г. Краснодар |
|
29 ноября 2023 г. |
Дело N А32-37407/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Коржинек Е.Л. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Морской залив" (ИНН 2301061106, ОГРН 1072301000419), заинтересованных лиц - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографииии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), должностного лица Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографииии по Краснодарскому краю Петровой Анны Михайловны, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023 по делу N А32-37407/2022, установил следующее.
ООО "Морской залив" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением:
- о признании незаконным решения (уведомления) должностного лица Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) Петровой А.В. (далее - должностное лицо) об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 07.07.2022 N КУВД13619625/3, вынесенного по результатам рассмотрения заявления общества от 01.04.2022 N КУВД001/2022-13619625;
- о признании незаконным решения от 07.06.2022 N 23/22/Р-169 апелляционной комиссии по обжаловании решений о постановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятых в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета при Управлении Росреестра (далее - апелляционная комиссия) об отклонении заявления общества от 04.05.2022 N 23/22-169 об обжаловании решения о приостановлении от 08.04.2022 N КУВД-001/2022-13619625/1.
Решением от 23.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.08.2023, признано незаконным решение апелляционной комиссии от 07.06.2022 N 23/22/Р-169; признан незаконным отказ управления, выраженный в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 07.07.2022 N КУВД-001/2022-13619625/3 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 23:37:1101002:392 (далее - объект недвижимости), вынесенное по результатам рассмотрения заявления общества от 01.04.2022 N КУВД001/2022-13619625. На управление возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества. Судебные акты мотивированы несоответствием решения Управления Росреестра требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление, в удовлетворении заявленных требований - отказать. Заявитель указывает на то, что судебные акты не содержат указаний, какие именно действия необходимо совершить управлению с целью устранения нарушения прав и законных интересов общества. Суды не приняли во внимание довод о том, что доказательства расположения объекта в пределах земельного участка, собственником которого является общество, в материалах дела отсутствуют. Заявление подано ненадлежащим лицом, поскольку общество не является собственником спорного объекта. Суды не указали нормы материального права, нарушенные при принятии апелляционной комиссией оспариваемого решения от 07.06.2022 N 23/22/Р-169.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что общественная организация "Краснодарская краевая немецкая национально-культурная автономия" (далее - организация), ранее являвшаяся собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 23:37:1101002:392, прекратила существование 22.01.2018 и исключена из ЕГРЮЛ на основании статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ). Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 03.12.2021 N ЮЭ965-21-314054082, способ прекращения юридического лица - прекращение деятельности общественного объединения в качестве юридического лица по решению суда на основании статьи 29 Закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ, дата прекращения юридического лица - 22.01.2018. Из выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что ликвидированная организация является собственником указанного объекта недвижимости, который не имеет точных координат местоположения.
01 апреля 2022 года общество обратилось в филиал МФЦ г. Анапа с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок с прилагаемыми документами в отношении объекта недвижимости - здание с кадастровым номером 23:37:1101002:392. Заявление зарегистрировано за номером MFC-0504/2022-18156-1. Общество к нему представило: CD-диск, содержащий в себе акт обследования от 15.02.2022 в отношении объекта недвижимости; копию акта обследования, заверенную кадастровым инженером; копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора общества Карпенко А.В. - свидетельства о государственной регистрации юридического лица о 13.02.2007, типового устава от 01.08.2018 N 20, приказа о назначении от 20.01.2021 N 01/21/к, выписку из ЕГРЮЛ от 21.03.2022, паспорт Карпенко А.В.
Управление при проведении правовой экспертизы представленных документов, приняло решение от 08.04.2022 N КУВД-001/2022-13619625/1 о приостановлении действий по государственному кадастровому учету. В обоснование решения указано, что с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН обратилось ненадлежащее лицо, а также отсутствует связь объекта недвижимого имущества с земельным участком, собственником которого является общество.
04 мая 2022 года общество направило в адрес председателя апелляционной комиссии заявление об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 08.04.2022 N КУВД-001/2022-13619625/1, с приложениями.
Решением апелляционной комиссии от 07.06.2022 N 23/22/Р-169 заявление общества отклонено в связи с тем, что для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения прав необходимо обратиться с соответствующим заявлением правопреемникам организации, представив правоустанавливающие либо правоподтверждающие документы. Общество, в нарушение пунктов 2, 10, 12 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных приказом Росреестра от 24.05.2021 N П/0217, к акту обследования не представило документы, подтверждающие прекращение существования здания или являющиеся основанием для сноса здания.
Управление отказало в государственном кадастровом учете (решение от 07.07.2022 N КУВД-001/2022-13619625/3), сославшись на то, что с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН, обратилось ненадлежащее лицо.
Общество, полагая отказ регистрирующего органа незаконным, обратилось в арбитражный суд.
При разрешении спора суды руководствовались следующим.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим законом сведений.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ установлено, что под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных этим Законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 5.1) решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 названного Закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 7.2) утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; 7.3) технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении); 7.4) акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места); 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу подпункта 7 пункта 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (пункты 2 и 3 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
На основании части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами.
В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
На основании статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, среди прочего, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1).
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2).
Суды определили, что соответствует материалам дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 32:37:1101002:470, на основании договора купли-продажи от 04.12.2012 N 0147, что подтверждается сведениями ЕГРН. Согласно акту обследования, подготовленному кадастровым инженером Чуйко С.И., заключению кадастрового инженера, в ходе выполнения кадастровых работ по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с. Большой Утриш, ул. Лесная, 2 установлено, что с 2003 по 2006 года произведен снос и прекращено существование объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:37:1101002:392 - здание летнего домика литера Д, в соответствии с техническим заключением N 1073 от 12.11.2003, выданным Управлением архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Анапы. Объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:37:1101002:392 располагался в пределах земельного участка с кадастровым номером 32:37:1101002:470.
В выписках из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 03.12.2021 N КУВИ-002/2021-160788957, от 08.12.2021 N КУВИ-002/2021-161312554, от 08.12.2021 N КУВИ-002/2021-161312548, от 08.12.2021 N КУВИ-002/2021-161312542 правообладателем указана организация.
На основании решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 16.06.2017 организация прекратила свою деятельность в качестве юридического лица и исключена из ЕГРЮЛ. В силу ее ликвидации на основании судебного акта, исполненного уполномоченным органом путем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, организация перестала существовать, как наделенный правами субъект правоотношений, с 22.01.2018.
Суды, признавая незаконным отказ управления в государственной регистрации прав, пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ в снятии объекта с кадастрового учета непосредственно нарушает права и законные интересы заявителя, являющегося собственником земельного участка. Суды заключили, что общество при подаче заявления и документов к нему, надлежащим образом исполнило положения Закона N 218-ФЗ. Материалами дела подтвержден факт прекращения путем ликвидации организации своей деятельности в качестве юридического лица, что влечет утрату правоспособности указанного юридического лица. Право собственности на объект недвижимости не может принадлежать организации, поскольку она с момента ликвидации утратила право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Наличие в ЕГРН недостоверных (не полных) сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером 23:37:1101002:392, в том числе - отсутствие координат местоположения объекта, не может являться основанием для отказа обществу в государственной регистрации, как собственника земельного участка, на котором располагалось прекратившие существование здание, при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в ЕГРН прав на такие объекты недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица) или его правоспособность прекращена и право на такой объект недвижимости не перешло по наследству к другим лицам.
В связи с этим решение управления от 07.07.2022 N КУВД-001/2022-13619625/3 об отказе в государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 23:37:1101002:392, вынесенное по результатам рассмотрения заявления общества от 01.04.2022 N КУВД-001/2022-13619625, а также решение апелляционной комиссии от 07.06.2022 N 23/22/Р-169 суды правомерно признали не соответствующими требованиям Закона N 218-ФЗ и нарушающими права и законные интересы общества.
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023 по делу N А32-37407/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, признавая незаконным отказ управления в государственной регистрации прав, пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ в снятии объекта с кадастрового учета непосредственно нарушает права и законные интересы заявителя, являющегося собственником земельного участка. Суды заключили, что общество при подаче заявления и документов к нему, надлежащим образом исполнило положения Закона N 218-ФЗ. Материалами дела подтвержден факт прекращения путем ликвидации организации своей деятельности в качестве юридического лица, что влечет утрату правоспособности указанного юридического лица. Право собственности на объект недвижимости не может принадлежать организации, поскольку она с момента ликвидации утратила право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Наличие в ЕГРН недостоверных (не полных) сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером 23:37:1101002:392, в том числе - отсутствие координат местоположения объекта, не может являться основанием для отказа обществу в государственной регистрации, как собственника земельного участка, на котором располагалось прекратившие существование здание, при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в ЕГРН прав на такие объекты недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица) или его правоспособность прекращена и право на такой объект недвижимости не перешло по наследству к другим лицам.
В связи с этим решение управления от 07.07.2022 N КУВД-001/2022-13619625/3 об отказе в государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 23:37:1101002:392, вынесенное по результатам рассмотрения заявления общества от 01.04.2022 N КУВД-001/2022-13619625, а также решение апелляционной комиссии от 07.06.2022 N 23/22/Р-169 суды правомерно признали не соответствующими требованиям Закона N 218-ФЗ и нарушающими права и законные интересы общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 ноября 2023 г. N Ф08-11823/23 по делу N А32-37407/2022