г. Краснодар |
|
06 декабря 2023 г. |
Дело N А53-4654/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емтыль Ф.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от Департамента потребительского рынка Ростовской области - Урбан М.И. (доверенность от 10.05.2023), в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Мелодия" (ИНН 6141054803, ОГРН 1196196012198), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента потребительского рынка Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу N А53-4654/2023, установил следующее.
Департамент потребительского рынка Ростовской области (далее - департамент) обратился в суд с исковым заявлением к ООО "Мелодия" (далее - общество) об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания N 61-4309506.
Решением суда от 13.06.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.09.2023, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе департамент просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его заявление. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Неустранение в установленный срок обстоятельств, послуживших причиной для приостановления срока действия лицензии, в силу действующего законодательства является прямым основанием для ее аннулирования. Общество допустило грубое нарушение обязательных требований розничной торговли алкогольной продукцией при оказании услуг общественного питания.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на основании лицензии N 61-4309506 (запись в реестре N 61РП00002490), выданной 19.06.2019. Срок действия лицензии истек 18.06.2023.
Решением суда от 27.05.2022 по делу N А53-6798/2022 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей административного штрафа.
В связи с неуплатой указанного административного штрафа распоряжением департамента от 16.08.2022 N 455л действие лицензии общества приостановлено до 16.01.2023.
Поскольку по состоянию на 17.01.2023 информация об уплате обществом административного штрафа в адрес департамента не поступила, департамент обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьей 20 Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), разъяснениями, изложенными в пункте 10 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"" (далее - постановление N 10).
Довод кассационной инстанции о том, что подпункт 17 пункта 3.1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ является безусловным основанием для аннулирования лицензии, базируется на ошибочном понимании нормы права.
Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц и применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся причиной для аннулирования лицензии с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие оснований для аннулирования лицензии, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Таким образом, при рассмотрении споров, связанных с аннулированием лицензий, судам необходимо исходить из того, что установление факта соответствующего нарушения само по себе еще не является безусловным основанием аннулирования лицензии. Суду надлежит оценить существенность допущенного нарушения и с учетом этого обстоятельства принять решение о необходимости применения такого последствия, как аннулирование лицензии (пункт 10 постановления N 10).
Из материалов дела видно, что осуществляемый по лицензии вид деятельности является основным для общества. Суды оценили допущенные обществом нарушения как недостаточные для применения такой меры административного воздействия как аннулирование спорной лицензии. Суды указали, что общество уже понесло достаточные негативные правовые последствия в связи с назначением административного штрафа по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приостановление действия лицензии N 61-4309506 обусловлено неуплатой штрафа. Департамент не представил доказательства того, что общество вопреки приостановлению лицензии продолжало реализовывать алкогольную продукцию. Департамент имеет возможность принудительного исполнения постановления о наложении административного штрафа.
Кроме того, суд кассационной инстанции принимает во внимание, что уже через три дня после вынесения решения судом первой инстанции по данному делу срок действия лицензии истек.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу N А53-4654/2023
оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся причиной для аннулирования лицензии с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие оснований для аннулирования лицензии, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Таким образом, при рассмотрении споров, связанных с аннулированием лицензий, судам необходимо исходить из того, что установление факта соответствующего нарушения само по себе еще не является безусловным основанием аннулирования лицензии. Суду надлежит оценить существенность допущенного нарушения и с учетом этого обстоятельства принять решение о необходимости применения такого последствия, как аннулирование лицензии (пункт 10 постановления N 10).
Из материалов дела видно, что осуществляемый по лицензии вид деятельности является основным для общества. Суды оценили допущенные обществом нарушения как недостаточные для применения такой меры административного воздействия как аннулирование спорной лицензии. Суды указали, что общество уже понесло достаточные негативные правовые последствия в связи с назначением административного штрафа по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приостановление действия лицензии N 61-4309506 обусловлено неуплатой штрафа. Департамент не представил доказательства того, что общество вопреки приостановлению лицензии продолжало реализовывать алкогольную продукцию. Департамент имеет возможность принудительного исполнения постановления о наложении административного штрафа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 декабря 2023 г. N Ф08-11701/23 по делу N А53-4654/2023