г. Краснодар |
|
09 февраля 2024 г. |
Дело N А53-12898/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Аваряскина В.В. и Твердого А.А., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием системы видеоконференц-связи, помощником судьи Уджуху З.А., при участии в судебном заседании от истца - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (ИНН 6163053257, ОГРН 1026103170433) - Сафарян Н.С. (доверенность от 11.08.2023), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" (ИНН 6125033620, ОГРН 1216100034468) - Богатырева Р.В. (доверенность от 19.10.2023), в отсутствие ответчика - администрации Каменоломненского городского поселения (ИНН 6125023710, ОГРН 1056125016452), третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Вода и стоки", Региональной службы по тарифам Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2023 по делу N А53-12898/2023, установил следующее.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с требованием к ООО "Водоснабжение" (далее - общество), администрации Каменоломненского городского поселения (далее - администрация) о признании недействительными торгов на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоотведения муниципального образования "Каменоломненское городское поселение" Октябрьского района Ростовской области, предназначенных для оказания услуг по водоотведению населению Каменоломненского городского поселения Октябрьского района на период 2022 - 2031 годов по извещению N 171221/0096057/01.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Вода и стоки" и Региональная служба по тарифам Ростовской области.
Решением суда от 28.08.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.11.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, администрацией не соблюдены требования действующего законодательства при проведении торгов.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы, представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 29.10.2021 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов размещено инициативное предложение ООО "Вода и стоки" о заключении концессионного соглашения (проект концессионного соглашения), сообщение о предложении инвестора N 291021/0096057/01.
В связи с тем, что в соответствии с частью 4.11 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) 13.12.2021 обществом подана заявка о готовности участвовать в конкурсе на право заключения данного концессионного соглашения, 17.12.2021 на официальном сайте размещен конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоотведения муниципального образования "Каменоломненское городское поселение" Октябрьского района Ростовской области (сообщение о проведении конкурса 171221/0096057/01).
По результатам открытого конкурса 20.05.2022 победителем признано общество.
Указывая, что конкурс на право заключения концессионного соглашения проведен с нарушением требований действующего законодательства, министерство обратилось в арбитражный суд.
На основании пунктов 1 и 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) договор может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
По смыслу нормы статьи 447 Гражданского кодекса основанием для признания торгов недействительными может служить не всякое формальное нарушение, а лишь имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса, реализация права на оспаривание торгов, проведенных с нарушением закона, должна повлечь восстановление нарушенных прав заинтересованных лиц.
При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов (пункты 1 и 5 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101).
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
К числу объектов концессионного соглашения пункты 10 и 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ относят объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в частности, объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
На основании статьи 23 Закона N 115-ФЗ конкурсная документация должна содержать помимо всего прочего и исчерпывающий перечень документов и материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса, в том числе документов и материалов, подтверждающих: а) соответствие заявителей требованиям, установленным конкурсной документацией и предъявляемым к участникам конкурса; б) соответствие заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений требованиям, установленным конкурсной документацией; в) информацию, содержащуюся в конкурсном предложении.
Пунктом 4 части 1 статьи 23 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать критерии конкурса и установленные в соответствии с частями 2.2, 3 и 4 статьи 24 названного Закона параметры критериев конкурса.
В соответствии с частью 2.3 статьи 24 Закона N 115-ФЗ в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, критерии конкурса устанавливаются статьей 47 указанного Закона.
По смыслу пункта 9 части 1 статьи 46 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в конкурсную документацию помимо прочего также включаются предельные (минимальные и (или) максимальные) значения критериев конкурса, предусмотренных пунктами 2 - 5 части 1 статьи 47 названного Закона.
Согласно части 1 статьи 47 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в качестве критериев конкурса устанавливаются: 1) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение); 2) объем финансового участия концедента в исполнении концессионного соглашения в формах, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 статьи 10.1 названного Закона, на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено финансовое участие концедента в исполнении концессионного соглашения в таких формах; 4) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера в соответствии с частью 2 данной статьи; 5) плановые значения показателей деятельности концессионера.
В силу части 2 статьи 47 Закона N 115-ФЗ к долгосрочным параметрам регулирования деятельности концессионера относятся: 1) базовый уровень операционных расходов, который устанавливается на первый год действия концессионного соглашения (расчет базового уровня операционных расходов в последующие годы действия концессионного соглашения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов);
2) показатели энергосбережения и энергетической эффективности; 3) норма доходности инвестированного капитала, норматив чистого оборотного капитала в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод обеспечения доходности инвестированного капитала или метод доходности инвестированного капитала;
4) нормативный уровень прибыли в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод индексации установленных тарифов или метод индексации.
По смыслу части 3 статьи 47 Закона N 115-ФЗ для критериев конкурса, указанных в части 1 данной статьи, не устанавливаются параметры критериев конкурса, предусмотренные частью 3 статьи 24 названного Закона (начальное условие в виде числового значения; уменьшение или увеличение начального значения критерия конкурса в конкурсном предложении; коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса имеющиеся в деле доказательства, доводы и пояснения сторон по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании и взаимной связи доказательств в их совокупности, принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суды исходили из того, что условия концессионного соглашения, заключенного по результатам спорных торгов, уже согласовывались министерством в рамках рассмотрения концессионного соглашения ООО "Вода и стоки" (от 22.10.2021 N 16.1.4/2083); концессионное соглашение с обществом идентично ранее заключенному концессионному соглашению с ООО "Вода и стоки"; решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2023 по делу N А53-38331/2022 ООО "Вода и стоки" признано несостоятельным (банкротом); иные лица, кроме общества и ООО "Вода и стоки", конкурсные предложения для участия в торгах не подавали; конкурсные предложения общества и ООО "Вода и стоки" соответствовали конкурсной документации; с учетом конкретных обстоятельств дела, приведенные заявителем доводы, не могли повлиять на результат торгов. Истец не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении организатором торгов процедуры их проведения, которые повлияли бы на круг потенциальных участников конкурса, на условия концессионного соглашения, или привели к возникновению у заявителя не предусмотренных ранее обязательств (заявителем не представлено доказательств, что при проведении торгов допущены нарушения закона и проведенные торги повлекли нарушение его прав).
Вопреки доводам жалобы, согласно протоколу рассмотрения и оценки конкурсных предложений от 20.05.2022 N 4 произведен расчет дисконтированной выручки участников конкурса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2014 N 510 "Об утверждении Правил дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения) приведены в приложении N 4 к проекту концессионного соглашения (являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации), о чем имеется ссылка в пункте 3.16 конкурсной документации.
Суды также отметили, что значения долгосрочных параметров, согласованные Региональной службой по тарифам Ростовской области в рамках рассмотрения инициативного концессионного соглашения ООО "Вода и стоки", в порядке, установленном разделом VII.1 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, не могли отличаться от запрашиваемых при подготовке конкурса, поскольку были действующими на момент утверждения конкурсной документации.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2023 по делу N А53-12898/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 февраля 2024 г. N Ф08-191/24 по делу N А53-12898/2023