г. Краснодар |
|
27 марта 2024 г. |
Дело N А32-20501/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от истца - Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630) - Петросяна Р.Л. (доверенность от 03.08.2023), от ответчика - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" (ИНН 2308093957, ОГРН 1032304161460) - Седиковой Д.О. (доверенность от 09.01.2024), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 по делу N А32-20501/2023, установил следующее.
Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" (далее - учреждение) 746 330 рублей 99 копеек возмещения ущерба.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент имущественных отношений).
Решением суда от 17.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.11.2023, заявление удовлетворено, с учреждения в пользу департамента взыскано 746 330 рублей 99 копеек. Судебные акты мотивированы тем, что в рамках проверки факта нецелевого расходования средств краевого бюджета, свидетельствующего о недостижении целей, ради которых выделены средства бюджета, неосуществление в связи с выявленными нарушениями возврата в доход краевого бюджета в установленный предписанием срок 746 330 рублей 99 копеек, Краснодарскому краю причинён реальный ущерб в указанном объеме, который подлежит взысканию.
В кассационной жалобе учреждение просит принятые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, предписание от 18.01.2023 N 56-01-14-81/23 департамента является незаконным и подлежащим отмене. Учреждение обращает внимание на то, что трудовой договор со Смоляковым А.В. как с руководителем учреждения и департаментом имущественных отношений с 21.10.2019 не заключался. Учреждение считает, что выплаты Смолякову А.В. соответствуют требованиям, предусмотренным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.09.2010 N 742 "Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края" и приказу департамента имущественных отношений от 31.03.2010 N 193 "Об утверждении положения о порядке выплаты руководителям государственных учреждений Краснодарского края, подведомственных департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность и напряженность труда, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи" (далее - приказ от 31.03.2010 N 193, Положение N 193). Также учреждение считает, что оно не нарушило требования статей 70, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс). При выплате премий и иных выплат Смолякову А.В. целевой характер использования предусмотренных бюджетный ассигнований учреждением обеспечен. Податель жалобы указывает, что в связи с невозможностью исполнения предписаний от 27.01.2022 N 21-061 и от 18.01.2023 N 21-061 учреждением принимались и предпринимаются меры направленные на возврат в доход краевого бюджета денежных средств в общей сумме 746 330 рублей 99 копеек. Оспариваемое предписание не отвечает критерию исполнимости, формулировки, изложенные в предписании относительно мероприятия по устранению допущенных нарушений, не конкретны, носят общий характер, не исключают их двоякого толкования.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представители учреждения и департамента поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, департамент провел внеплановую проверку учреждения; составив по итогам проверки акт от 08.12.2021.
В рамках проверки установлено нецелевое использование средств краевого бюджета в общей сумме 746 330 рублей 99 копеек, выразившееся в начислении и выплатах премий в пользу работника, с нарушением порядка их осуществления и не имевшего правовых оснований для их получения.
Указанные обстоятельства в силу статей 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса явились основанием для направления в отношении учреждения представления от 27.01.2022 N 21-061.
В соответствии с указанным представлением учреждению необходимо в срок не позднее 12.01.2023 (с учетом продления срока) устранить нарушения путем возврата в доход краевого бюджета 746 330 рублей 99 копеек, а также принять меры по устранению их причин и условий.
В установленный срок требования представления учреждением не исполнены, денежные средства в бюджет Краснодарского края не возвращены, что явилось основанием в соответствии со статьей 270.2 Бюджетного кодекса, пунктами 7 и 9 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 (далее - Федеральный стандарт N 1095) для направления предписания от 18.01.2023 N 21-061 с требованием о принятии учреждением мер по возмещению ущерба в размере 746 330 рублей 99 копеек путем возврата денежных средств в доход краевого бюджета со сроком исполнения - не позднее 30.03.2023.
С учетом изложенного возмещение ущерба, причиненного Краснодарскому краю установленным нарушением, в размере 746 330 рублей 99 копеек учреждению надлежало осуществить в срок не позднее 30.03.2023.
Поскольку возмещение ущерба учреждением в установленный срок не произведено, требования предписания не исполнены, департамент финансово-бюджетного надзора обратился в суд с иском.
Удовлетворяя заявление, суды руководствовались статьями 69, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 70, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса, статьями 16, 40, 41, 114, 139, 191, 273 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным стандартом N 1095, Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922, Положением о департаменте финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 17.02.2006 N 100, разъяснениями Госкомтруда СССР от 29.12.1965 N 30, ВЦСПС N 39 с изменениями от 11.03.2003 "О порядке оплаты временного заместительства", пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", определениями Верховного Суда Российской Федерации от 18.02.2019 N 8-КГ18-9, от 24.06.2019 N 77-КГ19-4, от 11.03.2003 N КАС 03-25.
Суды установили, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2022 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.03.2023 по делу N А32-13662/2022, в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным представления от 27.01.2022 N 21-061 отказано.
Факт нецелевого использования средств краевого бюджета в размере 746 330 рублей 99 копеек и обоснованность требования о возврате в доход бюджета указанной суммы подтверждены вступившим в законную силу решениями арбитражного суда.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 по делу N А32-1704/2022, подтверждена законность постановления департамента финансово-бюджетного надзора о привлечении учреждения к ответственности за нецелевое использование средств в 2019 году в размере 102 941 рубль 78 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 по делу N А32-1701/2022, подтверждена законность постановления департамента финансово-бюджетного надзора о привлечении учреждения к ответственности за нецелевое использование средств в 2021 году в размере 58 498 рублей 85 копеек.
Суды установили, что состав лиц, участвующих в настоящем деле и в делах N А32-13662/2022, А32-1701/2022, А32-1704/2022 является идентичным.
Таким образом, в отношении обстоятельств по настоящему делу имеются вступившие в законную силу судебные акты, обладающие преюдициальным свойством.
Суды установили, что в соответствии с приказами департамента имущественные отношений от 21.10.2019 N 2195 (далее - приказ N 2195), от 19.10.2021 N 2726 (далее - приказ N 2726) на Смолякова А.В. заместителя директора с 21.10.2019 и с 19.10.2021 возложено исполнение обязанностей директора учреждения.
Таким образом, с учетом перечисленных норм на исполняющего обязанности директора Смолякова А.В. как руководителя учреждения распространяются положения и требования постановления главы администрации Краснодарского края от 09.09.2010 N 742 "Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края" (далее - Положение N 742), приказа от 31.03.2010 N 193, которым утверждено Положение N 193, а также Положения об оплате труда, утвержденное директором учреждения 29.06.2017 (далее - Положение об оплате труда).
Действительное содержание отношений, возникших между департаментом имущественных отношений указанным лицом на основании приказов N 2195 и N 2726, свидетельствует о том, что общая воля сторон, определенная изданием указанного приказа, направлена на возникновение трудовых отношений между данными лицами.
Суды учли, что в ЕГРЮЛ также отражены сведения о том, что Смоляков А.В. как исполняющий обязанности директора учреждения в спорные периоды является лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
С учетом фактических обстоятельств в действительности общая воля сторон, их конклюдентные действия, цели, ради которых возникли правоотношения, свидетельствует о наличии трудовых отношений между департаментом имущественных отношений и Смоляковым А.В.
Согласно пункту 9 раздела 2 Положения N 742 руководителю государственного учреждения Краснодарского края премии по результатам работы устанавливаются по решению исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующего государственного учреждения Краснодарского края, с учетом показателей деятельности учреждения.
Пунктом 5 раздела 3 Положения N 193 предусмотрено, что решение о премировании руководителей государственных учреждений, подведомственных департаменту имущественных отношений оформляется приказом департамента имущественных отношений.
Приказы департамента имущественных отношений, которые явились бы правовым основанием для выплаты Смолякову А.В. премий, к проверке не представлены.
Фактически выплаты спорных премий в пользу указанного лица осуществлялись на основании приказов учреждения за подписью исполняющего обязанности директора Смолякова А.В., что не соответствует приводимым требованиям законодательства.
Таким образом, установление Смоляковым А.В. самому себе премий по результатам работы, а также последующие выплаты за ежегодный оплачиваемый отпуск, при расчете которых неправомерно учтены такие премии, противоречит нормам, предусмотренным пунктом 9 раздела 2 Положения N 742, пунктом 5 раздела 3 Положения N 193 и пунктом 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда.
Начисление и выплаты спорных сумм произведены в нарушение требований статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса, пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения об оплате труда.
Выплаты в 2019 году. Приказом департамента имущественных отношений от 21.10.2019 N 2195 на заместителя директора Смолякова А.В. с 21.10.2019 возложено исполнение обязанностей директора учреждения. Согласно представленным к проверке документам приказами учреждения в декабре 2019 года за подписью исполняющего обязанности директора Смолякова А.В. выплачивались премии по результатам работы за декабрь 2019 года, по итогам работы за 2019 год, работникам учреждения, в том числе и Смолякову А.В. Документов о премировании по результатам работы за декабрь 2019 года, по итогам работы за 2019 год Смолякову А.В. в виде приказов департамента имущественных отношений к проверке не предоставлено. Таким образом, установление Смоляковым А.В. самому себе премий по результатам работы за декабрь 2019 года, по итогам работы за 2019 год противоречит нормам, предусмотренным пунктом 9 раздела 2 Положения N 742, пунктом 5 раздела 3 Положения N 193 и пунктом 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда. В связи с указанным начисление премии по приказам, подписанным непосредственно самим исполняющим обязанности директора Смоляковым А.В., является необоснованным. На основании приказов учреждения от 20.12.2019 N 280-л "О начислении заработной платы за декабрь 2019" и от 23.12.2019 N 282-л "О выплате премии по результатам работы за 2019 год", подписанных исполняющим обязанности директора Смоляковым А.В., премии по итогам работы за месяц - за декабрь 2019 года, в том числе исполняющему обязанности директора Смолякову А.В. в сумме 15 865 рублей 50 копеек, и по итогам работы за 2019 год, в том числе исполняющему обязанности директора Смолякову А.В. в сумме 65 тыс. рублей. Нарушение требований пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда, привело к выплатам денежных средств (премии по результатам работы за месяц - декабрь 2019 года, по итогам работы за 2019 год,) в пользу Смолякова А.В., не имевшего правовых оснований к их получению в размере 80 865 рублей 50 копеек, а также к излишней уплате страховых взносов в сумме 22 076 рублей 28 копеек, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 17 790 рублей 41 копейка, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 4124 рубля 14 копеек, страховые взносы на случай временной нетрудоспособности - 161 рубль 73 копейки. Всего в 2019 году объем средств краевого бюджета, использованных не по целевому назначению, составил 102 941 рубль 78 копеек.
Выплаты в 2020 году. Согласно представленным к проверке документам приказами учреждения в период с января по декабрь 2020 года за подписью исполняющего обязанности директора Смолякова А.В. выплачивались премии по результатам работы за месяц - с января по декабрь 2020 года, по итогам работы за I квартал 2020 года, за 1-ое полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, по итогам работы за 2020 год, работникам учреждения, в том числе и Смолякову А.В. Документов о премировании по итогам работы за месяц - с января по декабрь 2020 года, по итогам работы за I квартал 2020 года, за 1-ое полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, по итогам работы за 2020 год Смолякову А.В. в виде приказов департамента имущественных отношений к проверке не предоставлено. Таким образом, установление Смоляковым А.В. самому себе премий по результатам работы за месяц - с января по декабрь 2020 года, по итогам работы за I квартал 2020 года, за 1-ое полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, по итогам работы за 2020 год, противоречит нормам, предусмотренным пунктом 9 раздела 2 Положения N 742, пунктом 5 раздела 3 Положения N 193 и пунктом 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда. В связи с указанным ее начисление по приказам, подписанным непосредственно самим исполняющим обязанности директора Смоляковым А.В., является необоснованным. На основании приказов учреждения с 31.01.2020 по 25.12.2020, подписанных исполняющим обязанности директора Смоляковым А.В., выплачены премии (по результатам работы за месяц - с января по декабрь 2020 года, по итогам работы I за квартал 2020 года, за 1-ое полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, за 2020 год) в пользу Смолякова А.В., не имевшего правовых оснований к их получению, в размере 394 030 рублей 26 копеек, а также к излишней уплате страховых взносов в сумме 110 515 рублей 63 копейки, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 86 987 рублей 66 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 19 794 рубля 55 копеек, страховые взносы на случай временной нетрудоспособности - 3733 рубля 42 копейки. Учреждением при исчислении средней заработной платы для оплаты ежегодных оплачиваемых отпусков Смолякову А.В. в проверяемом периоде включены, в том числе суммы ранее необоснованно начисленных и неправомерно выплаченных премий по результатам работы. В проверяемом периоде исполняющему обязанности руководителя учреждения Смолякову А.В. предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска и заменена денежной компенсацией ежегодного оплачиваемого отпуска на основании приказов учреждения от 14.02.2020 N 29-о денежные средства в сумме 7767 рублей 60 копеек, от 23.07.2020 N285-о денежные средства в сумме 31 474 рублей 38 копеек, от 17.09.2020 N 216-л денежные средства в сумме 15 829 рублей 45 копеек, от 28.09.2020 N 405-о денежные средства в сумме 23 987 рублей 90 копеек. В расчет сумм, подлежащих выплате к отпуску, учреждением включались ранее неправомерно начисленные и выплаченные в пользу Смолякова А.В. премии, которые в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса, пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда квалифицированы в качестве нецелевого расходования средств краевого бюджета. Вследствие нарушения учреждением требований пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения об оплате труда учреждения при начислении и выплате премии исполняющему обязанности директора учреждения Смолякову А.В. необоснованно начислен и неправомерно выплачен размер ежегодных оплачиваемых отпусков в сумме 31 734 рублей 27 копеек, а также излишне уплачены страховые взносы на сумму необоснованно начисленных и неправомерно выплаченных ежегодных оплачиваемых отпусков 9212 рублей 80 копеек, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 6981 рубля 54 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 1618 рублей 45 копеек, страховые взносы на случай временной нетрудоспособности - 917 рублей 13 копеек. Таким образом, в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса учреждением в 2020 году допущено нецелевое использование средств краевого в общей сумме 40 947 рублей 07 копеек на расходы по оплате отпускных исполняющему обязанности директора учреждения Смолякову А.В., при исчислении которых в расчет среднего заработка включены премии, начисленные и выплаченные в нарушение пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда. В 2020 году при расходовании средств краевого бюджета допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 545 492 рубля 96 копеек, в том числе: 504 545 рублей 89 копеек - необоснованное начисление и неправомерные выплаты премий исполняющему обязанности директора Смолякову А.В.; 40 947 рублей 07 копеек - неправомерные расходы по оплате отпускных исполняющему обязанности директора Смолякову А.В.
Выплаты в 2021 году. Приказом департамента имущественных отношений от 19.10.2021 N 2726 на Смолякова А.В. заместителя директора с 19.10.2021 возложено исполнение обязанностей директора учреждения. Согласно представленным к проверке документам приказами учреждения в октябре 2021 года за подписью исполняющего обязанности директора Смолякова А.В. выплачивались премии по результатам работы за октябрь 2021 года, в том числе и Смолякову А.В. Документов о премировании по результатам работы за октябрь 2021 года в виде приказов департамента имущественных отношений к проверке не предоставлено. Таким образом, установление Смоляковым А.В. самому себе премий по результатам работы за октябрь 2021 года противоречит нормам, предусмотренным пунктом 9 раздела 2 Положения N 742, пунктом 5 раздела 3 Положения N 193 и пунктом 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда. В связи с указанным ее начисление по приказам, подписанным непосредственно самим исполняющим обязанности директора Смоляковым А.В., является необоснованным. Нарушение учреждением требований пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда, привело к выплатам денежных средств (премии по результатам работы за месяц - октябрь 2021 года в пользу Смолякова А.В., не имевшего правовых оснований к их получению в размере 14 327 рублей 50 копеек, а также к излишней уплате страховых взносов в сумме 4973 рублей 49 копеек, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 3623 рубля 07 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 839 рублей 89 копеек, страховые взносы на случай временной нетрудоспособности - 510 рублей 53 копейки. Учреждением при исчислении средней заработной платы для оплаты ежегодных оплачиваемых отпусков Смолякову А.В. в проверяемом периоде включены, в том числе суммы ранее необоснованно начисленных и неправомерно выплаченных премий по результатам работы. В проверяемом периоде исполняющему обязанности руководителя учреждения Смолякову А.В. предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска и заменена денежной компенсацией ежегодного оплачиваемого отпуска на основании приказов учреждения от 04.02.2021 N 26-о денежные средства в сумме 38 286 рублей 08 копеек, от 12.05.2021 N 174-о денежные средства в сумме 6899 рублей 70 копеек, от 22.07.2021 N 329-о денежные средства в сумме 23 170 рублей 08 копеек, от 18.10.2021 N 522-о денежные средства в сумме 13 019 рублей 81 копейки. В расчет сумм, подлежащих выплате к отпуску, учреждением включались ранее неправомерно начисленные и выплаченные в пользу Смолякова А.В. премии, которые в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса, пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда квалифицированы в качестве нецелевого расходования средств краевого бюджета. Вследствие нарушения учреждением требований пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения об оплате труда учреждения при начислении и выплате премии исполняющему обязанности директора учреждения Смолякову А.В. необоснованно начислен и неправомерно выплачен размер ежегодных оплачиваемых отпусков в сумме 28 461 рубля 48 копеек (в том числе НДФЛ 1167 рублей), а также излишне уплачены страховые взносы на сумму необоснованно начисленных и неправомерно выплаченных ежегодных оплачиваемых отпусков 8595 рублей 38 копеек, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 6266 рублей 17 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 1451 рубль 54 копейки, страховые взносы на случай временной нетрудоспособности - 877 рублей 67 копеек. Таким образом, в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса учреждением в 2021 году допущено нецелевое использование средств краевого в общей сумме 37 056 рублей 86 копеек на расходы по оплате отпускных исполняющему обязанности директора учреждения Смолякову А.В., при исчислении которых в расчет среднего заработка включены премии, начисленные и выплаченные в нарушение пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда. Таким образом, в 2021 году при расходовании средств краевого бюджета допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 58 498 рублей 85 копеек, в том числе: 21 441 рубль 99 копеек - необоснованное начисление и неправомерные выплаты премий исполняющему обязанности директора Смолякову А.В.; 37 056 рублей 86 копеек - неправомерные расходы по оплате отпускных исполняющему обязанности директора Смолякову А.В.
Всего учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 746 330 рублей 99 копеек.
Апелляционный суд рассмотрел и обоснованно отклонил довод заявителя о том, что учреждением при осуществлении спорных выплат не нарушены положения статей 70 и 162 Бюджетного кодекса. Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что в данном случае основная задача учреждения при осуществлении расходов заключается не в формальном перечислении средств в разрезе кодов классификации расходов согласно доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год, а в осуществлении расходов, в том числе при премировании работников, в соответствии с действующим законодательством. Направление средств краевого бюджета на выплаты работнику, которому данные выплаты не предусмотрены в силу указания на это в действующем законодательстве, не соответствует целям, определенным бюджетной сметой и признается нецелевым использованием.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил ссылку заявителя на позицию департамента имущественных отношений, выраженную в письме от 22.10.2021 N 52-36-09-48815/21 "О пояснении порядка оплаты труда при исполнении обязанностей директора", поскольку она не содержит в себе доказательств правомерности осуществления спорных выплат.
С учетом установленного в рамках проверки факта нецелевого расходования средств краевого бюджета, свидетельствующего о недостижении целей, ради которых выделены средства бюджета, неосуществление в связи с выявленными нарушениями возврата в доход краевого бюджета в установленный предписанием срок в размере 746 330 рублей 99 копеек, Краснодарскому краю причинён реальный ущерб в указанном объеме.
Суды учли, что в рамках дела N А32-16107/2023 обжаловалось представление от 18.01.2023 N 21-061. Решением суда первой инстанции от 26.06.2023, постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2023, оставленными без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.10.2023, в удовлетворении заявленных требований учреждению отказано.
Поскольку в установленный в предписании срок, а также на дату подачи иска сумма ущерба, причиненного Краснодарскому краю, учреждением не возмещена, соответствующие денежные средства в доход краевого бюджета не перечислены, суды правомерно удовлетворили заявленные департаментом финансово-бюджетного надзора требования.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел и обоснованно отклонил доводы учреждения о том, что оспариваемое предписание не отвечает критериям правовой определенности и исполнимости, поскольку текст предписания не допускает двойственного толкования вопроса об устранении каких нарушений идет речь, не создает правовой неопределенности относительно характера действий, которые должен совершить заявитель для устранения выявленных нарушений. Кроме того, в данном деле законность предписания не проверяется.
Доводы заявителя являлись предметом оценки судебных инстанций, были проверены и обоснованно отклонены нижестоящими судами; по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Несогласие заявителя с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, или допущенной ошибке. Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 по делу N А32-20501/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд рассмотрел и обоснованно отклонил довод заявителя о том, что учреждением при осуществлении спорных выплат не нарушены положения статей 70 и 162 Бюджетного кодекса. Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что в данном случае основная задача учреждения при осуществлении расходов заключается не в формальном перечислении средств в разрезе кодов классификации расходов согласно доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год, а в осуществлении расходов, в том числе при премировании работников, в соответствии с действующим законодательством. Направление средств краевого бюджета на выплаты работнику, которому данные выплаты не предусмотрены в силу указания на это в действующем законодательстве, не соответствует целям, определенным бюджетной сметой и признается нецелевым использованием.
...
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 марта 2024 г. N Ф08-727/24 по делу N А32-20501/2023