В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике министерства образования Новосибирской области при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2023 год (далее - Доклад).
2. Управлению лицензирования, аккредитации, контроля и надзора в сфере образования министерства образования Новосибирской области (Вдовина Е.А.) обеспечить размещение Доклада на официальном сайте министерства образования Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 15.03.2024.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Новосибирской области Щукина В.Н.
И.о. министра |
Ю.И. Савостьянов |
УТВЕРЖДЕН
приказом Минобразования
Новосибирской области
от 06.03.2024 N 392
Доклад
о правоприменительной практике министерства образования Новосибирской области при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2023 год
Доклад о правоприменительной практике министерства образования Новосибирской области при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2023 год (далее - Доклад) подготовлен министерством образования Новосибирской области (далее - Министерство) в соответствии:
со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
с пунктом 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" (далее - Положение N 997);
с абзацем "а" подпункта 6 пункта 8 Положения о министерстве образования Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 12.08.2015 N 299-п "Об утверждении Положения о министерстве образования Новосибирской области".
Приказом Министерства образования Новосибирской области от 24.11.2022 N 2724 "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на 2023 год".
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Доклад содержит результаты обобщения правоприменительной практики Министерства и подготовлен в целях предупреждения нарушений организациями, осуществляющими образовательную деятельность, зарегистрированными по месту нахождения (индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными по месту жительства) на территории Новосибирской области, и имеющими лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданные Министерством (далее - контролируемые лица), обязательных требований законодательства, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора).
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержден Министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым 21.09.2021 (далее - обязательные требования).
Объектом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования является образовательная деятельность следующих контролируемых лиц:
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, приравниваются к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно 1.
На конец 2023 года на территории Новосибирской области образовательную деятельность осуществляли 2971 контролируемых лиц.
Раздел 1. Обеспечение единообразных подходов к применению Минобразования Новосибирской области и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются 2:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контрольными (надзорными) органами в сфере образования не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия 3.
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) Министерство имеет право проводить следующие установленные законодательством контрольные (надзорные) мероприятия 4:
1) документарная проверка;
2) выездная проверка;
3) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) (далее - мониторинг безопасности).
Основания проведения контрольных (надзорных) мероприятий установлены законодательством о государственном контроле (надзоре) 5.
С учетом установленных в 2023 году особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора) 6 министерством образования Новосибирской области проверки проводились по следующим основаниям:
1) по согласованию с прокуратурой Новосибирской области по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан - 1 проверка;
2) соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров - 8 проверок.
Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) контролируемые лица относят к одной из категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска) 7.
Руководствуясь утвержденными критериями 8 в 2023 году контролируемые лица, осуществляющие образовательную деятельность на территории Новосибирской области, отнесены к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям 9:
высокая категория риска - 5 (0,2%) контролируемых лиц;
средняя категория риска - 15 (0,5%) контролируемых лиц;
низкая категория риска - 2951 (99,3%) контролируемое лицо.
Списки контролируемых лиц, отнесённых к высокой и средней категориям риска причинения вреда (ущерба), размещены на сайте министерства образования Новосибирской области (https://minobr.nso.ru/page/13597).
С учетом требований законодательства на момент формирования плана в проект плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год было включено 3 контролируемых лица, отнесенных к высокой категории риска.
Утвержденный Министерством план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год 10 согласован прокуратурой Новосибирской области посредством федеральной государственной информационной системы "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий", а также размещен на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://minobr.nso.ru/page/13598).
Раздел 2. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений
В 2023 году с учетом установленных особенностей осуществления государственного контроля (надзора), в том числе федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, Министерством проведено 12 проверок, из них:
4 - выездных проверки, в том числе: 3 - плановые в отношении учреждений дополнительного образования (2) и дополнительного профессионального образования (1), отнесенных к высокой категории риска; 1 - внеплановая;
8 - документарных проверок (внеплановые).
В ходе всех плановых проверок были выявлены нарушения обязательных требований и контролируемым лицам выданы предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В ходе одной проверки выявленные нарушения обязательных требований повлекли причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ: осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий лицензии, если такое разрешение (лицензия) обязательно.
Должностными лицами Министерства составлены и направлены на рассмотрение в судебные органы 2 протокола об административном правонарушении в отношении должностного и юридического лиц.
Постановлениями судебных органов, поступившими в Министерство по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, назначены административные наказания в отношении должностного и юридического лиц в виде предупреждения.
В 2023 году проведены профилактические визиты в пять муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям высокого риска, не предусматривающие возможность отказа от их проведения 11. В ходе данных профилактических визитов были выявлены нарушения обязательных требований и контролируемым лицам выданы предписания об их устранении.
В 2023 году Министерством проводились контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).
Мониторинг безопасности проводился с целью оценки соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования при организации и осуществлении образовательной деятельности по заявленным к реализации в лицензии на осуществление образовательной деятельности программам.
В ходе мониторинга безопасности проводился сбор, анализ данных об объектах государственного контроля (надзора), имеющихся у Министерства, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных 12.
Всего в 2023 году на основании заданий министра образования Новосибирской области проведено 1232 мониторинга безопасности. По результатам мониторингов безопасности контролируемым лицам выдано 796 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением незамедлительно принять меры по их устранению и недопущению.
Перечень типовых нарушений с указанием нормативных правовых актов, требования которых были нарушены приведены в таблице.
N п/п |
Типовые нарушения и нормативные правовые акты |
Кол-во мероприятий |
Выявлены нарушения |
1. |
к размещению информации на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновлению на нем информации об образовательной организации: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 N 1802 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"; статья 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
215 |
186 |
2. |
Несвоевременное размещение информации на сайте об условиях приема: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 N 457 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования" |
133 |
29 |
3. |
Содержание образовательных программ обучения частных охранников не соответствует типовым программам профессионального обучения для работы в качестве частных охранников: Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30.11.2019 N 396 "Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частных охранников" |
13 |
13 |
4. |
Не внесены сведения о выданных аттестатах в ФИС ФРДО: Правила формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 N 825 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" |
279 |
41 |
5. |
Содержание реализуемых в 2023-2024 учебном году образовательных программ дошкольного образования не приведено в соответствие с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" |
592 |
527 |
|
Итого: |
1232 |
796 |
Результаты проведенных мониторингов безопасности обобщены, подготовлены рекомендации, направленные на недопущение выявленных нарушений, и размещены на сайте министерства (https://minobr.nso.ru/page/8958).
В 2023 году количество выданных предостережений сократилось на 10% (в сравнении с 2022 годом), что говорит об эффективности проводимых мероприятий.
Раздел 3. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
Исходя из понятия "Охраняемые законом ценности" 13 министерством образования Новосибирской области применяется следующая классификация обязательных требований, нарушения которых влекут причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо создают угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
1) обеспечение жизни и здоровья обучающихся и работников образовательной организации;
2) соблюдение нравственных и этических норм;
3) обеспечение прав и законных интересов граждан и организаций.
В 2023 году при рассмотрении обращений (заявлений) граждан и организаций, информаций от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (далее - Обращения) в 75 поступивших Обращениях были выявлены признаки нарушений обязательных требований, в том числе обязательных требований, несоблюдение которых влечет причинение вреда (ущерба) или создает угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, - 21.
Данные о нарушениях, которые повлекли причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо создали угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с учетом принятой в министерстве классификации представлены в таблице.
Таблица
N п/п |
Нарушение |
2022 год |
2023 год |
|
Обеспечение жизни и здоровья обучающихся и работников образовательной организации: |
|
|
1. |
обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ) |
5/5 |
1/5 |
2. |
не обеспечено обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (пункт 11 части 1 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ) |
0/0 |
0/0 |
|
Соблюдение нравственных и этических норм |
|
|
|
Педагогические работники обязаны: |
|
|
3. |
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики (пункт 2 части 1 статьи 48 Федерального закона N 273-ФЗ) |
3/7 |
0/2 |
4. |
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (пункт 3 части 1 статьи 48 Федерального закона N 273-ФЗ) |
3/7 |
0/2 |
5. |
развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни (пункт 4 части 1 статьи 48 Федерального закона N 273-ФЗ) |
1/1 |
0/0 |
6. |
применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания (пункт 5 части 1 статьи 48 Федерального закона N 273-ФЗ) |
1/2 |
0/0 |
7. |
учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями (пункт 6 части 1 статьи 48 Федерального закона N 273-ФЗ) |
0/0 |
0/0 |
|
Обеспечение прав и законных интересов граждан и организаций |
|
|
8. |
предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (пункт 2 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ) |
1/1 |
0/2 |
9. |
уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (пункт 9 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ) |
5/8 |
1/8 |
10. |
свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений (пункт 10 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ) |
0/0 |
0/0 |
Примечание: Числитель дроби - количество подтвержденных, в том числе в ходе проверок, случаев нарушений обязательных требований, которые причинили вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создали угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Контролируемым лицам выданы предписания.
Знаменатель дроби - количество поступивших от заявителей сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) случаев отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, по результатам рассмотрения которых подконтрольным субъектам объявлено предостережение.
По итогам рассмотрения Обращений Министерством 21 контролируемым лицам были объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением безотлагательно принять меры по пресечению и недопущению обязательных требований законодательства в сфере образования 14.
Источником риска причинения вреда (ущерба) являются условия в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и действия участников образовательного процесса.
Условия, обеспечивающие безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, включают в себя в том числе наличие локальных нормативных актов (положения, приказы, должностные инструкции, инструкции и другое), оборудование (оснащение) помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность во время образовательного процесса.
Например, инструкции по технике безопасности и проведение инструктажей; порядок (правила или иное) об организации питания, включающий действия обучающихся, педагогических работников и иных работников образовательной организации, ответственных за организацию питания; правила внутреннего распорядка, должностные инструкции педагогических работников, содержащие обязанности, права и ответственность; содержание помещений, территорий.
Причиной подтвержденного случая причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются общие факторы риска:
неисполнение педагогическими работниками должностных обязанностей, а также отсутствие наказания за неисполнение должностных обязанностей;
невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к компетенции образовательной организации.
Одной из приоритетных задач федерального государственного контроля и надзора в сфере образования является снижение и предотвращение случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Для реализации задачи проводятся профилактические мероприятия, предусмотренные пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" и утвержденной Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Раздел 4. Подготовка предложений об актуализации обязательных требований
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования формируется и утверждается Министерством просвещения Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования (далее - Перечень НПА).
При подготовке доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) Министерством подготовлены предложения по дополнению Перечня НПА структурными единицами нормативных правовых актов, нарушения которых влекут причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
1) частями 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) определены государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. Отсутствие данных структурных единиц в Перечне НПА не позволяет, при наличии сведений о нарушении права обучающихся на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, инициировать проведение внеплановой проверки;
2) отсутствие пункта 2 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ закреплено право обучающихся на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. Однако части 1, 2, 3 статьи 42 Федерального закона N 273-ФЗ, определяющие порядок такой помощи, не включены в Перечень НПА;
3) отсутствие частей 3-5 статьи 46 Федерального закона N 273-ФЗ нарушает право лиц на занятие педагогической деятельностью;
4) отсутствие частей 5, 6 статьи 75 Федерального закона N 273-ФЗ не позволяет оценить соблюдение особенностей реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, что может создать угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - правам обучающихся;
5) отсутствие Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" и приказов Минтруда России, утверждающих профессиональные стандарты педагогических работников, не позволяют сделать вывод о нарушений обязательных требований со ссылкой на нормативный правовой акт и его структурные единицы, которым установлено нарушенное обязательное требование;
6) отсутствие отсылочных нормативных правовых актов. Например: Приказ Минобрнауки России от 27.06.2017 N 602 "Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность" (пункт 4 части 4 Федерального закона N 273-ФЗ).
Данные предложения также направлены в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор), осуществляющую контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования.
Раздел 5. Подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
При подготовке Доклада Министерством подготовлены предложения не только об актуализации обязательных требований, но и о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), а также в нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
1. Частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ и пунктом 16 Положения N 997 установлено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Однако Федеральным законом N 248-ФЗ не предусмотрено направление контролируемым лицом информации о принятых им мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, то есть, контролируемое лицо вправе проигнорировать направленное в его адрес предостережение. Данный факт свидетельствует об отсутствии обратной связи между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом и не позволяет оценить эффективность такого профилактического мероприятия, как "объявление предостережения".
2. Пересмотреть установленные Положением N 997 критерии отнесения указанных объектов к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Согласно утвержденным критериям в Новосибирской области около 7% объектов контроля отнесены к средней или высокой категориям риска. При отнесении объектов контроля к категории риска учитывались результаты контрольных (надзорных) мероприятий не более чем за 3 предшествующих года. В течение этих трех лет при подготовке проектов планов проверок на календарный год Министерством учитывались рекомендуемые Рособрнадзором подходы к отбору образовательных организаций для включения в ежегодный план проведения плановых проверок15, что увеличило период между проверками для добросовестных объектов контроля и их деятельность не подлежала проверкам более трех лет. Также в 2020 году из плана (в связи с распространением COVID-19) была исключена большая часть объектов контроля, при этом имеющих предписания и протоколы по результатам предыдущих проверок (2016-2017 гг.), и они по утвержденным критериям отнесены к низкой категории риска.
Также, согласно действующим критериям, лицензиаты, получившие лицензию впервые, подлежат отнесению к низкой категории риска и оценить соответствие их образовательной деятельности, в том числе соблюдение лицензионных требований, в ходе плановых контрольных (надзорных) мероприятий не представляется возможным.
3. Ряд норм Положения N 997 ограничивает права контролируемых лиц. Например:
пункт 14 Положения N 997 ограничивает право на информирование по вопросам соблюдения обязательных требований: информирование через сайт или личный кабинет (отсутствуют "иные формы" как в части 2 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ);
пункт 19 Положения ограничивает право на консультирование: только на личном приеме (не всегда доступная форма для отдаленно находящихся контролируемых лиц). Частью 2 статьи 50 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено консультирование, в том числе по телефону, посредством видео-конференц-связи.
4. В связи с переходом на электронный документооборот дополнить способы взаимодействия с контролируемым лицом посредством личного кабинета: направление возражения в отношении предостережения и результатов его рассмотрения (п. 16), уведомление о проведении обязательного профилактического визита (п. 23), направление актов проверки (п. 35) и другие (п. 51, 53 - 57 и др.).
_____________________________
1часть 20 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2часть 3 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
3часть 4 статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
4пункт 26 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования"
5статья 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
6Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля"
7часть 1 статьи 22, часть 1 статьи 23 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
8пункт 6, Приложение 1 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования"
9 приказ министерства образования Новосибирской области от 10.09.2021 N 2176 "Об отнесении министерством образования Новосибирской области объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к высокой и средней категории риска причинения вреда (ущерба)"
10 приказ министерства образования Новосибирской области от 03.11.2021 N 2523 "Об утверждении плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год"
11пункт 11(4) постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля"
12пункт 62 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования"
13часть 1 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
14пункт 2 статьи 60 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
15Письмо Рособрнадзора от 29.08.2016 N 02-343
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Новосибирской области от 6 марта 2024 г. N 392 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике министерства образования Новосибирской области при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2023 год"
Вступает в силу с 6 марта 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 7 марта 2024 г. N 5401202403070001