г. Ессентуки |
|
5 октября 2023 г. |
Дело N А63-20790/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 октября 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Сулейманова З.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем Красса Л.П., с участием от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Поляковой Валентины Марковны - Богославской О.Ю. (доверенность от 28.05.2019), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.07.2023 по делу N А63-20790/2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Полякова Валентина Марковна (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к комитету по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края (далее - комитет), в котором просила:
- признать незаконным решение об отказе в направлении предпринимателю уведомления о соответствии, указанных в уведомлении о планируемом строительстве от 06.09.2022, параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, формализованного в письме от 14.09.2022 N 79-97/02-02;
- возложить на комитет обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем подготовки и направления в его адрес уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве от 06.09.2022 параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, администрация Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, публичное акционерное общество "МРСК Северного Кавказа" (далее - общество).
Решением от 03.07.2023 заявление удовлетворено. Оспариваемое решение признано незаконным, на комитет возложена обязанность подготовить и направить в адрес предпринимателя уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве от 06.09.2022 параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. С комитета в пользу предпринимателя взыскано 300 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Суд исходил из того, что частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для направления уведомления о несоответствии параметров объекта капитального строительства. Отказ комитета на представленное заявителем уведомление о планируемой реконструкции объекта капитального строительства от 06.09.2022 не содержит оснований для направления уведомления о несоответствии параметров объекта капитального строительства, предусмотренных указанной нормой. Причина отказа в направлении в адрес предпринимателя уведомления о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства (отсутствие градостроительных регламентов для земельного участка, на котором планируется реконструкция объекта предпринимателя), не может ограничивать права предпринимателя как собственника объекта недвижимости в реализации своих прав, предусмотренных статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением, комитет обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить, принять решение об отказе в удовлетворении требований. Жалоба мотивирована тем, что на земельном участке расположена на два объекта недвижимого имущества. Закон, регулирующий порядок изменения одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на другой, в субъекте не принят, что влечет за собой невозможность принять решение об изменении вида разрешенного использования. На землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки продукции. При этом для размещения таких зданий следует использовать участок, не являющийся сельскохозяйственным угодьем.
В отзыве предприниматель просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал свои возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение отмене (изменению) не подлежит на основании следующего.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 26:11:071601:2310, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для использования в сельскохозяйственном производстве, площадью 213864 кв.м., расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, 2 км. автодороги "Ставрополь-Невинномысск", и расположенный на данном земельном участке объект капитального строительства с кадастровым номером 26:11:071601:92, наименование: гостевой дом с назначением - нежилое здание, площадью 209,9 кв. м.
В связи с имеющейся у собственника необходимостью использования вышеуказанного здания в качестве жилого дома предприниматель, в порядке, предусмотренном статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), направил в комитет уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Комитет в письме от 14.09.2022 N 79-97/02-02 отказал в направлении в адрес предпринимателя уведомления о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства и мотивировал свое решение тем, что для земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:11:071601:2310, на котором располагается спорный объект недвижимости, не установлены градостроительные регламенты, а решение об изменении вида разрешенного использования объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, принимается в соответствии с федеральными законами.
Предприниматель направил запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в ответ на который получено письмо от 30.06.2022 N 14-05886/22@), в котором указано, что реконструкция нежилого здания, расположенного на земельном участке сельскохозяйственного назначения, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, в результате которой будет образован объект индивидуального жилищного строительства, может быть осуществлена в уведомительном порядке, предусмотренном статьями 51.1, 55 ГрК РФ.
Считая отказ комитета незаконным и нарушающим свои права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статьям 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
При рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает в уполномоченный орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, содержащее определенные сведения.
В силу части 7 статьи 51.1 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику в случае, если размещение указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (часть 11 статьи 51.1 ГрК РФ).
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ).
Земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (пункт 2 статьи 7, статья 42 ЗК РФ, пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Согласно статье 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 ЗК РФ на землях сельскохозяйственного назначения возможно размещение жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более 500 кв.м и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка.
Нахождение жилого дома на земельном участке сельскохозяйственного назначения, предназначенном для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, допускается в соответствии с частью 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно разъяснениям, изложенным в вопросе 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014) разъяснено, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Принадлежащее заявителю здание с кадастровым номером 26:11:071601:92 представляет собой отдельно стоящее здание с количеством этажей: 2, высотой 8,7 м, состоящее из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости, площадью 209, 9 кв.м. и площадью застройки 147,3 кв.м., что составляет 0,09 % от площади земельного участка.
Таким образом, указанное здание соответствует требованиям градостроительного законодательства, а также Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Судом учтено, что на момент возникновения спорных правоотношений не принят закон субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, следовательно, ограничения, предусмотренные пунктом 5 статьи Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве на территории Ставропольского края, отсутствует.
Отсутствие регламента на оказание услуги не должно быть причиной нарушения права и законные интересы заявителя, создавать препятствия для реализации прав собственника объекта недвижимости, предусмотренных статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе прав заявителя по своему усмотрению распоряжаться объектом недвижимости, осуществлять с ним не противоречащие нормам действующего законодательства Российской Федерации действия, производить перепланировку, реконструкцию объекта недвижимости, изменение его характеристик и назначения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными положениями, пришел к выводу, что указания на несоответствие параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления, оспариваемое решение не содержит, отсутствие градостроительных регламентов не может являться для отказа в выдаче уведомления о соответствии в силу положений части 10 статьи 51.1 ГрК РФ.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ми Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" содержит следующие разъяснения по применению норм статьи 201 Кодекса. Признав оспоренное решение, действия (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений. Если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела.
В этой связи выбор судом в целях восстановления нарушенного права заявителя возложение на уполномоченный орган обязанности подготовить и направить в адрес предпринимателя уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве от 06.09.2022 параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке не противоречит приведенным процессуальным положениям и разъяснениям высшей судебной инстанции.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для несогласия с выводами суда первой инстанции.
Доводы жалобы о наличии на земельном участке двух объектов недвижимого имущества не имеется значения для спорного случая, поскольку на оба объектов зарегистрировано право собственности в установленном порядке. Второе нежилое здание не имеет отношения к спорной ситуации, поскольку с уведомлением о реконструкции здания с целью образования из него жилого предприниматель обратился только в отношении одного - с кадастровым номером 26:11:071601:92.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены (изменения) принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.07.2023 по делу N А63-20790/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-20790/2022
Истец: Полякова Валентина Марковна
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ, ЗЕМЕЛЬНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ АДМИНИСТРАЦИИ ШПАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ШПАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, ПАО "РОССЕТИ СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ", ПАО Западные электрические сети филиал "МРСК Северного Кавказа"- "Ставропольэнерго", Управление Росреестра по СК, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ