г. Краснодар |
|
19 марта 2024 г. |
Дело N А53-12891/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании, проведенном в режиме видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Парамонова А.В., секретарь судебного заседания Гречка Д.А.), ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахмадовой А.Д., от истца - общества с ограниченной ответственностью "Янтарь 1 Автоколонна 4" (ИНН 6165111659 ОГРН 1036165027260) - Ефремовой К.Ю. (доверенность от 21.02.2024), от ответчика - Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330 ОГРН 1026103168134) - Яманского М.А. (доверенность от 09.01.2024), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства труда и социального развития Ростовской области (ИНН 6163022298 ОГРН 1026103171104) - Антонцева Р.А., в отсутствие в судебном заседании третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента труда и социального развития Администрации города Волгодонска Ростовской области (ИНН 6143049446 ОГРН 1026101942151), Администрации города Волгодонска Ростовской области (ИНН 6143049446 ОГРН 1026101942151) (направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие), муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства" города Волгодонска Ростовской области (ИНН 6143068583 ОГРН 1086143000965), извещенных о времени и месте судебного разбирательства (отчет о публикации судебных актов в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Янтарь 1 Автоколонна 4" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по делу N А53-12891/2022, установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Янтарь 1 Автоколонна 4" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Ростовской области (далее - министерство финансов) о взыскании убытков в виде неполученной платы за проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования льготных пассажиров, включенных в региональный регистр (далее - региональные льготники), с октября по декабрь 2021 года в размере 7 941 318 рублей 72 копеек и с января по март 2022 года - 5 933 592 рублей 14 копеек (всего 13 874 910 рублей 86 копеек).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент труда и социального развития администрации города Волгодонска (далее - департамент труда), Администрация города Волгодонска (далее - администрация), муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства" города Волгодонска (далее - департамент строительства), Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство труда).
Решением суда от 25.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции 04.10.2022, с министерства финансов за счет средств казны Ростовской области взыскано 13 874 910 рублей 86 копеек убытков в пользу общества. Суд счел достоверными представленные истцом результаты обследования пассажиропотока, отклонил доводы ответчика об отсутствии достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров, а также завышении в расчете убытков показателей, арифметических и методологических ошибках.
Постановлением суда кассационной инстанции от 20.12.2022 судебные акты отменены как основанные на неполном исследовании имеющих значение для правильного рассмотрения дела доказательств о доводов участвующих в деле лиц о применимых при расчете размера убытков методиках их определения. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции для проверки правильности определения величины убытков с учетом установленного в Ростовской области правового регулирования и оценки доказательств о лимитах финансирования; выданных ЕСПБ региональным льготникам; количества (удельного веса) перевозок этих пассажиров истцом в общем количестве транспортных организаций, осуществляющих такие же перевозки в спорные периоды), рентабельности спорных маршрутов и экономической обоснованности тарифа на перевозку, а также наличия (отсутствия) реальных убытков перевозчика, состоящих в причинной связи с неправомерными (нерыночными) условиями деятельности.
Решением суда первой инстанции от 27.09.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.12.2023 в удовлетворении исковых требований отказано с учетом действующих в Ростовской области правил возмещения расходов транспортным организациям в связи с предоставлением услуг по перевозке льготных категорий граждан и установленных договорных отношений общества с департаментом.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось общество, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить его требования, ссылаясь на получение убытков из-за неполной компенсации бюджетом Ростовской области недополученных вследствие перевозки региональных льготников расходов перевозчика.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит принять законный и обоснованный судебный акт. Позицию о наличии (отсутствии) оснований для удовлетворения кассационной жалобы, несмотря на повторное рассмотрение дела, вновь не выразила.
В отзыве на кассационную жалобу министерство финансов просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемого судебного акта, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При новом рассмотрении дела судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что что во исполнение постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения" (далее - постановление N 232) общество предоставляло услуги перевозки отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Ростовской области в соответствии с областными законами Ростовской области от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области" в рамках предоставления департаментом мер социальной поддержки гражданам по проезду на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а департамент возмещал перевозчику расходы за проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) граждан, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на основании ежемесячных отчетов о количестве выданных ЕСПБ, ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан и ежемесячных актов о фактически предоставленных услугах по перевозке отдельных категорий граждан, которые определены сторонами в Приложении N 1, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.
Из материалов дела следует, что по договору от 16.08.2021 N 2 общество осуществляло пассажирские перевозки автобусами по маршрутам регулярных перевозок города Волгодонска N 4А, 10, 12, 15, 17, 18, 28, 29, 29А, 30, 90, 91, 6, 7, 8, 11, 13, 15К, 25, средняя протяженность которых должна оформляться отдельным документом (Приложение N 3 к договору от 16.08.2021, л. д. 100 - 105 т. 1) на территории города Волгодонска Ростовской области. Постановлением Администрации города Волгодонска от 21.09.2021 N 1932 (вступило в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 01.10.2021 (пункт 5 постановления) установлены экономически обоснованные тарифы на регулярные перевозки одного пассажира за одну поездку общественным автомобильным транспортном в городском сообщении в размере 24 рублей, тем же видом транспорта к садовым и огородным участкам, - 18 рублей.
Постановлением администрации от 30.11.2021 N 2446 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения (в том числе к садовым и огородным участкам) в городе Волгодонске, проведенного в октябре 2021 года, пунктом 2 которого департаменту строительства предписано использовать их при определении количества фактически перевезенных льготных категорий граждан. Приложением к данному постановлению количеством перевезенных автобусами большой, средней и малой вместимости пассажиров указано 910 809 человек, в том числе региональные льготники - 290 879: 126 485 ветераны труда, 146 112 ветераны труда Ростовской области, 752 труженики тыла, 438 пострадавшие от политических репрессий, 6213 дети-сироты, 10 879 социальные работники.
В пункте 1.1.3 постановления администрации от 13.01.2021 N 13 отражено, что "расходы поставщиков транспортных услуг, предоставляющих льготный проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) отдельным категориям граждан, определенных решением Волгодонской городской Думы от 03.09.2020 N 58 "Об установлении права льготного проезда на городском пассажирском транспорте (за исключением такси) отдельным категориям граждан с возмещением расходов за счет средств местного бюджета"" (цитируется текст). Пунктом 1.2 постановления предписано составлять сводный акт по всем поставщикам транспортных услуг на основании отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, имеющих единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, представляемых департаментом строительства. Для определения численности перевезенных граждан по каждому перевозчику предписано применять методику, установленную пунктом 6.1.3 Приложения N 1 к Постановлению N 232 (далее - Приложение N 1).
Пунктом 1 постановления от 30.12.2020 N 2835 департамент труда уполномочен на получение от кредитных учреждений, доставочного и почтового предприятий денежных средств, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ) отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на лицевой счет для учета средств, поступающих во временное распоряжение департамента труда, в целях дальнейшего перечисления перевозчикам на городских маршрутах пассажирского транспорта, с которыми департамент строительства заключил договоры на осуществление пассажирских перевозок в границах муниципального образования "Город Волгодонск". Пунктом 2 постановления N 2835 департаменту труда поручено заключить договоры о распределении средств, вырученных от реализации ЕСПБ в 2021 году с поставщиками транспортных услуг. Сходные положения содержатся в постановлении от 19.01.2022 N 64.
Договорами между департаментом труда и обществом от 29.10.2021 N 17, 02.12.2021 N 20, 28.01.2022 N 3, дополнениями и приложениями к ним (л.д. 124 - 146 т. 1) предусмотрено, что перевозчику возмещаются расходы за проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования граждан в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете, на основании ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан и ежемесячных актов о фактически предоставленных услугах гражданам, определенных в Приложении N 1 (пункт 1.1). Акты сверки о фактическом возмещении расходов по перевозке составляются на основании ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, имеющих ЕСПБ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан (пункт 1.2). Льготный проезд предоставляется гражданам при предъявлении соответствующего удостоверения, дающего право на льготный проезд, и ЕСПБ (пункт 2.1). Возмещение расходов производится в размере 265 рублей в месяц на каждого гражданина, по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших ЕСПБ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества ЕСПБ в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели (пункт 2.6). Департамент несет ответственность по объемам финансирования возмещения оказанных перевозчиком услуг в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на цели договоров (пункт 3.3).
Общество и министерство финансов подписали акты о фактическом возмещении расходов обществу по перевозке в общественном транспорте областных льготников в соответствии с выданными ЕСПБ от 02.12.2021 N 203, 03.12.2021 N 213, 04.03.2022 N 215/1, 07.02.2022 N 8, 04.03.2022 N 12, 05.04.2022 N 20.
Исходя из представленного обществом расчета неполученной платы за фактическую перевозку региональных льготников, с октября по декабрь 2021 года ее размер составляет 7 941 318 рублей 72 копейки и с января по март 2022 года 5 933 592 рубля 14 копеек (13 874 910 рублей 86 копеек). Размер фактически понесенных убытков исчислен истцом как произведение числа перевезенных региональных льготников по ЕСПБ, определенных департаментом труда, на полную стоимость проезда в общественном транспорте за вычетом суммы возмещения, полученной обществом из бюджета Ростовской области за перевозку граждан по ЕСПБ.
При новом рассмотрении дела суд отметил, что из заключенных обществом договоров следует, что возмещение расходов перевозчику осуществляется в соответствии с методикой, установленной в пункте 6.1.3 приложения N 1 и отчетов департамента труда о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан. Возмещение расходов производится в размере 265 рублей в месяц на каждого пассажира, исходя из количества фактически перевезенных региональных льготников, получивших ЕСПБ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных ЕСПБ в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели. Количество перевезенных граждан льготной категории, а также размер компенсации транспортной организации на перевозку льготных категорий граждан должны отражаться в ежемесячных двусторонних актах, подписанных сторонами. Департамент труда возмещает расходы истца за перевозку региональных льготников на основании ежемесячных двусторонних актов, подписанных сторонами.
Меры социальной поддержки по обеспечению льготным проездом граждан в Ростовской области предоставляются в соответствии с Положением о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления (приложение N 1), утвержденным Постановлением N 232.
Возмещение расходов транспортных организаций за льготный проезд производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству труда и социального развития Ростовской области областным законом об областном бюджете. Министерство труда и социального развития Ростовской области в соответствии с действующим законодательством заключает с транспортными организациями контракты (договоры) на возмещение расходов за льготный проезд.
Так, в пункте 6.1.3 приложения N 1 также установлено, что льготный проезд осуществляется по ЕСПБ, выдача которого производится органами социальной защиты населения муниципальных образований области бесплатно и без ограничения срока действия. Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на первое число месяца, в котором осуществляется финансирование, в размере 265 рублей в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших ЕСПБ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных ЕСПБ.
Суд правильно указал, что применение этой методики согласовано обществом и в соответствующих договорах с департаментом труда, уполномоченным в данном правоотношении выступать в интересах Ростовской области. Тем самым Ростовская область определила порядок расчета суммы компенсации при предоставлении льгот на проезд в общественном транспорте, что нашло отражение в соглашениях. Получение компенсации, рассчитанной в порядке Постановления N 232 истец не оспаривал, претендуя на разность между этой компенсацией и произведением числа перевезенных региональных льготников по ЕСПБ на полную стоимость проезда в общественном транспорте. В приложении N 1 регулирование порядка взаимодействия с транспортными предприятиями и способ расчета компенсации за предоставленный бесплатный проезд отражены в пункте 6.1.3 Приложения N 1. Бесплатный проезд региональных льготников на городском общественном транспорте также осуществляется по ЕСПБ, который выдается бесплатно и без ограничения срока действия.
Расчет компенсации (возмещения расходов) транспортным предприятиям за предоставленный бесплатный проезд региональным льготникам осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных образований (ОСЗН) ежемесячно согласно заключенным договорам с транспортными предприятиями. Ежемесячное возмещение расходов транспортных предприятий установлено в размере 265 рублей по количеству фактически перевезенных транспортным предприятием региональных льготников. Однако, имеется предельный объем компенсации - месячная сумма компенсации, начисленная ОСЗН.
Проанализировав заключенное обществом соглашение, представленные в материалы дела доказательства, а также разработанный в Ростовской области механизм компенсации расходов перевозчиков льготных (региональных) пассажиров, суд правомерно указал, что месячная сумма компенсации перевозчикам не может быть более 265 рублей, умноженных на общее количество выданных ЕСПБ. При этом учитываются количество фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших ЕСПБ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных ЕСПБ. Суд учел приведенную в пункте 6.1.3 Приложения N 1 формулу расчета компенсации при наличии в муниципальном образовании нескольких транспортных предприятий, осуществляющих бесплатный проезд региональным льготникам и установил, что обществу в соответствии с с разработанным в регионе и муниципальном образовании порядке возмещены расходы за все спорные периоды. Проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте региональных льготников осуществлялся на основании ЕСПБ, приобретаемых гражданами по льготным ценам. При этом часть полной стоимости проезда оплачивалась льготными пассажирами при приобретении ими проездных билетов и перечислялась перевозчику.
Суд также установил, что понесенные расходы на перевозку льготных категорий граждан регионального регистра в спорном периоде (с октября по декабрь 2021 года, с января по февраль 2022 года) возмещены обществу в соответствии с постановлением N 232 и условиями договоров (с которыми при их заключении согласилось общество). Несоответствие закону норм постановления N 232, по которым обществу произведено фактическое возмещение расходов по перевозке в общественном транспорте льготников за спорный период, суд не установил. Доказательств обращения к департаменту за заключением дополнительных соглашений к договорам относительно возмещения расходов за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям гражданам регионального регистра общество не представило. С учетом установленных фактических обстоятельств по данному делу, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251, у суда инстанции обоснованно отсутствовали основания для удовлетворения заявленного обществом требования.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически направлены на переоценку исследованных и оцененных судебной коллегией доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по делу N А53-12891/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловало в Верховный Суд Российской Федерации в двухмесячный срок в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав заключенное обществом соглашение, представленные в материалы дела доказательства, а также разработанный в Ростовской области механизм компенсации расходов перевозчиков льготных (региональных) пассажиров, суд правомерно указал, что месячная сумма компенсации перевозчикам не может быть более 265 рублей, умноженных на общее количество выданных ЕСПБ. При этом учитываются количество фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших ЕСПБ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных ЕСПБ. Суд учел приведенную в пункте 6.1.3 Приложения N 1 формулу расчета компенсации при наличии в муниципальном образовании нескольких транспортных предприятий, осуществляющих бесплатный проезд региональным льготникам и установил, что обществу в соответствии с с разработанным в регионе и муниципальном образовании порядке возмещены расходы за все спорные периоды. Проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте региональных льготников осуществлялся на основании ЕСПБ, приобретаемых гражданами по льготным ценам. При этом часть полной стоимости проезда оплачивалась льготными пассажирами при приобретении ими проездных билетов и перечислялась перевозчику.
Суд также установил, что понесенные расходы на перевозку льготных категорий граждан регионального регистра в спорном периоде (с октября по декабрь 2021 года, с января по февраль 2022 года) возмещены обществу в соответствии с постановлением N 232 и условиями договоров (с которыми при их заключении согласилось общество). Несоответствие закону норм постановления N 232, по которым обществу произведено фактическое возмещение расходов по перевозке в общественном транспорте льготников за спорный период, суд не установил. Доказательств обращения к департаменту за заключением дополнительных соглашений к договорам относительно возмещения расходов за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям гражданам регионального регистра общество не представило. С учетом установленных фактических обстоятельств по данному делу, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251, у суда инстанции обоснованно отсутствовали основания для удовлетворения заявленного обществом требования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 марта 2024 г. N Ф08-1682/24 по делу N А53-12891/2022
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14258/2024
19.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1682/2024
14.12.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18037/2023
27.09.2023 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-12891/2022
20.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13165/2022
04.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16018/2022
25.07.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-12891/2022