Решение Ленинградского областного суда от 17 января 2024 г. по делу N 3а-43/2024
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астапенко С.А.
при помощнике судьи Глумовой М.Е.
с участием прокурора Супрунова Э.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пискорского А.В. о признании не действующим в части приказ комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.10.2018 N 15 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Приозерского лесничества Ленинградской области",
установил:
30.12.2021 года комитетом по природным ресурсам Ленинградской области принят приказ N 67 "О внесении изменений в приказ комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.10.2018 года N 15 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Приозерского лесничества Ленинградской области", опубликованный 08.01.2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http:pravo.gov.ru, (далее также - Лесохозяйственный регламент).
Лесохозяйственный регламент разработан филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект".
Лесохозяйственный регламент содержит краткую характеристику лесничества, виды разрешенного использования лесов (глава 1), нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов (глава 2), ограничения использования лесов (глава 3), приложения.
Пискорский А.В. обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими отдельные положения лесохозяйственного регламента Приозерского лесничества Ленинградской области, утвержденного приказом комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.10.2018 N 15 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Приозерского лесничества Ленинградской области", а именно:
- сведения, указанные в таблице 1.3 (3) "Распределение по целевому назначению лесов и категориям защитных лесов" в отношении категории лесов, расположенных в водоохранных зонах в части квартала 18 Джатиевского участкового лесничества Приозерского лесничества;
- сведения, указанные в таблице 1.3 (3) "Распределение по целевому назначению лесов и категориям защитных лесов" в отношении категории запретных полос лесов, расположенных вдоль водных объектов в квартале 22 и части квартала 18 Джатиевского участкового лесничества Приозерского лесничества;
- карту - схему распределения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов с объектами лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектами, не связанными с созданием лесной инфраструктуры Приозерского лесничества Ленинградской области, указанную в приложениях к лесохозяйственному регламенту Приозерского лесничества Ленинградской области в отношении квартала 22 и части квартала 18 Джатиевского участкового лесничества Приозерского лесничества.
В обоснование требований административного иска указывается, что актом о лесонарушении от 02.01.2023 года N 2 зафиксировано правонарушение в виде рубки лесных насаждений в квартале 18 Джатиевского участкового лесничества Приозерского лесничества. К Пискорскому А.В. применен незаконный расчёт ущерба, вследствие нарушения лесного законодательства, в котором такса платы увеличена в 2 раза исходя из категории защитности лесов. Постановлением о привлечении Пискорского А.В. в качестве обвиняемого применен аналогичный расчёт и отмечена рубка лесных насаждений в кварталах 18 и 22 Джатиевского участкового лесничества.
Представитель комитета по природным ресурсам Ленинградской области Рожен Ю.А. в возражениях просит отказать в удовлетворении требований административного иска, полагая его доводы необоснованными. Оспариваемый приказ принят комитетом с соблюдением установленного порядка разработки лесохозяйственных регламентов, в пределах предоставленных законом полномочий. Полагает, что до принятия соответствующего приказа Рослесхоза, в действующих лесохозяйственных регламентах лесничеств, перечень лесных участков, отнесенных к ценным лесам, эксплуатационным лесам, основанный на ранее принятых материалах лесоустройства, должен оставаться неизменным. При разработке и принятии Лесохозяйственного регламента Приозерского лесничества Ленинградской области, утвержденного приказом от 01.10.2018 года N 15 (с последующими изменениями), использовались материалы лесоустройства Приозерского лесничества 2012 - 2013 годов, составленные филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект", формы государственного лесного реестра, действующие нормативные правовые акты Российской Федерации и Ленинградской области в сфере лесных отношений.
Представитель заинтересованного лица Рослесхоза Елаева А.В. полагает административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку приказом Рослесхоза от 20.02.2009 N 48 спорный лесной квартал отнесен к защитным лесам.
В судебном заседании представитель административного истца Байкалов А.В. доводы и требования административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика комитета по природным ресурсам Ленинградской области Рожен Ю.А. просила отказать в удовлетворении требований административного иска.
В заключении прокурор Супрунов Э.С. счел требования административного иска не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с правилами ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Как усматривается из обвинительного заключения по уголовному делу N 12301410032000042 Пискорский А.В. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ. В нарушение требований лесного законодательства совершил незаконную рубку лесных насаждений - сырорастущих деревьев пород ель в объеме 942 м3 и сосна в объеме 187 м3, в общем объеме 1129 м3, чем в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и "Особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730, причинил Российской Федерации ущерб на общую сумму 104 219 568 руб, то есть в особо крупном размере.
В силу подпункта "г" пункта 6 методики определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них приемным объектам вследствие нарушения природного законодательства, утвержденной Приложением N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730, размер такс подлежит увеличению в 2 раза при определении размера вреда, причиненного в связи с нарушением лесного законодательства в защитных лесах, особо защитных участках лесов (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и особо защитных участках защитных лесов).
Суд приходит к выводу о том, что Пискорский А.В. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в отношении которого применен этот акт, и вправе полагать, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются его права, свободы и законные интересы.
В соответствии с п. ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ) органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия, в том числе, по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В силу частей 2 и 7 ст. 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2.2 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 года N 341, на комитет по природным ресурсам Ленинградской области в сфере лесных отношений возложены полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
Таким образом, Лесохозяйственный регламент принят с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения в действие.
Проверяя полномочия административного ответчика и соответствие содержания нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
В таблице 3.3 - "Существующие виды особо защитных участков лесов" Лесохозяйственного регламента определена общая площадь покрытых лесной растительностью земель, занятых особо защитными участками лесов, в том числе по виду - "участки леса вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ" площадью 54550,3 га.
Распределение лесов лесничества по видам целевого назначения и категориям защитных лесов приведены в разделе 1.1.4. в таблице 1.3 (3) - "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" с указанием целевого назначения, участкового лесничества, номера квартала или их частей, площади, основания деления лесов по целевому назначению.
Пунктом 2 таблицы 1.3 (3) предусмотрены леса, расположенные в водоохранных зонах, в том числе в Джатиевском участковом лесничестве в квартале 18(ч).
Пунктом 4.3 таблицы 1.3 (3) предусмотрены запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов (леса, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки, выполняющие водорегулирующие функции), в том числе в Джатиевском участковом лесничестве в кварталах 18(ч), 22.
Приложение 9 Лесохозяйственного регламента содержит карту-схему распределения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов с объектами лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектами, не связанными с созданием лесной инфраструктуры, на которой отображены леса, расположенные в водоохранных зонах и вдоль водных объектов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 111 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
К защитным лесам относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 115 ЛК РФ к ценным лесам относятся леса, имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение, в том числе запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов (леса, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки, выполняющие водорегулирующие функции).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов (в том числе их категорий), резервных лесов, особо защитных участков лесов является мероприятием лесоустройства.
Согласно пункту 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 года N 122, проектирование лесничеств, проектирование защитных лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, защитных лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 16 статьи 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся: принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов.
В соответствии с пунктом 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе: принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов.
Таким образом, решение об отнесении лесов к защитным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, мероприятия по проектированию защитных лесов являются полномочиями Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз).
Лесоустройство на территории Приозерского лесничества Ленинградской области проведено 2013 году.
Предложения об отнесении лесов к защитным лесам, о выделении особо защитных участков лесов на территории Приозерского лесничества Ленинградской области от комитета по природным ресурсам Ленинградской области не поступали.
Решение об изменении границ защитных лесов, в том числе лесов, расположенных в водоохранных зонах, ценных лесов, расположенных вдоль водных объектов, на территории Приозерского лесничества Ленинградской области Рослесхозом не принималось.
Учитывая изложенное, проведение на землях лесного фонда Приозерского лесничества мероприятий с принятием решения об отнесении лесов к защитным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, мероприятия по проектированию защитных лесов с отнесением к их числу лесных участков, расположенных в кварталах 18, 22 Джатиевского участкового лесничества Приозерского лесничества осуществлено комитетом по природным ресурсам Ленинградской области, являющимся органом исполнительной власти Ленинградской области, с превышением предоставленных полномочий, определенных федеральным законодательством, в связи с чем, Лесохозяйственный регламент в оспариваемой части подлежит признанию не действующим.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
административное исковое заявление Пискорского Александра Витальевича удовлетворить.
Приказ комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.10.2018 N 15 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Приозерского лесничества Ленинградской области" признать не действующим со дня его принятия в части:
отнесения в таблице 1.3 (3) - "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов", карте-схеме распределения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов с объектами лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектами, не связанными с созданием лесной инфраструктуры, (приложение 9) лесов квартала 18 (часть) Джатиевского участкового лесничества к лесам, расположенным в водоохранных зонах, а также лесов квартала 18 (часть), квартала 22 Джатиевского участкового лесничества Приозерского лесничества к лесам, расположенным вдоль водных объектов.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
С.А. Астапенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 17 января 2024 г. по делу N 3а-43/2024
Опубликование:
-