г. Краснодар |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А32-1751/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Герасименко А.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - НКО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" и заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу НКО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023 по делу N А32-1751/2023, установил следующее.
НКО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - фонд, региональный оператор) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) от 12.12.2022 N 4.
Решением от 24.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.10.2023, суд отказал в удовлетворении заявленного требования. Судебные акты мотивированы тем, что контролирующий орган правомерно выдал региональному оператору предписание от 12.12.2022 N 4 об устранении нарушений обязательных требований. Требования оспариваемого предписания сформулированы ясно и однозначно. Доводы регионального оператора о неисполнимости пункта 1 предписания являются необоснованными с учетом имеющегося определения об исправлении технической ошибки.
В кассационной жалобе фонд просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение. По мнению фонда, в целях исполнения предписания региональный оператор подал в Арбитражный суд Краснодарского края исковое заявление об устранении недостатков работ, выполненных по договору строительного подряда, обнаруженных в пределах гарантийного срока, исполнив обязательства, указанные в предписании от 12.12.2022 N 4, предусмотренные действующим законодательством.
Отзыв на кассационную жалобу в суд кассационной инстанции не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, инспекция, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении фонда на основании решения о проведении проверки от 15.11.2022 N 12, выявила следующие нарушения: 1) региональным оператором не выполнены обязанности, предусмотренные пунктом 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), по контролю за качеством выполнения подрядной организацией ООО "Аргоника" работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: Крымский район, хутор Школьный, ул. Магистральная, д. 44 и системы электроснабжения многоквартирного дома по адресу: Крымский район, г. Крымск, ул. Крепостная, 40 и соответствием таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; 2) региональным оператором не выполнены обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса, выразившиеся в непроведении капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах по адресу: Крымский район, г. Крымск, ул. Крепостная, 40 (системы электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения); Крымский район, г. Крымск, ул. Луначарского, 283 (системы электроснабжения, водоотведения, холодного водоснабжения); Крымский район, г, Крымск, ул. Маршала Гречко, 91 (системы водоотведения, холодного водоснабжении); Крымский район, г. Крымск, ул. Рядновой, 8 (крыши); Крымский район, ст. Нижнебаканская, ул. Шевченко, 14 (крыши); Крымский район, станица Варениковская, ул. Железнодорожная, 14 (крыши); Крымский район, хутор Школьный, ул. Магистральная, 44 (крыши, системы электроснабжения), собственники которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в сроки, предусмотренные региональной программой и конкретизированные краткосрочным планом реализации региональной программы на 2021 год.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 12.12.2022. Обществу выдано предписание от 12.12.2022 N 4 об устранении до 10.01.2023 установленных контролирующим органом нарушений, а именно: 1) принять меры по устранению нарушений, допущенных при контроле за качеством выполнения подрядной организацией ООО "Аргоника" работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: Крымский район, хутор Школьный, 3, ул. Магистральная, 44 и системы электроснабжения многоквартирного дома по адресу: Крымский район, г. Крымск, ул. Крепостная, 40 и соответствием таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации и предоставить в инспекцию копии актов об устранении нарушений, выявленных в указанных домах актами-предписаниями от 16.08.2022, представленными к проверке; 2) исполнить обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса, принять меры по завершению работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах по адресу: Крымский район, г. Крымск, ул. Крепостная, 40 (системы электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения); Крымский район, г. Крымск, ул. Луначарского, 283 (системы электроснабжения, водоотведения, холодного водоснабжения); Крымский район, г. Крымск, ул. Маршала Гречко, 91 (системы водоотведения, холодного водоснабжения); Крымский район, г. Крымск, ул. Рядновой, 8 (крыши); Крымский район, станица Нижнебаканская, ул. Шевченко,. 14 (крыши); Крымский район, станица Варениковская, ул. Железнодорожная, д. 14 (крыши); Крымский район, хутор Школьный, ул. Магистральная, д. 44 (крыши, системы электроснабжения), собственники которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, и предоставить инспекции копии актов выполненных работ.
Не согласившись с указанным предписанием, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц и, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 169, 170, 182, 189 Жилищного кодекса, частью 3 статьи 23 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края", постановлением администрации муниципального образования Крымский район от 25 ноября 2020 года N 2763 "Об утверждении муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края на 2021 год", Правилами осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2022 года N 1702 (далее - Правила N 1702), пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя, направлено на устранение допущенных фондом нарушений и является исполнимым.
Согласно пункту 11.1 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса, жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентированы разделом 1Х Жилищного кодекса.
Согласно части 1 статьи 182 Жилищного кодекса региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
Региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в МКД, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, а также за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса).
Региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (пункт 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса).
Судебные инстанции установили, что региональным оператором в качестве подрядной организации по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в вышеуказанных домах по результатам аукциона по отбору подрядной организации, привлечено ООО "Аргоника" (далее - подрядчик), с которым заключен договор подряда от 22.03.2021 N РТС223А210039 (далее - договор) со сроком выполнения работ по 1 этапу (ПИР) до 22.06.2021, по 2 этапу (СМР), с учетом дополнительного соглашения от 15.10.2021, до 02.10.2021. В соответствии с пунктом 6.1.5 договора подряда от 22.03.2021 N РТС223А210039 обязанности по осуществлению строительного контроля за работами по капитальному ремонту общего имущества собственников возложены на регионального оператора.
В рамках проверки контролирующим органом установлено, что региональным оператором на основании пункта 17.7.1 договора принято решение об одностороннем расторжении договора с 10.10.2022, подрядчику направлено уведомление о расторжении договора на оказание услуг по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Причинами к расторжению договора, указанными в уведомлении, явились: неисполнение подрядчиком обязательства, предусмотренного пунктом 5.3.1 договора, о продлении срока банковской гарантии, являющейся обеспечительной мерой по исполнению подрядчиком своих обязательств по договору, при изменении сроков оказания услуг и (или) выполнения работ в связи с изменением по соглашению сторон сроков оказания услуг и (или) выполнения работ либо при нарушении подрядной организацией предусмотренных договором о проведении капитального ремонта сроков оказания услуг и (или) выполнения работ, срок которой истек 31.12.2021, а также ненадлежащее исполнение обязательств по договору, выразившееся в нарушении подрядчиком сроков оказания услуг и (или) выполнения работ продолжительностью более 15 календарных дней по любому из многоквартирных домов и несоблюдение (отступление от требований, предусмотренных проектной документацией) подрядчиком требований к качеству услуг и (или) работ и (или) технологии проведения работ при проведении работ в следующих домах: Крымский район, г. Крымск, ул. Крепостная, 40 (не завершены работы по капитальному ремонту систем теплоснабжения и водоотведения (отсутствуют акты выполненных работ, к проверке также не представлены запрашиваемые копии уведомления подрядчиком регионального оператора о завершении работ по договору и готовности передачи результата выполненных работ); Крымский район, г. Крымск, ул. Луначарского, 283 (не завершены работы по капитальному ремонту систем электроснабжения, водоотведения и холодного водоснабжения (отсутствуют акты выполненных работ, к проверке не представлены запрашиваемые копии уведомления подрядчиком регионального оператора о завершении работ по договору и готовности передачи результата выполненных работ); г. Крымск, ул. Маршала Гречко, 91 (не завершены работы по капитальному ремонту систем водоотведения и холодного водоснабжения (отсутствуют акты выполненных работ, к проверке также не представлены запрашиваемые копии уведомления подрядчиком регионального оператора о завершении работ по договору и готовности передачи результата выполненных работ)), кроме того, на момент проверки не устранены недостатки работ, зафиксированные актом-предписанием от 16.08.2022; Крымский район, г. Крымск, ул. Рядновой, 8 (не завершены работы по капитальному ремонту крыши (отсутствуют акты выполненных работ, к проверке также не представлены запрашиваемые копии уведомления подрядчиком регионального оператора о завершении работ по договору и готовности передачи результата выполненных работ); Крымский район, станица Варениковская, ул. Железнодорожная, 14 (отсутствуют акты выполненных работ, к проверке не представлены запрашиваемые копии уведомления подрядчиком регионального оператора о завершении работ по договору и готовности передачи результата выполненных работ); Крымский район, хутор Школьный, ул. Магистральная, 44 (не завершены работы по капитальному ремонту систем электроснабжения (отсутствуют акты выполненных работ, к проверке не представлены запрашиваемые копии уведомления подрядчиком регионального оператора о завершении работ по договору и готовности передачи результата выполненных работ). Кроме того, согласно акту от 16.08.2022 подрядчиком в ходе выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества использовались материалы, не предусмотренные проектной документацией, данные нарушения на момент проведения проверки не устранены; Крымский район, станица Нижнебаканская, ул. Шевченко, 14 (не завершены работы по капитальному ремонту крыши (отсутствуют акты выполненных работ, к проверке не представлены запрашиваемые копии уведомления подрядчиком регионального оператора о завершении работ по договору и готовности передачи результата выполненных работ).
Установив указанные обстоятельства, приняв во внимание представленные региональным оператором пояснения (письмо от 18.11.2022 N 7895-05/22) о том, что на момент проверки выявленные нарушения подрядчиком не устранены; работы по капитальному ремонту общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов не завершены; акты о приемке работ по капитальному ремонту общего имущества МКД не подписаны; окончательный расчет между региональным оператором и ООО "Аргоника" на дату завершения проверки не произведен; иная подрядная организация для завершения работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в вышеуказанных многоквартирных домах и устранения недостатков, указанных в актах-предписаниях от 16.08.2022, на дату завершения проверки региональным оператором не привлечена; журналы производства работ по вышеуказанным объектам с записью о завершении работ региональным оператором к проверке не представлены; суды пришли к выводу о несоблюдении региональным оператором пункта "б" части 6 раздела I Правил, что выразилось в несоблюдении требования к обеспечению проведения капитального ремонта в отношении вышеуказанных многоквартирных домов, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Суды установили, что региональный оператор в качестве мер, принятых по результатам нарушения сроков выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, направил в арбитражный суд исковое заявление об устранении нарушений по договору строительного подряда и предоставления исполнительной документации и через месяц после обращения в суд с указанным заявлением, расторг заключенным с подрядчиком договор.
Судебные инстанции, на основании исследования материалов проверки установили, что согласно комиссионному акту от 24.03.2022 и акту о приемке выполненных работ от 26.11.2021 выполненные подрядчиком работы в многоквартирных домах по адресам: Крымский район, хутор Школьный, ул. Магистральная, 44 (капитальный ремонт крыши) и г. Крымск, ул. Крепостная, 40 (капитальный ремонт системы электроснабжения МКД), приняты и оплачены региональным оператором. Вместе с тем, согласно представленным в рамках проверки актам-предписаниям от 16.08.2022 капитальный ремонт системы электроснабжения многоквартирного дома по адресу: г. Крымск, ул. Крепостная, 40 выполнен с нарушениями проектной документации; при капитальном ремонте крыши по адресу: Крымский район, хутор Школьный, ул. Магистральная, 44 допущены нарушения устройства примыканий штукатурного слоя стены дома к желобам по всему периметру дома. Установив указанные обстоятельства, суды, учитывая, что указанные нарушения должны были быть выявлены должностным лицом регионального оператора, осуществлявшим строительный контроль, отражены в журнале производства работ и устранены до подписания акта о приемке выполненных работ, обоснованно указали на несоблюдение региональным оператором требований пункта "г" части 6 раздела 1 Правил (требования к контролю качества и сроков оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядными организациями и соответствия таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации). Документально данный вывод региональный оператор не опроверг.
Правовое регулирование деятельности регионального оператора обусловлено возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Пункт 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса, обеспечивает надлежащее исполнение обязательств регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме по проведению капитального ремонта.
На основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств судебные инстанции, установив нарушение региональным оператором части 1, пункта 4 части 2 Жилищного кодекса, сделали правильный вывод о правомерности выданного региональному оператору предписания от 12.12.2022 N 4 об устранении нарушений обязательных требований, со сроком исполнения до 10.01.2023.
Доводы регионального оператора, в том числе о том, что обращение фонда в арбитражный суд с требованием к ООО "Аргоника" об устранении нарушений по договору строительного подряда и предоставлении исполнительной документации (дело N А32-45146/2022) свидетельствует об исполнении региональным оператором обязательства, указанного в предписании от 12.12.2022 N 4, исследованы судебными инстанциями и получили надлежащую правовую оценку.
Судебные инстанции оценили довод регионального оператора о неисполнимости пункта 1 предписания и, с учетом исправления технической ошибки в предписании, обоснованно указали, что требования оспариваемого региональным оператором предписания сформулированы ясно и однозначно, в связи с чем, уяснение его смысла не вызывает затруднений.
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы фонда, поскольку возлагает на регионального оператора обязанность по устранению выявленных нарушений, допущенных в результате осуществляемой им деятельности, основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств и является правильным. Документально данный вывод фонд не опроверг.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023 по делу N А32-1751/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовое регулирование деятельности регионального оператора обусловлено возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Пункт 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса, обеспечивает надлежащее исполнение обязательств регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме по проведению капитального ремонта.
На основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств судебные инстанции, установив нарушение региональным оператором части 1, пункта 4 части 2 Жилищного кодекса, сделали правильный вывод о правомерности выданного региональному оператору предписания от 12.12.2022 N 4 об устранении нарушений обязательных требований, со сроком исполнения до 10.01.2023.
...
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 января 2024 г. N Ф08-13429/23 по делу N А32-1751/2023