г. Краснодар |
|
29 января 2024 г. |
Дело N А53-4277/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Садовникова А.В., при ведении протокола помощником судьи Брагиным А.А. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Инжстройконтроль" (ИНН 1516617381, ОГРН 1081516003447) - Харченко А.В. (доверенность от 01.12.2023), от ответчика - администрации Красносулинского городского поселения (ИНН 6148555982, ОГРН 1056148019443) - Петриковой Я.В. (доверенность от 09.01.2024), в отсутствие третьего лица - Министерства строительства, архитектуры, и территориального развития Ростовской области (ИНН 6163086510, ОГРН 1076163007766), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Красносулинского городского поселения на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А53-4277/2023, установил следующее.
ООО "Инжстройконтроль" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Красносулинского городского поселения (далее - администрация) о взыскании 22 397 254 рублей 67 копеек задолженности по контракту.
Решением суда от 25.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.10.2023, исковые требования удовлетворены. Распределены судебные расходы.
В кассационной жалобе администрации просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Заявитель указывает, что отсутствует совокупность условий, предусмотренных пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 1315), для изменения цены контракта, поскольку работы на объекте фактически были завершены до подписания дополнительного соглашения об увеличении цены контракта; риск удорожания цен не подпадает под категорию существенного изменения обстоятельств и лежит на подрядчике.
В отзыве на жалобу общество просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества и администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ООО "Инжстройконтроль" (подрядчик) и администрация (заказчик) 09.02.2021 заключили муниципальный контракт N 015830000032100001110549, по условиям которого подрядчик на свой риск обязуется выполнить по заданию заказчика строительно-монтажные работы и иные предусмотренные контрактом мероприятия по строительству объекта капитального строительства, указанного в пункте 1.2 контракта, в соответствии с утвержденной проектной документацией с использованием своих материалов, в сроки предусмотренные контрактом, а заказчик - принять и оплатить выполненные работы на условиях контракта. В контракте определено наименование объекта: "Строительство пятиэтажного жилого дома маневренного фонда" и определено место выполнения работ: Ростовская область, Красносулинский район, г. Красный Сулин, в 30 м на юго-запад от дома N 13 по ул. Мира, земельный участок площадью 11 787 кв. м с кадастровым номером 61:53:0000049:1477 (пункт 1.2).
Согласно пункту 2.1 цена контракта, определенная по итогам электронного аукциона, составляет 151 642 720 рублей, в том числе НДС 20% - 25 273 786 рублей 66 копеек. Расчет твердой договорной цены контракта произведен в соответствии со сметой контракта, являющейся его неотъемлемой частью (приложение N 1).
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и пункта 15.6 раздела 15 контракта. Цена контракта включает в себя стоимость всех затрат подрядчика, необходимых для выполнения работ по контракту (пункт 2.3 контракта).
Все изменения, дополнения к контракту считаются действительными, если они оформлены в письменной форме и подписаны обеими сторонами (пункт 15.8 контракта).
В обоснование иска указано, что стороны изменили цену контракта путем заключения дополнительных соглашений, при этом изменение цены контракта связано с существенным увеличением цен на строительные ресурсы.
В соответствии с дополнительным соглашением от 28.10.2022 N 17 цена контракта составила 196 781 783 рубля 78 копеек, в том числе НДС 20% - 32 796 963 рубля 96 копеек.
Дополнительным соглашением от 22.11.2022 N 20 согласована смета на сумму 196 781 783 рубля 78 копеек, в том числе НДС 20% - 32 796 963 рубля 96 копеек.
Срок выполнения работ с учетом всех дополнительных соглашений определен до 30.04.2022 (пункт 3.1 контракта).
Из искового заявления следует, что обществом были выполнены работы по контракту, что подтверждается подписанными в двухстороннем порядке актами приемки N 1 - 11 на общую сумму 195 176 082 рубля 50 копеек. Администрация частично оплатила выполненные работы в размере 172 778 827 рублей 83 копеек, в связи с чем образовалась задолженность в размере 22 397 254 рублей 67 копеек.
В целях досудебного урегулирования спора общество направило в адрес администрации претензию от 30.01.2023 N 03. Претензия оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
Правоотношения сторон по контракту регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Федеральным законом от 05.042013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
По государственному или муниципальному контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их заказчику, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 Гражданского кодекса).
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 709 Гражданского кодекса подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное данным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.
Постановлением N 1315 установлена возможность изменять цену действующего контракта при совокупности условий, определенных названным постановлением.
Изменения цены контракта осуществляется в соответствии с порядком, установленным Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, согласно которой также установлена возможность заказчика пересчитать смету контракта по выполненным и принятым заказчиком работам в 2021 году.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, принимая во внимание выполнение истцом работ по контракту в полном объеме, факт их приемки и частичной оплаты заказчиком, отсутствие у него претензий по объему и качеству, установив заключение сторонами дополнительных соглашений об увеличении цены контракта в соответствии с положениями постановления N 1315, на основании действующих на момент выполнения расчетов корректировки цены контракта редакций Методики составления сметы контракта от 23.12.2019 N 841/пр (расчеты от 18.11.2021, от 17.03.2022), в пределах лимитов бюджетных средств и учитывая, что подрядчик в установленном порядке, до фактического выполнения им всех работ на объекте обратился к заказчику с заявлением об увеличении цены контракта, а также до фактического выполнения работ на объекте получено заключение государственной экспертизы о достоверности сметной стоимости, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования.
Суды установили, что общая сумма увеличения государственного контракта в связи с удорожанием составила 45 139 063 рубля 78 копеек. Цена контракта основана на единой смете, прошедшей государственную экспертизу. Дополнительные соглашения об увеличении цены подписаны сторонами без возражений. Работы выполнены на сумму 195 176 082 рубля 08 копеек. Поскольку акты о приемке выполненных работ подписаны заказчиком без замечаний и возражений, у заказчика возникла обязанность по их оплате.
Заявитель жалобы указанные выводы и установленные судами обстоятельства в кассационной жалобе не оспаривает и не опроверг.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А53-4277/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 статьи 709 Гражданского кодекса подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса.
...
Изменения цены контракта осуществляется в соответствии с порядком, установленным Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, согласно которой также установлена возможность заказчика пересчитать смету контракта по выполненным и принятым заказчиком работам в 2021 году."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 января 2024 г. N Ф08-12555/23 по делу N А53-4277/2023