г. Краснодар |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А53-12891/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании, проведенном в режиме видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ротовской области (судья Парамонова А.В., секретарь судебного заседания Гречко Д.А.), ведении протокола судебного заседания помощником судьи Брагиным А.А., от истца - общества с ограниченной ответственностью "Янтарь 1 Автоколонна 4" (ИНН 6165111659 ОГРН 1036165027260) - Ефремовой К.Ю. (доверенность от 14.02.2022), от ответчика - Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330 ОГРН 1026103168134) - Назаровой Ю.В. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие в судебном заседании третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Администрации города Волгодонска Ростовской области (ИНН 6143049446 ОГРН 1026101942151), Департамента труда и социального развития Администрации города Волгодонска Ростовской области (ИНН 6143049446 ОГРН 1026101942151), Министерства труда и социального развития Ростовской области (ИНН 6163022298 ОГРН 1026103171104), муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства" города Волгодонска Ростовской области (ИНН 6143068583 ОГРН 1086143000965), извещенных о времени и месте судебного разбирательства (отчет о публикации судебных актов в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 по делу N А53-12891/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Янтарь 1 Автоколонна 4" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Ростовской области (далее - министерство финансов) о взыскании убытков в виде неполученной платы за проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования льготных пассажиров, включенных в региональный регистр (далее - региональные льготники), с октября по декабрь 2021 года в размере 7 941 318 рублей 72 копеек и с января по март 2022 года - 5 933 592 рублей 14 копеек (всего 13 874 910 рублей 86 копеек).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент труда и социального развития администрации города Волгодонска (далее - департамент труда), Администрация города Волгодонска (далее - администрация), муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства" города Волгодонска (далее - департамент строительства), Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство труда).
Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, с министерства финансов за счет средств казны Ростовской области взыскано 13 874 910 рублей 86 копеек убытков в пользу общества. Суд счел достоверными представленные истцом результаты обследования пассажиропотока, отклонил доводы ответчика об отсутствии достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров, а также завышении в расчете убытков показателей, арифметических и методологических ошибках.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось министерство финансов, просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать по мотиву отсутствия достоверных сведений о количестве перевезенных истцом льготных пассажиров.
В отзыве на кассационную жалобу администрация приводит ссылки на нормы права, просит принять законный и обоснованный судебный акт. Позицию о наличии (отсутствии) оснований для удовлетворения кассационной жалобы не выразила.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании по делу объявлялся перерыв с 09 час. 50 мин. 08.12.2022 до 14 час. 00 мин. 15.12.2022.
Суд установил, что во исполнение постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения" (далее - постановление N 232) общество предоставляет услуги перевозки отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Ростовской области в соответствии с областными законами Ростовской области от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области" в рамках предоставления департаментом мер социальной поддержки гражданам по проезду на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а департамент возмещает перевозчику расходы за проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) граждан, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на основании ежемесячных отчетов о количестве выданных ЕСПБ, ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан и ежемесячных актов о фактически предоставленных услугах по перевозке отдельных категорий граждан, которые определены сторонами в Приложении N 1, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.
Из материалов дела следует, что по договору от 16.08.2021 N 2 общество осуществляло пассажирские перевозки автобусами по маршрутам регулярных перевозок города Волгодонска N 4А, 10, 12, 15, 17, 18, 28, 29, 29А, 30, 90, 91, 6, 7, 8, 11, 13, 15К, 25, средняя протяженность которых должна оформляться отдельным документом (Приложение N 3 к договору от 16.08.2021, л. д. 100 - 105 т. 1) на территории города Волгодонска Ростовской области. Постановлением Администрации города Волгодонска от 21.09.2021 N 1932 (вступило в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 01.10.2021 (пункт 5 постановления) установлены экономически обоснованные тарифы на регулярные перевозки одного пассажира за одну поездку общественным автомобильным транспортном в городском сообщении в размере 24 рублей, тем же видом транспорта к садовым и огородным участкам, - 18 рублей.
Постановлением администрации от 30.11.2021 N 2446 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения (в том числе к садовым и огородным участкам) в городе Волгодонске, проведенного в октябре 2021 года, пунктом 2 которого департаменту строительства предписано использовать их при определении количества фактически перевезенных льготных категорий граждан. Приложением к данному постановлению количеством перевезенных автобусами большой, средней и малой вместимости пассажиров указано 910 809 человек, в том числе региональные льготники - 290 879: 126 485 ветераны труда, 146 112 ветераны труда Ростовской области, 752 труженики тыла, 438 пострадавшие от политических репрессий, 6213 дети-сироты, 10 879 социальные работники.
В пункте 1.1.3 постановления администрации от 13.01.2021 N 13 отражено, что "расходы поставщиков транспортных услуг, предоставляющих льготный проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) отдельным категориям граждан, определенных решением Волгодонской городской Думы от 03.09.2020 N 58 "Об установлении права льготного проезда на городском пассажирском транспорте (за исключением такси) отдельным категориям граждан с возмещением расходов за счет средств местного бюджета"" (цитируется текст). Пунктом 1.2 постановления предписано составлять сводный акт по всем поставщикам транспортных услуг на основании отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, имеющих единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, представляемых департаментом строительства. Для определения численности перевезенных граждан по каждому перевозчику предписано применять методику, установленную пунктом 6.1.3 Приложения N 1 к Постановлению N 232 (далее - Приложение N 1).
Пунктом 1 постановления от 30.12.2020 N 2835 департамент труда уполномочен на получение от кредитных учреждений, доставочного и почтового предприятий денежных средств, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ) отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на лицевой счет для учета средств, поступающих во временное распоряжение департамента труда, в целях дальнейшего перечисления перевозчикам на городских маршрутах пассажирского транспорта, с которыми департамент строительства заключил договоры на осуществление пассажирских перевозок в границах муниципального образования "Город Волгодонск". Пунктом 2 постановления N 2835 департаменту труда поручено заключить договоры о распределении средств, вырученных от реализации ЕСПБ в 2021 году с поставщиками транспортных услуг. Сходные положения содержатся в постановлении от 19.01.2022 N 64.
Договорами между департаментом труда и обществом от 29.10.2021 N 17, 02.12.2021 N 20, 28.01.2022 N 3, дополнениями и приложениями к ним (л.д. 124 - 146 т. 1) предусмотрено, что перевозчику возмещаются расходы за проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования граждан в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете, на основании ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан и ежемесячных актов о фактически предоставленных услугах гражданам, определенных в Приложении N 1 (пункт 1.1). Акты сверки о фактическом возмещении расходов по перевозке составляются на основании ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, имеющих ЕСПБ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан (пункт 1.2). Льготный проезд предоставляется гражданам при предъявлении соответствующего удостоверения, дающего право на льготный проезд, и ЕСПБ (пункт 2.1). Возмещение расходов производится в размере 265 рублей в месяц на каждого гражданина, по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших ЕСПБ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества ЕСПБ в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели (пункт 2.6). Департамент несет ответственность по объемам финансирования возмещения оказанных перевозчиком услуг в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на цели договоров (пункт 3.3).
Общество и министерство финансов подписали акты о фактическом возмещении расходов обществу по перевозке в общественном транспорте областных льготников в соответствии с выданными ЕСПБ от 02.12.2021 N 203, 03.12.2021 N 213, 04.03.2022 N 215/1, 07.02.2022 N 8, 04.03.2022 N 12, 05.04.2022 N 20.
Исходя из представленного обществом размера неполученной платы за фактическую перевозку региональных льготников, с октября по декабрь 2021 года составляет 7 941 318 рублей 72 копейки и с января по март 2022 года 5 933 592 рубля 14 копеек (13 874 910 рублей 86 копеек). Размер фактически понесенных убытков исчислен истцом как произведение числа перевезенных региональных льготников по ЕСПБ, определенных департаментом труда, на полную стоимость проезда в общественном транспорте за вычетом суммы возмещения, полученной обществом из бюджета Ростовской области за перевозку граждан по ЕСПБ. Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что министерство финансов не опровергло отраженные в актах сверки сведения о количестве перевезенных граждан.
Однако, из заключенных обществом договоров следует, что возмещение расходов перевозчику осуществляется в соответствии с методикой, установленной в пункте 6.1.3 приложения N 1 и отчетов департамента труда о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан. Возмещение расходов производится в размере 265 рублей в месяц на каждого пассажира, исходя из количества фактически перевезенных региональных льготников, получивших ЕСПБ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных ЕСПБ в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели. Количество перевезенных граждан льготной категории, а также размер компенсации транспортной организации на перевозку льготных категорий граждан должны отражаться в ежемесячных двусторонних актах, подписанных сторонами. Департамент труда возмещает расходы истца за перевозку региональных льготников на основании ежемесячных двусторонних актов, подписанных сторонами.
Меры социальной поддержки по обеспечению льготным проездом граждан в Ростовской области предоставляются в соответствии с Положением о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления (приложение N 1), утвержденным Постановлением N 232.
Возмещение расходов транспортных организаций за льготный проезд производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству труда и социального развития Ростовской области областным законом об областном бюджете. Министерство труда и социального развития Ростовской области в соответствии с действующим законодательством заключает с транспортными организациями контракты (договоры) на возмещение расходов за льготный проезд.
В пункте 6.1.3 приложения N 1 установлено, что льготный проезд осуществляется по ЕСПБ, выдача которого производится органами социальной защиты населения муниципальных образований области бесплатно и без ограничения срока действия. Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на первое число месяца, в котором осуществляется финансирование, в размере 265 рублей в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших ЕСПБ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных ЕСПБ.
Применение этой методики согласовано обществом и в соответствующих договорах с департаментом труда, уполномоченным в данном правоотношении выступать в интересах Ростовской области. Таким образом, Ростовская область определила порядок расчета суммы компенсации при предоставлении льгот на проезд в общественном транспорте, что нашло отражение в соглашениях. Получение компенсации, рассчитанной в порядке Постановления N 232 истец не оспаривал, претендуя на разность между этой компенсацией и произведением числа перевезенных региональных льготников по ЕСПБ на полную стоимость проезда в общественном транспорте.
В приложении N 1 регулирование порядка взаимодействия с транспортными предприятиями и способ расчета компенсации за предоставленный бесплатный проезд отражены в пункте 6.1.3 Приложения N 1. Бесплатный проезд региональных льготников на городском общественном транспорте осуществляется по ЕСПБ, который выдается бесплатно и без ограничения срока действия.
Расчет компенсации (возмещения расходов) транспортным предприятиям за предоставленный бесплатный проезд региональным льготникам осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных образований (ОСЗН) ежемесячно согласно заключенным договорам с транспортными предприятиями. Ежемесячное возмещение расходов транспортных предприятий установлено в размере 265 рублей по количеству фактически перевезенных транспортным предприятием региональных льготников. Однако, имеется предельный объем компенсации - месячная сумма компенсации, начисленная ОСЗН. Месячная сумма компенсации не может быть более 265 рублей, умноженных на общее количество выданных ЕСПБ. При этом учитываются количество фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших ЕСПБ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных ЕСПБ.
Далее в пункте 6.1.3 Приложения N 1 приводится формула расчета компенсации при наличии в муниципальном образовании нескольких транспортных предприятий, осуществляющих бесплатный проезд региональным льготникам.
Формулой расчета компенсации сначала определяется стоимость проезда в отчетном месяце одного регионального льготника, исходя из:
- общего размера компенсации в отчетном месяце, подлежащего распределению между всеми транспортными предприятиями города, предоставившими бесплатный проезд (265 рублей, умноженные на общее количество выданных и действующих ЕСПБ);
- общей численности перевезенных региональных льготников всеми транспортными предприятиями (складывается из численности перевезенных льготников каждым транспортным предприятием по каждому маршруту).
Численность перевезенных льготников каждым транспортным предприятием по каждому маршруту рассчитывается ОСЗН исходя из:
- фактического количества рейсов, выполненных на конкретном маршруте в отчетном месяце;
- протяженности конкретного маршрута:
- средневзвешенной численности льготников приходящихся на 1 км конкретного маршрута (определяется один, два раза в год по результатам исследования пассажиропотока согласно методическим и нормативным документам).
По результатам вычисления стоимости проезда одного регионального льготника в отчетном месяце и умножения этой стоимости на численность перевезенных льготников финансируемого транспортного предприятия происходит возмещение расходов конкретного транспортного предприятия в месяц.
Пунктом 6.1.3 Приложения N 1 установлено, что льготный проезд осуществляется по ЕСПБ, выдача которого производится органами социальной защиты населения муниципальных образований области бесплатно и без ограничения срока действия.
При наличии у предприятия более одного маршрута производится суммирование численности перевезенных граждан льготной категории по каждому маршруту.
Проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте региональных льготников, осуществляется на основании ЕСПБ, приобретаемых гражданами по льготным ценам. При этом часть полной стоимости проезда оплачивалась льготными пассажирами при приобретении ими проездных билетов и перечислялась перевозчикам (транспортным предприятиям), заключившим договоры с территориальными отделами социальной защиты населения Ростовской области.
Истец считает заниженной полную стоимость ЕСПБ в сравнении с фактическими месячными расходами на перевозку региональных льготников, однако при этом соответствующие расчеты по определенной пунктом 6.1.3 Приложения N 1 методике расчета и необходимые для расчета размера выпадающих доходов не приводит (кроме обобщенных сведений о количестве поездок перевозчиков и величине компенсации).
В названных актах департамента труда отсутствуют перечисленные в пункте 6.1.3 Приложения N 1 сведения об общем количестве "выданных ЕСПБ" (приводится дословная цитата) в конкретный месяц, общая сумма финансирования услуг по перевозке льготных категорий граждан, численность перевезенных граждан льготных категорий по всем предприятиями, в том числе с учетом протяженности маршрута, фактического количества рейсов в месяц по одному маршруту, средневзвешенной численности граждан льготных категорий на 1 км фактического пробега по одному маршруту. При наличии у предприятия более одного маршрута производится суммирование численности перевезенных граждан льготной категории граждан по каждому маршруту, такие сведения в материалах дела отсутствуют. Все цифровые данные в актах носят общий, свернутый характер (только количество человек и суммы возмещения с начала года и отчетный период), никаких определенных в пункте 6.1.3 методики расчета выпадающих расходов в актах не содержатся. Суд дал неполную оценку соответствия и полноты представленных в доказательство количества перевезенных истцом региональных льготников актов, согласованных с департаментом труда, предъявляемым пунктом 6.1.3 Приложения N 1 требованиям.
Суд также не проверил ссылки министерства финансов на имеющиеся в расчете убытков арифметические и методологические ошибки, явно завышающие расчеты даже при избранных истцом показателях (например, 2 563 459 рублей 45 копеек по ветеранам труда вместо заявленных истцом 5 254 283 рублей 05 копеек), контррасчет министерства финансов, изложенный в дополнительном отзыве (л. д. 54 - 57 т. 2) и содержащиеся в нем доводы о явном несоответствии цифровых сведений не опровергнут.
В актах о количестве региональных льготников и расчетах убытков общества отражено, что количество перевезенных региональных льготников составило с января по март 2021 года 109 416, 127 590, 144 577 человек, с октября по декабрь 2021 года - 175 910, 167 661, 139 604 человека, с января по февраль 2022 года - 109 416 и 127 590 человек соответственно. Учтено ли в данном случае количество (процентное соотношение, удельный вес) перевезенных обществом региональных льготников в спорные периоды исходя из осуществляемых обществом маршрутов (по каждому из них) в сравнении с другими перевозчиками, также осуществляющими перевозку льготных пассажиров, суды не проверили.
Постановлением администрации от 30.11.2021 N 2446 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения (в том числе к садовым и огородным участкам) в городе Волгодонске, проведенного в октябре 2021 года, которое вступило в силу с 01.10.2021. В приложении к данному постановлению указано на перевозку региональных льготников в октябре 2021 года на заявленных обществом маршрутах (суммарный результат граф 15 - 18): 73 721 - ветераны труда, 76 066 - ветераны труда Ростовской области, 107 - труженики тыла, 50 - пострадавшие от политических репрессий, итого - 149 944.
Однако в акте от 02.12.2021 N 203 (имеется в материалах электронного дела) о фактическом возмещении расходов обществу по перевозке в общественном транспорте региональных льготников в соответствии с выданными едиными социальными проездными талонами за октябрь 2021 года, подписанном директором и главным бухгалтером общества, исчислена сумма возмещения исходя из иного количества перевезенных региональных льготников: 86 661 - ветераны труда, 89 067 - ветераны труда Ростовской области, 118 - труженики тыла, 64 - пострадавшие от политических репрессий, итого - 175 910. Эта же итоговая сумма перевозок (175 910) использована обществом для расчета взыскиваемых убытков за октябрь 2021 года путем умножения на стоимость перевозки (24 рубля) и вычитания из полученного результата возмещенной ему по договору от 29.10.2021 N 17 суммы за октябрь 2021 года.
Применительно к названным обстоятельствам суд не проверил расчет убытков общества, в том числе и за последующие периоды.
С учетом перечисленных является преждевременным вывод суда о доказанности обществом несения убытков в результате деятельности по перевозке в общественном транспорте региональных льготников, а также их размера. В чем выразилась в рассматриваемом случае незаконность (противоправность) действий соответствующих уполномоченных органов, что по смыслу определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 24.06.2022 N 304-ЭС22-941 влечет возмещение убытков исходя из положений статей 15, 16, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд указал неполно.
Кроме того, как установил суд, обществу в числе других перевозчиков в установленном законом порядке установлен экономически обоснованный тариф на услугу перевозки в спорные периоды, что по общему правилу, подразумевает определение стоимости услуг по рыночным механизмам. Если органы власти, ответственные за достижение публично значимых целей (в том числе, обеспечение доступности транспортных услуг для населения), устанавливают нерыночные условия осуществления предпринимательской деятельности в регулируемой сфере, но не предусматривают адекватных механизмов восполнения выпадающих доходов субъектов предпринимательства (например, в виде субсидий), такие участники рынка (включая перевозчиков) вправе претендовать на возмещение причиненных убытков за счет средств соответствующего бюджета в порядке главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 16, 1069 Кодекса).
С учетом этого обстоятельства заявленные истцом основания иска (возмещение убытков в виде выпадающих доходов (во внедоговорном порядке)), а также обстоятельства, связанные с порядком установления спорных маршрутов, их рентабельностью, экономической обоснованностью тарифа на перевозку, наличия либо отсутствия реальных убытков перевозчика, состоящих в причинной связи с неправомерными (нерыночными) условиями деятельности, установленными органом публичной власти, размером таких убытков, требуют уточнения и правовой оценки суда. С учетом совокупности этих обстоятельств требует уточнения и направленность материально-правового интереса общества в настоящем деле - на фактическое получение компенсируемых соответствующим бюджетом доходов, установлена ли договорами обязанность по их получению при выполнении определенных условий лицом, претендующим на получение финансовой поддержки, в конкретном размере, и имелись ли в связи с этим основания для возникновения у общества разумных и обоснованных ожиданий на получение денежных средств (имущественное право, которое подлежит судебной защите). Если же из условий договора обязанность по выплате такой компенсации в конкретном порядке и размере непосредственно не следует, а определена нормативным правовым актом, подлежит дополнительной проверке вопрос о том, сохранялись ли на момент обращения общества за выплатой нормативно определенные условия для ее осуществления (включая достаточность выделенных на соответствующие цели на текущий финансовый год бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств) с учетом правовых подходов, сформулированных Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 31.01.2019 N 305-ЭС18-17266), от 24.06.2022 N 304-ЭС22-941).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене как основанные на неполном исследовании имеющих значение для правильного рассмотрения дела доказательств о доводов участвующих в деле лиц о применимых при расчете размера убытков методиках их определения, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для проверки правильности определения величины убытков с учетом установленного в Ростовской области правового регулирования и оценки доказательств, представленных в обоснование расчета сведений о количестве перевезенных региональных льготников (в том числе с учетом всех лимитов; выданных ЕСПБ региональным льготникам; количества (удельного веса) перевозок этих пассажиров истцом в общем количестве транспортных организаций, осуществляющих такие же перевозки в спорные периоды), рентабельности спорных маршрутов и экономической обоснованности тарифа на перевозку, а также наличия (отсутствия) реальных убытков перевозчика, состоящих в причинной связи с неправомерными (нерыночными) условиями деятельности.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 по делу N А53-12891/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом перечисленных является преждевременным вывод суда о доказанности обществом несения убытков в результате деятельности по перевозке в общественном транспорте региональных льготников, а также их размера. В чем выразилась в рассматриваемом случае незаконность (противоправность) действий соответствующих уполномоченных органов, что по смыслу определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 24.06.2022 N 304-ЭС22-941 влечет возмещение убытков исходя из положений статей 15, 16, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд указал неполно.
Кроме того, как установил суд, обществу в числе других перевозчиков в установленном законом порядке установлен экономически обоснованный тариф на услугу перевозки в спорные периоды, что по общему правилу, подразумевает определение стоимости услуг по рыночным механизмам. Если органы власти, ответственные за достижение публично значимых целей (в том числе, обеспечение доступности транспортных услуг для населения), устанавливают нерыночные условия осуществления предпринимательской деятельности в регулируемой сфере, но не предусматривают адекватных механизмов восполнения выпадающих доходов субъектов предпринимательства (например, в виде субсидий), такие участники рынка (включая перевозчиков) вправе претендовать на возмещение причиненных убытков за счет средств соответствующего бюджета в порядке главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 16, 1069 Кодекса).
С учетом этого обстоятельства заявленные истцом основания иска (возмещение убытков в виде выпадающих доходов (во внедоговорном порядке)), а также обстоятельства, связанные с порядком установления спорных маршрутов, их рентабельностью, экономической обоснованностью тарифа на перевозку, наличия либо отсутствия реальных убытков перевозчика, состоящих в причинной связи с неправомерными (нерыночными) условиями деятельности, установленными органом публичной власти, размером таких убытков, требуют уточнения и правовой оценки суда. С учетом совокупности этих обстоятельств требует уточнения и направленность материально-правового интереса общества в настоящем деле - на фактическое получение компенсируемых соответствующим бюджетом доходов, установлена ли договорами обязанность по их получению при выполнении определенных условий лицом, претендующим на получение финансовой поддержки, в конкретном размере, и имелись ли в связи с этим основания для возникновения у общества разумных и обоснованных ожиданий на получение денежных средств (имущественное право, которое подлежит судебной защите). Если же из условий договора обязанность по выплате такой компенсации в конкретном порядке и размере непосредственно не следует, а определена нормативным правовым актом, подлежит дополнительной проверке вопрос о том, сохранялись ли на момент обращения общества за выплатой нормативно определенные условия для ее осуществления (включая достаточность выделенных на соответствующие цели на текущий финансовый год бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств) с учетом правовых подходов, сформулированных Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 31.01.2019 N 305-ЭС18-17266), от 24.06.2022 N 304-ЭС22-941)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 декабря 2022 г. N Ф08-13165/22 по делу N А53-12891/2022
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1682/2024
14.12.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18037/2023
27.09.2023 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-12891/2022
20.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13165/2022
04.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16018/2022
25.07.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-12891/2022