г. Краснодар |
|
15 февраля 2024 г. |
Дело N А63-20790/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при ведении протокола помощником судьи Титаренко Ю.Н., с участием в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Ставропольского края, от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Поляковой Валентины Марковны (ОГРНИП 314265124600517) - Богославской О.Ю. (доверенность от 28.05.2019), от комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края (ОГРН 1202600017795) - Горбачевой Н.Н. (доверенность от 12.01.2024), от администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края - Горбачевой Н.Н. (доверенность от 30.01.2024), в отсутствие третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, публичного акционерного общества "МРСК Северного Кавказа", извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2023 по делу N А63-20790/2022, установил следующее.
ИП глава КФХ Полякова В.М. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к комитету по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края (далее - комитет) о признании незаконным решения комитета, выраженного в письме от 14.09.2022 N 7997/02-02, об отказе в направлении заявителю уведомления о соответствии, указанных в уведомлении о планируемом строительстве от 06.09.2022, параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке; возложении на комитет обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем подготовки и направления в адрес последнего уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве от 06.09.2022 параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра), администрация Шпаковского муниципального округа Ставропольского края (далее - администрация), ПАО "МРСК Северного Кавказа" (далее - общество).
Решением от 03.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.10.2023, заявление удовлетворено: решение комитета, выраженное в письме от 14.09.2022 N 7997/02-02, признано недействительным; на комитет возложена обязанность подготовить и направить в адрес предпринимателя в течение одного месяца, с момента вступления решения суда в законную силу, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве от 06.09.2022 параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке;
с комитета в пользу заявителя взыскано 300 рублей государственной пошлины. Суды исходили из того, что принадлежащий заявителю объект с кадастровым номером 26:11:071601:92 представляет собой отдельно стоящее здание с количеством этажей: 2, высотой 8,7 м, состоящее из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости, площадью 209, 9 кв. м и площадью застройки 147,3 кв. м, что составляет 0,09% от площади земельного участка. Упомянутое здание соответствует требованиям градостроительного законодательства, а также Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ). Суды пришли к выводу об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 5 статьи 11 Закона N 74-ФЗ. Отсутствие регламента на оказание услуги не должно быть причиной нарушения прав и законных интересов предпринимателя, создавать препятствия в реализации прав собственника объекта недвижимости, предусмотренных статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Указаний на несоответствия параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления, оспариваемое решение не содержит, отсутствие градостроительных регламентов не может являться основанием для отказа в выдаче уведомления о соответствии в силу положений части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
В целях восстановления нарушенного права заявителя суды признали возможным возложить на уполномоченный орган обязанность по подготовке и направлению в адрес предпринимателя уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве от 06.09.2022 параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Довод комитета о наличии на земельном участке двух объектов недвижимого имущества, суды признали не имеющим значения для данного спора, поскольку обращение предпринимателя касается только одного здания - с кадастровым номером 26:11:071601:92.
В кассационной жалобе комитет просит решение от 03.07.2023 и постановление апелляционного суда от 05.10.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что гостевой дом не относится к объектам капитального строительства, некапитальных строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
На землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. При этом для размещения зданий и сооружений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции следует использовать земельный участок (его часть), не являющийся сельскохозяйственными угодьями. Предпринимателем на земельном участке с кадастровым номером 26:11:071601:2310 возведено два нежилых здания, что противоречит Закону N 74-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель выразил мотивированное мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края.
Определением от 11.01.2024 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось до 14 часов 40 минут 01.02.2024; в назначенное время рассмотрение кассационной жалобы продолжено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края с участием представителей предпринимателя, комитета и администрации.
В судебном заседании представитель комитета и администрации, присутствующий в арбитражном суде, обеспечивающем организацию видеоконференц-связи, поддерживал доводы кассационной жалобы. Представитель предпринимателя возражал против жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела, выслушав процессуальных представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судами, предпринимателю на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 26:11:071601:2310 площадью 213 864 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для использования в сельскохозяйственном производстве, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, 2 км автодороги "Ставрополь-Невинномысск", а также расположенный на данном земельном участке объект капитального строительства с кадастровым номером 26:11:071601:92, наименование: гостевой дом с назначением - нежилое здание, площадью 209,9 кв. м, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1, л. д. 19 - 34).
В связи с необходимостью использования указанного здания в качестве жилого дома в порядке, предусмотренном статьей 51.1 Градостроительного кодекса предприниматель направил в комитет уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Решением, изложенным в письме от 14.09.2022 N 7997/02-02, комитет отказал заявителю в направлении уведомления о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства, мотивируя тем, что для земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:11:071601:2310, на котором расположен спорный объект недвижимости, не установлены градостроительные регламенты, решение об изменении вида разрешенного использования объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, принимается в соответствии с федеральными законами.
Предприниматель направил запрос в управление Росреестра, в ответ на который получил письмо от 30.06.2022 N 14-05886/22@ с разъяснением, что реконструкция нежилого здания, расположенного на земельном участке сельскохозяйственного назначения, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, в результате которой будет образован объект индивидуального жилищного строительства, может быть осуществлена в уведомительном порядке, предусмотренном статьями 51.1, 55 Градостроительного кодекса.
Ссылаясь на незаконность отказа комитета, нарушение своих прав (законных интересов), предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением (глава 24 Кодекса).
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает в уполномоченный орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, содержащее определенные сведения.
В силу части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику в случае, если размещение указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (часть 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса).
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса).
Земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (пункт 2 статьи 7, статья 42 Земельного кодекса, пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Согласно статье 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В силу пункта 2 статьи 77 Земельного кодекса на землях сельскохозяйственного назначения возможно размещение жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 11 Закона N 74-ФЗ на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более 500 кв. м и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка.
Нахождение жилого дома на земельном участке сельскохозяйственного назначения, предназначенном для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, допускается в соответствии с частью 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014 (вопрос 5) для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды установили, что принадлежащий предпринимателю на праве собственности объект с кадастровым номером 26:11:071601:92 представляет собой отдельно стоящее здание с количеством этажей: 2, высотой 8,7 м, состоящее из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости, площадью 209,9 кв. м и площадью застройки 147,3 кв. м, что составляет 0,09% от площади земельного участка. Ограничений, предусмотренных пунктом 5 статьи 11 Закона N 74-ФЗ, не установлено. Отсутствие регламента на оказание испрашиваемой услуги не должно быть причиной нарушения прав и законных интересов заявителя, создавать препятствия для реализации прав собственника объекта недвижимости, предусмотренных статьей 209 Гражданского кодекса.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суды возложили на уполномоченный орган обязанность подготовить и направить в адрес предпринимателя уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве от 06.09.2022 параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Правильность судебных выводов комитетом не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены состоявшихся по делу судебных актов. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и (или) апелляционного постановления в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2023 по делу N А63-20790/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды установили, что принадлежащий предпринимателю на праве собственности объект с кадастровым номером 26:11:071601:92 представляет собой отдельно стоящее здание с количеством этажей: 2, высотой 8,7 м, состоящее из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости, площадью 209,9 кв. м и площадью застройки 147,3 кв. м, что составляет 0,09% от площади земельного участка. Ограничений, предусмотренных пунктом 5 статьи 11 Закона N 74-ФЗ, не установлено. Отсутствие регламента на оказание испрашиваемой услуги не должно быть причиной нарушения прав и законных интересов заявителя, создавать препятствия для реализации прав собственника объекта недвижимости, предусмотренных статьей 209 Гражданского кодекса.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 февраля 2024 г. N Ф08-13595/23 по делу N А63-20790/2022