г. Краснодар |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А53-44240/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Рассказова О.Л., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, помощником судьи Бетиговым М.С. и участии от истца - государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227) - Неровной А.М. (доверенность от 26.01.2024), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Альянс" (ИНН 6148012993, ОГРН 1216100031400) - Нигматуллина Б.Р. (доверенность от 06.02.2024), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Трейд" (ИНН 6148250677, ОГРН 1036148002087), извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2023 по делу N А53-44240/2022, установил следующее.
ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Трейд" (далее - общество), ООО "Альянс" (далее - фирма) о взыскании 567 892 рублей 62 копеек задолженности в виде платы за негативное воздействие загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах на работу централизованной системы водоотведения г. Красный Сулин.
Решением от 26.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.10.2023, произведена процессуальная замена ответчика на фирму. Иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе фирма просит отменить судебные акты и отказать в иске, либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель ссылается на то, что результаты анализа параллельной пробы зафиксированы протоколом от 18.06.2021 N 21-02/1841-В, полученный обществом и незамедлительно направленный предприятию. Наличие или отсутствие возражений представителя абонента не влияет на тот факт, что отборы проб (акты от 04.02.2020 и от 12.08.2020) произведены с многочисленными нарушениями требований законодательства, которые прямо повлияли на предъявленные ответчику требования и на расчеты платы за сброс. Суды не исследовали представление Красносулинской городской прокуратуры от 29.07.2021 N 07-20-2021, согласно которому в действиях предприятия имеются нарушения законодательства о водоснабжении и водоотведении. На указанное представление предприятием направлено письмо, где оно признает указанные нарушения.
В отзыве на жалобу предприятие указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
В судебном заседании представитель фирмы поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить судебные акты.
Представитель предприятия возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что предприятие оказывает фирме услуги по водоснабжению и водоотведению на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения от 15.01.2019 N 78К (отпуск холодной воды и транспортирование сточных вод производится по адресу, указанному в пункте 1.3 договора: г. Красный Сулин, ул. Фурманова, д. 2) (далее - договор).
На основании пункта 2.3.18 договора предприятие обязуется соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, выполнять требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Пунктом 2.2.7 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства наделена правом требовать возмещения ущерба, причиненного системам коммунального водоснабжения и водоотведения.
На основании пункта 2.2.8 договора, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 8.1 договора контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" (далее - Правила N 525). В настоящее время указанные Правила признаны утратившими силу на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 728).
В целях осуществления контроля качества сточных вод абонента 04.02.2020, 12.08.2020, 13.11.2021, 10.06.2021 предприятием в присутствии представителя абонента произведен в контрольном колодце отбор проб сточных вод, сбрасываемых абонентом в систему канализации в г. Красный Сулин по ул. Фурманова, 2.
По результатам отборов составлены акты контрольного отбора проб сточных вод от 04.02.2020 N 14 "КС", от 12.08.2020 N 23 К-С, от 13.11.2020 No 23 К-С, от 10.06.2021 N 10 К-С.
По данным химического анализа проб сточных вод, отобранных 04.02.2020, 12.08.2020, 13.11.2021, 10.06.2021 в контрольном канализационном колодце общества, расположенном по адресу: г. Красный Сулин, ул. Фурманова, 2, определено, что сбрасываемые абонентом сточные воды содержат химические вещества, концентрация которых в разное время превышала предельно допустимые величины, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644) по показателям pH, взвешенным веществам, ХПК, БПК5, ХПК, сероводороду, сульфидам, нефтепродуктам и жирам.
Общество представило результаты исследований отобранных проб сточных вод от аккредитованной лаборатории в виде протоколов испытаний (измерений), подтверждающих факт содержания в сбрасываемых обществом сточных водах химических веществ, концентрация которых превышает предельно допустимые величины, установленные Правилами N 644: протокол от 11.02.2020 N 38 (от 23.03.2020 N 1338), протокол от 19.08.2020 N 255 (от 23.11.2020 N ПДК/1638), протокол от 16.12.2020 N 5373/131120-ВС (от 18.12.2020 N ПДК/1742), данные протокола от 17.06.2021 N 225 (от 09.07.2021 N ПДК/517).
Предприятием произведен расчет платы за негативное воздействие загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах общества на работу централизованной системы водоотведения г. Красный Сулин за периоды: с 01.02.2020 по 04.02.2020 составил 6 227 рублей 72 копейки (с учетом НДС); с 04.02.2020 по 28.02.2020 составил 44 428 рублей 70 копеек (с учетом НДС); с 28.02.2020 по 26.03.2020 составил 58 794 рубля 19 копеек (с учетом НДС); с 26.03.2020 по 29.04.2020 составил 13 461 рубль 30 копеек (с учетом НДС); с 29.04.2020 по 01.05.2020 составил 3178 рублей 07 копейки (с учетом НДС); с 01.06.2020 по 26.08.2020 составил 63 862 рублей 99 копеек (с учетом НДС);
с 26.08.2020 по 25.09.2020 составил 88 638 рублей 76 копеек (с учетом НДС);
с 25.09.2020 по 20.10.2020 составил 72 634 рубля 54 копейки (с учетом НДС);
с 20.10.2020 по 01.11.2020 составил 38 631 рубля 73 копейки (с учетом НДС); с 01.08.2020 по 26.08.2020 составил 10 227 рублей 62 копейки (с учетом НДС); с 26.08.2020 по 25.09.2020 составил 14 195 рублей 45 копеек (с учетом НДС); с 25.09.2020 по 20.10.2020 составил 11 632 рубля 38 копеек (с учетом НДС); с 20.10.2020 по 01.11.2020 составил 6186 рублей 85 копеек (с учетом НДС); с 01.11.2020 по 24.11.2020 составил 18 263 рубля 80 копеек (с учетом НДС); с 24.11.2020 по 30.12.2020 составил 0 рублей (с учетом НДС); с 30.12.2020 по 01.02.2021 составил 83 473 рубля 87 копеек (с учетом НДС); с 01.06.2021 по 21.06.2021 составил 7874 рубля 87 копеек (с учетом НДС);
с 21.06.2021 по 01.07.2021 составил 3369 рубля 41 копейки (с учетом НДС); с 01.07.2021 по 19.07.2021 составил 6180 рублей 11 копеек (с учетом НДС); с 19.07.2021 по 31.08.2021 составил 16 064 рубля 60 копеек (с учетом НДС); с 31.08.2021 по 01.09.2021 составил 565 рублей 66 копеек (с учетом НДС). Итого на сумму 567 892 рубля 62 копейки.
За указанные периоды предприятие направило обществу счета на оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения г. Красный Сулин. Счета не оплачены абонентом.
Ссылаясь на то, что абонент обязан оплатить задолженность, предприятие обратилось в арбитражный суд с иском.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суды руководствовались положениями статей 539, 541, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также Правил N 644 и Правил N 728.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона N 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения.
Статьей 2 данного закона водоотведение определено как прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Договоры водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Форма такого типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645.
Согласно подпункту "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан, в том числе, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами.
На основании пункта 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие установленным требованиям, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены указанными Правилами.
Таким образом, в силу прямого указания закона субъектом, имеющим право на получение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, является гарантирующая организация, с которой абонентом заключен договор на водоотведение.
Данная правовая модель не зависит от того, оказывает ли гарантирующая организация услуги водоотведения посредством собственных централизованных сетей либо с привлечением транзитной организации (организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, оказывающей услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод).
Статьей 17 Закона N 416-ФЗ закреплено, что по договору о транспортировке сточных вод транзитная организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями названного закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
Согласно приведенной норме права, а также содержанию типового договора по транспортировке сточных вод, сторонами такого договора являются транзитная организация и организация, осуществляющая водоотведение, но не абонент.
Обязанность обеспечить транспортировку сточных вод абонента возложена на гарантирующую либо иную водоотводящую организацию, для чего последней и заключается договор транспортировки сточных вод с транзитной организацией.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что предприятие вправе претендовать на получение платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
Суды установили отсутствие доказательств того, что нарушения при отборе проб, на которые ссылается ответчик, привели к недостоверности результатов лабораторных исследований. Между тем, отсутствие замечаний при подписании актов отбора проб свидетельствует об их действительности, а предъявление вышеуказанных замечаний по итогам результатов проведенных анализов, после их подписания, направлено на уклонение ответчика от ответственности за допущенные нарушения. Доводы абонента о пороках актов отбора и протоколов анализа проб надлежащими доказательствами не подтверждены.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2016 N 304-ЭС16-1525, доводы ответчика о недостатках актов отбора проб и протоколов анализа проб и иные возражения, направленные на освобождение от компенсации негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, без надлежащего опровержения результатов анализа, не могут признаваться обоснованными.
Довод фирмы об установлении факта правонарушения Красносулинской городской прокуратурой в ходе проверки действий предприятия при отборе проб и его признании предприятием в ответном письме отклоняется судом округа на основании следующего.
Под представлением прокурора понимается подлежащий безотлагательному рассмотрению акт реагирования прокурора на нарушения закона, вносимый в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Меры по устранению соответствующих нарушений, их причин и условий, им способствующих, необходимо принять в течение месяца со дня внесения представления, а о результатах этих мер сообщить прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 84-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Моторичевой Ирины Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями ст. 24 Закона о прокуратуре", само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.
Положения статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат в качестве основания для освобождения доказывания акты прокурорского реагирования.
Таким образом, поскольку фирмой не представлено доказательств несоблюдения предприятием требований устранения нарушений законодательства, содержащихся в спорном представлении прокурора, указанные обстоятельства не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы заявителя жалобы сводятся, по сути, к иной оценке доказательств, представленных в материалы дела, однако такими полномочиями суд кассационной инстанции не наделен (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Нарушения, влекущие отмену решения и постановления, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2023 по делу N А53-44240/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Под представлением прокурора понимается подлежащий безотлагательному рассмотрению акт реагирования прокурора на нарушения закона, вносимый в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Меры по устранению соответствующих нарушений, их причин и условий, им способствующих, необходимо принять в течение месяца со дня внесения представления, а о результатах этих мер сообщить прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 84-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Моторичевой Ирины Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями ст. 24 Закона о прокуратуре", само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2024 г. N Ф08-14409/23 по делу N А53-44240/2022