г. Краснодар |
|
24 января 2024 г. |
Дело N А61-1737/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного коммерческого банка "Банк развития региона" (ИНН 1500000240, ОГРН 1021500000202), заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1515900068, ОГРН 1041501903739), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Меркан" (ИНН 1503018951, ОГРН 1031500353301), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного коммерческого банка "Банк развития региона" на решение Арбитражного суда республики Северная Осетия - Алания от 06.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу N А61-1737/2023, установил следующее.
АКБ "Банк развития региона" в лице Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - банк) обратился в арбитражный суд с заявлением к УФНС по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) о признании недействительным решения от 06.12.2021 N 839 о предстоящем исключении ООО "Меркан" из ЕГРЮЛ, признании незаконными действий налогового органа по внесению 29.03.2022 записи за ГРН 2221500044819 об исключении ООО "Меркан" из ЕГРЮЛ и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 06.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.10.2023, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе банк просит отменить судебные акты и удовлетворить требования в полном объеме. По мнению заявителя, повторная процедура исключения из ЕГРЮЛ общества как недействующего юридического лица инициирована управлением до истечения двенадцатимесячного срока со дня прекращения предыдущей процедуры; начало течения срока исковой давности исчисляется с момента исключения из ЕГРЮЛ, в связи с чем срок не пропущен.
В отзыве на жалобу управление просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ООО "Меркан" (далее - общество) создано 07.10.2003, о чем налоговой инспекцией в ЕГРЮЛ была внесена запись 1031500353301 (ОГРН).
Согласно сведениям ЕГРЮЛ генеральным директором общества является Лагкуев В.Р.
06 декабря 2021 года налоговый орган принял решение N 2221500044819 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ ООО "Меркан".
Банком в адрес налогового органа направлены возражения относительно исключения ООО "Меркан" из ЕГРЮЛ, в которых указано, что общество имеет неисполненные денежные обязательства перед банком. Банк является кредитором ООО "Меркан".
Решением суда от 26.10.2016 по делу N А61-1985/2014 с общества в пользу банка взыскано 75 313 089 рублей 02 копейки задолженности.
Выдан исполнительный лист N ФС 0122350036, возбуждено исполнительное производство от 20.05.2019 N 8306/19/15006-ИП.
Направленные в адрес налогового органа возражения не приняты во внимание и 29.03.2022 внесена запись N 2221500044819 об исключении ООО "Меркан" из ЕГРЮЛ.
Не согласившись с данным решением, банк обратился в арбитражный суд с заявлением.
Разрешая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержится адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.
На основании пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности сведений юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ определен в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ, который в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 названной статьи применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения Закона N 129-ФЗ, в соответствии с которыми регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о юридическом лице, направлены в том числе на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота, в котором участвуют лишь юридические лица, обладающие правоспособностью, которая возникает с момента внесения в реестр сведений о создании юридического лица и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении юридического лица.
Обеспечение достоверности содержащихся в реестре сведений достигается, в том числе исключением из ЕГРЮЛ юридического лица, в отношении которого в реестре в течение определенного законом срока содержатся недостоверные сведения и которое не приняло мер к исправлению сведений о нем.
На основании пункта 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 данного Закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Исходя из смысла и содержания статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, следует, что регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из реестра лишь по формальным основаниям, указанным в пункте 1 названной нормы права. Наличие данных признаков влечет исключение юридического лица из реестра только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.
Приведенная правовая позиция отражена в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021.
На основании пункта 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что налоговый орган действовал в пределах полномочий, предоставленных ему Законом N 129-ФЗ, и правомерно исключил общество из ЕГРЮЛ.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из наличия совокупности обстоятельств, изложенных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, необходимых для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, в отношении которого установлен факт недостоверности сведений, включенных в реестр, а также соблюдения инспекцией процедуры исключения общества из ЕГРЮЛ в административном порядке. Суды установили, что банком не представлено доказательств, подтверждающих, что общество является действующим юридическим лицом и восстановление его в ЕГРЮЛ позволит удовлетворить требование банка, напротив, из пояснений банка и материалов дела следует, что с 2016 года банку не удалось взыскать с общества задолженность. При этом управление четыре раза прекращало процедуру исключения общества из ЕГРЮЛ по возражениям банка, однако это не привело к удовлетворению требований банка по взысканию задолженности как кредитора общества.
Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявления. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда республики Северная Осетия - Алания от 06.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу N А61-1737/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из наличия совокупности обстоятельств, изложенных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, необходимых для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, в отношении которого установлен факт недостоверности сведений, включенных в реестр, а также соблюдения инспекцией процедуры исключения общества из ЕГРЮЛ в административном порядке. Суды установили, что банком не представлено доказательств, подтверждающих, что общество является действующим юридическим лицом и восстановление его в ЕГРЮЛ позволит удовлетворить требование банка, напротив, из пояснений банка и материалов дела следует, что с 2016 года банку не удалось взыскать с общества задолженность. При этом управление четыре раза прекращало процедуру исключения общества из ЕГРЮЛ по возражениям банка, однако это не привело к удовлетворению требований банка по взысканию задолженности как кредитора общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2024 г. N Ф08-12906/23 по делу N А61-1737/2023