г. Краснодар |
|
13 февраля 2024 г. |
Дело N А32-20263/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" (ИНН 2309095298, ОГРН 1052304983785) - Негляда А.В. (доверенность от 01.01.2024), в отсутствие ответчика - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2023 на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023 по делу N А32-20263/2023, установил следующее.
ООО "РН-Краснодарнефтегаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) о взыскании 9 217 763 рублей 64 копеек излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС; измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Решением суда от 20.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.10.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление, по делу - принять новый судебный акт. Заявитель указывает на то, что общество заявление о возврате излишне уплаченных сумм платы НВОС в адрес управления не подавало, следовательно, его права не нарушены. Заявитель ссылается на письмо от 06.07.2023 N ЕЛ-06-10544, согласно которому в адрес общества направлены акты сверки за 2020, 2021 годы, по состоянию на 15.08.2023 подписанные акты сверки с заявлениями о возврате излишне уплаченных сумм платы в адрес управления не поступали, как и суммы в погашение установленной задолженности. Суд отклонил ходатайство управления об отложении судебного заседания с целью завершения сверки с обществом.
В отзыве на кассационную жалобу истец указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что общество в 2020 году внесло квартальные авансовые платежи в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.
Платежными поручениями от 20.04.2020 N 161796, 161797, 161798, 161799, 161800, 161817, 161818, 161819, 161820, 161841, 161851, 161853; от 24.04.2020 N 162077; от 15.07.2020 N 165960, 166061, 166062, 166063, 166064, 166065, 166066, 166067, 166068, 166069, 166070, 166071; от 19.10.2020 N 171060, 171061, 171062, 171063, 171064, 171065 от, 171066, 171067, 171068, 171069, 171070; от 25.02.2021 N 177566, 177567, 177568 общество произвело оплату за НВОС на счет управления.
Согласно поданной обществом декларации НВОС за 2020 год сумма, подлежащая возврату, составила 9 217 763 рубля 64 копейки. Указанная излишне уплаченная сумма образовалась в связи с внесением платежей авансовым методом за предыдущие периоды с 2016 по 2019 годы.
29 сентября 2020 года общество обратилось к управлению с заявлением N ИСХ-ВГ-04840-21 о зачете излишне уплаченных сумм платы за НВОС за 2016 - 2020 годы в счет предстоящих платежей с представлением ранее направленных актов сверок.
Ответ на данное заявление не поступил.
20 мая 2022 года общество повторно обратилось к управлению с заявлением N ИСХ-ВГ-02489-22-21 о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за НВОС с 2016 по 2020 годы.
27 июля 2022 года управление в письме N ЕЛ-06-11482 указало на непредставление заявителем актов сверки расчетов сумм платы за НВОС, подписанных без разногласий, и возвратило заявление общества. При этом факт наличия переплаты не опровергло, денежные средства не возвратило. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2012 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) НВОС - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
С 01.01.2016 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон N 7-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) плата взимается за следующие виды НВОС: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ, пунктом 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 225), и пунктами 2, 6 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2019 N 334 (далее - Порядок N 334), излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов.
Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор), на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления. Заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора.
В силу пункта 12 Порядка N 334 принятие территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы основывается на результатах проверки представленной лицом, обязанным вносить плату, декларации о плате и сведениях, имеющихся в распоряжении у территориального органа Росприроднадзора. В случае несоответствия информации, указанной лицом, обязанным вносить плату, в заявлении о зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы сведениям, имеющимся у территориального органа Росприроднадзора, территориальный орган Росприроднадзора в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления о зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы направляет лицу, обязанному вносить плату, решение об отказе в зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
Суды верно указали, что возврат (зачет) излишне уплаченных сумм осуществляется в соответствии с пунктом 36 Правил N 255, на основании заявления после погашения выявленной задолженности.
В силу требований, содержащихся в пункте 37 Правил N 255, контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и данными Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату. Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы (пункт 38 Правил N 255).
В случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок (пункт 40 Правил N 255).
В случае, указанном в пункте 40 Правил N 255, администратор платы вправе затребовать у лица, обязанного вносить плату, осуществившего в отчетном периоде корректировку ее размера, заверенные копии документов, указанных в пункте 29 указанных Правил. В течение 7 рабочих дней со дня получения от администратора платы соответствующего требования лицо, обязанное вносить плату, обязано направить администратору платы копии указанных в требовании документов (пункт 42 Правил N 255).
При проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы. Если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Росприроднадзора. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями (пункт 44 Правил N 255).
Пунктом 5 Порядка N 334 установлено, что зачет или возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании заявления лица, обязанного вносить плату, о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы (рекомендуемый образец заявления приведен в приложении 2 к указанному Порядку) в срок не позднее 3 месяцев с даты получения территориальным органом Росприроднадзора заявления о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
В силу пунктов 9, 10, 12, 13 Порядка N 334 результатом рассмотрения обращения заявителя являются решение о зачете, решение о возврате, решение об отказе в зачете или в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
Суды установили, что декларацию о плате НВОС за 2020 год общество представило управлению 13.03.2021.
Сумма платы для внесения в бюджет по декларации за 2020 год составила 23 440 347 рублей 89 копеек.
Общество на счет управления самостоятельно перечислило авансовые платежи за НВОС за 2020 год на общую сумму 32 657 249 рублей 36 копеек.
В результате переплаты денежных средств за спорный период сумма к возврату и/или зачету составила 9 217 763 рубля 64 копейки, из которых 862 рубля 17 копеек по итогам расчета платы за 2016 - 2019 годы по отдельным КБК и ОКТМО общество зачло в одностороннем порядке как часть платы, подлежащей уплате за 2020 год.
Суды приняли во внимание, что доказательства обращения общества в управление с соответствующими заявлениями о зачете излишне уплаченных сумм платы за НВОС (от 29.09.2021 N ИСХ-ВГ-04840-21, от 21.06.2022 N ИСХ-ВГ-03019-22) имеются в материалах дела. Однако до настоящего времени управление возврат излишне уплаченной платы НВОС за 2020 год не произвело.
Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела обязал стороны провести совместную сверку по НВОС и составить акт сверки с учетом входящего сальдо за три предшествующих года. Проанализировав представленные в материалы дела акты сверки и платежные документы, суд признал обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска. Таким образом, суды обеих инстанций, установив, что переплата за НВОС за 2020 год в сумме 9 217 763 рубля 64 копейки подтверждена материалами дела (декларациями, платежными поручениями, заявлениями о возврате/зачете излишне уплаченной платы за НВОС), управление доказательств возврата излишне уплаченной суммы НВОС не представило, правомерно взыскали спорную сумму.
Довод заявителя жалобы о том, что суд апелляционной инстанции отклонил ходатайство управления об отложении судебного заседания с целью завершения сверки с обществом, надуман. Суд в определении об отложении рассмотрения апелляционной жалобы от 28.09.2023 обязал общество и управление составить совместный акт сверки с учетом входящего сальдо за три предшествующие года. Согласно пояснениям общества завершить сверку не представилось возможным по причине уклонения управления представить пояснения с учетом задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали их выводы.
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2023 на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023 по делу N А32-20263/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 Порядка N 334 установлено, что зачет или возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании заявления лица, обязанного вносить плату, о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы (рекомендуемый образец заявления приведен в приложении 2 к указанному Порядку) в срок не позднее 3 месяцев с даты получения территориальным органом Росприроднадзора заявления о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
В силу пунктов 9, 10, 12, 13 Порядка N 334 результатом рассмотрения обращения заявителя являются решение о зачете, решение о возврате, решение об отказе в зачете или в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2024 г. N Ф08-14359/23 по делу N А32-20263/2023