетельствуют о допущении судами нарушений норм материального и (или) процессуального права и не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку по своей сути касаются фактических обстоятельств, доказательственной базы по спору и вопросов их оценки, основаны на ином толковании норм права, подлежащих применению при рассмотрении данного спора; доводы заявителя кассационной жалобы тождественны доводам, являвшимся предметом исследования суда первой и апелляционной инстанции и получившим надлежащую правовую оценку с подробным изложением мотивов их отклонения.
Нормы права при разрешении спора применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 ноября 2023 г. N Ф08-11598/23 по делу N А61-5209/2021