1. Общие положения
1.1. Настоящее отраслевое соглашение (далее - Соглашение) направлено на защиту социально-трудовых прав, экономических и профессиональных интересов работников, а также повышение уровня жизни работников государственных учреждений культуры Псковской области.
1.2. Настоящее соглашение заключено в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности";
- Отраслевым соглашением между Министерством культуры Российской Федерации и Общероссийским профсоюзом работников культуры на 2023 - 2025 годы, утвержденным Министерством культуры Российской Федерации и Общероссийским профсоюзом работников культуры 18.10.2022.
1.3. Сторонами Соглашения являются:
- работники государственных учреждений культуры Псковской области (далее - работники) в лице Псковской областной организации Российского профсоюза работников культуры (далее - Профсоюз);
- работодатели государственных учреждений культуры Псковской области в лице Комитета по культуре Псковской области (далее - Комитет).
1.4. Действие Соглашения распространяется на работников и первичные профсоюзные организации государственных учреждений культуры Псковской области, на работодателей - руководителей государственных учреждений культуры Псковской области.
1.5. Соглашение устанавливает минимальные гарантии работникам государственных учреждений культуры Псковской области (далее - учреждения культуры). Работодатели вправе расширять эти гарантии за счет средств учреждений культуры, используя для этого коллективные договоры и иные локальные нормативные акты.
1.6. Коллективные и трудовые договоры, заключаемые в учреждениях культуры, не могут снижать уровень прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством и настоящим Соглашением, а также снижать достигнутый уровень социальных гарантий.
1.7. Представители сторон Соглашения оказывают содействие работодателям учреждений культуры и выборным органам первичных профсоюзных организаций при заключении коллективных договоров.
1.8. Законодательные и другие нормативные правовые акты, принятые в период действия настоящего Соглашения, улучшающие правовое и социально-экономическое положение работников учреждений культуры области, расширяют действие соответствующих пунктов настоящего Соглашения с момента вступления их в силу.
1.9. Настоящее Соглашение заключено сроком на 3 (три) года, вступает в силу с 1 января 2024 года и действует по 31 декабря 2026 года.
1.10. В течение срока действия настоящего Соглашения в него по взаимной договоренности Сторон могут вноситься изменения и дополнения. Ни одна из Сторон не может в течение установленного срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
1.11. Стороны договорились:
- проводить взаимные консультации (переговоры) по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики в сфере культуры по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий социально-трудовых прав работников учреждений культуры области, совершенствования нормативной правовой базы и по другим социально значимым вопросам;
- по согласованию с Профсоюзом Комитет обеспечивает участие представителей Профсоюза в работе коллегии Комитета по культуре Псковской области, комиссий, рабочих групп, образованных для рассмотрения вопросов, связанных с реализацией социально-экономических интересов работников учреждений культуры;
- содействовать повышению эффективности заключаемых отраслевых соглашений на территориальном уровне и коллективных договоров в учреждениях культуры.
1.12. Настоящее Соглашение является основой при заключении отраслевых соглашений на уровне муниципальных образований Псковской области, коллективных договоров в государственных и муниципальных учреждениях, трудовых договоров с работниками учреждений сферы культуры, а также при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
2. Обязательства сторон в области социально-трудовых отношений
2.1. Руководствуясь принципами социального партнерства, Стороны обязуются:
- обеспечивать соблюдение в учреждениях культуры трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- способствовать повышению уровня заработной платы, созданию безопасных условий труда и охраны здоровья работников в соответствии с трудовым законодательством;
- участвовать в установленном порядке в подготовке предложений по совершенствованию систем оплаты труда работников;
- проводить разъяснительную работу в части совершенствования системы оплаты труда в отрасли и оформления трудовых отношений с работниками в соответствии с действующим законодательством;
- осуществлять подготовку предложений по расширению мер социальной поддержки для работников в целях реализации отдельных положений Трудового кодекса Российской Федерации, нормативно-правовых актов Российской Федерации и Псковской области;
- содействовать развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в учреждениях культуры;
- содействовать развитию механизмов досудебного и внесудебного разрешения трудовых споров;
- содействовать созданию первичных профсоюзных организаций в учреждениях культуры.
2.2. Трудовые отношения с работниками учреждений культуры работодатели оформляют в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Условия трудовых договоров, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы труда, настоящим Соглашением, коллективным договором, недействительны и не подлежат применению.
2.3. Работодатели заключают трудовой договор на определенный срок не более пяти лет только в прямо предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами случаях.
2.4. Стороны Соглашения в пределах своей компетенции осуществляют мониторинг ситуации:
- по сохранению целевых показателей соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- по совершенствованию и реализации в учреждениях культуры системы оплаты труда в зависимости от результатов и качества труда работников с учетом обеспечения гарантий в сфере оплаты труда, установленных трудовым законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Псковской области.
3. Содействие занятости, повышение квалификации работников
3.1. Стороны Соглашения содействуют соблюдению в учреждениях культуры законодательства о занятости населения в Российской Федерации, в рамках своих полномочий и возможностей принимают соответствующие меры по предотвращению массовых увольнений, а также социальной защите высвобождаемых работников.
3.2. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников работодатель строго руководствуется Трудовым кодексом Российской Федерации, в том числе:
- производит отбор кандидатур работников, подлежащих высвобождению, а также реализует преимущественное право оставления на работе с учетом гарантий, предусмотренных статьями 178, 179, 180 Трудового кодекса Российской Федерации;
- своевременно (не менее чем за 3 месяца) и в полном объеме представляет сведения о массовом высвобождении работников в органы соответствующей службы занятости и выборному профсоюзному органу;
- предупреждает каждого работника о предстоящем высвобождении не менее чем за два месяца под роспись.
3.3. В случае увольнения из учреждений культуры в связи с их ликвидацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, высвобождаемым работникам предоставляются льготы и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.4. Работнику, предупрежденному о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией учреждения культуры, сокращением численности или штата (через дополнительное соглашение или по заявлению) предоставляется время в течение рабочего дня для поиска работы, продолжительность которого определяется коллективным договором.
3.5. Увольнение работников, являющихся членами Профсоюза, по инициативе работодателя производится с учетом мнения профкома учреждения. Профком рассматривает каждую кандидатуру с приглашением на свое заседание. Коллективным договором может быть установлен иной порядок обязательного участия профкома в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя.
3.6. Работникам, уволенным из учреждения в связи с сокращением численности или штата, предоставляется преимущественное право трудоустройства в данное учреждение культуры в случае создания новых рабочих мест, а также трудоустройство во вновь создаваемых учреждениях культуры.
3.7. Об изменении определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, работодатели обязаны уведомить работников в письменной форме не позднее чем за два месяца до предполагаемых изменений.
3.8. Стороны Соглашения рекомендуют работодателю при участии соответствующего выборного органа профсоюза при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения культуры, в соответствии с положением или иным локальным нормативным актом, предусматривать средства от приносящей доход деятельности на:
- оказание материальной помощи высвобождаемым работникам при наличии двух и более иждивенцев, а также лицам, в семье которых нет работников с самостоятельным заработком;
- выплату компенсации при увольнении сверх выходного пособия, установленного законодательством Российской Федерации;
- выплаты единовременного пособия в случае высвобождения работника не менее чем за два года до наступления пенсионного возраста.
3.9. Трудовым договором или коллективным договором в учреждении культуры могут быть предусмотрены иные случаи выплаты выходных пособий, помимо установленных трудовым законодательством, а также может устанавливаться повышенный размер выходного пособия.
3.10. В учреждениях культуры на основании статей 312.1 - 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации может предусматриваться выполнение работником трудовой функции дистанционно на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора) либо временно (непрерывно в течение определенного трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору срока, не превышающего шести месяцев, либо периодически при условии чередования периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно и периодов выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте).
3.11. Работодатели за счет собственных средств проводят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников. Условия и порядок проведения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации определяются коллективными договорами, соглашениями, трудовым договором. При направлении работодателем работников для повышения квалификации с отрывом от работы за ними сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы на весь период обучения.
4. Оплата труда
Стороны договорились осуществлять контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Псковской области по оплате труда работников.
4.1. Оплата труда работников состоит из должностного оклада (оклада, ставки заработной платы), выплат компенсационного и стимулирующего характера и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также Законом Псковской области от 07.10.2010 N 1006-ОЗ "Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области", постановлением Правительства Псковской области от 05.09.2022 N 139 "Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных учреждений культуры Псковской области" и постановлением Правительства Псковской области от 16 июня 2022 N 8 "О размерах должностных окладов (окладов, ставок заработной платы) работников общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, общеотраслевых профессий рабочих бюджетной сферы Псковской области".
4.2. Должностные оклады (оклады, ставки заработной платы) работников подлежат индексации. Размер и сроки проведения индексации устанавливаются актом Правительства Псковской области.
4.3. Минимальная заработная плата для работников устанавливается равной минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом, при условии, что работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда.
4.4. Работникам устанавливаются следующие компенсационные выплаты:
1) повышение оплаты труда за работу в ночное время;
2) повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
3) доплата за совмещение профессий (должностей);
4) доплата за расширение зон обслуживания;
5) доплата за увеличение объема работ или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
6) повышенная оплата за сверхурочную работу;
7) доплата до минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, в случае если месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), составит менее минимального размера оплаты труда;
8) надбавка за работу специалистам учреждений, расположенных в сельской местности.
4.5. Повышение оплаты труда за работу в ночное время устанавливается работникам за каждый час работы в ночное время.
Повышение оплаты труда за работу в ночное время производится в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом учреждения, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, но не менее минимального размера повышения оплаты труда за работу в ночное время, установленного Правительством Российской Федерации.
Ночным считается время с 22 часов предшествующего дня до 6 часов следующего дня.
4.6. Повышенная оплата труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится работникам, привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в размере одинарной части должностного оклада (оклада, ставки заработной платы) за день или час работы сверх должностного оклада (оклада, ставки заработной платы), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной части должностного оклада (оклада, ставки заработной платы) за день или час работы сверх должностного оклада (оклада, ставки заработной платы), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. В заработок работника наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны быть включены все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной у данного работодателя системой оплаты труда.
4.7. Доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, устанавливается в размерах, на срок и в порядке, определенных по соглашению сторон трудового договора, с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
4.8. Повышенная оплата за сверхурочную работу производится в пределах установленного учреждению культуры фонда оплаты труда за первые два часа работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
4.9. Доплата до минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, производится в случае, если месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), составит менее минимального размера оплаты труда.
4.10. Надбавка за работу специалистам учреждений культуры (филиалов, отделений и иных структурных подразделений), расположенных в сельской местности, устанавливается в размере 25 процентов от оклада.
4.11. Расходы на установление компенсационных выплат в фонде оплаты труда учреждения предусматриваются в объемах фактических начислений.
4.12. Работникам устанавливаются следующие стимулирующие выплаты:
1) премии по итогам работы за определенный период времени;
2) выплаты за интенсивность и эффективность работы;
3) выплаты за отличное качество выполняемых работ;
4) надбавка за стаж работы, выслугу лет;
5) надбавка за звание "Заслуженный работник культуры Псковской области", звание "Заслуженный деятель искусств Псковской области".
Надбавка за звание "Заслуженный работник культуры Псковской области", звание "Заслуженный деятель искусств Псковской области" устанавливается по основному месту работы ежемесячно в размере 5000 рублей при условии, что присвоенное звание соответствует трудовым (должностным) обязанностям работника в соответствующем учреждении. Указанная надбавка устанавливается с месяца присвоения звания. При наличии у работника двух указанных в настоящем пункте званий устанавливается одна надбавка по выбору работника.
4.13. Размеры стимулирующих выплат могут устанавливаться как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к должностному окладу (окладу, ставке заработной платы).
4.14. Перечень стимулирующих выплат, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждений самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.
4.15. Расходы на установление стимулирующих выплат в фонде оплаты труда учреждения культуры предусматриваются государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения культуры, в размере не менее 30 процентов от объема средств, предусмотренных на выплату должностных окладов (окладов, ставок заработной платы).
4.16. Стороны Соглашения рекомендуют работодателям:
- вносить изменения и дополнения в локальные нормативные акты в части оплаты труда в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
- не допускать снижения размеров заработной платы и (или) ухудшения положения и условий оплаты труда работников по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права;
- обеспечивать заработную плату каждому работнику в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
4.17. Размер должностного оклада руководителя учреждения культуры определяется на основе среднего должностного оклада работников, относимых к основному персоналу учреждения, и повышающего коэффициента, определяемого исходя из масштаба управления учреждением.
Величина среднего должностного оклада работников, относимых к основному персоналу учреждения, определяется как среднее арифметическое должностных окладов (окладов, ставок заработной платы) указанных работников.
При изменении должностных окладов (окладов, ставок заработной платы) работников основного персонала учреждения одновременно производится перерасчет должностного оклада руководителя учреждения культуры.
4.18. Компенсационные и стимулирующие выплаты руководителю учреждения культуры устанавливаются в трудовом договоре, заключаемом на основе типовой формы трудового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения", в соответствии с Положением об оплате труда работников государственных учреждений культуры Псковской области от 05.09.2022 N 139 "Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных учреждений культуры Псковской области".
4.19. Должностные оклады заместителей руководителей учреждений культуры и главных бухгалтеров учреждений культуры устанавливаются в следующих размерах:
- первого заместителя руководителя учреждения культуры - 80 процентов должностного оклада руководителя учреждения;
- заместителей руководителя учреждения культуры и главного бухгалтера учреждения культуры - 70 процентов должностного оклада руководителя учреждения культуры.
4.20. Фонд оплаты труда учреждения культуры формируется на календарный год исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение деятельности учреждения культуры, доходов от платных услуг и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.21. Фонд оплаты труда учреждения культуры включает в себя средства на выплату работникам должностных окладов (окладов, ставок заработной платы), компенсационных и стимулирующих выплат.
5. Режим труда и отдыха
5.1. Режим рабочего времени в учреждениях культуры определяется коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка.
5.2. Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или выступающих, особенности регулирования труда которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.07.2023 N 1777-р (далее - Перечень).
5.3. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Для отдельных категорий работников в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени.
5.4. Сверхурочные работы проводятся только в случаях, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
В других случаях привлечение к сверхурочным работам допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Оплата за работу в сверхурочное время производится в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации.
5.5. Стороны пришли к соглашению, что привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников, согласно Перечню, допускается в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
5.6. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
5.7. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для всех работников отрасли культуры устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Очередность предоставления оплачиваемых отпусков согласно статье 123 Трудового кодекса Российской Федерации определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов.
О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.
5.8. Ежегодный отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определенный работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях: временной нетрудоспособности работника; исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы, в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.
5.9. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Учреждения культуры с учетом своих финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
6. Охрана труда
Стороны Соглашения договорились о нижеследующем:
6.1. Комитет осуществляет контроль и координирует деятельность учреждений культуры по обеспечению охраны труда, ведет учет и регулярный анализ случаев производственного травматизма работников.
6.2. Работодатели:
- создают службу охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области;
- принимают меры по выполнению государственных нормативных требований по охране труда, установленных Правилами по охране труда при выполнении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, зоопарках и океанариумах, утвержденными приказом Минтруда России от 16.12.2020 N 914н, обеспечивают разработку и утверждение локальных нормативных актов, руководящих и распорядительных документов в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда;
- принимают меры по проведению специальной оценки условий труда с учетом приказа Минтруда России от 14.11.2014 N 882н "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 252" с обязательным включением в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в целях обеспечения безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
- организуют проведение мероприятий в соответствии с требованиями специальной оценки условий труда на рабочих местах работников культуры в соответствии с приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", разработку и реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников по результатам специальной оценки условий труда. Реализуют мероприятия по повышению безопасности труда, улучшению условий труда, сохранению жизни и здоровья работников, в том числе с учетом мероприятий, предусмотренных Примерным перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней (приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 771н);
- принимают необходимые меры по профилактике производственного травматизма и профзаболеваний, своевременному расследованию и учету несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, учету и рассмотрению причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (статьи 226 - 231), приказом Минтруда России от 20.04.2022 N 223н "Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве", приказом Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 N 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве", Правилами расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2022 N 1206, приказом Минздрава России от 28.05.2001 N 176 "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации";
- осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проведение обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, проведение инструктажей по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж и проверку знаний требований охраны труда, приобретают и выдают за счет собственных средств специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- организуют проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в соответствии с приказом Минтруда России/Минздрава России N 988н/1420н от 31.12.2020 "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры"; обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в соответствии с приказом Минздрава России от 20.05.2022 N 342н "Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование";
- организуют санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- обеспечивают уполномоченных (доверенных) лиц и членов комитета (комиссий) по охране труда правилами, инструкциями, другими нормативными документами по охране труда.
6.3. Профсоюзные органы на местах совместно с представителями работодателя осуществляют:
- организацию деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда;
- контроль за выполнением учреждениями культуры требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по охране труда, в том числе с целью обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников отрасли (статья 370 Трудового кодекса Российской Федерации);
- проведение общественного контроля состояния охраны труда уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов.
6.4. Стороны содействуют в:
- проведении проверок состояния и условий охраны труда в учреждениях культуры;
- обобщении практики по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, подготовке совместных предложений по предупреждению несчастных случаев на производстве.
7. Развитие социальной сферы, предоставление льгот и компенсаций
7.1. Стороны Соглашения рекомендуют:
7.1.1. В порядке и размерах, определяемых в коллективных договорах, в пределах собственных средств устанавливать дополнительные гарантии и компенсации работникам.
7.1.2. Предусматривать разделы коллективных договоров по защите социально-экономических и трудовых прав работников из числа молодежи, в том числе по:
- проведению работы с молодежью с целью закрепления их в учреждениях культуры;
- организации работы по формированию и обучению кадрового резерва из числа молодежи;
- закреплению наставников за работниками из числа молодежи в первый год их работы в учреждениях;
- предоставлению мер поддержки молодым специалистам, впервые поступившим на работу, установлению им надбавок к заработной плате на условиях, предусмотренных трудовым договором, коллективным договором;
- обеспечению гарантий и компенсаций работникам из числа молодежи, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и коллективным договором.
7.2. Работодатели:
- разрабатывают мероприятия, обеспечивающие социальную защиту работников в случае высвобождения их в результате ухудшения финансово-экономического положения учреждения;
- поощряют работников, добросовестно выполняющих трудовые обязанности, за многолетний труд при уходе на пенсию и в связи с юбилейной датой (объявляют благодарности, награждают Почетными грамотами и ценными подарками);
- представляют работников, по согласованию с профсоюзным комитетом, за особые трудовые заслуги к государственным и ведомственным наградам.
7.3. Работодатель и Профсоюз обеспечивают полное информирование о правах и гарантиях в области пенсионного обеспечения, правомерности применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии.
7.4. Профсоюз обязуется:
- содействовать улучшению условий труда, быта и оздоровления работников и членов их семей;
- направлять средства профсоюзного бюджета на оказание материальной помощи членам Профсоюза;
7.5. Работники учреждений культуры, постоянно проживающие и работающие в сельской местности, пользуются льготами по коммунальным услугам и другими льготами, установленными законодательством.
8. Создание условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа
8.1. Работодатель:
8.1.1. Соблюдает права Профсоюза, содействует его деятельности в целях обеспечения защиты трудовых прав и законных интересов работников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.1.2. Безвозмездно предоставляет выборным органам первичных профсоюзных организаций помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставляет возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.
8.1.3. Предоставляет в бесплатное пользование выборному органу Профсоюза помещения и другие объекты, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются работодателем, если иное не предусмотрено коллективным договором.
Перечень объектов и размеры отчислений Профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организациях определяются в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
8.1.4. Не препятствует представителям профсоюзных органов в посещении учреждений культуры, в которых работают члены Профсоюза, для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров и соглашений.
8.1.5. Предоставляет Профсоюзу по его запросу информацию, сведения и разъяснения по вопросам условий труда, заработной платы, другим социально-экономическим вопросам.
8.1.6. Обеспечивает при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами Профсоюза, ежемесячное бесплатное перечисление на счет профсоюзной организации членских профсоюзных взносов из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Перечисление средств производится в полном объеме и одновременно с выдачей банком средств на заработную плату. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.
8.1.7. Может устанавливать совместно с Профсоюзом в коллективном договоре дополнительные гарантии для избранных (делегированных) в выборные органы Профсоюза работников, не освобожденных от производственной и творческой деятельности (работы), помимо установленных законодательством Российской Федерации.
8.1.8. Сохраняет за выборными и штатными работниками профсоюзного органа социальные гарантии и льготы, действующие в учреждении культуры, которые определяются коллективным договором.
8.2. Работа в качестве председателя профсоюзной организации и в составе ее выборного органа признается значимой для деятельности учреждения культуры и принимается во внимание при поощрении работников.
9. Обязательства профсоюза
Профсоюз, его территориальные и первичные организации обязуются:
9.1. Содействовать реализации настоящего Соглашения, коллективных договоров, снижению социальной напряженности в трудовых коллективах отрасли, используя в том числе средства Профсоюза.
9.2. Вносить предложения в соответствующие органы государственной власти по совершенствованию законодательства о труде и социальной поддержке работников отрасли, проводить общественную экспертизу законопроектов и других нормативных правовых актов.
9.3. Осуществлять защиту трудовых, социально-экономических и профессиональных прав и интересов членов Профсоюза, в том числе в судебных и иных государственных органах, оказывать бесплатную юридическую помощь членам Профсоюза, иным работникам в соответствии с коллективным договором.
9.4. Содействовать обеспечению работников учреждений культуры путевками на санаторно-курортное лечение и отдых, а также организации летнего отдыха и оздоровления детей работников и членов их семей.
9.5. Осуществлять контроль и защиту гарантий работников в вопросах обеспечения занятости, увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Соглашением и коллективным договором.
9.6. Использовать все формы информационного обеспечения с целью наиболее полного информирования профсоюзных организаций и членов Профсоюза о деятельности сторон настоящего Соглашения по обеспечению социально-экономических прав и гарантий работников отрасли.
9.7. Предусматривать в коллективных договорах выделение материальной помощи за счет собственных средств Профсоюза и учреждений культуры семьям погибших на производстве в результате несчастного случая, произошедшего не по вине работника.
10. Контроль и ответственность за выполнение соглашения
10.1. Стороны осуществляют постоянный контроль за реализацией настоящего Соглашения, информируя друг друга о своих действиях, принимаемых решениях, затрагивающих трудовые, социально-экономические и профессиональные интересы работников, предоставляют возможность присутствия представителей сторон настоящего Соглашения на коллегиальных заседаниях Комитета и Профсоюза при рассмотрении вопросов, связанных с выполнением настоящего Соглашения.
10.2. Отношения и ответственность Сторон настоящего Соглашения в процессе его реализации регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
10.3. Ответственность за включение в коллективные договоры льгот и гарантий, оговоренных настоящим Соглашением, и их выполнение возлагается на Работодателей и выборные профсоюзные органы.
Комитет содействует в устранении нарушений настоящего Соглашения со стороны Работодателей.
10.4. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется Сторонами настоящего Соглашения и их представителями, а также соответствующими органами по труду.
10.5. При проведении указанного контроля Стороны настоящего Соглашения по запросу одной из Сторон настоящего Соглашения предоставляют друг другу полную, достоверную и своевременную информацию, касающуюся хода выполнения настоящего Соглашения.
10.6. В период действия Соглашения стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок разрешения коллективных трудовых споров, используют все возможности для устранения конфликтов, в том числе и по вопросам, отраженным в Соглашении, с целью предупреждения применения трудовыми коллективами крайней меры их разрешения - забастовок.
10.7. Комитет доводит текст настоящего Соглашения до подведомственных Комитету учреждений культуры, информирует о заключении настоящего Соглашения органы местного самоуправления, а также размещает Соглашение на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
10.8. Профсоюз доводит текст настоящего Соглашения до районных, городских, первичных организаций Профсоюза и содействует его реализации, а также размещает Соглашение на официальном сайте Псковского регионального союза организаций профсоюзов "Псковский областной совет профессиональных союзов".
Председатель Комитета по культуре |
О.А. Тимофеева |
Председатель Псковской областной |
Н.Г. Родионова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональное отраслевое соглашение между Комитетом по культуре Псковской области и Псковской областной организацией Общероссийского профсоюза работников культуры на 2024 - 2026 годы
Вступает в силу с 1 января 2024 г. и действует по 31 декабря 2026 г.
Опубликование:
-