Городское отраслевое соглашение
по организациям городского и жилищно-коммунального хозяйства Москвы на 2022 - 2025 г.г.
19 января 2023 г.
N 15 |
31.08.2022 |
1. Общие положения
1.1 Настоящее Городское отраслевое соглашение по организациям городского и жилищно-коммунального хозяйства Москвы (далее - Соглашение) заключено в соответствии с законодательством Российской Федерации, города Москвы и направлено на регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, повышение эффективности работы организаций городского и жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, а также на реализацию трудовых прав и законных интересов работников отрасли.
1.2 Целью Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на содействие позитивным преобразованиям и проведению социально ориентированной политики реформирования городского и жилищно-коммунального хозяйства, привлечению и закреплению квалифицированных кадров, установлению и реализации социально-трудовых гарантий работникам, развитию социального партнерства, инициативы и соревнования в трудовых коллективах отрасли.
1.3 Соглашение заключено между Правительством Москвы в лице отраслевого органа исполнительной власти города Москвы, работниками и работодателями городского и жилищно-коммунального хозяйства Москвы в лице их полномочных представителей (далее - Стороны):
- от Правительства Москвы - Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (далее - Правительство);
- от работников - Общественная организация "Профсоюз муниципальных работников Москвы" (далее - Профсоюз);
- от работодателей - Региональное отраслевое объединение работодателей Союз коммунальных предприятий г. Москвы (далее - Работодатели).
1.4 Стороны признают, что Профсоюз, как самая массовая и авторитетная общественная организация в городском и жилищно-коммунальном хозяйстве Москвы, в соответствии с действующим законодательством от имени своих членов, работающих в организациях, объединяемых Региональным отраслевым объединением работодателей Союз коммунальных предприятий г. Москвы, осуществляет право на ведение коллективных переговоров, заключение Соглашения, коллективных договоров, контроль за их выполнением.
1.5 Настоящее Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями организаций всех форм собственности жилищно-коммунальной отрасли, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.
1.6 Действие Соглашения распространяется на работодателей организаций, основные виды деятельности которых перечислены в приложении N 1 к Соглашению, и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном настоящим Соглашением.
1.7 Соглашение является обязательным к применению для организаций, на которые оно распространяется, при заключении коллективных договоров (соглашений) и трудовых договоров с работниками.
При этом Стороны признают необходимым заключение коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. Коллективные договоры в организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.
В случае отсутствия в организации коллективного договора, настоящее Соглашение имеет прямое действие.
1.8 Стороны, подписавшие Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные в действующих Московском трехстороннем соглашении между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей и Отраслевом тарифном соглашении в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на очередной период.
1.9 Социальные партнеры вносят предложения в органы законодательной и исполнительной власти города Москвы о принятии законов и иных правовых актов, регулирующих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения и учитывающие особенности труда и быта работников городского и жилищно-коммунального хозяйства.
В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, приоритет отдается наиболее благоприятным условиям соглашений для работников.
1.10 Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 сентября 2022 года и действует по 31 августа 2025 года.
2. В области развития организаций городского и жилищно-коммунального хозяйства Москвы, обеспечения занятости работников
Стороны обязуются:
2.1 Взаимодействовать в создании благоприятных условий для дальнейшей реализации мероприятий по реформированию городского и жилищно-коммунального хозяйства и оптимального согласования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями.
2.2 Вносить согласованные предложения по совершенствованию законодательной базы в городской и жилищно-коммунальной сфере, затрагивающие социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения работников и работодателей, в том числе по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2.3 Сотрудничать в решении вопросов занятости работников на основе сохранения кадрового потенциала и экономически целесообразных рабочих мест.
2.4 Осуществлять мониторинг процессов трудовой миграции. Принимать меры по оптимизации привлечения иностранной рабочей силы и созданию экономических условий для снижения зависимости от иностранной рабочей силы за счет обеспечения права трудоустройства граждан Российской Федерации.
2.5. Проводить согласованную политику по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы.
2.6 Осуществлять контроль по соблюдению законодательства, регулирующего трудовые отношения в организациях при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации ее реорганизации.
2.7 В целях осуществления качественного обучения, подготовки и дополнительного профессионального образования работников организаций городского и жилищно-коммунального хозяйства Москвы обеспечивать содействие развитию учебно-производственной базы подшефных учебных заведений и учебной деятельности некоммерческих образовательных учреждений, сотрудничающих с организациями отрасли.
2.8 В целях повышения престижа массовых профессий, применяемых в городском и жилищно-коммунальном хозяйстве, принимать участие в организации городского и отраслевого конкурсов профессионального мастерства "Московские мастера" по профессиям, имеющимся в организации.
2.9 Сотрудничать в подготовке и проведении отраслевых конкурсов и выставок по городскому жилищно-коммунальному хозяйству.
2.10 Продолжить участие в разработке квалификационных требований (профессиональных стандартов) по профессиям и должностям работников городского и жилищно-коммунального хозяйства Москвы, имеющимся в организациях. Перечень профессиональных стандартов, утверждённых согласно действующему законодательству публикуется на официальном сайте Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве http://спк-жкх.рф.
2.11 Реализовать комплекс мер, направленных на формирование у жителей Москвы привлекательного имиджа профессий городского и жилищно-коммунального хозяйства.
2.12 В целях совершенствования работы по созданию необходимых условии работникам, воспитывающим детей, совмещения ими профессиональных и семейных обязанностей, принимать участие в городском конкурсе "Лучший работодатель города Москвы".
2.13 В организациях, где предполагается массовое увольнение работников, размещать информацию о проведении ярмарок вакансий об услугах государственной службы занятости и проводить иную информационно-разъяснительную работу о возможностях трудоустройства и профессионального обучения профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда города Москвы.
Правительство:
2.14 Взаимодействовать на постоянной основе с Профсоюзом и работодателями, проводить предварительные консультации и учитывать их мнение при разработке нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения стопой трудового договора.
2.15 Привлекать Профсоюз и Работодателей к работе комиссий по аттестации руководящих работников городского и жилищно-коммунального хозяйства.
2.16 Осуществлять совместно с социальными партнерами информационное сопровождение и поддержку продвижения реформы городского и жилищно-коммунального хозяйства.
Работодатели:
2.17 Критериями массового увольнения считать показатели численности увольняемых работников организаций, с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:
увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации;
сокращение численности или штата работников организации в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
2.18 При принятии решения о возможном расторжении трудовых договоров с работниками в связи с сокращением численности или штата работников организации, работодатель направляет в выборный орган профсоюзной организации проект приказа и копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения и включает представителя выборного профсоюзного органа в комиссию по проведению этих мероприятий.
2.19 В случае угрозы массового увольнения информировать Профсоюз и выборный орган профсоюзной организации не менее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению.
2.20 Не допускать в течение года одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.
2.21 Предоставлять работникам организаций, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата, возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора с сохранением среднего заработка на весь срок обучения, оплачиваемого времени для поиска работы в порядке и на условиях, определенных в коллективных договорах.
2.22 Предоставлять возможность подготовки и дополнительного профессионального образования, трудоустройства и установления льготных условий и режима работы работникам, потерявшим трудоспособность в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, в соответствии с медицинским заключением.
2.23 Обеспечивать направление работников на прохождение независимой оценки квалификации в порядке, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации в области независимой оценки квалификации.
2.24 Предоставлять за счет средств организации возможность подготовки и дополнительного профессионального образования для молодежи и женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванных необходимостью ухода за детьми.
2.25 Обеспечивать сохранение за работником средней заработной платы на весь период обучения при направлении его на подготовку и дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям профессиональных стандартов с отрывом от производства.
2.26 Использовать возможности некоммерческих образовательных учреждений в целях обучения и переподготовки работников организации.
2.27 Работодателям, привлекающим к труду иностранных работников, рекомендуется определять в коллективном договоре порядок согласования с профсоюзной организацией заявки о потребности в иностранных работниках на очередной год.
2.28 Извещать выборные органы профсоюзных организаций о предстоящей реорганизации и предоставлять им информацию о решении по реорганизации, принятом уполномоченным органом управления организации, в течение 20 дней со дня принятия соответствующего решения, но не менее чем за 2 месяца до начала реорганизации.
2.29 В случае сокращения численности или штата работников организации не допускать расторжение трудовых договоров с работниками, имеющими трех и более детей, работниками, имеющими ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одинокими родителями, воспитывающими несовершеннолетних детей.
2.30 При сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации, преимущественное право на оставление на работе отдается женщинам и мужчинам в предпенсионном возрасте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.31 При сокращении численности или штата работников членов профсоюза при прочих равных условиях рекомендуется сокращать в последнюю очередь.
2.32 В случае расторжения трудового договора с работником, подлежащим увольнению по сокращению численности или штата, рекомендуется:
2.32.1 выплачивать ему все виды вознаграждений, положенных работникам организации и носящих квартальный, полугодовой, годовой и иной характер, в размерах пропорционально отработанному времени в порядке и на условиях, определяемых в коллективных договорах непосредственно в организациях;
2.32.2 производить следующие компенсационные выплаты на основе соглашений в порядке и на условиях, определяемых в коллективных договорах непосредственно в организациях:
2.32.2.1 увольняемым работникам - не менее 3-кратного среднего заработка;
2.32.2.2 работникам пенсионного возраста - в размере не менее 3-кратного среднего заработка;
2.32.2.3 увольняемым работникам, имеющим двух и более иждивенцев, - в размере не менее 5-кратного среднего заработка;
2.32.2.4 увольняемым работникам, в семье которых нет других кормильцев, - в размере не менее 5-кратного среднего заработка.
В случае возникновения у работника права на получение нескольких выплат, предусмотренных настоящим пунктом, производится только одна выплата по выбору работника.
Профсоюз:
2.33 Содействовать проведению разъяснительной работы по реализации мероприятий, проводимых при реформировании городского и жилищно-коммунального хозяйства по социальной и трудовой адаптации работников организаций.
2.34 Анализировать ситуацию на рынке труда и наличие вакансий в отрасли для содействия в подборе кадров в организациях городского и жилищно-коммунального хозяйства.
2.35 Развивать систему повышения правовой квалификации и методического обеспечения профсоюзного актива и работников кадровых служб в целях сокращения числа коллективных и индивидуальных трудовых споров.
2.36 Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюза по вопросам занятости и трудового законодательства.
3. В области регулирования оплаты труда в организациях городского и жилищно-коммунального хозяйства
Стороны обязуются:
3.1 Для повышения заинтересованности работников в стабильности и успешной деятельности организаций и обеспечения их прав и гарантий в области оплаты труда проводить политику в области оплаты труда, направленную на обеспечение связи оплаты труда с его результатами.
3.2 Обеспечить в рамках отраслевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений контроль за своевременной оплатой труда и принятием оперативных мер по предупреждению появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций отрасли.
Правительство:
3.3 Устанавливает системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений с учетом мнения отраслевого профсоюза.
Работодатели:
3.4 Обеспечить тарификацию работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим, специалистам и служащим с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и/или соответствующих положений профессиональных стандартов с учетом квалификационного уровня работников.
3.5 Установить минимальную тарифную ставку рабочего первого разряда, полностью отработавшего месячную норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившего норму труда, в размере не ниже размера минимальной заработной платы, установленного в городе Москве и определенного в соответствии с действующим Московским трехсторонним соглашением между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
3.6 Устанавливать размер заработной платы работнику в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая оклады (должностные оклады), тарифные ставки, рассчитанные с учетом установленной в организации системы нормирования труда, повышающие коэффициенты к окладам (должностным окладам), тарифным ставкам, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, которые установлены соглашением, коллективным договором, а также локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, принятыми с учетом мнения (по согласованию) соответствующих профсоюзов.
3.7 Устанавливать штатные расписания организаций на основании норм туда, которые утверждаются руководителем организации с участием выборного органа профсоюзной организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением.
3.8 Организации самостоятельно устанавливают систему премирования работников, в которой рекомендуется учитывать следующее:
а) эффективность производства и улучшение результатов финансово-экономической деятельности;
б) отсутствие аварий и роста инцидентов в отчетном году по сравнению с прошлым календарным годом;
в) отсутствие роста травматизма в отчетном году по сравнению с прошлым календарным годом;
г) отсутствие несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
д) своевременное получение паспорта готовности организации к осенне-зимнему периоду;
е) отсутствие нарушений производственной дисциплины, правил охраны труда;
ж) участие в общественной работе и управлении организацией (ст. 52, ст. 53, ст. 46, ст. 41, ст. 165 Трудового Кодекса Российской Федерации).
з) наличие уровня квалификации, подтверждённой свидетельством о профессиональной квалификации;
и) участие в конкурсах профессионального мастерства;
к) стаж работы в организации.
3.9 Обеспечить доплату за работу в ночное время в размере не менее 40% часовой тарифной ставки (оклада).
3.10 Принимать локальные нормативные акты, касающиеся оплаты и условий труда, по согласованию с выборным органом профсоюзной организации, а также своевременно доводить до работников информацию о применяемых условиях, оплаты труда.
3.11 Не допускать задержек выплаты заработной платы работникам, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работникам, обеспечивать начисление и выплату денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работникам.
Возмещать работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой заработной платы на срок более 15 календарных дней, не полученный им средний заработок за весь период ее задержки, включая период приостановки исполнения трудовых обязанностей, с уплатой по требованию работника денежной компенсации за задержку выплат в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от общей суммы невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты заработной платы, по день фактического расчета заработной платы включительно.
3.12 Выплачивать выходное пособие при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации из расчета среднего заработка работника в соответствии с нормами трудового законодательства без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного по инициативе работодателя. '
3.13 Осуществлять оплату первых трех дней временной нетрудоспособности работника в связи с его заболеванием или травмой (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за счет средств работодателя из расчета среднего заработка, определенного в соответствии с коллективным договором организации.
3.14 В связи с ростом потребительских цен на товары и услуги производить не реже одного раза в год индексацию заработной платы работников в порядке, определенном в коллективном договоре.
3.15 Определять в коллективном договоре порядок материального поощрения работников, принимающих участие на работах по благоустройству города в свободное от основной работы время.
3.16 Предоставлять представителям профсоюзной организации полную и достоверную информацию, необходимую для проведения коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, контролю за его выполнением.
3.17 Не допускать нецелевого использования средств, предназначенных для оплаты труда. Предоставлять профсоюзам необходимую информацию по формированию и расходованию фонда оплаты труда.
3.18 Предоставлять работникам, проходящим вакцинацию (ревакцинацию) против коронавирусной инфекции, два оплачиваемых выходных дня, в порядке и на условиях, предусмотренных коллективными договорами организаций.
Профсоюз:
3.19 Регулярно информировать работников организаций о величине прожиточного минимума и минимальной заработной платы в городе Москве, определенных в установленном порядке.
3.20 Проводить ежемесячный анализ экономической и социальной ситуации в отрасли, контролировать выполнение обязательств по своевременной выплате заработной платы, предусмотренной соглашениями и коллективными договорами.
3.21 Осуществлять профсоюзный контроль за своевременным проведением индексации заработной платы в организациях с связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
3.22 Организовать обучение профсоюзного актива, руководителей организаций по вопросам трудового, гражданского, налогового законодательства и других отраслей права.
4. В области охраны труда и экологии
Стороны обязуются:
4.1 Оказывать содействие во внедрении в организациях отрасли комплекса новых разработок, прогрессивных технологий и оборудования, направленных на улучшение условий труда на рабочих местах и предотвращение несчастных случаев на производстве.
4.2 Принимать меры по организации и обеспечению функционирования в организациях системы управления охраной труда и системы управления профессиональными рисками.
4.3 Взаимодействовать в разработке и выполнении Отраслевой программы улучшения условий и охраны труда в организациях городского и жилищно-коммунального хозяйства.
4.4 Обеспечить взаимодействие в рамках Отраслевых комиссий по охране труда Департаментов города Москвы с целью совершенствования системы управления охраной труда в организациях отрасли.
4.5 Проводить смотры-конкурсы на лучшую организацию работы в области охраны труда в организациях отрасли.
4.6 Ежегодно проводить мероприятия (круглые столы, смотры по соблюдению правил по охране труда на рабочих местах, награждения лучших работников и выявление работников, нарушающих требования охраны труда и т.д.), связанные с Всемирным днем охраны труда - 28 апреля и Днем охраны окружающей среды - 5 июня.
Правительство:
4.7. Осуществлять в установленном порядке государственную экспертизу условий труда. При проведении государственной экспертизы условий труда по заявлению работника, профсоюза предусмотреть, что размер платы за ее проведение не устанавливается или при определении размера платы за ее проведение применяется понижающий коэффициент (за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Работодатели:
4.8 Проводить специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ с последующей разработкой и реализацией плана мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
4.9 Обеспечивать финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе в государственных учреждениях города Москвы, в соответствии с федеральным и городским законодательством по охране труда, при этом годовой размер выделяемых средств в расчете на каждого работающего должен быть не ниже размера минимальной заработной платы, установленной в городе Москве.
4.10 Обеспечивать соблюдение норм и правил, проведение мероприятий в сфере охраны труда согласно законодательству Российской Федерации, в том числе по реализации "Правил по охране труда в ЖКХ", утверждённых приказом Минтруда России от 29.10.2020 N 758н "Об утверждении Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве", и города Москвы, а также обеспечивать соответствие нормативно-технической документации нормативным правовым актам, содержащим требования охраны труда.
4.11 Содействовать организации и укреплению служб по охране труда, созданию необходимых условий для работы комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных лиц и предоставлению им оплачиваемого времени для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением прав и законных интересов в области охраны труда в порядке и на условиях, предусмотренных в коллективных договорах.
4.12 Проводить обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, обеспечивать их нормативно-технической литературой, правилами и инструкциями по охране труда.
Пункт 4.13 изменен с 19 января 2023 г. - Соглашение между Правительством Москвы, работниками и работодателями организаций городского и жилищно-коммунального хозяйства города Москвы о внесении дополнений в Городское отраслевое соглашение по организациям городского и жилищно-коммунального хозяйства Москвы на 2022 - 2025 гг. (19 января 2023 г. N 1)
4.13 Обеспечить выплату единовременной денежной компенсации, сверх предусмотренной действующим федеральным законодательством, семье в результате смерти работника, наступившей от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, в размере не менее 50-кратного размера минимальной заработной платы, установленной в городе Москве.
В порядке и на условиях, установленных коллективном договором, предусматривать выплату единовременной денежной компенсации в случае трудового увечья, полученного работником от несчастного случая на производстве, размер которой определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из 50-кратного размера минимальной заработной платы, установленной в городе Москве, и уменьшается в зависимости от степени вины потерпевшего, но не более чем на 25 процентов. Основанием для выплаты денежной компенсации является заявление от работника или членов семьи погибшего (умершего).
Работодатель вправе произвести единовременную выплату направленным (командированным) для выполнения задач (оказания услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры на территориях Российской Федерации, территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на территориях иностранных государств (в частности, при объявлении чрезвычайного или военного положения) работникам, получившим увечье (ранение, травму, контузию) при выполнении указанных задач, работ (оказании услуг) в размере 50-кратного размера минимальной заработной платы, установленной в городе Москве. Основанием для единовременной выплаты является заявление работника, которое подается в произвольной форме в организацию, в которой он осуществляет трудовую деятельность.
4.14 Создавать необходимые условия для выполнения членами комитетов (комиссий) по охране труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда функций по осуществлению контроля за состоянием условий и охраны труда, проводить их обучение в специализированных учебных центрах сохранением среднего заработка на период проведения обучения.
4.15 В целях усиления социальной защищенности работников, рекомендуется в коллективном договоре организации предусмотреть осуществление, порядок и условия предоставления работникам следующих льгот, гарантий и компенсаций:
4.15.1 Выплату единовременного пособия:
а) в случаях гибели работника на производстве на каждого его иждивенца в размере годового заработка погибшего, но не менее 300 тысяч рублей на всех иждивенцев в совокупности (пособие распространяется равными частями на каждого иждивенца);
б) в случаях установления инвалидности в результате увечья по вине работодателя или профзаболевания, в размерах:
- инвалидам 1 группы не менее 75 процентов годового заработка;
- инвалидам 2 группы не менее 50 процентов годового заработка;
- инвалидам 3 группы не менее 30 процентов годового заработка.
В случае судебного разбирательства средства, добровольно выплаченные работнику в соответствии с настоящим пунктом, включаются в размер выплат, определённый решением суда в качестве компенсации ущерба и (или) морального вреда.
4.15.2 Доплату к трудовой пенсии по инвалидности неработающему инвалиду, получившему инвалидность в результате увечья по вине работодателя, детям в возрасте до 18 лет, погибшего на производстве работника.
4.16. Создавать в организациях специализированные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с непосредственным исполнением работниками трудовых обязанностей.
4.17 Работникам, трудовая функция которых в соответствии с занимаемой должностью связана с постоянной работой за компьютером, предоставлять специальные перерывы для отдыха, которые включаются в рабочее время. Виды работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка, действующими в организации.
4.18 Проводить расследования несчастных случаев на производстве с участием профсоюзного органа данной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение травматизма.
4.19 Обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о степени риска повреждения здоровья, о размерах полагающихся им компенсаций и необходимых для выполнения работ средствах индивидуальной защиты.
4.20 Принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи.
4.21 В целях повышения заинтересованности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в осуществлении общественного контроля предусмотреть в коллективном договоре организации порядок и условия предоставления не менее 4-х часов в неделю для осуществления профсоюзного контроля с сохранением места работы (должности), среднего заработка и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска на срок не менее 3-х календарных дней за счет средств работодателя.
4.22 Осуществлять дополнительное добровольное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда или подверженных повышенному риску возникновения профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
4.23. Обеспечивать мероприятия по проведению профессионального обучения, дополнительного профессионального образования работников, направлять их на курсовое, индивидуальное и иное профессиональное обучение по охране труда.
Профсоюз:
4.24 Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе с участием правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц первичных профсоюзных организаций. При выявлении нарушений направлять работодателям обязательные для исполнения представления об установлении выявленных нарушений, в том числе о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и (или) здоровью работников. В случае необходимости информировать об этом органы государственного надзора и контроля.
4.25. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Осуществлять контроль за выполнением мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отмеченных в актах специального расследования.
4.26. Оказывать консультационную правовую помощь лицам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве или получившим профессиональное заболевание, представлять интересы членов профсоюза в суде.
4.27. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда, невыполнением обязательств по охране труда, предусмотренных соглашениями, коллективными договорами.
4.28 Принимать участие в функционировании системы управления охраной труда на уровне отраслевых департаментов и префектур.
4.29 Обеспечить взаимодействие с органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, выполнением коллективных договоров и соглашений по охране труда в организациях отрасли.
4.30 Вести профилактическую работу по вопросам, связанным с предупреждением травматизма на производстве.
4.31 Продолжить работу по обновлению информационного банка данных по охране труда с включением законодательных и нормативно-правовых актов, документов по судебной практике, материалов по анализу производственного травматизма и доводить эти сведения до первичных профсоюзных организаций.
4.32 Оказать практическую помощь работникам организаций в разработке соглашений по охране труда.
4.33 Проводить семинары по охране труда с сопровождением прикладными выставками современных СИЗ, новейших разработок в области создания безопасного оборудования и технологии.
4.34 Оказывать помощь работникам организаций по реализации Федерального закона от 02.12.2013 г. N 331-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
4.35 Проводить смотр-конкурс "На лучшую организацию общественного контроля за состоянием условий и охраны труда" в профсоюзных организациях отрасли.
4.36 Оказывать консультативную и методическую помощь профсоюзным организациям отрасли по вопросам практического применения норм трудового законодательства.
4.37 Продолжить работу по созданию совместных комитетов (комиссий) по охране труда в организациях отрасли и организации их эффективной работы.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.39 Продолжить работу с профсоюзными организациями по избранию уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и оказывать помощь в их работе по осуществлению профсоюзного контроля за состоянием охраны труда.
5. В области предоставления социальных гарантий, реализации молодежной политики и поддержания уровня жизни работников отрасли
Стороны обязуются:
5.1 Осуществлять мероприятия по проведению следующих праздников в порядке, предусмотренном в коллективном договоре:
в третье воскресенье марта "День работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 N 3018-Х);
27 июня "День молодежи" (Распоряжение Президента РФ от 24.06.1993 N 459-РП);
в первое воскресенье сентября "День работников нефтяной и газовой промышленности" (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 N 3018-Х);
в третье воскресенье октября "День работников дорожного хозяйства" (Указ Президента РФ от 23.03.2000 N 556);
в последнее воскресенье ноября "День матери" (Указ Президента РФ от 30.01.1998 г. N 120);
22 декабря "День энергетика" (Постановление Правительства РФ от 21.12.2015 N 1396).
5.2 Принимать меры по организации и долевому участию в финансировании отраслевых профессиональных праздников, городского конкурса профессионального мастерства "Московские мастера", спартакиады организаций жилищно-коммунального хозяйства Комплекса городского хозяйства Москвы.
5.3 Взаимодействовать в вопросах представления особо отличившихся работников к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Российской Федерации, а также наград и почетных званий города Москвы.
5.4 Совместно с заинтересованными организациями содействовать реализации московских программ в области социально-трудовых прав молодежи и повышению ее роли в жизни общества.
5.5 С целью привлечения молодежи в организации городского и жилищно-коммунального хозяйства проводить работу по профориентации, подготовке и дополнительному профессиональному образованию молодых работников, ввести во все отраслевые конкурсы номинацию "Самый молодой участник конкурса".
5.6 Содействовать созданию в организациях всех форм собственности молодежных советов, молодежных комиссий или советов молодых специалистов и их финансовой поддержке.
Работодатели и профсоюз:
5.7 Предусматривать в коллективных договорах проведение мероприятий в сфере физической культуры, спорта и туризма, а также предоставление льготных путевок на санаторно-курортное лечение работникам организаций на основании списков, согласованных с выборными органами профсоюзных организаций.
5.8 Восстанавливать и совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования молодых кадров, предусматривать в коллективных договорах выделение средств на эти цели.
5.9 Предусматривать в коллективных договорах и других локальных нормативных актах размер, порядок и условия выплаты единовременного вознаграждения работникам, удостоенным отраслевых наград и почетных званий, иных наград и знаков отличия.
5.10 Предусматривать в коллективных договорах обязательства, направленные на конкретную поддержку работающих инвалидов, а также работников, имеющих в составе семей лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Работодатели:
5.11 Разрабатывать в организациях Положение о наставничестве, предусмотрев выплату наставникам надбавки к окладам в порядке и на условиях, предусмотренных в коллективных договорах.
5.12 Предусматривать выделение средств на добровольное медицинское страхование, негосударственное пенсионное обеспечение и оплату санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих в порядке и на условиях, предусмотренных в коллективных договорах.
5.13 Своевременно и в полном объеме перечислять страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды.
5.14 В порядке и размерах, предусмотренных в коллективных договорах организаций, участвовать в улучшении жилищных условий работников на условиях ипотечного кредитования, в том числе в форме частичной или полной компенсации процентов по ипотеке и/или основного долга по ипотеке работников организации.
Профсоюз:
5.15 Обеспечить профсоюзный контроль за своевременным и в полном объеме перечислением работодателями страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды в порядке, предусмотренном в коллективных договорах организаций.
5.16 Содействовать адаптации молодых работников в организации.
5.17 Участвовать в разработке предложений в законодательные и нормативные акты в области молодежной политики, подготовке молодежных разделов коллективных договоров и соглашений всех уровней.
5.18 Обеспечить содействие организациям отрасли, принимающим участие в городских спартакиадах и московских конкурсах.
5.19 Оказывать практическую помощь в деятельности Молодежного Совета Профсоюза и создании комиссий по работе с молодежью в организациях отрасли.
5.20 Способствовать созданию в организациях надлежащих условий подготовки и дополнительного профессионального образования молодежи.
6. В области обеспечения конструктивного взаимодействия и социального партнерства
Стороны обязуются:
6.1 Способствовать созданию благоприятных социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в организациях городского и жилищно-коммунального хозяйства и согласованию интересов работников и работодателей.
6.2 Принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение, после консультаций на уровне отраслевой трехсторонней комиссии.
6.3 Взаимно обеспечивать представителям сторон возможность принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Соглашение, но представляющим взаимный интерес.
6.4 Направлять в Учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" информацию о коллективных трудовых спорах и о массовых нарушениях трудовых прав работников для оказания содействия в их урегулировании, систематизации и проведения аналитической работы.
6.5 Обобщать опыт реформирования организаций, вырабатывать механизмы, направленные на оптимальное решение вопросов в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в период жилищно-коммунальной реформы.
6.6 Предоставлять необходимую информацию для анализа хода реализации настоящего и подготовки последующего Соглашения, а также подготовки предложений по изменению действующего Соглашения.
6.7 Информировать социальных партнеров о принятых правовых актах, касающихся социально-трудовых и связанных с ними экономических отношениях, а также о планируемых изменениях в части реформирования организаций отрасли.
6.8 Оказывать практическое и методическое содействие заключению и уведомительной регистрации коллективных договоров в организациях городского и жилищно-коммунального хозяйства.
6.9 Проводить согласованную политику по созданию и укреплению профсоюзных организаций в организациях, в том числе в зарубежных фирмах, осуществляющих свою деятельность в городе, привлечению в члены профсоюза работников из числа иностранной рабочей силы, используемой в организациях городского и жилищно-коммунального хозяйства.
6.10 Размещать на официальных сайтах сторон материалы о практике социального партнерства.
Работодатели и профсоюзы:
6.11 Способствовать предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров. В случае возникновения коллективных трудовых споров передавать их на рассмотрение в Учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и выполнять его решения.
Работодатели:
6.12 Соблюдать права профсоюзных организаций, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
6.13 Предоставлять выборному органу профсоюзной организации информацию по вопросам, непосредственно затрагивающим социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения работников, а также полную и достоверную информацию, необходимую для заключения и подведения итогов выполнения коллективных договоров и соглашений.
6.14 Вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры, используя рекомендации Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
6.15 Информировать выборный орган профсоюзной организации о проектах планов перспективного развития организации.
6.16 Включать председателя профсоюзной организации, как уполномоченного представителя работников, в коллегиальные органы управления организацией с правом голоса и предоставить ему право участия в оперативных совещаниях.
6.17 Сотрудничать с выборным профсоюзным органом, предъявлять и своевременно рассматривать конструктивные предложения и взаимные требования, разрешать трудовые споры, возникающие у работников посредством переговоров.
6.18 Своевременно выполнять представления выборных профсоюзных органов и профсоюзных инспекторов труда по устранению нарушений трудового законодательства, иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
6.19 Распространять за счет средств работодателя на работников, освобожденных от основной работы в связи с избранием в выборный орган профсоюзной организации, все льготы, виды премирования, вознаграждения (включая выплачиваемые при выходе на пенсию), установленные для работников организации.
6.20 Предусматривать в коллективных договорах организаций порядок предоставления и оплаты времени освобождения от основной работы членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, профсоюзного актива, в том числе уполномоченным лицам по охране труда, для участия в профсоюзных мероприятиях любого уровня, краткосрочной профсоюзной учебе и выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива.
6.21 Способствовать инициативе работников по созданию (восстановлению) первичных профсоюзных организаций в целях развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых вопросов. Сотрудничать с выборным профсоюзным органом в вовлечении и сохранении в качестве членов профсоюза всех работников организации.
6.22 В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, увольнять руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных (территориальных) профсоюзных организаций, помимо общего порядка увольнения, с предварительного согласия президиума Городского совета Профсоюза муниципальных работников Москвы.
6.23 Отчислять денежные средства профсоюзным органам на организацию культурно-просветительской, физкультурной работы и оздоровительных мероприятий в размере не менее 0,3% от фонда оплаты труда на условиях и в порядке, предусмотренных коллективными договорами организаций.
6.24 Осуществлять расходы на совершенствование взаимоотношений в сфере социального партнерства в целях регулирования социально-трудовых отношений, которые включают в себя перечисления средств в виде сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы), а также иные расходы, предусмотренные настоящим соглашением, иными соглашениями в сфере социального партнерства, включая соглашения различных уровней, коллективными договорами и локальными нормативными актами организации, превышающими уровень обязательств, установленных законодательством Российской Федерации.
Профсоюз:
6.25 Обеспечивать внедрение современных форм профсоюзной работы и социального партнерства в условиях реформирования отрасли, развивать международное сотрудничество с зарубежными профсоюзами, объединяющими работников городского и жилищно-коммунального хозяйства, организовать обмен делегациями, выезды групп специалистов и профсоюзных работников.
6.26 Оказывать бесплатную юридическую и практическую помощь членам профсоюза по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
6.27 Обеспечить социальную стабильность в организациях при условии выполнения обязательств настоящего Соглашения и коллективных договоров, принимать меры к предупреждению коллективных акций протеста и забастовок.
7. Заключительные положения
7.1 Контроль за выполнением Соглашения осуществляется отраслевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (приложение N 2 к Соглашению) и соответствующими органами по труду.
Заседания комиссии проводятся по мере необходимости.
В случае предложения одной из сторон о проведении внеочередного заседания комиссии, оно должно быть проведено в течение 10 календарных дней с момента получения сторонами соответствующего предложения. Изменение данного срока допустимо при согласии сторон.
7.2 После подписания Соглашения руководители отраслевых органов исполнительной власти города Москвы предлагают работодателям и работникам организаций, по тем или иным причинам не участвовавшим в заключении Городского отраслевого соглашения, но в организациях которых не менее 50 процентов работников принадлежит к отрасли городского и жилищно-коммунального хозяйства, присоединиться к данному Соглашению.
Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, Соглашение считается распространенным на данных работодателей и работников с момента получения предложения.
7.3 В случае реорганизации одной из сторон Соглашения ее обязательства переходят к правопреемнику и сохраняются до заключения нового Соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение.
7.4 Продление сроков действия, изменения и дополнения в настоящее соглашение производятся в порядке, предусмотренном Трудовым Кодексом Российской Федерации.
7.5 В период действия настоящего Соглашения все споры и разногласия между сторонами социального партнерства в отрасли разрешаются путем переговоров и консультаций, а при не достижении согласия - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.6 Приложение N 1 "Перечень организаций, осуществляющих деятельность в городском и жилищно-коммунальном хозяйстве города Москвы" и Приложение N 2 "Состав представителей сторон в отраслевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" к настоящему Соглашению являются его неотъемлемой частью.
Руководитель Департамента |
В.Ю. Торсунов |
Председатель Общественной |
С.П. Чалый |
Председатель Правления |
О.С. Яшина-Науменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Городское отраслевое соглашение по организациям городского и жилищно-коммунального хозяйства Москвы на 2022 - 2025 гг. от 31 августа 2022 г. N 15
Вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует по 31 августа 2025 г.
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Соглашение между Правительством Москвы, работниками и работодателями организаций городского и жилищно-коммунального хозяйства города Москвы о внесении дополнений в Городское отраслевое соглашение по организациям городского и жилищно-коммунального хозяйства Москвы на 2022 - 2025 гг. (19 января 2023 г. N 1)
Изменения вступают в силу с 19 января 2023 г.