г. Краснодар |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А20-5605/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Герасименко А.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, заинтересованного лица - Государственного бюджетного учреждение здравоохранения "Республиканский детский клинический многопрофильный центр" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023 по делу N А20-5605/2022, установил следующее.
Отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ГБУЗ "Республиканский детский клинический многопрофильный центр" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (далее - учреждение) о взыскании 77 193 рублей 50 копеек излишних затрат на выплату специальной страховой выплаты медицинским работникам.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Амшокова Фатимат Казбековна, Жекамухова Aнета Mуаедовна, Кушхова Мария Хачимовна, Маиров Заурби Муазинович, Мамхегова Мадина Адибовна, Озова Алина Адальбиевна, Пшихачева Ариана Нурбиевна, Садыкова Сакинат Абибулаевна, Темиржанова Фарида Хасановна, Желихажева Фатима Робертовна, Канкулова Хайшат Биляловна, Мисакова Анжела Руслановна, Терешева Аминат Беслановна, Махова Алена Тимуровна, Смирнов Валерий Алексеевич, Шогенова Тамара Хажмуратовна.
Решением 07.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.09.2023, суд отказал в удовлетворении заявленного требования. Судебные акты мотивированы тем, что факты представления учреждением фонду недостоверных сведений либо сокрытия сведений, влияющих на право получения работниками специальной социальной выплаты, не нашли своего подтверждения, в связи с чем понесенные фондом расходы по специальной социальной выплате медицинским работникам учреждения не могут быть возмещены за счет учреждения.
В кассационной жалобе фонд просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования в полном объеме. По мнению фонда, излишняя выплата суммы специальной социальной выплаты медицинским работникам учреждения произошла в связи с неправомерными действиями учреждения, ввиду представления недостоверных сведений относительно указания количества смен в расчетном периоде. Заявитель полагает, что судами не исследован факт выплаты одновременно заработной платы и пособия за период временной нетрудоспособности 6 медицинским работникам учреждения.
Отзыв на кассационную жалобу в суд кассационной инстанции не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, при проведении мониторинга представленных учреждением реестров, фонд выявил несоответствие в сведениях, указанных в реестрах и представленных к проверке документах в части установления права работника на получение специальной социальной выплаты, что послужило основанием для проведения камеральной проверки (пункт 5 приказа ФСС РФ от 30.06.2021 N 272 "Об утверждении Порядка осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам". По результатам проверки составлен акт от 12.08.2022 N 15 о выявленных несоответствиях.
28 февраля 2022 года фонд направил учреждению требование N 26 о представлении пояснений относительно выявленных в ходе проверки несоответствий в представленных реестрах (количество нормативных смен у работников превышает 44 за месяц; сведения, имеющиеся в фонде о периодах временной нетрудоспособности работников и нормативных сменах, подлежащих оплате, указывают на их пересечение).
На требование фонда учреждение представило пояснение, согласно которому, пересечение периода временной нетрудоспособности с нормативной сменой, предъявленной к оплате, произошло вследствие открытия больничных листков сотрудниками учреждения после сдачи и обработки табеля учета рабочего времени, перерасчет произведен не был, а также, учреждение указало, что фактическое количество нормативных смен для предоставления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам по табелю учета рабочего времени не соответствует количеству, предъявленному по реестру, количество нормативных смен у работника превышает 44 за месяц в связи с допущенной арифметической ошибкой.
Предложение фонда произвести корректировку ранее представленного реестра на право получения работниками специальной социальной выплаты за период с 01.11.2020 по 31.12.2021 в размере 77 193 рублей 50 копеек и до 31.08.2022 направить его фонду для осуществления перерасчета, учреждение не исполнило, что явилось основанием для обращения фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения расходов, излишне понесенных фондом на специальную социальную выплату за период с 01.11.2020 по 31.12.2021, в том числе, Смирнову Валерию Алексеевичу (переплата в размере 4 656 рублей - фактическое количество норм, смен по табелю учета рабочего времени не соответствует количеству, предъявленному по реестру); Темиржановой Фариде Хасановне (переплата в размере 2 673 рубля - пересечение временной нетрудоспособности с нормативной сменой (30.11.2020) предъявленной к оплате (б/лист N 910049429589 с 30.11.2020 по 13.12.2020); Мисаковой Анжеле Руслановне (переплата в размере 23 280 рублей - количество нормативных смен у работника превышает 44 за месяц); Шогеновой Тамаре Хажмуратовне (переплата в размере 3 159 рублей - пересечение временной нетрудоспособности с нормативной сменой (04.12.2020) предъявленной к оплате (б/лист N 910048076332 с 04.12.2020 по 08.12.2020); Мамхеговой Мадине Абидовне (переплата в размере 8 536 рублей - пересечение временной нетрудоспособности с нормативной сменой (30.12.2020-31.12.2020) предъявленной к оплате (б/лист N 385477752226 с 30.12.2020 по 13.01.2021); Мамхеговой Мадине Абидовне (переплата в размере 4 268 рублей - пересечение временной нетрудоспособности с нормативной сменой (31.01.2021) предъявленной к оплате (б/лист N 910056444775 с 31.01.2021 по 13.02.2021 у другого работодателя); Озовой Алине Адальбиевне (переплата в размере 2 673 рублей - перечисление временной нетрудоспособности с нормативной сменой (31.01.2021) предъявленной к оплате (б/лист N 910056016605 с 31.01.2021 по 13.02.2021); Садыковой Сакинат Абибулаевне (переплата в размере 1 701 рубль - пересечение временной нетрудоспособности с нормативной сменой (31.07.2021) предъявленной к оплате (б/лист N 910074912880 с 28.07.2021 по 31.07.2021); Маирову Заурби Муазиновичу (переплата в размере 2 430 рублей - объем выполненной работы при которой осуществлен контакт с пациентом 0,5 ставки, что составило 3,9 часов, а предъявлено к оплате с отработанными часами заведующего и врача УЗИ); Пшихачевой Ариане Нурбиевне (переплата в размере 1 336 рублей 50 копеек - фактическое количество норм, смен по табелю учета рабочего времени не соответствует количеству предъявленному по реестру); Терешевой Аминат Беслановне (переплата в размере 1 336 рублей 50 копеек -фактическое количество норм, смен по табелю учета рабочего времени не соответствует количеству предъявленному по реестру); Маховой Алене Тимуровне (переплата в размере 4 009 рублей 50 копеек - фактическое количество норм, смен по табелю учета рабочего времени не соответствует количеству предъявленному по реестру); Желихажевой Фатиме Робертовне (переплата в размере 10 088 рублей - количество нормативных смен у работника превышает 44 за месяц); Жекамуховой Анете Муаедовне (переплата в размере 2 187 рублей - фактическое количество норм, смен по табелю учета рабочего времени не соответствует количеству предъявленному по реестру); Амшоковой Фатиме Казбековне (переплата в размере 2 430 рублей - фактическое количество норм, смен по табелю учета рабочего времени не соответствует количеству предъявленному по реестру); Кушховой Марии Хачимовне (переплата в размере 1 215 рублей - фактическое количество норм, смен по табелю учета рабочего времени не соответствует количеству предъявленному по реестру); Канкуловой Хайшат Биляловне (переплата в размере 1 215 рублей - фактическое количество норм, смен по табелю учета рабочего времени не соответствует количеству предъявленному по реестру).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - Правила N 1762).
Пунктом 3 Правил N 1762 предусмотрено, что специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специальная социальная выплата производится ежемесячно. Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Согласно пункту 4 Правил N 1762 для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Пунктами 10 и 12 Правил N 1762 установлено, что организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указав, что Правилами N 1762 не установлена обязанность представления точных сведений относительно количества рабочего времени, поэтому представленные ответчиком в реестре сведения о количестве смен медицинских работников не могут быть признаны недостоверными (заведомо недостоверными); правильность расчета сведений о количестве рабочих смен за период с 01.11.2020 по 31.12.2021 фондом не оспаривалась; факты представления учреждением фонду недостоверных сведений либо сокрытия сведений, влияющих на право получения работниками специальной социальной выплаты, не нашли своего подтверждения, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного фондом требования.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.003 N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как следует из материалов дела, определением от 04.05.2023 суд первой инстанции истребовал у фонда дополнительные доказательства, которые были представлены фондом и приняты судом (протокол судебного заседания от 23.05.2023). Вместе с тем, указанные документы (том 2), как и представленные фондом с заявлением доказательства, оценку судебных инстанций не получили.
Не получили оценку судебных инстанций и доводы фонда, со ссылкой на письмо учреждения от 11.08.2022 N 1549, о допущенной учреждением арифметической ошибке при представлении фонду сведений для получения специальной социальной выплаты медицинским работникам, а именно фактическое количество норм смен по табелю рабочего времени не соответствует количеству предъявленного по реестру, где у работников имеется превышение 44 за месяц.
Судебные инстанции не оценили довод фонда и представленные им доказательства о выявленных в результате проверки случаях пересечения дней временной нетрудоспособности с нормативной сменой у медицинских работников учреждения, согласно которым работникам производилась оплата по листку нетрудоспособности и выплата заработной платы за один временной период (в том числе по каждому работнику).
Судебные инстанции не выяснили, направляло ли учреждение фонду корректирующий реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в спорном периоде (в том числе в случае наличия арифметической ошибки) и осуществлялся ли фондом перерасчет указанной выплаты.
Выяснение указанных обстоятельств имеет существенное значение для принятия законных и обоснованных судебных актов.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные акты приняты по неполно установленным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судебными инстанциями, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, выяснить и исследовать фактические обстоятельства по делу, проверить расчет и основания получения специальной социальной выплаты медицинским работникам по представленному учреждением реестру, оценить представленные доказательства в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять законные и обоснованные судебные акты.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023 по делу N А20-5605/2022 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 Правил N 1762 предусмотрено, что специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специальная социальная выплата производится ежемесячно. Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Согласно пункту 4 Правил N 1762 для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Пунктами 10 и 12 Правил N 1762 установлено, что организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 января 2024 г. N Ф08-13497/23 по делу N А20-5605/2022