г. Краснодар |
|
20 марта 2024 г. |
Дело N А32-56388/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Твердого А.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Тепличный комплекс "Зеленая линия" (ИНН 7826084060) - Погосяна Г.К. (доверенность от 20.09.2023), в отсутствие ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьего лица - администрации муниципального образования Тихорецкий район, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2024 по делу N А32-56388/2023, установил следующее.
ООО "Тепличный комплекс "Зеленая линия"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконными действия управления по вынесению отказа в государственном кадастровом учете, выраженного в уведомлении от 11.09.2023 N КУВД-001/2023-5757324/10;
- признать недействительным отказ управления в государственном кадастровом учете, выраженном в уведомлении от 11.09.2023 за N КУВД-001/2023-5757324/10;
- обязать управление возобновить государственный кадастровый учет по заявлению общества от 14.02.2023 N КУВД-001/2023-5757324.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Тихорецкий район.
Решением от 15.11.2023, оставленным без изменения постановлением от 12.01.2024, признано незаконным решение управления об отказе в государственном кадастровом учете, выраженное в уведомлении от 11.09.2023 N КУВД-001/2023-5757324/9, выданном по заявлению общества о государственном кадастровом учете. Суд обязал управление осуществить государственный кадастровый учет изменений наименования нежилого здания площадью 1692,5 кв. м, с кадастровым номером 23:32:0301011:540, расположенного по адресу: Тихорецкий район, Фастовецкий сельский округ, секция 96 часть контура 1, контуры 2-10; секция 97 контуры 1, 2, 3, 4, часть контура 5, с "Административно-бытовой корпус" на "Административно-бытовой корпус с производственными помещениями по переработке сельскохозяйственной продукции". Суд взыскал с управления в пользу общества 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы настаивает на законности оспариваемого решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости исходя из того, что заявитель в нарушение пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) не представил документы, необходимые для проведения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации. Представленные заявителем для проведения государственного кадастрового учета документы не являются надлежащими документами, на основании которых могут быть внесены изменения в сведения о наименовании объекта недвижимости.
В отзыве на жалобу общество сослалось на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель общества просил судебные акты оставить в силе.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как установили суды, обществу принадлежит на праве собственности объект недвижимости: нежилое здание площадью 1692,5 кв. м, с кадастровым номером 23:32:0301011:540, наименование: административно-бытовой корпус, располагающееся по адресу: Тихорецкий район, Фастовецкий сельский округ, секция 96 часть контура 1, контуры 2-10; секция 97 контуры 1, 2, 3, 4, часть контура 5.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 23:32:0301011:87 площадью более 247 га, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию Тихорецкий район и предоставленном обществу в аренду на срок до ноября 2026 года на основании договора аренды от 17.11.2017.
Вид разрешенного использования земельного участка - "Пищевая промышленность (размещение объектов пищевой промышленности по переработке сельскохозяйственной продукции способом, приводящим к их переработке в иную продукцию (консервирование, копчение, хлебопечение), в том числе для производства напитков, алкогольных напитков, табачных изделий)".
Общество с целью размещения внутри здания помещения для сушки томатов произвело строительные работы, в результате которых осуществлен демонтаж нескольких имеющихся перегородок, произведено устройство новых дверных проемов и иные действия, описанные в проекте и техническом заключении.
Произведенные строительные изменения квалифицируются как перепланировка, не являющиеся реконструкцией.
23 декабря 2022 года в связи с созданием (в результате проведенной перепланировки) в одном из помещений административно-бытового корпуса помещения для сушки томатов директором общества издан Приказ N 38 об изменении наименования объекта недвижимости с "Административно-бытовой корпус" на "Административно-бытовой корпус с производственными помещениями по переработке сельскохозяйственной продукции".
14 февраля 2023 года общество обратилось в управление с заявлением о внесении в ЕГРН актуальных характеристик объекта, в том числе измененного наименования объекта - "Административно-бытовой корпус с производственными помещениями по переработке сельскохозяйственной продукции".
16 февраля 2023 года государственный кадастровый учет приостановлен регистратором управления с указанием на то, что в соответствии с частью 18 статьи 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ общество должно предоставить выданный компетентным органом власти документ, на основании которого может быть изменено наименование объекта в ЕГРН - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Для устранения обозначенного регистратором замечания общество обратилось в администрацию с заявлением от 04.04.2023 о внесении нового наименования объекта в ранее выданное разрешение на его ввод в эксплуатацию от 20.04.2020.
12 апреля 2023 года администрация Тихорецкого района направила в адрес общества ответ, выраженный в письме от 12.04.2023 N 3695, в котором указано на то, что в 2020 году административно-бытовой комплекс уже был введен в эксплуатацию и поставлен на кадастровый учет, в данном случае отсутствуют предусмотренные частью 5.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания для внесения изменений в разрешение на ввод в эксплуатацию; в декабре 2022 года "вопрос изменения наименования объекта администрацией муниципального образования Тихорецкий район не рассматривался в связи с отсутствием соответствующих полномочий".
21 апреля 2023 года письмо администрации от 12.04.2023 представлено обществом в управление.
Поскольку 21.04.2023 регистратор направил обществу уведомление о не устранении причин приостановления государственной регистрации, общество обратилось в администрацию с заявлением об издании отдельного постановления администрации об изменении наименования объекта недвижимости (без внесения изменений в постановление о внесении изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию).
5 июля 2023 года администрация отказала обществу, указав, что порядок принятия администрацией решения об изменении наименования объекта недвижимости общества в рамках действующего законодательства не предусмотрен.
6 сентября 2023 года письмо администрации от 05.07.2023 предоставлено обществом в управление с заявлением о возобновлении государственной регистрации.
11 сентября 2023 года управление направило в адрес общества уведомление N КУВД-001/2023-5757324/9 об отказе в государственном кадастровом учете объекта ввиду не устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие следующих условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Кодекса предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Рассмотрев спор, судебные инстанции пришли к выводу о доказанности материалами дела совокупности условий для признания оспариваемого отказа управления не соответствующим положениям Закона N 218-ФЗ, поскольку право на выбор наименования для объекта недвижимого имущества законодательно не ограничено, наименование объекта недвижимости является его дополнительной характеристикой.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 и частью 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ кадастр недвижимости является частью ЕГРН, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости часть 2 названной статьи относит характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу части 3 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 названной статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 рассматриваемого закона вносятся в уведомительном порядке.
В силу пункта 11 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества и вносится в кадастр недвижимости при наличии такого наименования.
Частями 1 и 2 статьи 13 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в уведомительном порядке в случаях, установленных названным Законом, к которым изменение наименования объекта недвижимости не отнесено. Указанные положения призваны обеспечить достоверность сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, имеющем публичный характер, в случаях выявления ошибки в документах, послуживших основанием для внесения таких сведений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 N1913-О, от 27.03.2018 N 688-О).
Как следует из части 18 статьи 70 Закона N 218-ФЗ при представлении лицом, указанным в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника здания, сооружения, либо его законным представителем заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о наименовании данных здания, сооружения или помещения либо об изменении такого наименования (если такое изменение не связано с их реконструкцией, перепланировкой или переустройством либо изменением их назначения) такие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления.
При этом такие сведения в данном заявлении должны быть указаны в отношении:
1) здания или сооружения в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию;
2) здания или сооружения в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, если такое здание или такое сооружение является объектом культурного наследия и включено в указанный реестр;
3) автомобильной дороги в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в едином государственном реестре автомобильных дорог, если соответствующее сооружение является составной частью автомобильной дороги.
Как установили суды, основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений наименования объекта недвижимости, послужило непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а именно: непредставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, содержащее сведения о наименовании объекта.
Признавая данное основание для отказа в кадастровом учете объекта незаконным, суды правомерно исходили из того, что общество подало в управление документы для изменения наименования здания с "Административно-бытовой корпус" на "Административно-бытовой корпус с производственными помещениями по переработке сельскохозяйственной продукции" не в связи с реконструкцией зданий, а в связи с изменением его использования. При этом ни параметры объекта недвижимости, ни назначение здания не изменяется и остается прежним - "нежилое здание" площадью 1692,5 кв. м, как это и указано в сведениях ЕГРН.
С учетом изложенного суды правомерно указали, что отказ управления не соответствует Закону N 218-ФЗ, нарушает права и охраняемые законом интересы общества как собственника спорного объекта недвижимости, гарантированные статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации о содержании права собственности.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального права.
Управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2024 по делу N А32-56388/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая данное основание для отказа в кадастровом учете объекта незаконным, суды правомерно исходили из того, что общество подало в управление документы для изменения наименования здания с "Административно-бытовой корпус" на "Административно-бытовой корпус с производственными помещениями по переработке сельскохозяйственной продукции" не в связи с реконструкцией зданий, а в связи с изменением его использования. При этом ни параметры объекта недвижимости, ни назначение здания не изменяется и остается прежним - "нежилое здание" площадью 1692,5 кв. м, как это и указано в сведениях ЕГРН.
С учетом изложенного суды правомерно указали, что отказ управления не соответствует Закону N 218-ФЗ, нарушает права и охраняемые законом интересы общества как собственника спорного объекта недвижимости, гарантированные статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации о содержании права собственности.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального права.
Управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 марта 2024 г. N Ф08-1671/24 по делу N А32-56388/2023