г. Краснодар |
|
01 апреля 2024 г. |
Дело N А32-32134/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Зотовой И.И.,
судей Коржинек Е.Л. и Садовникова А.В.,
при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Сажина С.Л. (доверенность от 21.12.2023),
в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2024 по делу N А32-32134/2023,
установил следующее.
ПАО "Россети Кубань" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконными действий по приостановлению государственной регистрации прав, формализованных в уведомлении от 06.02.2023 N КУВД-001/2023-3121517/1, отказу в государственной регистрации прав, формализованных в уведомлении от 02.11.2023 N КУВД-001/2023-3121517/7; о возложении обязанности на управление осуществить государственную регистрацию права собственности общества на объект недвижимости "Воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности Джубгинской ТЭС до подстанции "Джубга", от Джубгинской ТЭС до подстанции "Архипо-Осиповка", от подстанции "Джубга" до подстанции "Архипо-Осиповка", расширение, реконструкция подстанций (проектные и изыскательские работы, строительство, реконструкция)" с кадастровым номером 23:33:0000000:3688, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, город-курорт Геленджик, документы на который были представлены с заявлением от 27.01.2023 N КУВ Д-001/2023-3121517/1 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Решением от 01.12.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.01.2024, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение от 01.12.2023 и постановление от 15.01.2024, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
По мнению подателя жалобы, судебные акты вынесены при неправильном применении норм материального права и неполно выясненных обстоятельствах. Учитывая противоречие данных в Едином государственном реестре недвижимости (которые внесены на основании технического плана) и в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, управление не может осуществить государственную регистрацию права собственности общества на возведенное сооружение, так как существует возможность нарушения прав третьих лиц.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Законность обжалуемых судебных актов проверяется судом округа в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1, 3 статьи 286 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 23.10.2015 введен в эксплуатацию объект недвижимости "Воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности Джубгинской ТЭС до подстанции "Джубга", от Джубгинской ТЭС до подстанции "Архипо-Осиповка", от подстанции "Джубга" до подстанции "Архипо-Осиповка", расширение, реконструкция подстанций (проектные и изыскательские работы, строительство, реконструкция)". 30 марта 2016 года указанный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 23:33:0000000:3688.
27 января 2023 года общество подало заявление о государственной регистрации права без одновременного государственного кадастрового учета (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества) N MFC0495/2023-3105-1 (N КУВ Д-001/2023-3121517/1) с приложением следующих документов: соглашения об установлении сервитута от 09.11.2017 N 122, договора аренды земельного участка от 14.09.2020 N 23-09/5720/2, соглашения об установлении сервитута от 29.03.2019 N 13/19/604, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 23.10.2015 N 23-000-208-2013, копии доверенности от 08.02.2022 N 23АА6663189, копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 18.08.2020, копии выписки из протокола от 29.05.2020 N 43, копии листа записи Единого государственного реестра юридических лиц от 10.08.2020, копии изменения в устав от 29.05.2020 N 43, заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок с прилагаемыми документами от 27.01.2023 N MFC-0495/2023-3105-1, платежного поручения от 29.11.2022 N 35557.
При проведении правовой экспертизы представленных обществом документов управлением на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) принято решение о приостановлении государственной регистрации прав (уведомление от 06.02.2023 N КУВД-001/2023-3121517/1) в связи с несоответствием количества земельных участков, указанных в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым сооружение с кадастровым номером 23:33:0000000:3688 расположено в пределах 33 земельных участков.
16 марта 2023 года общество подало заявление о предоставлении дополнительного пакета документов N MFC-0495/2023-11575-1 с приложением доверенности от 08.02.2022, информационного письма от 15.03.2023 и схемы от 16.03.2023.
2 ноября 2023 года управлением принято решение об отказе в государственной регистрации прав (уведомление N КУВД001/2023-3121517/7) в связи с тем, что по истечении срока приостановления осуществления регистрационных действий заявителем не были устранены причины, выявленные при проведении правовой экспертизы, послужившие основаниями для приостановления заявленных регистрационных действий, в том числе не устранены следующие противоречия:
в соответствии с представленным разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 23.10.2015 N 23-00-208-2013 построенный линейный объект "Воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности Джубгинской ТЭС до ПС 110 кВ "Лермонтове", реконструкция подстанции (проектные и изыскательские работы, строительство, реконструкция)" расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 23:33:1501001:201, 23:33:1502001:241, 23:33:0603001:126, 23:33:0603001:125, 23:33:0604002:113, 23:33:0604002:89, 23:33:0604002:78, 23:33:0604002:95, 23:33:0000000:598, 23:33:0000000:599, 23:33:1502001:239, 23:33:0605001:50, 23:40:0000000599, 23:33:0605003:304, 23:33:0606002:184, 23:33:0602001:123. По данным Единого государственного реестра недвижимости, сооружение с кадастровым номером 23:33:0000000:3688 расположено в границах земельных участков частично с иными кадастровыми номерами: 23:00:0000000:217, 23:33:0000000:37, 23:33:0000000:56, 23:33:0000000:59, 23:33:0000000:599, 23:33:0603001:101, 23:33:0603001:186, 23:33:0603001:79, 23:33:0603001:81, 23:33:0604002:139, 23:33:0604002:140, 23:33:0604002:143, 23:33:0604002:78, 23:33:0604002:89, 23:33:0604002:95, 23:33:0605003:294, 23:33:0605003:298, 23:33:0605003:304, 23:33:0605003:349, 23:33:0605003:449, 23:33:0605003:721, 23:33:0605003:722, 23:33:0606001:137, 23:33:0606001:139, 23:33:0606001:48, 23:33:0606002:184, 23:33:0606002:420, 23:33:0606006:23, 23:33:0606034:6, 23:33:1501001:201, 23:33:1501001:295, 23:33:1502001:241, 23:33:1502001:304. Сведения на земельные участки с кадастровыми номерами 23:00:0000000:217, 23:33:0000000:37, 23:33:0000000:56, 23:33:0000000:59, 23:33:0603001:101, 23:33:0603001:79, 23:33:0603001:81, 23:33:0604002:78, 23:33:0604002:89, 23:33:0604002:95, 23:33:0605003:294, 23:33:0605003:298, 23:33:0605003:304, 23:33:0605003:349, 23:33:0605003:449, 23:33:0606001:139, 23:33:0606001:48, 23:33:0606002:184, 23:33:0606006:23, 23:33:0606034:6, 23:33:1501001:201, 23:33:1502001:241 были внесены в Единый государственный реестр недвижимости до выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, однако сведения о данных земельных участках отсутствуют в указанном разрешении.
Несогласие с действиями управления по приостановлению регистрации и отказу в государственной регистрации прав послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Кодекса следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Положениями Закона N 218-ФЗ определено, что регистрация прав осуществляется посредством внесения в реестр записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в реестр. Государственная регистрация права в реестре является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Законом порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного Закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено названным Законом или иными федеральными законами.
Частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком разрешения на строительство здания, сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения проектной документации и (или) иной указанной в данной части документации (копий такой документации) не осуществляется. В техническом плане указываются сведения о такой документации. Сведения из такой документации включаются в текстовую и графическую части технического плана в объеме, предусмотренном формой технического плана, требованиями к его подготовке, составом содержащихся в нем сведений.
В силу пунктов 7, 9 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав осуществляется в числе прочего проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляются также в случае, если на момент государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды земельного участка, предоставленного для цели строительства указанных объектов недвижимости, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек. В случае, если для строительства линейного объекта, в том числе расположенного на нескольких земельных участках, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не требуется разрешение на строительство, истечение срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком, на котором полностью или частично расположен такой линейный объект, не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении такого линейного объекта при условии, что на момент окончания строительства (этапа строительства) такого линейного объекта на данном земельном участке срок действия соответствующего договора не истек.
В силу части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии со статьей 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости; государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (часть 2).
Согласно пункту 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса, право на объект недвижимости, созданный после вступления в силу Закона N 122-ФЗ, возникает с момента его государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса имеющиеся в деле доказательства, доводы и пояснения сторон по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании и взаимной связи доказательств в их совокупности, установив, что к заявлению о государственной регистрации прав обществом приложены правоустанавливающие документы, содержащие в себе сведения, необходимые для регистрации, в том числе правоустанавливающие документы на земельные участки, оформленные на момент строительства и ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством, учитывая, что местоположение объекта недвижимости не менялось, заявителем приняты все возможные меры для представления документов, необходимых для осуществления регистрационных действий, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что у управления отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий в отношении объекта общества, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод заинтересованного лица о невозможности осуществления государственной регистрации права собственности общества на возведенное сооружение ввиду нарушения прав третьих лиц оценен апелляционным судом и признан несостоятельным, так как на основании технического плана и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объект поставлен на кадастровый учет в марте 2016 года, каких-либо изменений в его местоположение не вносилось, при обращении за регистрацией права собственности на объект недвижимости обществом предоставлены уже вновь оформленные правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположен объект.
Правовые основания для иных выводов, в том числе иной оценки представленных в материалы дела доказательств, у суда кассационной инстанции отсутствуют. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2024 по делу N А32-32134/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Зотова |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости; государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (часть 2).
Согласно пункту 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса, право на объект недвижимости, созданный после вступления в силу Закона N 122-ФЗ, возникает с момента его государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 апреля 2024 г. N Ф08-1563/24 по делу N А32-32134/2023