г. Краснодар |
|
26 февраля 2024 г. |
Дело N А32-64901/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н., Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Платон" (ИНН 2343019064, ОГРН 1072343000564) - Поповой Е.С. (доверенность от 01.12.2023), от заинтересованных лиц - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813) - Тимошенко А.В. (доверенность от 15.03.2023), Карницкой В.Р. (доверенность от 20.032023), государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Новокубанская центральная районная больница" (ИНН 2343007005, ОГРН 1022304359835) - Шведова П.И. (доверенность от 09.01.2023), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Платон" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2023 по делу N А32-64901/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Платон" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) и государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Новокубанская центральная районная больница" (далее - учреждение) о признании незаконным решения управления от 22.11.2022 N ТО/17093/22; об обязании управления устранить нарушения прав и законных интересов общества и привлечь к ответственности учреждение за нарушение антимонопольного законодательства с выдачей предписания о прекращении недобросовестной конкуренции; о взыскании с управления в пользу общества судебных расходов по оплате государственной пошлины (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 30.08.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.10.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что обществом не представлены доказательства, свидетельствующие о признаках недобросовестной конкуренции в действиях учреждения.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 30.08.2023 и постановление апелляционной инстанции от 27.10.2023, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель жалобы считает, судами не дана оценка неисполнения управлением обязанности по привлечению к оценке специалистов в области определения качества оказания медицинских услуг (органы Минздрава - Росздравнадзор по Краснодарскому краю), в нарушение пункта 7.25 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 (далее - Положение). Общество полагает, что непривлечение специализированной организации (Росздравнадзор, иные), которая обладает специализированными познаниями в сфере оказания медицинских услуг в ходе рассмотрения дела, повлияло на результат рассмотрения дела управлением. Конечная цель обращения пациентов всегда одинакова - получение права управления транспортным средством, а не получение лечения от врача-психиатра и врача-психиатра-нарколога. Учреждение злоупотребляет своим правом и оформляет лиц, проходящих медицинское освидетельствование в других лечебных учреждениях, на первичную консультацию, а не профилактический осмотр, т. е. по факту оказывает одну услугу, а берет деньги за другую услугу.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители управления и учреждения в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество (лицензия от 24.08.2020 N ЛО-23-01-014759) и учреждение (лицензия N Л041-01126-23/00573652 от 04.08 2020) оказывают медицинские услуги, в том числе медицинские услуги по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Общество обратилось в управление с жалобой о недобросовестной конкуренции учреждения в сфере оказания медицинских услуг, к заявлению приложило доказательства, в последующем предоставлены дополнения к жалобе.
В ответ на запрос управления от 15.09.2022 N ТО/10331/22 обществом представлены письменные дополнения к заявлению (вх. от 03.10.2022 N 18741-ЭП/22), из которых следует что медицинский осмотр на категорию "В" включает в себя прохождение следующих врачей: врач-терапевт, врач-окулист, врач-психиатр-нарколог, врач-психиатр.
Исходя из стоимости платных медицинских услуг учреждения от 07.11.2019 стоимость приема врачей составляет: врач-терапевт - 161 рубль, врач-окулист - 131 рубль, врач-психиатр-нарколог - 258 рублей, врач-психиатр - 262 рубля. Итого стоимость освидетельствования: категория "В" 814 рублей, категория "С" и "D" дополнительно включает врача-невролога (133 рубля) и врача-оторинолоринголога (133 рубля), общая стоимость составляет 1080 рублей плюс электроэнцефалография (720 рублей) дополнительно.
К письменным пояснениям также приложен скриншот из соц. сети (страницы в сети Интернет) содержания: "медосмотры все виды мед. комиссий категория АВМ 814р АВСДЕМ 1 800 рублей, оружейная 538 рублей. В стоимость входят врач Нарколог, Психиатр. г. Новокубанск ГБУЗ Поликлиника ул. К. Маркса 59 Тел.: 8918-3**-**-**" и фото стенда, размещенного в учреждении с указанием цен предоставляемых услуг.
Согласно информации, расположенной на информационном стенде данного учреждения (фотоматериалы приложены к заявлению) стоимость справок для всех обратившихся, в том числе для пациентов общества, составляет: врач психиатр-нарколог - 471 рубль, врач психиатр - 464 рубля.
По мнению общества, учреждение намеренно занижает стоимость услуг с целью недобросовестной конкуренции, поскольку в городе Новокубанск учреждение -единственное медучреждение, которое вправе проводить консультации врача-психиатра-нарколога и врача-психиатра с выдачей справок после приема.
В ответ на запрос управления от 07.11.2022 N ТО/15208/22 учреждение представило письменные пояснения от 03.11.2022 N 4199, приказ учреждения от 07.11.2019 N 984 "Об утверждении предельно максимальных цен на платные медицинские услуги", а также сопоставительную таблицу по платным медицинским услугам, оказываемым государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Краснодарского края физическим лицам.
В соответствии с указанными документами, стоимость услуг составляет:
- профилактический прием (осмотр, консультация) врача-психиатра 258 рублей;
- профилактический прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога 262 рубля;
- прием (осмотр, консультация) врача-психиатра первичный 464 рубля;
- прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога первичный 471 рубль.
Учреждение письмом (вх. от 17.11.2022 N 24995/22) также подтвердило, что согласно приказу главного врача учреждения от 07.11.2019 N 984 "Об утверждении предельно максимальных цен на платные медицинские услуги" указаны разные наименования услуг с разными ценами, предоставляемые учреждением.
В ответ на запрос управления от 07.11.2022 N ТО/15207/22 с целью получения дополнительных письменных пояснений обществом представлены письменные пояснения (от 17.11.2022 вх. N 25048-ЭП/22), договор с учреждением от 11.11.2022 на проведение экспертной оценки состояния здоровья граждан на возможность управления автотранспортным средством категории А, В, возможности владеть оружием.
В соответствии с пунктом 3.1 данного договора медицинский осмотр на категории А, В включает в себя прохождение следующих врачей: врач-терапевт -161 рубль; врач-окулист -131 рубль; врач-психиатр-нарколог - 258 рублей; врач-психиатр - 262 рубль.
Итого стоимость освидетельствования: категория А, В - 814 рублей.
Однако согласно договору на оказание платных медицинских услуг от 17.11.2022, квитанции об оплате и информации, расположенной на информационном стенде данного ЦРБ (фото и видео прилагается) стоимость справки для всех остальных обратившихся, в том числе для пациентов общества, составляет: врач-психиатр-нарколог 471 рубль; врач-психиатр 464 рубля.
22 ноября 2022 года управление приняло решение об отказе в возбуждении дела в отношении учреждения о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Не согласившись с выводами управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 1, частью 1 статьи 2, частью 1 статьи 3, пунктом 9 статьи 4, пунктами 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статьями 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15, частью 2 статьей 39.1 Закона N 135-ФЗ, пунктами 4, 14 Порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, утвержденного приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1092н (далее - Порядок N 1092н), Порядком выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.09.2020 N 972н (далее - Порядок N 972н).
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы.
Основанием для обращения общества в управление послужило то, что, по мнению общества, учреждение требование пункта 14 Порядка N 1092н не выполняет (справки врача-психиатра и врача-психиатра-нарколога физически не выдает, а только вносит сведения об осмотре в медицинскую карту) и тем самым существенно занижает стоимость, оказанных медицинских услуг. Данные справки учреждение предлагает пациентам за дополнительную плату, что является введением в заблуждение.
Исходя из пункта 4 Порядка N 1092н медицинское освидетельствование включает в себя осмотры и обследования врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования в следующем объеме: 1) осмотр врачом-терапевтом или осмотр врачом общей практики (семейным врачом); 2) осмотр врачом-офтальмологом; 3) обследование врачом-психиатром; 4) обследование врачом-психиатром-наркологом; 5) осмотр врачом-неврологом; 6) осмотр врачом-оториноларингологом; 7) электроэнцефалография (обязательна для кандидатов в водители транспортных средств) категорий "С", "D", "СЕ", "DE", "Tm", "Tb" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E", "D1E".
Результаты проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и обследований врачами-специалистами (включая справки по результатам обследований врачом-психиатром и врачом-психиатром-наркологом), инструментального и лабораторных исследований, а также обоснованный вывод о наличии (об отсутствии) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством вносятся врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом) медицинской организации, в которую обратился о свидетельствуемый, в медицинскую карту (пункт 14 Порядка N 1092н).
Учитывая вышеизложенное, справки, выданные врачом-психиатром и врачом психиатром-наркологом, являются обязательными медицинскими документами, которые должна содержать медицинская карта пациента, обратившегося за данной медицинской услугой.
По мнению общества, при прохождении данного медицинского освидетельствования врач-психиатр и врач-психиатр-нарколог осуществляют профилактический осмотр; учреждение злоупотребляет своим правом и оформляет лиц, проходящих медицинское освидетельствование в других лечебных учреждениях, на первичную консультацию, а не профилактический осмотр, т. е. по факту оказывает одну услугу, а берет деньги за другую услугу.
Вместе с тем, заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о признаках недобросовестной конкуренции в действиях учреждения.
По договорам от 11.11.2022 и 17.11.2022, на которые ссылается общество, учреждение оказало разные услуги по разным ценам. Цены соответствуют представленным ранее в соответствии с приказом учреждения от 07.11.2019 N 984 "Об утверждении предельно максимальных цен на платные медицинские услуги", а также сопоставительной таблице по платным медицинским услугам, оказываемым государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Краснодарского края физическим лицам. Доказательства, подтверждающие обратное, заявитель не представил.
При таких обстоятельствах является правильным вывод управления об отсутствии документального подтверждения намеренного занижения учреждением стоимости услуг врача-психиатра-нарколога и врача-нарколога для оказания своих услуг или завышения стоимости услуг для остальных пациентов, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии у управления оснований для вывода о наличии в действиях учреждения признаков недобросовестной конкуренции, в том числе нарушения статьи 14.2 Закона N 135-ФЗ, а также для применения мер антимонопольного регулирования, предусмотренных статьей 39.1 Закона N 135-ФЗ.
Отклонен судом округа довод общества о том, что управление нарушило пункт 7.25 Положения тем, что не привлекло специализированную организацию (Росздравнадзор, иные), которые обладают специализированными познаниями в сфере оказания медицинских услуг в ходе рассмотрения дела, что повлияло на результат рассмотрения управления.
В соответствии с пунктом 7.25 Положения территориальный орган имеет право: заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля в установленной сфере деятельности, привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов. Нормативно не предусмотрена обязанность соответствующих органов привлекать специализированную организацию.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судами, не влияют на обоснованность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов. Нормы права применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2023 по делу N А32-64901/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По договорам от 11.11.2022 и 17.11.2022, на которые ссылается общество, учреждение оказало разные услуги по разным ценам. Цены соответствуют представленным ранее в соответствии с приказом учреждения от 07.11.2019 N 984 "Об утверждении предельно максимальных цен на платные медицинские услуги", а также сопоставительной таблице по платным медицинским услугам, оказываемым государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Краснодарского края физическим лицам. Доказательства, подтверждающие обратное, заявитель не представил.
При таких обстоятельствах является правильным вывод управления об отсутствии документального подтверждения намеренного занижения учреждением стоимости услуг врача-психиатра-нарколога и врача-нарколога для оказания своих услуг или завышения стоимости услуг для остальных пациентов, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии у управления оснований для вывода о наличии в действиях учреждения признаков недобросовестной конкуренции, в том числе нарушения статьи 14.2 Закона N 135-ФЗ, а также для применения мер антимонопольного регулирования, предусмотренных статьей 39.1 Закона N 135-ФЗ.
Отклонен судом округа довод общества о том, что управление нарушило пункт 7.25 Положения тем, что не привлекло специализированную организацию (Росздравнадзор, иные), которые обладают специализированными познаниями в сфере оказания медицинских услуг в ходе рассмотрения дела, что повлияло на результат рассмотрения управления.
В соответствии с пунктом 7.25 Положения территориальный орган имеет право: заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля в установленной сфере деятельности, привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов. Нормативно не предусмотрена обязанность соответствующих органов привлекать специализированную организацию."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2024 г. N Ф08-120/24 по делу N А32-64901/2022